г. Хабаровск |
|
22 декабря 2022 г. |
А73-9925/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 декабря 2022 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Пичининой И.Е.
судей Козловой Т.Д., Ротаря С.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Розыевым С.С.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "СТ": Елисеева Л.Ю., представитель по доверенности от 20.04.2022
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "СТ"
на решение от 23.08.2022
по делу N А73-9925/2022
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску Акционерного общества "Коммунальные системы БАМа"
к Обществу с ограниченной ответственностью "Торговый дом "СТ"
об урегулировании разногласий
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Коммунальный системы БАМа" обратилось в арбитражный суд Хабаровского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Торговый дом "СТ" об урегулировании разногласий по условиям договора N 10567 от 01.01.2022, согласно которому просила обязать заключить договор в редакции исттца.
Решением арбитражного суда Хабаровского края от 28.08.2022 г. исковые требования АО "Коммунальные системы БАМа" удовлетворены частично: принята редакция АО "Коммунальные системы БАМа" подпункта "г" пункта 13 договора на транспортировку сточных вод от 01.01.2022 N 10567, который изложен в следующей редакции: "Транзитная организация обязана не реже одного раза в квартал осуществлять контроль за соблюдением абонентами нормативов допустимых сбросов абонентов, нормативов по объему состава сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, устанавливаемых в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения и предоставлять организации ВКХ результаты такого контроля"; в остальной части принята редакция ответчика п.п. "а" и "б" п.17 договора на транспортировку сточных вод от 01.01.2022 N10567, которые исключены из договора.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Торговый дом "СТ" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 23.08.2022 отменить в части удовлетворения исковых требований АО "Коммунальные сети БАМа", принять новое решение - в удовлетворении исковых требований отказать истцу в полном объеме.
В обоснование жалобы приводит доводы о несогласии с решением суда в части принятой редакции подпункта "г" пункта 13 договора. Указывает, что редакция, изложенная в резолютивной части решения суда, истцом не заявлялась, поскольку в протоколе разногласий от 03.02.2022 к договору истцом согласована вышеуказанная редакция. Считает, что судом неправильно применены нормы материального права. Ссылается на то, что ООО "ТД "СТ" фактически является узко специализированной транзитной организацией, у которой нет ни одного договора о предоставлении услуг водоотведения с абонентами. Обращает внимание, что в правоотношениях по транспортировке сточных вод при схеме: абонент-гарантирующая организация - транзитная организация обязанность по контролю за составом и свойствами сточных вод относится на организацию ВКХ; полагает предложенную ответчиком редакцию названного пункта договора обоснованной.
Определением от 07.10.2022 апелляционная жалоба принята к производству. Определением суда от 10.11.2022 судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы откладывалось судом.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержала, настаивая на ее удовлетворении.
От АО "Коммунальные системы БАМа" поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда порядке главы 34 АПК РФ в обжалуемой части (часть 5 статьи 268 АПК РФ), апелляционный суд не находит оснований для его отмены либо изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, АО "Коммунальные системы БАМа" оказывает населению города Тында услуги по водоснабжению и водоотведению и является ресурсоснабжающей организацией. В свою очередь, ООО Торговый дом "СТ" является транзитной организацией, осуществляющей транспортировку сточных вод по части сетей канализации, составляющей систему водоснабжения и водоотведения названного муниципального образования.
АО "Коммунальные системы БАМа" направило в адрес ООО "Торговый дом "СТ" проект договора по транспортировке сточных вод N 10567, который был подписан ответчиком с протоколом разногласий, в том числе, по подпункту "г" в пункте 13 договора.
Наличие между сторонами разногласий при согласовании условий договора по транспортировке сточных вод, в том числе относительно обязанности транзитной организации по соблюдению режима водоотведения и осуществлению контроля за соблюдением абонентами нормативов по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод, послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с иском.
В силу статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В соответствии с пунктом 1 статьи 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение и т.п.).
По смыслу положений статей 426, 539 ГК РФ договор энергоснабжения, положения которых распространяется и на отношения по водоотведению, является публичным договором.
В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда (пункт 2 статьи 445 ГК РФ).
На основании пункта 1 статьи 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 ГК РФ либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В силу статьи 173 АПК РФ по спору, возникшему при заключении договора, в резолютивной части решения указывается вывод арбитражного суда по каждому спорному условию договора.
Правоотношения, связанные с поставкой воды и приемом (сбросом) сточных вод, регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) и Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 644 (далее - Правила N 644).
Согласно частям 2, 3 статьи 13 Закона N 416-ФЗ к договору водоснабжения применяются положения о договоре об энергоснабжении, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено данным Законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоснабжения. Договор водоснабжения является публичным договором.
В случае заключения единого договора холодного водоснабжения и водоотведения такой договор должен содержать существенные условия, установленные Законом N 416-ФЗ для договоров холодного водоснабжения и водоотведения (статья 15 Закона N 416-ФЗ).
