г. Хабаровск |
|
01 марта 2024 г. |
А73-8418/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 марта 2024 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Брагиной Т.Г.
судей Волковой М.О., Жолондзь Ж.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шутенко В.М.
при участии в заседании:
от Министерства ЖКХ Хабаровского края - Вербинская Т.П., представитель по доверенности N 2.4-54-7502 от 17.05.2023;
от Минфина Хабаровского края - Яровая М.Ю., представитель по доверенности N 19-12-43 от 01.03.2022;
от иных лиц - представители не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, Министерства финансов Хабаровского края
на решение от 19.12.2023
по делу N А73-8418/2023
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации
к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
третьи лица: управление жизнеобеспечения района Администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края, Министерство финансов Хабаровского края
о взыскании 2 702 412 руб. 11 коп.
УСТАНОВИЛ:
федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1027700430889, ИНН 7729314745, далее - истец, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (ОГРН 1032700316560, ИНН 2721104828, далее - ответчик, Министерство ЖКХ) о взыскании 2 702 412 руб. 11 коп., суммы убытков в виде недополученных доходов в связи с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения, проживающего на территории Ванинского муниципального района Хабаровского края, за период с 01.01.2022 по 28.02.2022.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) привлечены управление жизнеобеспечения района Администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края и Министерство финансов Хабаровского края (далее - Министерство финансов).
Решением от 19.12.2023 исковые требования удовлетворены.
Законность, обоснованность принятого по делу судебного акта проверяются судом апелляционной инстанции в порядке главы 34 АПК РФ, по апелляционным жалобам Министерства ЖКХ и Министерства финансов Хабаровского края.
Министерство ЖКХ в обоснование жалобы ссылается на то, что судом первой инстанции при рассмотрении дела неверно определен надлежащий ответчик по заявленному иску, коим, по его мнению, является муниципальное образование, что привело к вынесению незаконного решения.
Министерство финансов в качестве оснований для отмены судебного акта приводит доводы о неправомерности взыскания убытков за счёт средств казны публично-правового образования, считает, что убытки подлежат взысканию с Министерства ЖКХ, осуществляющего полномочия в сфере теплоснабжения.
Истец против удовлетворения апелляционных жалоб ответчика и Министерства финансов возражал по основаниям, изложенным в решении суда; участие представителя в заседании путем использования систем веб-конференции не обеспечил, несмотря на ходатайство об участии онлайн в заседании и его удовлетворение судом апелляционной инстанции.
Изучив материалы дела, доводы апелляционных жалоб и отзывов на них, заслушав пояснения представителей заявителей апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции оснований для отмены принятого по делу судебного акта не установил.
Как следует из материалов дела, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в соответствии с приказом Министерства обороны Российской Федерации от 02.03.20217 N 155 осуществляет деятельность по оказанию услуг теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения для нужд военных городков Министерства обороны, в том числе на территории Хабаровского края п. Ванино, ул. Гарнизонная, 29, 30, 31, 32, 33.
Согласно требованиям пункта 11 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России является теплоснабжающей организацией.
Постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 08.12.2021 N 39/61 внесены изменения в постановление Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 18.12.2020 N 41/28, установлен тариф на тепловую энергию для потребителей ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России на период с 01.01.2022 по 30.06.2022 в размере 4 711,69 руб./Гкал (без НДС).
В период с 01.01.2022 по 28.02.2022 ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России осуществляло предоставление услуг теплоснабжения, горячего водоснабжения, в том числе населению, проживающему на территории п. Ванино.
Расчеты с населением за оказываемые услуги истец осуществлял по тарифу 2 058,07 руб./Гкал (без НДС), установленному постановлением Губернатора Хабаровского края от 14.12.2021 N 130 "О предельных максимальных тарифах на тепловую энергию на 2022 год".
Механизм предоставления компенсации от разницы в тарифах организациям, предоставляющим гражданам коммунальные услуги, установлен Законом Хабаровского края от 24.11.2004 N 222 "О возмещении организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению".
Обстоятельства предоставления истцу из районного бюджета в целях компенсации убытков в связи с производством (реализацией) тепловой энергии, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению, гранта в форме субсидии на 2022 год установлены при рассмотрении дела N А73-11452/2022.
Так же как и обстоятельства наличия неисполненных обязательств по перечислению получателю суммы гранта в размере 2 702 412,11 руб., исполнение которых стало невозможным вследствие не перечисления краевой субвенции в местный бюджет и прекращения полномочий администрации района с 01.03.2022.
Установленные по делу N А73-11452/2022 обстоятельства носят преюдициальный характер и в силу части 2 статьи 69 АПК РФ не подлежат доказыванию при рассмотрении настоящего дела.
В связи с чем доводы апелляционной жалобы Министерства ЖКХ о предоставлении субсидии на возмещение истцу убытков в размере превышающем затраты, подлежат отклонению.
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29.03.2011 N 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь.
Мерами, направленными на компенсацию вышеуказанных потерь ресурсоснабжающей организации, является, в том числе выделение субсидий.
Отношения между органом, предоставляющим субсидию, и лицом, претендующим на получение субсидии, регулируются как нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), так и общими положениями Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Статья 86 БК РФ устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.
В рассматриваемом случае судом установлено, сумма гранта в форме субсидии за период с 01.01.2022 по 28.02.2022 в размере 2 702 412 руб. 11 коп. истцом не получена, доказательств выделения из бюджета Хабаровского края субвенций в соответствующем размере не представлено, с 01.03.2022 Законом Хабаровского края от 17.02.2022 N 264 прекращено осуществление органами местного самоуправления, в том числе Ванинского муниципального района Хабаровского края переданных им государственных полномочий по компенсации организациям убытков, связанных с применением регулируемых цен.
Поскольку субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение, а в силу статей 21,158 БК РФ в суде от имени субъекта Российской Федерации выступает главный распорядитель средств бюджета, суд пришёл к обоснованному выводу о наличии у ответчика обязательств по возмещению выпадающих доходов за счёт средств казны публично-правового образования.
Неуказание в резолютивной части решения на взыскание денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования, от имени которой выступает соответствующий орган, не может служить основанием для отмены судебного акта, поскольку это нарушение не привело к принятию неправильного решения по существу спора. Кроме того, финансирование ответчика осуществляется из средств бюджета и иной источник финансирования ответчика не установлен, в связи с чем несостоятельным является довод Министерства финансов об обращении взыскания на расчётный счёт Министерства ЖКХ.
Учитывая, что приведенные в апелляционных жалобах доводы не свидетельствуют о наличии оснований, установленных статьей 270 АПК РФ для отмены решения, апелляционная инстанция считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, а апелляционные жалобы - не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 19.12.2023 по делу N А73-8418/2023 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.Г. Брагина |
Судьи |
М.О. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-8418/2023
Истец: ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: Министерство жилищно-коммунльного хозяйства Хабаровского края, Министерство жилищно-коммунльных услуг Хабаровского края
Третье лицо: Министерство финансов Хабаровского ккрая, Управление жизнеобеспечения района Администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края