г. Чита |
|
21 декабря 2022 г. |
Дело N А58-2701/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2022 года.
В полном объеме постановление изготовлено 21 декабря 2022 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бушуевой Е.М., судей: Горбатковой Е.В., Лоншаковой Т.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Присевко М.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Теплоэнергия" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 20 сентября 2022 года по делу А58-2701/2022 по исковому заявлению Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Саха (Якутия) (ИНН 1435063022, ОГРН 1021401055785) к акционерному обществу "Теплоэнергия" (ИНН 1435332211, ОГРН 1181447006069) о взыскании 106 345,48 руб.,
при участии в судебном заседании представителя Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Саха (Якутия) - Гузеевой Р.В. по доверенности от 22.07.2022 N 28 и представителя АО "Теплоэнергия" - Карпий Д.С. по доверенности от 28.12.2021 N 001,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Саха (Якутия) (далее - УФСИН по РС(Я), истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к акционерному обществу "Теплоэнергия" (далее - АО "Теплоэнергия", ответчик) о взыскании 88 934,53 руб. неосновательного обогащения, 11 276,97 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 02.04.2019 по 13.09.2022 и далее по день фактического исполнения.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 20 сентября 2022 года исковые требования удовлетворены частично, с акционерного общества "Теплоэнергия" в пользу Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Саха (Якутия) взысканы: 88 983,26 руб., из них неосновательное обогащение в размере 88 934,53 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 48,73 руб., в остальной части иска отказано.
Ответчик, не согласившись с принятым судебным актом, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять новый судебный акт.
Указывает, что сторонами были согласованы все условия контрактов, в том числе цена. Оплата производилась по цене, согласованной сторонами, при этом сделки не были признаны незаключёнными или ничтожными в установленном законом порядке. Суд первой инстанции неправильно установил фактические обстоятельства дела - оснований для применения льготных тарифов к квартире N 2 в отсутствие отнесения её к категории служебных жилых помещений не имелось.
Истец в возражениях на апелляционную жалобу просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, оставить решение суда первой инстанции без изменений.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, изучив материалы дела, оценив доказательства в деле в их совокупности, достаточности и взаимной связи, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в период с 2019 по 2021 между Управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Саха (Якутия) (истец) и акционерным обществом "Теплоэнергия" (ответчик) были заключены государственные контракты на поставку горячего водоснабжения и тепловой энергии в горячей воде на объект, расположенный по адресу: г. Якутск, мкр. Марха, ул. Якова Петерса, 4:
- N 30440Г/378 от 09.12.2019 (горячее водоснабжение) на общую сумму 28 096 руб.,
- N 30432Т/377 от 09.12.2019 (тепловая энергия) на общую сумму 190 049,10 руб.,
- N 30432Т/29 от 25.02.2020 (на поставку тепловой энергии в горячей воде) на общую сумму 95 842,08 руб.,
- N 30440Г/30 от 25.02.2020 (на поставку горячего водоснабжения) на общую сумму 12 353,84 руб.,
- N 30432Т/321 от 25.11.2020 (на поставку тепловой энергии) на общую сумму 98 867,34 руб.,
- N 30440Г/328 от 30.11.2020 (на горячее водоснабжение) на общую сумму 15 523,61 руб.,
- N 30432Т/235 от 22.12.2021, (на поставку тепловой энергии в горячей воде) на общую сумму 205 430,52 руб.,
- N 3040 Г/236 от 22.12.2021 (на горячее водоснабжение) на общую сумму 27 582,54 руб.
По условиям государственных контрактов расчет за потребленную горячую воду и тепловую энергию производится по тарифам, соответствующим группам потребителей, установленными нормативными актами Госкомцен - РЭК РС (Я) и органом местного самоуправления.
Согласно приложениям N 1 к государственным контрактам N 30432Т/377 и N 30440Г/378 от 09.12.2019 поставка тепловой энергии и горячего водоснабжения осуществлялась по следующим тарифам:
- ГВС МЗ (квартира N 2) тариф 146,11, ГВС МЗ (квартиры N 8, 9, 10, 16) тариф 129,85 на период с 01.01.2019 по 30.06.2019,
- ГВС МЗ (квартира N 2) тариф 177,27, ГВС МЗ (квартиры N 8, 9, 10, 16) тариф 130,24 на период с 01.07.2019 по 31.12.2019,
- отопление (квартира N 2) тариф 2 224,25, отопление (квартиры N 8, 9, 10, 16) тариф 1 598,15 на период с 01.01.2019 по 30.06.2019,
- отопление (квартира N 2) тариф 2 314,03, отопление (квартиры N 8, 9, 10, 16) тариф 1 610,80 на период с 01.07.2019 по 31.12.2019.
