г. Пермь |
|
21 декабря 2022 г. |
Дело N А60-40073/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 декабря 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.
судей Гуляковой Г.Н., Трефиловой Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тиуновой Н.П.,
в отсутствие лиц участвующих в деле, извещенных о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, акционерного общества "Облкоммунэнерго",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 20 октября 2022 года
по делу N А60-40073/2022
по заявлению акционерного общества "Облкоммунэнерго" (ИНН 6671028735, ОГРН 1156658098266)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (ИНН 6658065103, ОГРН 1036602648928)
об оспаривании постановления о назначении административного наказания от 12.07.2022 по делу N 066/04/9.21-1908/2022,
третье лицо - Радаева Анжелика Сергеевна,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общества "Облкоммунэнерго" (далее - заявитель, общество) обратилось в суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - антимонопольный орган, Свердловское УФАС России) об оспаривании постановления о назначении административного наказания от 12.07.2022 по делу N 066/04/9.21-1908/2022.
В порядке статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Радаева Анжелика Сергеевна.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 20 октября 2022 года заявленные требования удовлетворены частично, постановление от 12.07.2022 по делу N 066/04/9.21-1908/2022 признано незаконным и отменено в части привлечения общества к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ в виде штрафа, размер которого превышает 300 000 руб. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель настаивает на наличии оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ, так как сетевая организация добросовестно исполняла принятые на себя обязательства (заключение необходимых договоров с подрядчиками, закупка материалов, обращение в муниципальный орган за получением необходимых согласований и разрешений и пр.), не относилась пренебрежительно к исполнению своих публично правовых обязанностей. Напротив, материалами дела подтверждается уважительность обстоятельств, которые стали причиной выполнения мероприятий по технологическому присоединению не в установленный законом срок. Сетевой организацией предприняты все необходимые меры для выполнения обязательств по договору в установленный срок. Действия сетевой организации не привели к существенной угрозе охраняемым общественным интересам: какие-либо материальные последствия правонарушения не наступили, предприняты все необходимые меры для выполнения публично-правовых обязанностей.
Антимонопольный орган, по доводам письменного отзыва, возражает против удовлетворения апелляционной жалобы.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили, что в силу частей 3 и 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, поводом к возбуждению дела об административном правонарушении согласно пункту 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ явилось поступившее посредством единого портала государственных услуг заявление Радаевой А.С. от 16.05.2022, вх.N 01-10589.
В ходе административного расследования установлено невыполнение обществом в установленный срок (в течение 6 месяцев после заключения договора с Радаевой А.С.) мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям энергопринимающих устройств Радаевой А.С. (строящегося объекта по адресу: Свердловская область, г. Нижний Тагил, микрорайон Серебрянский, кадастровый номер земельного участка 66:56:0108001:116). При оплате услуг 07.10.2021 указанные мероприятия к 07.04.2022 выполнены не были.
По данному факту в отношении общества был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ (поскольку ранее постановлением Свердловского УФАС России, вступившим в силу 02.06.2021, общество было привлечено к ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ (дело N А60-19440/2021). Указанное постановление было исполнено обществом 09.07.2021).
По результатам рассмотрения протокола антимонопольным органом вынесено постановление от 12.07.2022 по делу N 066/04/9.21-1908/2022 о назначении административного наказания от 12.07.2022 года, в соответствии с которым АО "Облкоммунэнерго" признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ. Заявителю назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 600 000 руб.
Полагая, что данное постановление является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции с учетом принципов справедливости и соразмерности наказания последствиям совершенного правонарушения снизил наложенный на общество штраф до 300 000 руб. Отказывая заявителю в удовлетворении остальной части требований, суд первой инстанции исходил из доказанности в действиях (бездействии) общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, отсутствия основании для признания совершенного правонарушения малозначительным.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, проанализировав нормы материального права, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет согласно части 2 статьи 9.21 КоАП РФ наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Событие административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, проявляется в повторном совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 указанной статьи, а именно в нарушении субъектом естественной монополии.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом в сроки, установленные Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, далее - Правила N 861).
Заключение договора является обязательным для сетевой организации (пункт 6 Правил N 861).
В соответствии с пунктом 103 Правил N 861 договор между сетевой организацией и заявителями, указанными в пунктах 12(1), 13(2)-13(5) и 14 Правил N 861, заключается путем направления заявителю выставляемого сетевой организацией счета для внесения платы (части платы) за технологическое присоединение и оплаты заявителем указанного счета.
В пункте 104 Правил N 861 указано, что наличие заключенного заявителями, указанными в пунктах 12(1), 13(2)-13(5) и 14 Правил N 861, договора, подтверждается документом об оплате такими заявителями счета, предусмотренного п. 103 Правил N 861.
Из материалов дела следует, что счет, выставленный АО "Облкоммунэнерго", оплачен заявителем 07.10.2021, что подтверждается документом об оплате от 07.10.2021.
Таким образом, договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств заявителя (объект на земельном участке с видом разрешенного использования: для продолжения строительства малоэтажной жилой застройки по адресу: Свердловская область, г. Нижний Тагил, в микрорайоне "Серебрянский", кадастровый номер земельного участка 66:56:0108001:116, максимальная мощность 8 кВт) с АО "Облкоммунэнерго" заключен 07.10.2021.
Радаева А.С. относится к категории заявителей, предусмотренных пунктом 14 Правил N 861 (технологическое присоединение энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику).
