город Ростов-на-Дону |
|
20 декабря 2022 г. |
дело N А53-23998/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 декабря 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Илюшина Р.Р.,
судей Н.В. Нарышкиной, Т.Р. Фахретдинова,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Барановой М.С.,
при участии:
от ответчика: Ким Н.С. по доверенности от 12.10.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу некоммерческой организации "Ростовский областной фонд содействия капитальному ремонту"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 19.10.2022 по делу N А53-23998/2022
по заявлению товарищества собственников недвижимости "Речников 12 а"
к некоммерческой организации "Ростовский областной фонд содействия капитальному ремонту"
о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников недвижимости "Речников 12 а" (далее - заявитель, товарищество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к некоммерческой организации "Ростовский областной фонд содействия капитальному ремонту" (далее - заинтересованное лицо, фонд) о признании незаконным отказа N 5286 от 27.04.2022 в части отказа по причине, что владельцем специального счета не может быть товарищество собственников недвижимости (далее - ТСН).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 19.10.2022 признано незаконным решение некоммерческой организации "Ростовский областной фонд содействия капитальному ремонту" от 27.04.2022 N 5286 в части отказа по причине того, что владельцем специального счета не может быть товарищество собственников недвижимости; с фонда в пользу товарищества взыскано 3000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Заключив, что гражданское законодательство рассматривает товарищество собственников жилья (далее - ТСЖ) в качестве вида товариществ собственников недвижимости, что товарищество собственников недвижимости "Речников 12 а" является объединением собственников жилых помещений в многоквартирном доме (далее - МКД), созданное для совместного управления общим имуществом в МКД, суд пришел к выводу о возникновении у заявителя права на основании части 2 статьи 175 Жилищного кодекса Российской Федерации являться владельцем специального счета.
Фонд обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просил решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на следующие обстоятельства:
- товарищество собственников недвижимости является некоммерческой организацией, объединяющей собственников объектов недвижимости, а не собственников помещений многоквартирного дома;
- владельцем специального счета определено ТСЖ, но не ТСН;
- исковое заявление не подлежало рассмотрению в рамках главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель фонда поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Товарищество явку представителя в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте рассмотрения жалобы извещено.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав представителя фонда, апелляционная коллегия не находит оснований к отмене судебного акта.
Как видно из материалов дела, товарищество собственников недвижимости "Речников 12 а" создано на основании решения собственников многоквартирного дома 12а по ул. Речников г. Ростова-на-Дону, оформленного протоколом от 27.03.2017, и предоставляет услуги по содержанию общего имущества, текущему ремонту помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Ростовская область, г. Аксай, ул. Речников, 12 а.
На основании постановления администрации г. Аксай от 03.10.2016 многоквартирный дом 12а по ул. Речников осуществляет формирование фонда капитального ремонта на счете Регионального оператора НКО "Ростовский областной фонд содействия капитального ремонта.
Общим собранием собственников помещений дома 12а по ул. Речников, оформленным протоколом N 1 от 18.03.2022 принято решение об изменении способа формирования фонда капитального ремонта путем прекращения его формирования на счете регионального оператора НКО "Ростовский областной фонд содействия капитального ремонта", и дальнейшего его формирования на специальном счете.
30.03.2022 председатель правления товарищества обратилась в НКО "Ростовский областной фонд содействия капитальному ремонту" с заявлением об изменении порядка формирования товариществом фонда капитального ремонта с приложением решения общего собрания от 18.03.2022.
24.07.2022 письмом N 5286 фонд уведомил товарищество о невозможности принятия протокола от 18.03.2022, указывая, что в протоколе общего собрания собственников в нарушение части 4 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации не приняты решения о выборе владельца специального счета, размера ежемесячного взноса, о выборе кредитной организации, в которой будет открыт счет, не приняты решения по вопросам, указанным в части 3.2.1 статьи 175 Жилищного кодекса Российской Федерации. Также в письме НКО "Ростовский областной фонд содействия капитального ремонта" указал, что согласно частям 2 и 3 статьи 175 Жилищного кодекса Российской Федерации владельцем счета может быть товарищество собственников жилья, в то время как заявитель имеет наименование "товарищество собственников недвижимости".
По мнению товарищества, отказ фонда по основанию того, что заявитель является товариществом собственников недвижимости, является незаконным.
Изложенное послужило основанием для обращения товарищества в суд с заявлением по настоящему делу.
На основании части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Отношения, связанные с организацией проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в том числе связанные с формирование фонда капитального ремонта, урегулированы в IX разделе Жилищного кодекса Российской Федерации.
В состав фонда капитального ремонта согласно части 1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации входят взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, средства финансовой поддержки, предоставленной в соответствии со статьей 191 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
В силу части 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении срока, установленного законом субъекта Российской Федерации, составляющего не менее трех и не более восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 3 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете;
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
Согласно части 5 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не менее чем в течение трех месяцев и не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, которая утверждена в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке и в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. Владелец специального счета обязан обратиться в российскую кредитную организацию с заявлением об открытии специального счета не позднее чем в течение пятнадцати дней с даты уведомления владельца специального счета о его определении в качестве такового, если более ранний срок не установлен решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, за исключением случая, если владельцем специального счета является региональный оператор, считается реализованным при условии открытия специального счета и представления владельцем специального счета в орган государственного жилищного надзора документов, предусмотренных частью 1 статьи 172 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, в соответствии с приведенными нормативными положениями собственники помещений данного МКД вправе выбрать способ формирования фонда капитального ремонта и реализовать его.