По государственным контрактам N 30432Т/29, N 30440Г/30 от 25.02.2020, N 30432Т/321 от 25.11.2020, N 30440Г/328 от 30.11.2020 поставка тепловой энергии и горячего водоснабжения осуществлялась по следующим тарифам:
- ГВС МЗ (квартира N 2) тариф 177,27, ГВС МЗ (квартиры N 8, 9, 10, 16) тариф 130,24 на период с 01.01.2020 по 30.06.2020,
- ГВС МЗ (квартира N 2) тариф 177,27, ГВС МЗ (квартиры N 8, 9, 10, 16) тариф 130,24 на период с 01.07.2020 по 31.12.2020,
- отопление (квартира N 2) тариф 2 314,03, отопление (квартиры N 8, 9, 10, 16) тариф 1 610,80 на период с 01.01.2020 по 30.06.2020,
- отопление (квартира N 2) тариф 2 340,98, отопление (квартиры N 8, 9, 10, 16) тариф 1 675,23 на период с 01.07.2020 по 31.12.2020.
По государственным контрактам N 30432Т/235, N 3040 Г/236 от 22.12.2021 поставка тепловой энергии и горячего водоснабжения осуществлялась по следующим тарифам:
- ГВС МЗ (квартира N 2) тариф 179,36, ГВС МЗ (квартиры N 8, 9, 10, 16) тариф 136,75 на период с 01.01.2021 по 30.06.2021,
- ГВС МЗ (квартира N 2) тариф 197,70, ГВС МЗ (квартиры N 8, 9, 10, 16) тариф 144,96 на период с 01.07.2021 по 31.12.2021,
- отопление (квартира N 2) тариф 2 340,98, отопление (квартиры N 8, 9, 10, 16) тариф 1 675,23 на период с 01.01.2021 по 30.06.2021,
- отопление (квартира N 2) тариф 2 624,61, отопление (квартиры N 8, 9, 10, 16) тариф 1 775,74 на период с 01.07.2021 по 31.12.2021.
При определении тарифов истец, руководствуясь постановлением Государственного комитета по ценовой политики - Региональной энергетической комиссии Республики Саха (Якутия) "Об установлении тарифов на горячее водоснабжение, поставляемую теплоснабжающими организациями Республики Саха Якутия)", в период с 01.01.2019 по 31.12.2021 устанавливало тарифы для ответчика по категории "экономически обоснованный тариф".
В период с 01.01.2019 по 31.12.2021 истец на основании выставленных ответчиком счетов произвел оплату поставленной в жилые помещения (квартиры N 2,8,9,10,16) тепловой энергии и горячего водоснабжения по тарифу, установленному государственными контрактами, а именно для квартиры N 2 по "экономически обоснованному тарифу", в отношении квартир N 8,9,10,16 по тарифу "для населения".
При этом согласно распоряжению Федеральной службы исполнения наказаний (г. Москва) N 352-р от 04.06.2012 квартиры N 8, 9, 10, 16, расположенные по ул. Якова Петерса, д. 4 в микрорайоне Марха, г. Якутска Республики Саха (Якутия) были отнесены к служебным жилым помещениям специализированного жилого фонда УФСИН по Республике Саха (Якутия), а жилое помещение, квартира N2, расположенная по адресу: г. Якутск, ул. Якова Петерса, д. 4, в период с 01.01.2019 по 24.08.2021 на основании договора социального найма N25 от 24.05.2012, была передана в пользование Игнатьеву И.В. (пенсионеру УИС).
С 24.08.2021 указанное жилое помещение на основании распоряжения от 18.05.2021 N 03/90-р переведено в муниципальную собственность городского округа "город Якутск".
В обоснование исковых требований истец указывает, что в рассматриваемом случае при расчете стоимости коммунальных ресурсов, потребленных проживающими в квартире N 2 по ул. Якова Петерса, 4 гражданами, истцу следовало применять тариф, установленный "для населения", а не тариф "экономически обоснованный тариф".
Истцом в адрес ответчика 23.03.2022 направлено претензионное письмо N 15/ТО/7-2666 с требованием произвести возврат излишне уплаченных денежных средств.
Возврат денежных средств ответчиком произведен не был, в связи с чем, истец обратился в арбитражный суд с иском.