Согласно пункту 14 технических условий N 6093-2021-43-1-ЛК срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев с даты оплаты счета, то есть с 07.10.2021 по 07.04.2022.
Одним из существенных условий договора, в соответствии с подпунктом "б" пункта 16 Правил N 861, является срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(3), 13(5), 14 и 34 Правил N 861 (если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности).
Возможность продления срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению Правилами N 861 не установлена.
Факт невыполнения мероприятий по технологическому присоединению в срок 07.04.2022 общество не оспаривает.
Вступившим в силу 02.06.2021 постановлением Свердловского УФАС России по делу N 066/04/9.21-486/2020 АО "Облкоммунэнерго" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ (дело N А60-19440/2021). Указанное постановление было исполнено АО "Облкоммунэнерго" 09.07.2021.
Согласно статье 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
Таким образом, событие административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, является доказанным.
В ответ на протокол об административном правонарушении АО "Облкоммунэнерго" пояснило, что в рамках исполнения своих обязательств по технологическому присоединению общество приобрело необходимые материалы: 09.11.2021 стойки СВ-95-5 и СВ-110-5, 29.11.2021 провод СИП-4 и СИП-2; заключило договор подряда N 1103-2021 на проектно-изыскательские работы с подрядной организацией ООО "Проектно-геодезическая компания". В соответствие с рабочей документацией 14.02.2022 была запрошена схема границ предполагаемых к использованию земель для строительства ВЛ-0,4 кВ, которая была получена 28.02.2022. Заявление о выдаче разрешения на использование земель или части земельного участка без предоставления земельного участка и установления сервитута направлено 02.03.2022 в Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Нижний Тагил. Постановление администрации г. Нижний Тагил выдано 17.03.2022. В период с 17.03.2022 по 07.04.2022 производилось согласование на производство работ с владельцами коммуникаций. Проект реконструкции ВЛ-0,4 кВ и строительства ВЛ-0,4 кВ отпайкой от ЛЭП-0,4 кВ "Ф.1" от ТРП-1032 до точки присоединения направлен в Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Нижний Тагил 11.04.2022, согласован 21.04.2022. Заявление о согласовании производства земляных работ в администрацию г. Нижний Тагил направлено 27.04.2022, согласование получено 16.05.2022. То есть обществом приняты все зависящие от него меры, направленные на исполнение своих обязательств, обеспечение возможности осуществления технологического присоединения и соблюдению условий договора.
Рассмотрев доводы общество, антимонопольный орган обоснованно указал, что нарушение сроков, гарантированных Правилами N 861, ущемляет права лиц, обратившихся в сетевую организацию на своевременное подключение к электрическим сетям. Условия о сроках осуществления мероприятий по технологическому присоединению, а также о распределении обязательств в рамках договора между сетевой организацией и заявителем, определены действующим законодательством и не могут быть изменены даже при наличии уважительных причин. Вне зависимости от наличия технических и технологических трудностей, связанных с проведением мероприятий по договору об осуществлении технологического присоединения, сетевая организация обязана надлежаще исполнить соответствующие мероприятия в установленный законом и договором срок.
Мероприятия по технологическому присоединению со стороны сетевой организации выполнены по истечении более чем двух месяцев после срока, установленного договором и Правилами N 861 (последний день срока по договору 07.04.2022).
Факт совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, подтвержден материалами дела и обществом не опровергнут.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.
Основанием для освобождения общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности. Доказательств наличия указанных обстоятельств в деле не имеется.
Являясь субъектом естественной монополии, профессиональным участником товарного рынка по передаче электрической энергии и оказанию услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств, общество должно было не только знать о нормативном регулировании указанных правоотношений, но и предпринять все зависящие от него действия для обеспечения выполнения предусмотренных законом требований.
Между тем доказательств, подтверждающих, что заявитель предпринял все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения, чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, в материалах дела не имеется.
Таким образом, вина заявителя в совершении вменяемого ему административного правонарушения подтверждена представленными материалами.
С учетом изложенного следует согласиться с выводом суда первой инстанции о доказанности наличия в действиях АО "Облкоммунэнерго" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Срок давности привлечения к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ соблюден административным органом.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, антимонопольным органом соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований не установлено.
Подателем жалобы на рассмотрение апелляционного суда поставлен вопрос о малозначительности вмененного правонарушения и необходимости применения статьи 2.9 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пункте 18, пункте 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" предусмотрено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений статьи 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
При этом применение статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда.
Материалы дела не содержат доказательств того, что фактические обстоятельства дела могут свидетельствовать об исключительности ситуации, позволяющей применить статью 2.9 КоАП РФ, как это сформулировано в пункте 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".
Оценив представленные доказательства, характер и степень общественной опасности деяния, создающего угрозу охраняемым общественным отношениям, исходя из конкретных обстоятельств дела, суд первой инстанции не усмотрел оснований для освобождения общества от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения.
Оснований для переоценки указанных выводов судом апелляционной инстанции не установлено.
Наказание назначено обществу в виде административного штрафа в размере 300 000 руб. (то есть снижен на максимально возможную сумму в соответствии частями 3.2-3.3 статьи 4.1 КоАП РФ).
Таким образом, все обстоятельства, имеющие значения для дела, установлены судом верно. Нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 20 октября 2022 года по делу N А60-40073/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.В. Васильева |
Судьи |
Г.Н. Гулякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-40073/2022
Истец: АО "ОБЛКОММУНЭНЕРГО"
Ответчик: ОСП УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Радаева Анжелика Сергеевна