20 декабря 2022 г. |
Дело N А83-54/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 декабря 2022 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе: | |||
председательствующего судьи |
|
Ольшанской Н.А., |
|
судей |
|
Горбуновой Н.Ю., |
|
|
|
Рыбиной С.А., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Каримовым А.А.,
при участии в судебном заседании представителя:
от Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымэкоресурсы" - Панкеев Андрей Сергеевич по доверенности от 24.12.2021 N 12/34752,
в отсутствие представителей надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания: Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Муниципального унитарного предприятия муниципального образования городского округа Керчи Республики Крым "ЖилсервисКерчь", Администрации города Керчи Республики Крым, Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымэкоресурсы" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 28.09.2022 по делу N А83-54/2022 по исковому заявлению Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования к Государственному унитарному предприятию Республики Крым "Крымэкоресурсы" о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Южное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Управление, Росприроднадзор) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым к Государственному унитарному предприятию Республики Крым "Крымэкоресурсы" (далее - Предприятие) с исковым заявлением о взыскании в региональный бюджет (бюджет Республики Крым) задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год в размере 7 524 360,65 руб. (с учетом уточнений в порядке статьи 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 28.09.2022 исковые требования удовлетворены. С Предприятия "Крымэкоресурсы" в региональный бюджет (бюджет Республики Крым) суд взыскал задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год в размере 7 524 360,65 руб.
Не согласившись с решением суда, Предприятие обратилось с апелляционной жалобой на него, в которой просит отменить состоявшийся судебный акт и отказать в удовлетворении иска в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что суд необоснованно оставил без внимания доводы, что законодательством не предусмотрено взыскание платы за негативное воздействие на окружающую среду за превышение срока накопления отходов ТКО свыше 11 месяцев.
В судебное заседание Предприятие направило представителя, остальные лица, участвующие в деле представителей не направили, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, что в силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемый судебный акт отмене либо изменению не подлежит.
Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, Южным межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования осуществлена проверка рассмотрена декларации Предприятия о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год (далее - декларация) на предмет своевременности и полноты внесения в бюджет бюджетной системы Российской Федерацию платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В ходе рассмотрения декларации, а также имеющихся у Росприроднадзора документов ГУП РК "Крымэкоресурсы" установлены несоответствия в задекларированных сведениях, повлекших за собой занижение исчисленной суммы платы.
По результатам проверки был составлен акт проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду от N 10-24/12/21 от 15.11.2021. Согласно акту в разделе декларации 3.1 "Расчет суммы платы за размещение твердых коммунальных отходов" не отражены сведения об отходах, завезенных на полигон ТКО г. Керчь в периоды с 01.02.2019 по 31.12.2019, с 01.02.2020 по 31.02.2020, а также не произведен расчет суммы платы за их размещение.
Согласно данным, отраженным в разделе 3 уточненной декларации от 29.10.2020 (заявление N 55735-23797-51627-20 за 2019 год) "Расчет суммы платы за размещение отходов производства и потребления", на полигон ТКО г. Керчь, для накопления переданы ТКО общей массой в количестве 78 301,67 тонн (за вычетом массы отходов, размещенных в период с 01.01.2019 по 31.01.2019, в количестве - 4 250,33 тонн, сумма платы за размещение которых в размере 367 808,49 руб. исчислена и внесена в бюджет ГУП РК "Крымэкоресурсы" в 2020 году добровольно).
Требование Управления от 28.09.2021 N 10-26/24/21 о предоставлении Предприятием пояснений и (или) внесений исправлений в декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год от 28.09.2021 N 10-26/24/21 путем отражения массы отходов, размещенных за периоды с 01.02.2019 по 31.12.2019, с 01.01.2020 по 31.01.2020 в разделе 3.1 "Расчет суммы платы за размещение твердых коммунальных отходов" декларации и произвести расчет суммы платы, Предприятие не исполнило.
Неверное начисление Предприятием суммы платы за размещение ТКО в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год повлекло за собой занижение размера начисленной и внесенной в бюджет бюджетной системы Российской Федерации суммы платы за размещение твердых коммунальных отходов. Согласно расчетам Управления сумма, подлежащая доначислению в бюджет, составляет 7 524 360,65 руб.