Суд первой инстанции, принимая решение, руководствовался положениями: статей 195, 196, 199, 202, 210, 249, 296, 298, 307, 395, 424, 539, 544, 1102, 1103, 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 14, 17, 30, 36, 37, 39, 92, 93, 153, 154, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, пункта 1 Приложения N 1 к Основам ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, подпункта "б" пункта 5 (3) Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, учел правовую позицию, сформулированную в пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2016 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", в пункте 51 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств".
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество.
По смыслу положений статей 210, 214, 249 и 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 30, 36, 37, 39, 153, 154, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанными лицами по внесению платы за жилое помещение, коммунальные услуги и услуги по содержанию общего имущества являются собственники и законные владельцы помещений (жилых/нежилых).
Согласно подпункту "б" пункта 5(3) Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, к категориям потребителей, приравненных к населению, относятся наймодатели (или уполномоченные ими лица), предоставляющие гражданам жилые помещения специализированного жилищного фонда, включая служебные жилые помещения, жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, для временного поселения лиц, признанных беженцами, жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан, а также жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для обеспечения теплоснабжения и горячего водоснабжения населения.
В рассматриваемом случае судом первой инстанции установлено, что спорные государственные контракты заключены истцом с ответчиком не для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности, а в целях оказания коммунальных услуг гражданам, состоящим, а также ранее состоявшим в служебных отношениях с управлением, и проживающих в принадлежащих ему квартирах, в связи с этим, стоимость поставляемых ресурсов должна определяться по тарифу для населения.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что к спорным отношениям сторон не подлежат применению нормы о неосновательном обогащении, поскольку тарифная группа была согласована сторонами в спорных контрактах, подлежат отклонению.
В силу пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Поскольку правовые основания для установления в контрактах и применения в расчетах между сторонами повышенного тарифа в данном случае отсутствовали, истребуемая сумма является неосновательным обогащением ответчика и подлежит возврату истцу на основании статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Подобная правовая позиция отражена в пункте 4 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2000 N 49 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением норм о неосновательном обогащении".
Доводов ответчика, о том, что отсутствуют основания для применения льготных тарифов к квартире N 2, в связи с не отнесением ее к категории служебных жилых помещений, подлежит отклонению в силу следующего.
Ответчик указывает, что поскольку квартира N 2, расположенная по адресу г. Якутск, ул. Якова Петерса, д. 4, не имеет статус - служебного жилого помещения, подлежит применению тариф по категории "экономически обоснованный тариф".
Указанный довод ответчика также является не состоятельным, поскольку договоры социального найма жилых помещений государственного и муниципального фондов и договор найма специализированного жилищного фонда различны по своей правовой природе, основаниям возникновения и основаниям прекращения.
Части 1 и 3 статьи 100 Жилищного кодекса Российской Федерации определяют, что по договору найма специализированного жилого помещения собственник такого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать нанимателю жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем. В договоре найма указываются предмет договора, права и обязанности сторон по пользованию специализированным жилым помещением. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора (пункт 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В пункте 11 Правил N 354 указано, что условия предоставления коммунальных услуг нанимателю определяются в договоре найма, в том числе договоре социального найма, договоре найма специализированного жилого помещения, договоре найма жилого помещения, находящегося в частной собственности, - для нанимателя жилого помещения по такому договору.
В соответствии со статьей 17 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение предназначено для проживания граждан.
Материалами дела подтверждено, что спорное жилое помещение предназначено для проживания физических лиц, а поставляемая ответчиком тепловая энергия используется для отопления и горячего водоснабжения жилого помещения, то есть с целью удовлетворения коммунально-бытовых нужд проживающих в нем граждан.
Согласно пункту 1 Приложения N 1 к Основам ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, подпункту "б" пункта 5(3) Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N1075, к категориям потребителей, приравненных к населению, относятся наймодатели (или уполномоченные ими лица), приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для обеспечения теплоснабжения и горячего водоснабжения населения.
При таких обстоятельствах довод ответчика о том, что для применения тарифа "для населения" в отношении квартиры N 2 необходимо наличие статуса "служебного жилого помещения", являются не обоснованными, в силу закона.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут быть приняты судом апелляционной инстанции в качестве основания для отмены или изменения решения арбитражного суда, поскольку выводов суда первой инстанции они не опровергают, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При изложенных фактических обстоятельствах и правовом регулировании дела у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения обжалуемого решения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 20 сентября 2022 года по делу N А58-2701/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.М. Бушуева |
Судьи |
Е.В. Горбаткова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-2701/2022
Истец: Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Саха (Якутия)
Ответчик: АО "Теплоэнергия"