город Ростов-на-Дону |
|
21 декабря 2022 г. |
дело N А32-4585/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 декабря 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пименова С.В.
судей О.Ю. Ефимовой, М.В. Соловьевой
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Струкачевой Н.П.
при участии:
от акционерного общества "Тандер" посредством системы веб-конференции ИС "Картотека арбитражных дел" Коломиец Е.В. по доверенности от 04.02.2022, диплом, паспорт;
от Краснодарской таможни посредством системы веб-конференции ИС "Картотека арбитражных дел" Першин И.В. по доверенности от И.В. по доверенности от 28.06.2022, диплом, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Тандер"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.10.2022 по делу N А32-4585/2022
по заявлению акционерного общества "Тандер" (ИНН 2310031475, ОГРН 1022301598549)
к Краснодарской таможне (ИНН 2309031505, ОГРН 1022301441238)
о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Тандер" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным постановления Краснодарской таможни от 30.12.2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10309000-3322/2021.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 18.10.2022 в удовлетворении заявления Общества было отказано, заявленные требования удовлетворены. Решение мотивировано наличием в действиях Общества состава вменённого правонарушения.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает, что судом неполно были выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела. Суд при рассмотрении дела не исследовал вопрос об отсутствии у таможенного органа компетенции на направление спорного запроса. Суд не исследовал вопрос об отсутствии вины общества в совершении вменяемого правонарушения. Суд не учёл, что нарушение Обществом срока предоставления перевода на русский язык инвойсов явилось следствием нарушения таможней предусмотренного таможенным законодательством порядка запроса документов.
Таможенный орган признаёт, что Общество в полном объёме представило запрошенные документы и сведения необходимые для осуществления таможенного контроля.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционный суд удовлетворил ходатайства сторон об участии его представителя в судебном заседании с использованием системы веб-конференции.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объёме.
Представитель Краснодарской таможни просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения по доводам, изложенным в отзыве. Апелляционный суд приобщил отзыв к материалам дела.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Краснодарская таможня на основании статей 310, 313, 326 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), во исполнение писем Южного таможенного управления 31.03.2021 "О проведении мероприятий", от 02.06.2021 "О направлении информации", в отношении Общества с 16.07.2021 провела проверку таможенных, иных документов и (или) сведений после выпуска товаров, в части включения в структуру таможенной стоимости лицензионных и иных подобных платежей за использование объектов интеллектуальной собственности, в связи чем письмом с уведомлением о вручении направила Обществу запрос от 26.08.2021 N 09-15/23411о предоставлении в течении 15 календарных дней с даты его получения документов (далее - Запрос):
- в рамках исполнения обязательств по 16 договорам, рассматриваемых в ходе проверки, представить выставленные счета, акты выполненных работ, документы подтверждающие оплату;
- по этим договорам представить сведения о наименовании товара, виде и характере услуг (работ), стоимости оказанных услуг (работ), месте оказания услуг;
- представить договоры от 12.05.2017 с уникальным номером контракта (далее -УНК) 17060002/2272/0087/4/1, от 17.07.2017 с УНК 17090001/2272/0087/4/1, от 07.02.2020 с УНК 20020001/2272/0087/4/1 со всеми приложениями, дополнениями;
- по рассматриваемым договорам, представить декларации на товары, оформленные при ввозе товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) товаров;
- ведомости банковского контроля к договорам от 12.05.2017 (УНК 17060002/2272/0087/4/1), от 17.07.2017 (УНК 17090001/2272/0087/4/1), от 07.02.2020 (УНК 20020001/2272/0087/4/1);
- представить переводы направляемых документов составленных на ином иностранном языке;
- опись представляемых в адрес Краснодарской таможни в ответ на запрос документов и сведений;
- пояснения по причинам непредставления каких-либо документа или сведений.
Запрос был получен Обществом 31.08.2021.
13.09.2021 в Краснодарскую таможню от Общества поступило ходатайство от 07.09.2021 N 258-09/2 о продлении срока предоставления документов и сведений по Запросу до 01.10.2021, в связи с большим объёмом информации, необходимым к представлению.
Ходатайство Общества было удовлетворено и в адpec Общества было направленно письмо от 22.09.2021 N 09-15/26198, срок предоставления документов был увеличен на 17 календарных дней.