В адрес ответчика направлено требование N 10-25/13/21 от 17.11.2021 о доначислении и уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Оставление требования без удовлетворения, послужило основанием для обращения Управления в Арбитражный суд Республики Крым с настоящим иском.
Пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 10 января 2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) установлено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы и особенности взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.
Согласно пункту 2 указанной статьи в числе иных к видам негативного воздействия на окружающую среду относится размещение отходов производства и потребления.
В силу статьи 1 Федерального закона от 24 июня 1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления) отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным Федеральным законом; под размещением отходов понимается хранение и захоронение отходов.
При этом хранение отходов - это складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
Одновременно данной статьей Закона N 89-ФЗ установлено, что накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 6 статьи 12 Федерального закона N 89-ФЗ).
В силу пунктов 7 статьи 12 Федерального закона N 89-ФЗ запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
То есть, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
Пунктом 1 статьи 18 Закона об отходах производства и потребления установлено, что нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы.
В соответствии с пунктом 5 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 (действующих с 01.01.2020), плату обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, IV категории.
При размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, лицами, обязанными вносить плату, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.
В соответствии с соглашением, заключенным между Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым и Государственным унитарным предприятием Республики Крым "Крымэкоресурсы" от 12.07.2018 "Об организации и осуществлении деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории логистических зон (кластеров) Республики Крым N 1, N 3, N 4, N 5 и N 6", ГУП РК "КЭР" определено единым поставщиком услуг - Региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах их накопления с обязанностью заключать договора с физическими и юридическими лицами на территории логистических зон (кластеров) Республики Крым N 1, N 3, N 4, N 5 и N 6 (за исключением территорий города федерального значения Севастополь и муниципальных образований городской округ Ялта, городской округ Алушта).
Региональный оператор приступил к исполнению своих обязательств по обращению с ТКО с 1 января 2019 года с наделением указанного статуса на срок до 30 апреля 2028 года.
Суд установил, что между Предприятием "Крымэкоресурсы" (региональный оператор) и МУП МОГОК РК "Керченский комбинат благоустройство" (исполнитель) заключены договора N З/П-2/19 от 05.02.2019, N 14/П-14/20 от 21.02.2020, согласно которым исполнитель осуществляет прием и накопление ТКО IV-V классов опасности, передаваемых региональным оператором на полигон МАП МОГОК РК "Керченский комбинат благоустройства", а региональный оператор вывозит накопления ТКО с цикличностью, не превышающей 11 месяцев, считая от даты завоза каждой партии ТКО.
Согласно письму МУП МОГОК "ЖилсервисКерчь" от 12.10.2021 N 3198/01-10 (т.1, л.146-152):
- в рамках договора N З/П-2/19 от 05.02.2019 за период с 01.02.2019 по 31.12.2019 принял к накоплению от ГУП РК "Крымэкоресурсы" в объеме 78 301,70 тонн;
- в рамках договора N 14/П-14/20 от 21.02.2020 за период с 01.01.2020 по 31.12.2020 принял на накопление от ГУП РК "Крымэкоресурсы" в объеме 9 161,5 тонн.
Таким образом, в рамках исполнения договоров МУП МОГОК РК "ККБ" в период с 01.02.2019 по 31.01.2020 принял к накоплению от ГУП РК "Крымэкоресурсы" ТКО в объеме 87 463,20 тонн.
Как следует из материалов дела и переписки сторон, вывоз отходов с полигона ТКО г. Керчь после истечения предусмотренного законом допустимого срока накопления, а именно с 01.01.2019 по 31.12.2020, фактически не осуществлялся (письмо МУП МОГОК "ЖилсервисКерчь" от 12.10.2020 N 2349/01-10).
Кроме того, суд принял во внимание, что в рамках рассмотрения дела N А83-7508/2021 в обоснование требований МУП МОГОК РК "ЖилсервисКерчь" об обязании Предприятия "Крымэкоресурсы" в течении 2-х месяцев вывезти с полигона ТКО накопленные согласно условиям договора N З/П-2 от 05.02.2019 ТКО IV-V опасности в количестве 578 680,68 куб. м., МУП МОГОК РК "ЖилсервисКерчь" представило переписку сторон, согласно которой вывоз ТКО, накопленных за период с 01.02.2019 по 31.12.2019, фактически не осуществлен. Указанное также подтверждает нахождение на полигоне ТКО свыше 11 месяцев.
