г. Самара |
|
21 декабря 2022 г. |
дело N А72-8113/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 декабря 2022 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Деминой Е.Г., судей Буртасовой О.И., Морозова В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Якушовой Н.С.,
без участия лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в зале N 3 апелляционную жалобу Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 13 октября 2022 года по делу N А72-8113/2022 (судья Чернышова И.В.)
по иску общества с ограниченной ответственностью УК "Гермес" (ОГРН 1197325002731, ИНН 7321007258) к муниципальному образованию "город Ульяновск" в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска (ОГРН 1027301160886, ИНН 7325037133) о взыскании,
третье лицо: Управление муниципальной собственностью администрации города Ульяновска
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Гермес" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к муниципальному образованию "город Ульяновск" в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска (далее - ответчик) о взыскании задолженности по взносам на капитальный ремонт общего имущества:
многоквартирного дома N 5 по улице 12 Сентября за период с 01.04.2019 по 31.12.2021 в размере 25 542,35 руб.;
многоквартирного дома N 5 по улице Варейкиса города Ульяновска за период с 01.04.2019 по 31.12.2021 в размере 35 169,03 руб.;
многоквартирного дома N 26 по улице Варейкиса города Ульяновска за период с 01.04.2019 года по 31.12.2021 года в размере 59 812,26 руб.;
многоквартирного дома N 29А по улице Варейкиса города Ульяновска за период с 01.04.2019 по 31.12.2021 в размере 31 443,96 руб.;
многоквартирного дома N 43 по улице Варейкиса города Ульяновска за период с 01.04.2019 по 31.12.2021 в размере 98 698,02 руб.;
многоквартирного дома за период с 01.04.2019 по 31.12.2021 в размере 71 791,99 руб.;
многоквартирного дома N 13 по проспекту Гая города Ульяновска за период с 01.04.2019 по 31.12.2021 в размере 23 606,45 руб.;
многоквартирного дома N 21А по проспекту Гая города Ульяновска за период с 01.04.2019 по 31.12.2021 в размере 51 169,94 руб.;
многоквартирного дома N 23А по проспекту Гая города Ульяновска за период с 01.04.2019 по 31.12.2021 в размере 7814,76 руб.;
многоквартирного дома N 65 по улице проспекту Гая города Ульяновска за период с 01.04.2019 по 31.12.2021 в размере 19 474,50 руб.;
многоквартирного дома N 82 по проспекту Гая города Ульяновска за период с 01.04.2019 по 31.12.2021 в размере 75 363,36 руб.;
многоквартирного дома N 7 по улице Железнодорожной города Ульяновска за период с 01.04.2019 по 31.12.2021 в размере 3133,25 руб.;
многоквартирного дома N 19 по улице Железнодорожной города Ульяновска за период с 01.04.2019 по 31.12.2021 в размере 24 558,45 руб.;
многоквартирного дома N 24 по улице Кирова города Ульяновска за период с 01.04.2019 по 31.12.2021 в размере 11 209,87 руб.;
многоквартирного дома N 28 по улице Кирова города Ульяновска за период с 01.04.2019 по 31.12.2021 в размере 49 726,95 руб.;
многоквартирного дома N 36 по улице Кирова города Ульяновска за период с 01.04.2019 по 31.12.2021 в размере 12 561,81 руб.;
многоквартирного дома N 52 по улице Кирова города Ульяновска за период с 01.04.2019 по 31.12.2021 в размере 15 126,54 руб.;
многоквартирного дома N 8А по улице Клубной города Ульяновска за период с 01.01.2020 по 31.12.2020 в размере 41 497,90 руб.;
многоквартирного дома N 6 по улице Кольцевой города Ульяновска за период с 01.04.2019 по 31.12.2021 в размере 61 534,10 руб.;
многоквартирного дома N 20 по улице Кольцевой города Ульяновска за период с 01.04.2019 по 31.12.2021 в размере 14 101,53 руб.;
многоквартирного дома N 40 по улице Кольцевой города Ульяновска за период с 01.04.2019 по 31.12.2021 в размере 91 144,24 руб.;
многоквартирного дома N 1 по улице Локомотивной города Ульяновска за период с 01.04.2019 по 31.12.2021 в размере 47 278,62 руб.;
