г. Самара |
|
20 декабря 2022 г. |
Дело N А55-10447/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 декабря 2022 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Копункина В.А., судей Митиной Е.А., Ястремского Л.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Николаевой А.Ю.,
с участием в судебном заседании:
от истца - Объедкова И.В. по доверенности от 10.01.2022,
от ответчика - Бернов Д.А. по доверенности от 07.04.2020,
иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении суда, в зале N 6, апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 10 октября 2022 года по делу N А55-10447/2022 по иску Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области,
к индивидуальному предпринимателю Гавриленко Борису Григорьевичу,
о внесении изменений в договор, взыскании 175 952 руб. 45 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области обратилось с иском в Арбитражный суд Самарской области к индивидуальному предпринимателю Гавриленко Борису Григорьевичу о внесении изменений в договор аренды лесного участка от 17.05.2010 N 253/07 путем заключения дополнительного соглашения к договору аренды лесного участка от 17.05.2010 N 253/07; взыскании арендной платы по договору аренды лесного участка от 17.05.2010 N 253/07 за период с 01.01.2019 по 31.12.2020 в сумме 175 952 руб. 45 коп.
От истца поступило заявление об уточнении исковых требований, просит:
Внести изменения в договор аренды лесного участка от 17.05.2010 N 253/07, заключенный министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области и ИП Гавриленко Б.Г. путем заключения дополнительного соглашения к договору аренды лесного участка от 17.05.2010 N 253/07 в следующей редакции:
"ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ
к договору N 253/07 аренды лесного участка от 17.05.2010
г.Самара 19.11.2021
Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, именуемое в дальнейшем "Арендодатель", в лице заместителя министра - руководителя департамента лесного хозяйства министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области Мельникова Павла Сергеевича, действующего на основании Положения о министерстве лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 09.10.2013 N 528, приказа министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области от 16.11.2010 N 363 "Об утверждении распределения полномочий между заместителями министра - руководителями департаментов, руководителем департамента лесного хозяйства министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области", с одной стороны, и Индивидуальный предприниматель Гавриленко Борис Григорьевич, именуемый в дальнейшем "Арендатор", с другой стороны, далее при совместном упоминании именуемые "Стороны", заключили настоящее дополнительное соглашение о нижеследующем:
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" внести в Договор следующие изменения:
1.Пункт 5 Договора изложить в следующей редакции: "5. Арендная плата по настоящему договору за 2021 составляет 200 507,13 (двести тысяч пятьсот семь) рублей 13 копеек в год (НДС не предусмотрен), из них 200 507,13 (двести тысяч пятьсот семь) рублей 13 копеек в год уплачивается в федеральный бюджет.
Расчет арендной платы в части минимального размера арендной платы: (2,3706x5110x1,0x2,0x3,5x1,89)+ (0,0294x5110x1,0x1,0x3,5x1,89)= 161 258,92 за 2019 год, где (2,3706x5110x1,0x2,0x3,5x2,26)+ (0,0294x5110x1,0x1,0x3,5x2,26)= 192 828,13 за 2020 год, где (2,3706x51 10x1,0x2,0x3,5x2,35)+ (0,0294x5110x1,0x1,0x3,5x2,35) = 200 507,13 за 2021 год, где: 5110,0 - ставка платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при осуществлении рекреационной деятельности, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности"; 3,5 - коэффициент к ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, учитывающий приближенность лесного участка к автомобильным дорогам, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности";
1,0 - коэффициент к ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, учитывающий площадь лесного участка, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности";
1,0, 2,0 - коэффициент к ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, учитывающий категорию защитных лесов и целевое назначение лесов, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности";
2,4- площадь лесного участка, га. 1,89,2,26,2,35 - коэффициент к ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности для осуществления рекреационной деятельности, применяемый в 2019,2020,2021 году соответственно;
2.Настоящее дополнительное соглашение является неотъемлемой частью договора N 253/07 аренды лесного участка от 17.05.2010.
Настоящее дополнительное соглашение вступает в силу с момента его государственной регистрации в установленном законом порядке.