Таким образом, в совокупности представленных доказательств, суд верно пришел к выводу о том, что ТКО, накопленные свыше 11 месяцев, Предприятием фактически не вывезены. Суд первой инстанции верно расценил, что накопление отходов производства и потребления сроком более 11 месяцев фактически является размещением ТКО на полигоне.
На основании изложенного, довод апеллянта о том, что законодательством не предусмотрено взыскание платы за негативное воздействие на окружающую среду за превышение срока накопления отходов ТКО, отклоняется судебной коллегией, поскольку сумма доначисления фактически является платой за размещение ТКО.
Порядок предоставления декларации о плате за HBOC а также ее форма утверждены Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 09.01.2017 N 3 "Об утверждении Порядка предоставления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы" (далее - Приказ N 3).
Согласно разделу 3.1 декларации о плате за HBOC заполняется региональными операторами по обращению с ТКО, операторами по обращения с ТКО, осуществляющими деятельность по их размещению, по каждому объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, объекту размещения отходов отдельно.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС) исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей, и суммирования полученных величин. Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливаются за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, а также за размещение отходов производства и потребления по классу их опасности. Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительные коэффициенты устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункты 1, 2, 4 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду" утверждены Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - Правила N 255).
Отчетным периодом в отношении платы признается календарный год. Плата, исчисленная по итогам отчетного периода, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее первого марта года, следующего за отчетным периодом (пункты 2, 3 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ, пункт 32 Правил N 255).
При исчислении платы за размещение отходов применяются ставки платы, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 N 913 в зависимости от класса опасности отходов. Расчет платы за размещение отходов производится путем умножения массы размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления на соответствующие ставки платы с применением коэффициентов и суммирования полученных величин.
На основании приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 09.01.2017 N 3 утвержден Порядок представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Контроль за исчислением платы осуществляется администратором платы в течение 9 месяцев со дня приема декларации о плате или при проведении государственного экологического надзора в соответствии с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (пункт 37 Правил N 255).
В соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 N 717 "О внесении изменений в некоторые Постановления Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору", Перечнями главных администраторов доходов федерального бюджета, утвержденными Федеральным законом от 02.12.2013 N 349-ФЗ "О Федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов", Федеральным законом от 01.12.2014 N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", Федеральным законом от 05.12.2017 N 362-ФЗ "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов", главным администратором доходов в бюджет в виде платы за НВОС является Росприроднадзор.
В силу пункта 5.5 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400, статей 6, 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 16.5 Закона об охране окружающей среды, приказа Росприроднадзора от 29.02.2016 N 109 "Об осуществлении территориальными органами, находящимися в ведении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, бюджетных полномочий администраторов доходов федерального бюджета", Управление Росприроднадзора наделено полномочиями по осуществлению контроля над правильностью исчисления платы за НВОС, полнотой и своевременностью ее внесения, бюджетными полномочиями администратора доходов федерального бюджета по взиманию указанной платы.
Согласно расчету плата за размещение твердых коммунальных отходов за период с 01.02.2019 по 31.01.2020 составила 7 524 359,65 руб.
Арифметическая правильность расчета, представленного в дело Управлением, ответчиком не оспорена.
По результатам повторного рассмотрения дела в порядке апелляционного производства апелляционная коллегия приходит к выводу, что оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая результат рассмотрения апелляционной жалобы, расходы по уплате государственной пошлины, понесенные апеллянтом при обращении в суд апелляционной инстанции, подлежат отнесению на него (статья 110 АПК РФ).
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 28.09.2022 по делу N А83-54/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымэкоресурсы" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А Ольшанская |
Судьи |
Н.Ю. Горбунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-54/2022
Истец: ЮЖНОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Ответчик: ГУП РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "КРЫМЭКОРЕСУРСЫ"
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА КЕРЧИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, МИНИСТЕРСТВО ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, МУП МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КЕРЧЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "ЖИЛСЕРВИСКЕРЧЬ"