Письмами от 17.09.2021 N 278-14/2, от 30.09.2021 N 294-14/2 Общество представило в Краснодарскую таможню документы и сведения. При этом, Обществом не были представлены в Краснодарскую таможню следующие документы и сведения, указанные в Запросе:
- не представлены счета, акты выполненных работ, документы подтверждающие оплату в рамках договора от 06.08.2018 (УНК 18090009/1000/0030/4/1),от 25.10.2018 N ГК/57889/18(УНК18110009/2272/0087/4/1), от 13.11.2018 N ГК/37283/18(УНК18110008/2272/0087/4/1);
- не представлены ведомости банковского контроля к договорам от 12.05.2017 (УНК 17060002/2272/0087/4/1), от 17.07.2017 (УНК 17090001/2272/0087/4/1), от 07.02.2020 (УНК 20020001/2272/0087/4/1);
- не представлены переводы к инвойсам: 32398 от 24.06.2019, 32399 от 24.06.2019, 34362 от 16.12.2020, 32775 от 20.09.2019, 32866 от 30.09.2019, 33009 от 31.10.2019, 33008 от 31.10.2019, 33062 от 21.11.2019, 33191 от 23.12.2019, 33251 от 31.12.2019, 33364 от 31.01.2020, 33363 от 31.01.2020, 33399 от 19.02.2020, 33528 от 27.03.2020, 33526 от 25.03.2020, 33579 от 31.03.2020, 33609 от 20.04.2020, 33710 от 21.05.2020, 33677 от 12.05.2020, 33709 от 20.05.2020, 33674 от 12.05.2020, 33673 от 12.05.2020, 33790 от 23.06.2020, 33753 от 31.05.2020, 33714 от 29.05.2020, 33845 от 13.07.2020, 342231 от 31.10.2020, 34102 от 06.10.2020, 34053 от 30.09.2020, 34363 от 16.12.2020, 34318 от 30.11.2020, 34362 от 16.12.2020 выставленных в рамках договора от 21.06.2019 N GK/15593/19 о предоставлении лицензии на программное обеспечение и оказание услуг.
Таможенный орган пришёл к выводу о том, что Обществом в установленный срок до 04.10.2021 включительно, не представило документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, представление которых предусмотрено пунктами 1, 6 статьи 340 ТК ЕАЭС, и которые необходимы были Краснодарской таможне для осуществления задач и функций, установленных законодательством, в связи с чем 27.10.2021 старшим уполномоченным отдела Краснодарской таможни было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
26.11.2021 старшим уполномоченным отдела Краснодарской таможни составлен протокол об административном правонарушении по делу N 10309000-3322/2021 по признакам совершения Обществом административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
30.12.2021 исполняющим обязанности заместителя начальника Краснодарской таможни были рассмотрены материалы административного дела и вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 10309000-3322/2021, которым Общество было признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
Исследовав представленные доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюдён ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 3 статьи 16.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за непредставление в установленный таможенным органом срок документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля.
Объектом данного административного правонарушения является установленный порядок таможенного декларирования товаров.
Объективная сторона данного административного правонарушения выражается в непредставлении в установленный таможенным органом срок документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля.
Подпункт 35 пункта 2 статьи 2 ТК ЕАЭС определяет, что "таможенное декларирование" - это заявление таможенному органу с использованием таможенной декларации сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров.
Согласно пункту 3 статьи 80 ТК ЕАЭС перечень документов и (или) сведений, необходимых для совершения таможенных операций, способ и сроки их представления устанавливаются в соответствии с ТК ЕАЭС.
Пунктом статьи 104 ТК ЕАЭС установлено, что товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с ТК ЕАЭС.
В соответствии с пунктом 1 статьи 105 ТК ЕАЭС при таможенном декларировании применяется следующий вид таможенной декларации: декларация на товары.
Согласно пункту 8 статьи 111 ТК ЕАЭС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 84 ТК ЕАЭС, в числе прочего, декларант обязан представить таможенному органу в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации.
Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары, в числе прочего, подлежат указанию сведения о соблюдении запретов и ограничений в соответствии со статьёй ТК ЕАЭС.
Пунктом 6 статьи 340 ТК ЕАЭС установлено, что декларант, перевозчик, лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, и иные лица обязаны представлять таможенным органам документы и (или) сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в устной, письменной и (или) электронной формах.