многоквартирного дома N 5 по улице Локомотивной города Ульяновска за период с 01.04.2019 по 31.12.2021 в размере 13 819,87 руб.;
многоквартирного дома N 7 по улице Локомотивной города Ульяновска за период с 01.04.2019 по 31.12.2021 в размере 21 963,46 руб.;
многоквартирного дома N 9 по улице Локомотивной города Ульяновска за период с 01.04.2019 по 31.12.2021 в размере 15 676,93 руб.;
многоквартирного дома N 11 по улице Локомотивной города Ульяновска за период с 01.04.2019 по 31.12.2021 в размере 52 677,57 руб.;
многоквартирного дома N 199 по улице Локомотивной города Ульяновска за период с 01.04.2019 по 31.12.2021 в размере 24 282,42 руб.;
многоквартирного дома N 3 по улице Луначарского города Ульяновска за период с 01.04.2019 по 31.12.2021 в размере 35 814,31 руб.;
многоквартирного дома N 9 по улице Луначарского города Ульяновска за период с 01.04.2019 по 31.12.2021 в размере 46 963,09 руб.;
многоквартирного дома N 7 по улице Малосаратовской города Ульяновска за период с 01.04.2019 по 31.12.2021 в размере 36 746,59 руб.;
многоквартирного дома N 8 по улице Малосаратовской города Ульяновска за период с 01.04.2019 по 31.12.2021 в размере 11 946,18 руб.;
многоквартирного дома N 26 по улице Минаева города Ульяновска за период с 01.04.2019 по 31.12.2021 в размере 6 410,48 руб.;
многоквартирного дома N 28 по улице Минаева города Ульяновска за период с 01.04.2019 по 31.12.2021 в размере 19 227,65 руб.;
многоквартирного дома N 6 по улице Строителей города Ульяновска за период с 01.04.2019 по 31.12.2021 в размере 18 243,85 руб.;
многоквартирного дома N 10 по улице Строителей города Ульяновска за период с 01.04.2019 по 31.12.2021 в размере 35 845,29 руб.;
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление муниципальной собственностью администрации города Ульяновска.
Решением от 13.10.2022 исковые требования удовлетворены в заявленном размере.
Ответчик не согласился с принятым судебным актом и обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит отменить решение как незаконное и необоснованное, принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования оставить без удовлетворения.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска не является собственником жилых и нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности и не осуществляет полномочия собственника в отношении движимого и недвижимого имущества, составляющего казну муниципального образования "город Ульяновск" (согласно приложению 13 к решению Ульяновской Городской Думы от 24.05.2006 N 90).
Управление ЖКХ не обладает сведениями о площади жилых и нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, не ведёт реестр муниципального имущества. К тому же бесплатная приватизация жилых помещений действующим законодательством продлена бессрочно и муниципальная площадь в многоквартирных домах постоянно меняется.
Правовые основания для взыскания взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов за жилые и нежилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности с Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска отсутствуют. Доводы заявителя подробно изложены в апелляционной жалобе.
Представители сторон и третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, что в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с представленными доказательствами, суд апелляционной инстанции установил.
ООО УК "Гермес" на основании договоров управления является управляющей организацией многоквартирных домов: N 5 по улице 12 Сентября, N 5, N 26, N 29А, N43, N45 по улице Варейкиса; N13, 21А, N23А, N65, 82 по проспекту Гая; N7, N19 по улице Железнодорожной; N24, N28, N36, N52 по улице Кирова; N 8А по улице Клубной; N6, N20, N40 по улице Кольцевой; N1, N5, N7, N9, N11, N199 по улице Локомотивной; N3, N9 по улице Луначарского; N7, N8 по улице Малосаратовской; N26, N28 по улице Минаева; N6, N10 по улице Строителей.