Настоящее дополнительное соглашение составлено в трех подлинных экземплярах, имеющих равную юридическую силу, по одному экземпляру для каждой стороны и один экземпляр для Управления Росреестра по Самарской области. Подписи сторон
Арендодатель: Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области Адрес: 443013, г. Самара, ул. Дачная 46, тел. 263-31-70. Банковские реквизиты: ИНН 6315800805 КПП 631501001
Арендатор: Индивидуальный предприниматель Гавриленко Борис Григорьевич Адрес (местонахождение) лица: 443028, Самара г, мкр. Крутые Ключи, дом N 124, квартира 71 ОГРНИП 309 631 908 400 014 ИНН/КПП 631927012807
Заместитель министра - руководитель департамента лесного хозяйства министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области
/П.С.Мельников/ /Б.Г.Гавриленко /"; взыскать с ИП Гавриленко Б.Г. в пользу министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области арендную плату по договору аренды лесного участка от 17.05.2010 N 253/07 за период с 01.01.2019 по 31.12.2020 в размере 175 952 руб. 45 коп.
С учетом положений части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление истца об изменении предмета исковых требований следует принять судом.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 10 октября 2022 года исковые требования удовлетворены частично. С индивидуального предпринимателя Гавриленко Бориса Григорьевича в пользу Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области взыскана задолженность в сумме 154 645 руб. 95 коп. В остальной части иска отказано.
Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой на решение Арбитражного суда Самарской области от 10 октября 2022 года, в которой просит отменить решение в части взыскания задолженности по арендной плате за период с 01.01.2019 по 05.04.2019, принять по делу новый судебный акт - удовлетворить требования министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области во взыскании задолженности по арендной плате в полном объеме.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17 ноября 2022 года апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 13 декабря 2022 года.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)
От ответчика поступил отзыв на апелляционную жалобу, который был приобщен к материалам дела в соответствии со ст. 262 АПК РФ.
Представитель истца апелляционную жалобу поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель ответчика апелляционную жалобу не поддержал, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Принимая во внимание, что в порядке апелляционного производства обжалуется только часть судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции в силу ч. 5 ст. 268 АПК РФ проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции только в обжалуемой части при отсутствии возражений.
В пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" указано, что при применении части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации необходимо иметь в виду следующее: если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции в судебном заседании выясняет мнение присутствующих в заседании лиц относительно того, имеются ли у них возражения по проверке только части судебного акта, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.
Отсутствие в данном судебном заседании лиц, извещенных надлежащим образом о его проведении, не препятствует арбитражному суду апелляционной инстанции в осуществлении проверки судебного акта в обжалуемой части.
При непредставлении лицами, участвующими в деле, указанных возражений до начала судебного разбирательства арбитражный суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 АПК РФ правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (арендодатель) и ООО "ТехВолгаСтрой" заключен договор от 17.05.2010 N 253/07 аренды лесного участка площадью 2,4 га, имеющего местоположение: Самарская область, Красноярское лесничество, Большецаревщинское участковое лесничество, квартал N69 выделы 15, 16, 22, 23 для осуществления рекреационной деятельности (далее - договор). Срок действия договора установлен с 17.05.2010 по 17.05.2059 (49 лет).
Вышеуказанный договор был зарегистрирован в установленном законом порядке 01.10.2010 и имеет номер регистрации 63-63-26/039/2010-008.
В последующем, 02.02.2011 право аренды было передано ООО "Алмаз", а 15.07.2020 - ИП Гавриленко Б.Г., при этом были отражены изменения в адресной привязке участка в связи с проведенным лесоустройством: передан участок, имеющий местоположение: Самарская область, Красноярское лесничество, Большецаревщинское участковое лесничество, квартал N 69 выделы 8,10, 12, 13, 23, 58, 59.
Согласно пункту 20 договора срок действия договора установлен с 17.05.2010 по 17.05.2059 (49 лет).
Обосновывая заявленные требования, истец указал, что в 2015 году было проведено новое лесоустройство Красноярского лесничества, в результате которого было установлено существенное изменение количественных и качественных характеристик арендованного лесного участка по сравнению с данными, указанными в договоре, сто подтверждается пунктом "2" приказа Рослесхоза от 24.05.2017 N 219 "Об отнесении лесов к защитным лесам и установлении их границ, о выделении особо защитных участков лесов и установлении их границ на территории Самарской области" (далее - Приказ) где выделены особо защитные участки лесов на территории Безенчукского, Кинельского, Клявлинского, Кошкинского, Красноярского, Нефтегорского, Ново-Буянского, Рачейского, Сергиевского, Ставропольского, Шенталинского лесничеств Самарской области и установлены их границы согласно приложениям 12-22.