В соответствии с пунктом 3 статьи 340 ТК ЕАЭС установленный таможен-ным органом в запросе (требовании) о представлении документов и (или) сведе-ний срок представления таких документов и (или) сведений может быть продлен на основании мотивированного обращения лица, которому направлен запрос (требование), в том числе для восстановления утраченных документов. Срок, на который продлевается представление документов и (или) сведений, определяется исходя из обращения лица, которому направлен запрос, но не должен превышать 2 месяца со дня истечения установленного таможенным органом срока представления документов и (или) сведений.
Согласно статье 332 ТК ЕАЭС камеральная таможенная проверка проводится путем изучения и анализа сведений, содержащихся в таможенных декларациях и (или) коммерческих, транспортных (перевозочных) и иных документах, пред-ставленных проверяемым лицом при совершении таможенных операций и (или) по требованию таможенных органов, документов и сведений государственных органов государств-членов, а также других документов и сведений, имеющихся у таможенных органов и касающихся проверяемого лица.
Статьёй 340 ТК ЕАЭС определено, что при проведении таможенного контроля таможенные органы вправе запрашивать, а в случаях, установленных ТК ЕАЭС, - требовать от декларанта, перевозчика, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, и иных лиц представления документов и (или) сведений, необходимых для проведения таможенного контроля, а также устанавливать срок их представления, который должен быть достаточным для представления запрашиваемых (истребованных) документов и (или) сведений.
Таким образом, в соответствии со статьёй 336 ТК ЕАЭС Общество, как проверяемое лицо, обязано было представить по требованию таможенного органа в установленные сроки документы и сведения на бумажном носителе, а при необходимости также на ином носителе, а в случае если необходимая в целях таможенной проверки документация составлена на ином языке, чем государственный язык государства-члена, таможенным органом которого проводится таможенная проверка, - представить должностным лицам таможенного органа, проводящим таможенную проверку, перевод указанной документации.
Доказательства того, что Обществом по состоянию на 13.10.2021 информация в соответствии с Запросом, была представлена в Краснодарскую таможню в полном объёме, в материалы дела не представлены.
Довод Общества о том, что должностным лицом таможенного органа подтверждается представление документов по Запросу без нарушения установленного срока их предоставления, апелляционный суд находит не опровергающим выводу о неисполнении Обществом Запроса в полном объёме. Пояснения таможенного органа в указанной части касаются представленных Обществом документов, но не относятся к не представленным документам и сведениям по Запросу в установленный срок.
Доказательства наличия объективных обстоятельств препятствовавших соблюдению Обществом норм таможенного законодательства ЕАЭС, а также свидетельствующих о том, что Общество предприняло необходимые и достаточные меры в целях надлежащего исполнения обязанностей в ходе проводимой таможенной проверки, хотя при этом имело реальную и объективную возможность для соблюдения требований таможенного законодательства, в ходе производства по делу не установлено и в материалы дела не представлено.
Общество могло и должно было предвидеть наступление вредных последствий в связи с непредставлением запрошенных таможенным органом в ходе таможенной проверки документов и сведений, но самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий.
Таким образом, административным органом доказано наличие в действиях Общества объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, таможней не пропущен, так как срок привлечения к административной ответственности по части 3 статьи 16.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составляет 2 года.
Согласно положению статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершённого им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Апелляционный суд отмечает, что назначенное Обществу административное наказание в виде административного штрафа в размере 50000 руб. назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 3 статьи 16.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обстоятельства отягчающие административную ответственность таможенным органом при назначении наказания не учитывались.
Назначенное Обществу административное наказание соответствует тяжести совершенного правонарушения, отвечает критериям разумности, справедливости, а также обусловлено достижением целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Состав административного правонарушения, указанный в части 3 статьи 16.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является формальным, то есть не предусматривает материально-правовых последствий содеянного, как обязательной составляющей объективной стороны правонарушения. Правонарушение считается оконченным независимо от наступления вредных последствий.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям в данном случае заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
В материалы дела Обществом не представлены доказательства, подтверждающие наличие исключительных обстоятельств, которые указывали бы на малозначительность совершённого Обществом правонарушения. Допущенное Обществом административного правонарушения не может быть признано в качестве малозначительного, исходя из недоказанности наличия исключительных обстоятельств, а также характера допущенного правонарушения.
На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришёл к выводу, что требования Общества удовлетворению не подлежат.
Доводы апелляционной жалобы Общества, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Согласно пункту 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
Частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем, апелляционный суд не рассматривает вопрос о распределении судебных расходов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.10.2022 по делу N А32-4585/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определённом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.В. Пименов |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-4585/2022
Истец: АО "Тандер"
Третье лицо: Краснодарская таможня