Согласно части 5 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете считается реализованным при условии открытия специального счета и представления владельцем специального счета в орган государственного жилищного надзора документов, предусмотренных частью 1 статьи 172 настоящего Кодекса.
При этом если владельцем специального счета выбрано лицо, управляющее многоквартирным домом, такое лицо должно открыть специальный счет и направить региональному оператору копии направленных в орган государственного жилищного надзора документов, предусмотренных частью 1 статьи 172 Жилищного кодекса Российской Федерации (копия уведомления органа государственного жилищного надзора о выбранном собственниками помещений в многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, копия протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о принятии решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, оформленного в соответствии с требованиями, установленными в части 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации, и по перечню вопросов, указанных в части 4 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, копия справки банка об открытии специального счета).
Вопреки позиции апеллянта, товарищество собственников недвижимости, разновидностью которого является товарищество собственников жилья, является формой управления многоквартирным домом и принятие на общем собрании решения об избрании подобной формы управления не противоречит действующему законодательству.
Действительно, Федеральным Законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", вступившим в законную силу с 01.09.2014 (за исключением отдельных положений), введена новая организационно-правовая форма юридического лица - "товарищество собственников недвижимости", к которой относятся, в том числе товарищества собственников жилья.
Подпунктом 4 пункта 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах, в том числе в форме товариществ собственников недвижимости, к которым относятся, в том числе товарищества собственников жилья.
Как разъяснено в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", согласно пункту 4 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации особенности гражданско-правового положения юридических лиц отдельных организационно-правовых форм, типов и видов, а также юридических лиц, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах, определяются Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами и иными правовыми актами. В связи с этим нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о товариществах собственников жилья продолжают применяться к ним и после 1 сентября 2014 года и являются специальными по отношению к общим положениям Гражданского кодекса Российской Федерации о товариществах собственников недвижимости.
При таком правовом регулировании суд сделал правильный вывод о том, что гражданское законодательство не исключает возможность создания товарищества собственников жилья как вида товарищества собственников недвижимости.
Как усматривается из материалов дела, товарищество собственников недвижимости - заявитель по данному делу является объединением собственников помещений многоквартирного дома.
В соответствии с пунктом 1 статьи 123.12 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ) товариществом собственников недвижимости признается добровольное объединение собственников недвижимого имущества (помещений в здании, в том числе в многоквартирном доме, или в нескольких зданиях, жилых домов, садовых домов, садовых или огородных земельных участков и т.п.), созданное ими для совместного владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения имуществом (вещами), в силу закона находящимся в их общей собственности или в общем пользовании, а также для достижения иных целей, предусмотренных законами.
Таким образом, цели объединения собственников недвижимости, в том числе в многоквартирном доме и цели создания ТСЖ аналогичны.
При этом то, что ТСН представляет собой по сравнению с ТСЖ более широкое понятие, не изменяет ни цели его создания, отраженной в уставе, ни объема прав и обязанностей юридического лица, созданного в такой организационно-правовой форме как по отношению к собственникам, их создавшим, так и в отношениях с третьими лицами при реализации предоставленных прав и исполнения возложенных обязанностей.
Принимая во внимание действующее законодательство, предусмотревшего разные формы объединения граждан - собственников помещений в МКД в целях организации процесса управления общим имуществом и исполнения иных необходимых обязанностей для обеспечения потребностей собственников помещений в МКД, в совокупности с установленными по делу обстоятельствами фактической реализации заявителем своих прав по закону и по Уставу (управление многоквартирным домом в интересах собственников), выводы суда о незаконном отказе фонда по причине того, что владельцем специального счета не может быть товарищество собственников недвижимости, являются обоснованными, соответствуют подлежащим применению нормам права.
Доводы жалобы о нарушении порядка рассмотрения заявления подлежат отклонению.
Гражданские права и обязанности возникают в том числе из актов государственных органов и органов местного самоуправления (статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации). Признание судом названных актов недействительными является одним из способов защиты гражданских прав. В этом случае нарушенное право подлежит восстановлению или защите иными способами, предусмотренными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (абзац шестой статьи 12, статья 13 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями (далее - органы, осуществляющие публичные полномочия), должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе (часть 1). Производство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и лиц (часть 2).
Принимая во внимание, что фонд является организацией, наделенной федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, заявление товарищества правомерно рассмотрено по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Каких-либо доводов, основанных на доказательствах, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на оценку законности и обоснованности обжалуемого судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.10.2022 по делу N А53-23998/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Р.Р. Илюшин |
Судьи |
Н.В. Нарышкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-23998/2022
Истец: ТОВАРИЩЕСТВО СОБСТВЕННИКОВ НЕДВИЖИМОСТИ "РЕЧНИКОВА 12А", ТСЖ "Речников 12а"
Ответчик: Некоммерческая организация "Ростовский областной общественно полезный фонд содействия капитальному ремонту", НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "РОСТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ФОНД СОДЕЙСТВИЯ КАПИТАЛЬНОМУ РЕМОНТУ"