В силу положений части 1 статьи 17 Закона N 416-ФЗ и пункта 51 Правил N 644 по договору по транспортировке сточных вод транзитная организация, осуществляющая эксплуатацию канализационных сетей, обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия в целях обеспечения поддержания канализационных сетей и сооружений на них в состоянии, соответствующем установленным законодательством Российской Федерации требованиям, контроля за соблюдением абонентами организации водопроводно-канализационного хозяйства нормативов допустимых сбросов абонентов, нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, устанавливаемых в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, а также осуществлять транспортировку сточных вод в соответствии с режимом приема (отведения) сточных вод от точки приема сточных вод до точки отведения сточных вод, расположенных на границе эксплуатационной ответственности транзитной организации, а гарантирующая организация (иная организация, осуществляющая водоотведение) обязуется принимать сточные воды в соответствии с режимом приема сточных вод и требованиями Федерального закона о водоотведении и оплачивать услуги по транспортировке сточных вод.
Пунктами 1 и 2 Правил N 644 предусмотрено, что организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение определена как организация водопроводно-канализационного хозяйства, а организация, в том числе индивидуальный предприниматель, эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети и оказывающая услуги по транспортировке воды и (или) сточных вод определена, как "транзитная организация".
Заключение организацией водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и транзитной организацией, осуществляющей транспортировку холодной воды или транспортировку сточных вод, соответственно договора по транспортировке холодной воды или договора по транспортировке сточных вод является обязательным (пункт 46 Правил N 644).
В части 2 статьи 17 Закона N 416-ФЗ предусмотрены существенные условия договора по транспортировке сточных вод, к которым относятся: предмет договора; режим приема (отведения) сточных вод; условия и порядок прекращения или ограничения приема (отведения) сточных вод, в том числе на период ремонтных работ; порядок учета отводимых сточных вод и контроль за составом и свойствами отводимых сточных вод; порядок обеспечения доступа представителям гарантирующей организации (иной организации, осуществляющей водоотведение) или по ее указанию представителям иной организации к канализационным сетям, контрольным канализационным колодцам и приборам учета в целях определения объема принятых (отведенных) сточных вод, определения их состава и свойств; срок и порядок оплаты оказанных услуг по договору; права и обязанности сторон по договору; границы эксплуатационной ответственности транзитной организации и гарантирующей организации (иной организации, осуществляющей водоотведение) по канализационным сетям, которые определены по признаку обязанностей (ответственности) за эксплуатацию этих систем или сетей; порядок контроля за соблюдением абонентами нормативов состава сточных вод, показателей декларации о составе и свойствах сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод; ответственность сторон по договору по транспортировке сточных вод; иные условия.
Частью 5 статьи 17 Закона N 416-ФЗ предусмотрено, что договоры по транспортировке сточных вод заключаются в соответствии с типовым договором по транспортировке сточных вод, утвержденных Правительством Российской Федерации.
Форма типового договора по транспортировке сточных вод предусмотрена Постановлением Правительства Российской Федерации N 645 от 29.07.2013 "Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения".
Как верно указано судом, пп. "г" п.15 Типового договора транспортировки сточных вод предусмотрено, что транзитная организация обязана осуществлять контроль за соблюдением абонентами нормативов по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, устанавливаемых в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, и предоставлять организации водопроводно-канализационного хозяйства результаты такого контроля.
Дав оценку правоотношениям сторон и оценив позиции сторон относительно включения (невключения) в условиям договора подпункта "г" пункта 13 договора в предложенной ресурсоснабжающей организацией редакции, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что, поскольку его содержание предусмотрено императивной нормой права, требование истца о включении спорного положения в договор, является обоснованным.
Довод заявителя жалобы о том, что суд вышел за пределы исковых требований, изложив спорный пункт договора в редакции, отличной от редакции истца в протоколе разногласий от 03.02.2022, подлежит отклонению.
Поскольку разрешение судом преддоговорных споров сводится к внесению определенности в правоотношения сторон и установлению судом условий, не урегулированных сторонами в досудебном порядке (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.01.2012 N 11657/11 и определение Верховного Суда Российской Федерации от 13.04.2017 N 305-ЭС16-16501), суд правомерно изложил названный пункт договора, об исключении которого настаивал, в свою очередь ответчик, в соответствии с подпунктом "г" пункта 15 Типового договора в редакции истца, которой предусмотрена периодичность осуществления контроля.
Доводы ответчика, приведенные со ссылкой на отсутствие договоров с абонентами, были предметом рассмотрения суда и обоснованно отклонены, как не имеющие значения. Как верно указано судом, в пункте 51 Правил N 644, содержащем императивное указание на обязанность транспортирующей организации по контролю за соблюдением абонентами нормативив по объему и составу сточных вод, речь идет именно об абонентах организации ВКХ, без указания на наличие договорных отношений между организацией, осуществляющей транспортировку, и потребителями услуг.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции в обжалуемой части не подлежит отмене.
Обстоятельства дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательств
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 23.08.2022 по делу N А73-9925/2022 Арбитражного суда Хабаровского края в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Е. Пичинина |
Судьи |
Т.Д. Козлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-9925/2022
Истец: АО "КОММУНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ БАМА"
Ответчик: ООО "Торговый дом "СТ"