В соответствии с выпиской из Государственного лесного реестра лесной участок, арендованный ИП Гавриленко Б.Г. по договору аренды лесного участка от 17.05.2010 N 253/07 относится к особо защитным лесам Красноярского лесничества, а именно квартал N69 выделы 8,10, 12, 13, 23, 58, 59 относится к участкам лесов вокруг сельских населенных пунктов, садовых товариществ.
Согласно подпункту "а" примечания к таблице 11 Постановления Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" в отношении особо защитных участков лесов в защитных лесах установлен коэффициент -2. Указанный коэффициент применяется в отношении участка площадью 2,3706 га.
Часть участка площадью 0,0294 га относится к категории зеленых зон, лесопраков, для указанной зоны установлен коэффициент - 1.
Согласно пункту 2 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр.
Также согласно пункту 21 Приказа Минприроды России от 29.03.2018 N 122 (ред. от 12.05.2020) "Об утверждении Лесоустроительной инструкции" особо защитные участки лесов проектируются в целях сохранения защитных и иных экологических функций лесов, расположенных на таких участках, с установлением в них соответствующего режима ведения лесного хозяйства и использования лесов.
Пунктом 17 договора установлено, что по требованию одной из сторон настоящий договор может быть изменен или расторгнут по решению суда в порядке, установленном гражданским законодательством, а также в случаях, указанных в разделе VI договора.
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Поскольку изменился расчет арендной платы, у ответчика образовалась задолженность по договору договор аренды лесного участка от 17.05.2010 N 253/07 за период с 01.01.2019 по 31.12.2020 в размере 175 952,45 руб.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение или расторжение договора по решению суда по требованию одной из сторон возможно только при существенном нарушении договора другой стороной или в иных случаях, предусмотренных Кодексом, другими законами или договором.
Согласно пункту 1 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации основанием для изменения или расторжения договора является существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.
Пунктом 4 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях.
Между тем, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Самарской области от 29.07.2022 по делу N А55-7988/2022 договор аренды лесного участка N253/07 от 17.05.2010 заключенный между Индивидуальным предпринимателем Гавриленко Борисом Григорьевичем и Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области был расторгнут. Суд обязал Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области предоставить Индивидуальному предпринимателю Гавриленко Борису Григорьевичу акт приема - передачи возврата лесного участка, расположенного по адресу: Самарская область, Красноярский район, Красноярское лесничество, Большецаревщинское участковое лесничество, квартал 69, выделы 8,10,12,13,23,58,59 общей площадью 2,4 га назначение для осуществления рекреационной деятельности, кадастровый номер 63:26:1801024:15 в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Поскольку правоотношения сторон между сторонами отсутствуют, суд первой инстанции пришел к выводу, что требования в части внесения изменений в расторгнутый договор аренды удовлетворению не подлежат.
Согласно пункту 5.4.4. Постановления Правительства РФ от 23.09.2010 N 736 "О Федеральном агентстве лесного хозяйства" Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности, в том числе по принятию решений о выделении особо защитных участков лесов, об установлении и изменении границ земель, на которых располагаются защитные леса.
Приказом Рослесхоза от 24.05.2017 N 219 "Об отнесении лесов к защитным лесам и установлении их границ, о выделении особо защитных участков лесов и установлении их границ на территории Самарской области" выделены особо защитные участки лесов в Красноярском лесничестве. Постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление) утверждены ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности.
В таблице 11 Постановления представлены ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при осуществлении рекреационной деятельности, коэффициент, учитывающий категории защитных лесов и целевое назначение лесов, в отношении особо защитных участков лесов в защитных лесах - 2. Таким образом, министерством был произведен перерасчет арендной платы по ставкам платы, утвержденными Правительством РФ, в связи с тем, что арендованный лесной участок по договору от 31.12.2008 N 53/07, отнесен Федеральным агентством лесного хозяйства к особо защитным участкам лесов.
В статье 67.1. Лесного кодекса Российской Федерации указано, что в лесоустроительной инструкции устанавливаются, в том числе критерии отнесения лесов к эксплуатационным лесам, защитным лесам, резервным лесам, а также нормативы их проектирования, порядок проектирования и изменения особо защитных участков лесов, в том числе в случае установления и изменения границ земель, на которых они расположены, признаки и нормативы выделения особо защитных участков лесов.
В 2015 году действовала Лесоустроительная инструкция, утвержденная Приказом Рослесхоза от 12.12.2011 N 516.
Проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов определено Главой III.
Согласно пунктам 36-38 указанной главы, особо защитные участки лесов проектируются в целях сохранения защитных и иных экологических функций лесов, расположенных на таких участках, с установлением в них соответствующего режима ведения лесного хозяйства и использования лесов.
Особо защитные участки лесов могут быть выделены в защитных, эксплуатационных и резервных лесах.
Проектируемые при лесоустройстве особо защитные участки лесов выделяются I отдельные лесные кварталы или лесотаксационные выделы. На картографические материалы наносятся их границы, определяются площади, приводятся количественная и качественная характеристики земель и лесных насаждений, а также другие характеристики, имеющие существенное значение для обоснования необходимости отнесения леса к особо защитному участку лесов.
Выделение особо защитных участков лесов осуществляется в соответствии с нормативами и признаками выделения особо защитных участков лесов, указанными в приложении 4 к Инструкции.
К особо защитным участкам лесов относятся берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенные вдоль водных объектов, склонов оврагов; опушки лесов, граничащие с безлесными пространствами; объекты лесного семеноводства; заповедные лесные участки; участки лесов с наличием реликтовых и эндемичных растений; места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных; полосы леса в горах вдоль верхней его границы с безлесным пространством; небольшие участки лесов, расположенные среди безлесных пространств; защитные полосы лесов вдоль гребней и линий водоразделов; участки леса на крутых горных склонах; особо охранные части государственных природных заказников и других особо охраняемых природных территорий; леса в охранных зонах государственных природных заповедников, национальных парков и иных особо охраняемых природных территорий, а также территории, зарезервированные для создания особо охраняемых природных территорий федерального значения; участки лесов вокруг глухариных токов; участки лесов вокруг естественных солонцов; полосы лесов по берегам рек или иных водных объектов, заселенных бобрами; медоносные участки лесов; постоянные пробные площади (предназначенные для периодического детального обмера деревьев и подробного описания в течение длительного периода лесные участки, покрытые древесно-кустарниковой растительностью, закрепленные на местности лесоустроительными или лесохозяйственными знаками и нанесенные на лесоустроительные планшеты); участки лесов вокруг санаториев, детских лагерей, домов отдыха, пансионатов, туристических баз и других лечебных и оздоровительных учреждений; участки лесов вокруг минеральных источников, используемых в лечебных и оздоровительных целях или имеющих перспективное значение; полосы лесов вдоль постоянных, утвержденных в установленном порядке трасс туристических маршрутов федерального или регионального значения; участки лесов вокруг сельских населенных пунктов и садовых товариществ.
Часть выделов 8,10,12,13,23,58,59 квартала N 69 Большецаревщинского участкового лесничества Красноярского лесничества, арендованного ИП Б.Г.Гариленко, относится к особо защитным участкам лесов "участки лесов вокруг населенных пунктов и садовых товариществ".
Статьей 614 ГК РФ установлена обязанность арендатора своевременно вносить арендную плату. Порядок, условия и даты внесения арендной платы определяются договором аренды (пункт 1 статьи 614 ГК РФ).
Арендная плата за земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации является устанавливаемой уполномоченными на то государственными органами.
Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от механизма изменения арендной платы, предусмотренного договором, новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта.
Установленный в договоре аренды размер платы за пользование земельным участком считается измененным с момента принятия уполномоченным государственным органом нормативного правового акта об установлении нового размера и (или) порядка расчета арендной платы. При этом стороны не лишены права требовать друг от друга внесения изменений, обусловленных изменениями законодательства, в заключенный ими договор.
Изменение арендной платы на основании принятых соответствующими уполномоченными государственными органами нормативных актов не является изменением условий договора о размере арендной платы в смысле пункта 3 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Ответчик заявил о пропуске срока исковой давности.
В соответствии со статьей 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации установлен общий срок исковой давности в три года.
Согласно ч. 2 ст. 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Статьей 207 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что с истечением срока исковой давности по главному требованию истекает срок исковой давности и по дополнительным требованиям (неустойка, залог, поручительство и т.п.).
Как указанно в п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" согласно пункту 1 статьи 207 Гражданского кодекса Российской Федерации по смыслу пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока давности по иску, вытекающему из нарушения одной стороной договора условия об оплате товара (работ, услуг) по частям, начинается в отношении каждой отдельной части. Срок давности по искам о просроченных повременных платежах (проценты за пользование заемными средствами, арендная плата и т.п.) исчисляется отдельно по каждому просроченному платежу.
В силу разъяснений, изложенных в п. 16 Постановления Пленума ВС РФ от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм ГК РФ об исковой давности" согласно п. 3 ст. 202 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности приостанавливается, если стороны прибегли к несудебной процедуре разрешения спора, обращение к которой предусмотрено законом, в том числе к обязательному претензионному порядку. В этих случаях течение исковой давности приостанавливается на срок установленный законом для проведения этой процедуры, а при отсутствии такого срока - на шесть месяцев со дня начала соответствующей процедуры.
В соответствии с ч. 5 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации спор, возникающий из гражданских правоотношений, может быть передан на разрешение арбитражного суда после принятия сторонами мер по досудебному урегулированию по истечении тридцати календарных дней со дня направления претензии (требования), если иные срок и (или) порядок не установлены законом либо договором.
Суд первой инстанции указал, что к моменту обращения истца с иском в суд 06.04.2022 (согласно оттиска печати органа почтовой связи о принятии почтового отправления), срок исковой давности в части взыскания задолженности за период с 01.01.2019 по 05.04.2019 истек, доказательств наличия обстоятельств, являющихся основанием для перерыва срока исковой давности, в деле не имеется. Поэтому суд первой инстанции, в соответствии со ст. 199 Гражданского кодекса Российской Федерации, применил срок исковой давности.
При указанных обстоятельствах, в соответствии со ст. ст. 307, 309, 606, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации суд первой инстанции пришел к выводу, что с ответчика подлежит взысканию задолженность по арендной плате в сумме 154 645 руб. 95 коп, а в остальной части истцу в иске следует отказать.
Между тем, судом первой инстанции не учтено следующее.
Истцом заявлено требование о взыскании задолженности по арендной плате по договору аренды лесного участка от 17.05.2010 N 253/07 за период с 01.01.2019 по 31.12.2020 в размере 175 952 руб. 45 коп.
В соответствии с пунктом 7 договора аренды лесного участка N 253/07 от 17.05.2020 арендная плата вносится арендатором ежеквартально равными частями от указанной в пункте 5 договора суммы до истечения последнего дня текущего квартала.
Таким образом, поскольку арендная плата за первый квартал 2019 по договору аренды в соответствии с пунктом 7 договора подлежала уплате не позднее 01.04.2019 (31.03.2019 является выходным днем), трехгодичный срок исковой давности истекал 01.04.2022.
Истец обратился с иском в суд 06.04.2022 (согласно оттиска печати органа почтовой связи о принятии почтового отправления).
Между тем, учитывая, что истцом в адрес ответчика 29.11.2021 была направлена претензия от 26.11.2021 с требованием об оплате задолженности в заявленном размере (л.д. 11, 115), суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что течение срока исковой давности в связи с соблюдением претензионного порядка урегулирования спора было приостановлено на 30 дней, а значит срок исковой давности по требованию о взыскании задолженности по арендной плате по договору аренды лесного участка от 17.05.2010 N 253/07 за период с 01.01.2019 по 31.12.2020 в размере 175 952 руб. 45 коп. не пропущен.
В связи с чем, требование о взыскании задолженности по арендной плате по договору аренды лесного участка от 17.05.2010 N 253/07 за период с 01.01.2019 по 31.12.2020 в размере 175 952 руб. 45 коп. подлежит удовлетворению в полном объеме.
При указанных обстоятельствах, решение в обжалуемой части подлежит изменению по вышеприведенным основаниям в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права.
Расходы по государственной пошлине по иску в силу части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует отнести на истца и ответчика пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, и взыскать в доход федерального бюджета, поскольку истец от уплаты государственной пошлины при подаче иска, был освобожден на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 10 октября 2022 года по делу N А55-10447/2022 в обжалуемой части изменить, изложив абзацы 2 и 4 резолютивной части решения, в следующей редакции:
Взыскать с индивидуального предпринимателя Гавриленко Бориса Григорьевича в пользу Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области задолженность в сумме 175 952 руб. 45 коп.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Гавриленко Бориса Григорьевича в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 6 279 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.А. Копункин |
Судьи |
Е.А. Митина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-10447/2022
Истец: Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области
Ответчик: ИП Гавриленко Борис Григорьевич