В указанных домах расположены квартиры, принадлежащие на праве собственности муниципальному образованию "Город Ульяновск". Ответчик не перечисляет взносы на капитальный ремонт указанных домов, в связи с чем, у него образовалась задолженность в размере 1 211 377,57 руб.
Право собственности муниципального образования на перечисленные квартиры подтверждены выписками из реестра муниципального имущества и ЕГРП и ответчиком не оспорено.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался положениями статей 210, 249, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статей 36, 39, 154, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) в соответствии с которыми собственники нежилых помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество.
Согласно пункту 33 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (раздел I), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила), размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (часть 1 статьи 169 ЖК РФ).
В соответствии со статьей 171, пунктом 1 статьи 155 ЖК РФ взносы на капитальный ремонт, равно как и плата за жилое помещение и коммунальные услуги, вносятся ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
Согласно расчету истца, задолженность по взносам на капитальный ремонт общего имущества спорных помещений составляет 1 211 377,57 руб.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Ответчик заявленные истцом требования не оспорил, надлежащими доказательствами не опроверг, в связи с чем, требование истца судом первой инстанции признано обоснованным и подлежащим удовлетворению в заявленном размере.
Расходы по уплате государственной пошлины отнесены на ответчика по правилам статьи 110 АПК РФ.
Довод Управления о том, что он является ненадлежащим ответчиком, отклоняется как необоснованный.
Частью 1 статьи 126 и статьей 215 ГК РФ предусмотрено, что муниципальное образование отвечает по своим обязательствам, принадлежащим ему на праве собственности имуществом, составляющим муниципальную казну.
В соответствии со статьей 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Частью 1 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является местная администрация, которая уставом муниципального образования наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 3 Устава муниципального образования "город Ульяновск", утвержденного решением Ульяновской городской думы от 23.09.2014 N 119, к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, то есть муниципального образования "город Ульяновск".
В соответствии с Положением об Управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска, утвержденной решением Ульяновской городской думы N 90 от 24.05.2006 (в редакции от 29.09.2021 N 183), Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации город Ульяновска является отраслевым (функциональным) органом администрации города Ульяновска, осуществляющим в пределах своей компетенции функции по обеспечению решения вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий (пункт 1.1).
Управление в рамках возложенных на него задач выполняет следующие функции: осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя, главного администратора и получателя средств местного бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (пункт 4.1). От имени муниципального образования "город Ульяновск" по специальному поручению администрации города Ульяновска представляет интересы собственника муниципального жилищного фонда на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, заключает договоры управления многоквартирными жилыми домами с управляющими организациями от имени собственника муниципальных жилых помещений (пункт 4.8.1).
Кроме того, к функциям данного Управления относятся вопросы подготовки решения о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, согласование администрацией города Ульяновска акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (пункты 4.2.9, 4.2.19).
Согласно ведомственной структуре расходов бюджета муниципального образования "город Ульяновск" на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной решением Ульяновской городской думы от 09.12.2020 N 57, получателем бюджетных средств на оплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах за площади помещений, находящихся в муниципальной собственности, на капитальный ремонт муниципального жилищного фонда, на капитальный ремонт жилищного фонда является Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска.
Таким образом исковые требования обоснованно предъявлены к муниципальному образованию "Город Ульяновск" в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска.
Расходы по уплате государственной пошлины отнесены на ответчика по правилам статьи 110 АПК РФ.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, которые соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нормы материального и процессуального права применены правильно. Обжалуемое решение является законным и обоснованным, в связи с чем, оснований для его отмены не имеется.
От уплаты государственной пошлины ответчик освобожден на основании части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 13 октября 2022 года по делу N А72-8113/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Демина |
Судьи |
О.И. Буртасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-8113/2022
Истец: ООО УК "ГЕРМЕС"
Ответчик: МО "город Ульяновск" в лице Управления ЖКХ администрации города Ульяновска, УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА