г. Ессентуки |
|
21 декабря 2022 г. |
Дело N А63-9932/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 декабря 2022 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Сулейманова З.М., судей: Демченко С.Н., Счетчикова А.В., при ведении протокола судебного заседания Наниковым Д.А., при участии в судебном заседании представителей общества с ограниченной ответственностью "Проджектситигрупп" Упарь А.Д. по доверенности от 26.07.2022, Мадиева Н.А. по доверенности от 18.01.2022, в отсутствие иных участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца - общества с ограниченной ответственностью "Проджектситигрупп" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 03.10.2022 по делу N А63-9932/2022, принятое по иску общества с ограниченной ответственностью "Проджектситигрупп", г. Москва, ОГРН 1177746012730, ИНН 7716844671, к министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, г. Ставрополь, ОГРН 1052600255993, ИНН 2636045265, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, государственное казенное учреждение "Дирекция особо охраняемых природных территорий Ставропольского края, г. Ставрополь ИНН 2636053682, о признании решения от 13.12.2021 об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта от 12.07.2021 N 63 на разработку проектной документации по объекту "Строительство экологического информационного центра на территории Кавказских Минеральных Вод" недействительным, необоснованным, неправомерным и принятым с существенными нарушениями норм материального права и императивных норм права,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Проджектситигрупп" (далее - истец, общество), обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с исковым заявлением к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края (далее - ответчик, министертсво), о признании решения от 13.12.2021 об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта от 12.07.2021 N 63 на разработку проектной документации по объекту "Строительство экологического информационного центра на территории Кавказских Минеральных Вод" недействительным.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное казенное учреждение "Дирекция особо охраняемых природных территорий Ставропольского края (далее - третье лицо, учреждение).
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 03.10.2022 в удовлетворении иска отказано. Судебный акт мотивирован тем, что на момент вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта обязательства по нему так и не были выполнены, основания для отмены решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта у министерства отсутствовали.
Не согласившись с решением суда, общество обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что судом первой инстанции сделан неверный вывод о законности и обоснованности расторжения ответчиком государственного контракта в одностороннем порядке на основании п. 2 ст. 785 ГК РФ. Судом первой инстанции не исследованы все обстоятельства дела и не дана оценка доказательствам и доводам истца. Правовые последствия вынесения судом оспариваемого решения имеют негативное критический характер для общества, а включение его в реестр недобросовестных поставщиков, ухудшит его финансовое положение настолько, что его хозяйственная деятельность прекратится.
В отзывах на апелляционную жалобу министерство и учреждение просят оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Информация о времени и месте судебного разбирательства с соответствующим файлом размещена 24.11.2022 на сайте http://arbitr.ru// в соответствии с положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители апеллянта в судебном заседании поддержали доводы изложенные в жалобе и просили ее удовлетворить по основаниям,изложенным в ней.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Правильность решения проверяется в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной и отзывов на нее, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 12.07.2021 года между министерством (далее - государственный заказчик) и обществом (далее - подрядчик) был заключен Государственный контракт N 63 (далее - Контракт) на разработку проектной документации по объекту "Строительство экологического информационного центра на территории Кавказских Минеральных Вод" (далее - проектная документация, работы) в рамках государственной программы Ставропольского края "Охрана окружающей среды".
13.12.2021 за исх. N 02/14-12528 государственным заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, в обоснование которого заказчик привел доводы о нарушении со стороны подрядчика сроков выполнения контракта, выполнении подрядчиком работы настолько медленно, что окончание её к сроку становится явно невозможным.
Как указал истец, заказчик изначально добросовестно не выполнял обязательства по контракту. Своевременно не был передан градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 26:31:01031649 площадью 4358 кв.м. Градостроительный план с верно указанной площадью, формой участка и его границами был получен подрядчиком по электронной почте только 07.10.2021, то есть через 87 дней со дня заключения контракта, о чём подрядчик уведомил государственного заказчика письмом исх. N 585 от 07.10.2021.
Подрядчик в соответствии с положениями ст. ст. 716,719 ГК РФ неоднократно приостанавливал работы по контракту: с 20.09.2021 (исх. N 563 от 20.09.2021) по 07.10.2021 (исх. N 585 от 07.10.2021) - на 17 календарных дней на основании письма исх. N 645 от 24.11.2021; с 08.11.2021 по 10.12.2021 до получения технических условий подключения к сетям инженерно-технического обеспечения и инженерноразрешительной документации на 32 календарных дня.
Письмами от 29.09.2021 исх. N 577, от 24.11.2021 исх. N 645 подрядчик просил заказчика оказать содействие в получении технических условий и инженерноразрешительной документации, поскольку не имел возможности их самостоятельного получения ввиду отсутствия прямых договорных (либо иных гражданско-правовых) взаимоотношений с ресурсоснабжающими организациями Ставропольского края.
10.12.2021 года (исх. N 673) подрядчик направил в Автономном учреждение Ставропольского края "Государственная экспертиза в сфере строительства" заявление о проведении государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий (заявка N 5805) с просьбой провести государственную экспертизу (для ПД с изысканиями) на предмет соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов, соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям промышленной безопасности, требованиям к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требованиям антитеррористической защищенности объекта, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, результатам инженерных изысканий строительства объекта: "Строительство экологического информационного центра на территории Кавказских Минеральных Вод".
Считая отказ от контракта не соответствующими требованиям законодательства, общество обратилось в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
В силу ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Согласно п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. В договоре подряда указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения (статья 709 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 711 ГК РФ, если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.
Из пункта 1 статьи 711 ГК РФ следует, что возникновение обязанности заказчика по оплате подрядных работ обусловлено их надлежащим выполнением подрядчиком и передачей их результата заказчику.
В соответствии с нормами пункта 2 статьи 702 и статьи 708 ГК РФ начальный и конечный срок выполнения работ является существенным условием договора подряда.
В части 1 статьи 746 Кодекса определено, что оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда.
По смыслу пункта 1 статьи 711 и пункта 1 статьи 746 ГК РФ по договору строительного подряда оплате подлежит фактически выполненный (переданный заказчику) результат работ (пункт 8 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда" (далее - Обзор N 51).
Согласно пункту 4 статьи 753 ГК РФ сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляется актом, подписанным обеими сторонами.
Пунктом 2 статьи 763 ГК РФ предусмотрено, что по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Пунктом 1 статьи 766 ГК РФ предусмотрено, что государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
Под государственным (муниципальным) контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, который заключается в порядке, предусмотренном ГК РФ и федеральными законами.
Во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) регулируются отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (пункт 1 статьи 1 названного Закона).
Статьей 6 Закона N 44-ФЗ установлено, что контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Частью 1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В силу пункта 1 статьи 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
На основании статьи 450.1 ГК РФ предоставленное Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
Из системного толкования статьи 450.1 ГК РФ следует, что право на односторонний отказ от исполнения договора предоставляется стороне в силу закона либо по соглашению сторон.
В соответствии с пунктом 2 статьи 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным.
В соответствии с частью 1 статьи 314 ГК РФ, если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения либо период, в течение которого оно должно быть исполнено (в том числе в случае, если этот период исчисляется с момента исполнения обязанностей другой стороной или наступления иных обстоятельств, предусмотренных законом или договором), обязательство подлежит исполнению в этот день или соответственно в любой момент в пределах такого периода.
Согласно пункту 2 статьи 715 ГК РФ заказчик вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке в случае, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (пункт 9 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ).
Согласно частям 8, 9 статьи 95 Закона N 44-ФЗ основанием к расторжению контракта может являться не любое нарушение таким участником условий контракта, а именно существенное применительно к статье 450 ГК РФ, под которым надлежит понимать такое нарушение, которое является непреодолимым и неустранимым в разумный срок и объективно лишает заказчика того, на что он вправе был рассчитывать при заключении контракта, и которое влечет за собой препятствия последнему в осуществлении своей деятельности или исполнении своих обязательств перед третьими лицами.
Пунктом 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.11.2016 N 54 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении" (далее - постановление N 54) судам разъяснено, что при осуществлении стороной права на одностороннее изменение условий обязательства или односторонний отказ от его исполнения она должна действовать разумно и добросовестно, учитывая права и законные интересы другой стороны (пункт 3 статьи 307, пункт 4 статьи 450.1 ГК РФ). Нарушение этой обязанности может повлечь отказ в судебной защите названного права полностью или частично, в том числе признание ничтожным одностороннего изменения условий обязательства или одностороннего отказа от его исполнения (пункт 2 статьи 10, пункт 2 статьи 168 ГК РФ).
Если односторонний отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение его условий совершены тогда, когда это не предусмотрено законом, иным правовым актом или соглашением сторон или не соблюдены требования к их совершению, то по общему правилу такой односторонний отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение его условий не влекут юридических последствий, на которые они были направлены (п. 12 постановления N 54).
Статьями 6, 12 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что одними из принципов контрактной системы являются принципы ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств (пункт 9 статьи 95 Закона N 44-ФЗ), не должно применяться в противоречии с указанными принципами. Соблюдение указанных принципов в ходе исполнения контракта предполагает определенную стабильность отношений заказчика с подрядчиком (поставщиком, исполнителем), степень которой выше, нежели стабильность отношений между сторонами обычного гражданскоправового договора. Это обусловлено тем, что использование такого института, как отказ от исполнения договора в одностороннем порядке, применительно к государственным (муниципальным) контрактам повлечет за собой необходимость осуществления процедуры новой закупки. Это, в свою очередь, связано с дополнительными расходами за счет бюджетных средств, процедурными, временными затратами.
Произвольное либо формальное использование названного института может привести к тому, что государственные (муниципальные) нужды не будут удовлетворены в течение длительного времени. Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта может считаться принятым обоснованно и законно в том случае, если имеются достаточные основания полагать, что прекращение отношений с данным подрядчиком (поставщиком, исполнителем) будет способствовать более эффективному достижению результата обеспечения тех государственных (муниципальных) нужд, для которых и проводилась соответствующая закупка.
Как видно из материалов дела, в соответствии с постановлением Губернатора Ставропольского края от 14.03.2016 N 92 "О некоторых мерах по совершенствованию государственного управления в Ставропольском крае" Министерством через уполномоченный орган - комитет Ставропольского края по государственным закупкам в единой информационной системе (далее - ЕИС) 24.05.2021 в электронной форме размещено извещение N 0121200004721000525 о проведении открытого конкурса на "Разработку проектной документации по объекту "Строительство экологического информационного центра на территории Кавказских Минеральных Вод" для обеспечения государственных нужд Ставропольского края".
Согласно протоколу подведения итогов конкурса от 25.06.2021 N 0121200004721000525 - ЭОК победителем открытого конкурса в электронной форме N 0121200004721000525 признано общество.
Между министерством и обществом заключен государственный контракт на разработку проектной документации по объекту "Строительство экологического информационного центра на территории Кавказских Минеральных Вод" для обеспечения государственных нужд Ставропольского края от 12.07.2021 N 63.
В соответствии с пунктом 1.1 контракта подрядчик принял на себя обязательства выполнить работы по разработке проектной документации по объекту "Строительство экологического информационного центра на территории Кавказских Минеральных Вод" (далее - проектная документация, работы) в рамках государственной программы Ставропольского края "Охрана окружающей среды", в соответствии с заданием на проектирование (Приложение N 1), являющимся неотъемлемой частью Контракта.
Срок контракта установлен согласно пункту 3.2: начало выполнения работ - с момента заключения контракта, окончание работ - 10.12.2021.
Согласно подпункту 4.2.1 контракта государственный заказчик вправе: привлекать Заказчика-застройщика - Государственное казенное учреждение "Дирекция особо охраняемых природных территорий Ставропольского края" (Заказчик-застройщик) для осуществления контроля за выполнением условий контракта, освоением выделенных средств и приемки выполненных работ по Контракту, в том числе в соответствии с пунктом 4.1.1. Контракта.
В соответствии с подпунктом 4.3.1 подрядчик обязан выполнить своевременно и надлежащим образом, принятые на себя обязательства в соответствии с заданием на проектирование (Приложение N 1), являющимся неотъемлемой частью контракта, и с условиями контракта.
Подпунктом 4.3.5 контракта также предусмотрена обязанность подрядчика осуществить все действия (заключение, изменение, исполнение, расторжение, оплата договора), связанные с разработкой проекта планировки и проекта межевания территории, проведением государственной экспертизы и проверки достоверности определения сметной стоимости объекта.
Согласно подпункту 4.3.7 контракта подрядчик обязан представить проектную документацию по объекту в соответствии с заданием на проектирование (Приложение N 1), разработанный проект планировки и проекта межевания территории, положительные заключения государственной экспертизы проектной документации и проверки достоверности определения сметной стоимости объекта строительства в сроки, предусмотренные контрактом государственному заказчику и заказчику-застройщику.
По результатам работ государственный заказчик, заказчик-застройщик и подрядчик подписывают акт сдачи-приемки выполненных работ согласно пункту 5.2 контракта.
Подпунктом 5.2.1 контракта предусмотрено, что подрядчик передает государственному заказчику и заказчику-застройщику по накладной 5 (пять) комплектов проектной документации, с положительными заключениями государственной экспертизы проектной документации и проверки достоверности определения сметной стоимости объектов, а также разработанный проект планировки и проект межевания территории.
Государственным контрактом установлен предельный срок выполнения работ - 10.12.2021.
Истец работы в указанный срок государственному заказчику не передал, тем самым нарушив существенное условие государственного контракта.
По состоянию на 13.12.2021, в нарушение пунктов 1.1, 3.2, 4.3.1, 4.3.4, 4.3.5, 4.3.7 контракта, работы подрядчиком не завершены (не выполнены), проектная документация, положительные заключения государственной экспертизы проектной документации и проверки достоверности определения сметной стоимости объектов, а так же разработанный проект планировки и проект межевания территории государственному заказчику и заказчику-застройщику не переданы, акты сдачи-приемки выполненных работ государственным заказчиком и заказчиком-застройщиком не подписаны.
В соответствии с частью 12 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ решение государственного заказчика от 13.12.2021 об одностороннем отказе от исполнения контракта 15.12.2021 размещено в единой информационной системе в сфере закупок. Следовательно, процедура расторжения государственного контракта в одностороннем порядке, установленная положениями статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ, соблюдена.
В силу положений пункта 13 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком исполнителя об одностороннем отказе от исполнения контракта.
21.12.2021 года подрядчик надлежащим образом уведомлен о решении заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта (отчет об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 12305665021700).
Решение министерства об одностороннем отказе вступило в силу 10.01.2022, государственный контракт расторгнут заказчиком в одностороннем порядке.
Рассмотрев представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что исковые требования в данном случае следует признать не отвечающими принципам стабильности гражданского оборота, разумности и добросовестности осуществления гражданских прав, соответствующими общему смыслу положений гражданского законодательства о добросовестном исполнении обязательств.
Судом первой инстанции обоснованно отклонен довод истца о том, что просрочка исполнения государственного контракта возникла вследствие просрочки государственного заказчика.
Так, согласно статье 759 ГК РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан передать подрядчику задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления технической документации. Задание на выполнение проектных работ может быть по поручению заказчика подготовлено подрядчиком. В этом случае задание становится обязательным для сторон с момента его утверждения заказчиком. Подрядчик обязан соблюдать требования, содержащиеся в задании и других исходных данных для выполнения проектных и изыскательских работ, и вправе отступить от них только с согласия заказчика.
Неотъемлемой частью государственного контракта является задание на проектирование (Приложение N 1 к контракту).
Пунктами 11 и 46 Приложения N 1 к контракту предусмотрено, что сбор исходных данных и условий для подготовки проектной документации в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации, требованиях к их содержанию", сбор необходимых данных, разрешительных документов, технических условий подрядчик самостоятельно осуществляет и оплачивает.
При этом установлено, что подрядчик запросы для получения технических условий в ресурсоснабжающие организации осуществлял с 08.10.2021, что подтверждается письмом общества (исх. от 24.11.2021 N 645).
В соответствии с письмом N 673 от 10.12.2021 (отправлено подрядчиком 16.12.2021, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 12305665021700) поступившим от подрядчика 21.12.2021 по ссылке https://disk.yandex.ru/d/NmFkMOSW9kzJjg ООО "Проджектситигрупп" не представлен комплект проектной документации, что подтверждается скрином с Яндекс.Диска и последними изменениями в нем, а согласно письму от 27.12.2021 N 722 принимает решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) и подпункта "б" пункта 10 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02. 2008 г. N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию", технические условия на подключение к сетям инженернотехнического обеспечения относятся к исходным данным для проектирования.
Из изложенного следует, что обязательства по сбору недостающих исходных данных, в том числе технических условий, возложены на ООО "Проджектситигрупп".
В случае выполнения подрядчиком в рамках одного контракта комплекса работ по инженерным изысканиям и разработке проектной документации, применяется норма, изложенная в части 5.2 статьи 48 ГрК РФ, согласно которой договором о подготовке проектной документации может быть предусмотрено обеспечение получения лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, технических условий.
Предметом спорного контракта являются изыскательские и проектные работы, виды, объем и содержание которых определены заданием (пункт 3 задания - обследование грунтов, инженерные изыскания, градостроительная документация - документация по планировке территории (в составе проекта планировки и проекта межевания), проектная и рабочая документация).
Запрет на включение в контракт условий, предусматривающих сбор исходных данных и получение технических условий подрядчиком, действующим законодательством не установлен.
При этом нормы статьи 759 ГК РФ не исключают, а статьи 48 ГрК РФ устанавливают право заказчика поручить подрядчику сбор исходных данных для проектирования и выполнения изыскательских работ.
Если по условиям контракта на выполнение проектных работ кроме выполнения проектных работ подрядчик принимает на себя обязательства осуществить сбор исходных данных и выполнить инженерные изыскания, он не вправе требовать от заказчика документы, относящиеся к исходным данным.
Обязанность заказчика, установленная в статье 759 ГК РФ, передать подрядчику исходные данные, необходимые для выполнения проектных и изыскательских работ, нельзя отождествлять с обязанностью заказчика осуществлять сбор исходных данных, поскольку обязанность передать исходные данные и обязанность осуществить их сбор не могут быть признаны равнозначными.
Таким образом, предметом спорного контракта является не только выполнение подрядчиком работ по разработке проектной документации, но и сбор исходных данных, получение технических условий и согласований, выполнение инженерных изысканий, сопровождение проектной документации в органах государственной экспертизы.
В силу части 2 статьи 437 ГК РФ размещенная заказчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информация о закупке является публичной офертой, то есть предложением, содержащим все существенные условия заключения и исполнения государственного контракта, из которого усматривается воля лица, делающего предложение заключить контракт на указанных в нём условиях с любым кто отзовётся.
В соответствии с частью 1 статьи 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная деятельность, осуществляемая лицом на свой риск. Принимая условия заказчика, участник закупки гарантирует добросовестность своих намерений.
Истец, являясь профессиональным участником предпринимательской деятельности (в том числе участником электронных конкурсов), при заключении с министерством государственного контракта, ознакомившись с конкурсной документацией, на предмет закупки, принял на себя риск наступления определенных последствий в связи с заключением его на условиях, оговоренных в аукционной документации.
При участии в закупочных процедурах и начале выполнения работ общество могло сопоставить предполагаемые объемы работ и возможности их выполнения в предусмотренные сроки.
На основании пункта 8 статьи 448 ГК РФ условия договора, заключенного по результатам торгов в случаях, когда его заключение в соответствии с законом допускается только путем проведения торгов, могут быть изменены сторонами по иным основаниям, если изменение договора не повлияет на его условия, имевшие существенное значение для определения цены на торгах (подпункт 3).
В соответствии с ч. 6 ст. 65 44-ФЗ заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе.
Доказательств обращения к заказчику с запросами о даче разъяснений в материалы дела не представлено.
Учитывая изложенное, требования исполнителя о предоставлении заказчиком технических условий на технологическое присоединение к сетям ресурсоснабжающих организаций, противоречат положениям государственного контракта.
В соответствии с письмом заказчика-застройщика от 13.08.2021 N 02-742 генеральному директору ООО "Проджектситигрупп" направлен градостроительный план земельного участка.
ООО "Проджектситигрупп" письмами от 21.07.2021 N 477, 29.09.2021 N 577, 07.10.2021 N 585 подтвердил приостановка работ, в письме от 29.09.2021 N 577 сослался на техническую ошибку, допущенную в градостроительном плане администрацией города-курорта Железноводска Ставропольского края.
В то же время, у подрядчика имелась возможность уточнить точную площадь земельного участка согласно данных публичной кадастровой карты Российской Федерации. Допущенная опечатка не может быть признана препятствием для исполнения обязательств по контракту.
Согласно письму ГКУ СК "Дирекция" о представлении информации от 22.07.2021 N 01-677, в соответствии с пунктами 4.2.2., 4.2.3 контракта, заказчиком-застройщиком установлено требование о еженедельном представлении отчета не позднее понедельника следующего за отчетной неделей. Письмами заказчика-застройщика от 03.08.2021 N 02- 705, 30.08.2021 N 02-797 подтверждено не представление подрядчиком еженедельных отчетов.
Заказчик-застройщик является правообладателем земельного участка, расположенного по адресу: Российская Федерация, Ставропольский край, город Железноводск, в соответствии с постановлением администрации города-курорта Железноводска Ставропольского края от 05.02.2020 N 78.
Согласно приказу министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края от 12.04.2021 N 157 полномочия заказчика-застройщика вправе осуществлять сотрудник подрядчика Ф.С. Козлов по доверенности N 02-7/97 от 15.10.2021. В состав данных полномочий включено: представление интересов в государственных, административных органах, и иных учреждениях и организациях, в том числе по вопросам, связанным с получением технических условий и других, необходимых для прохождения государственной экспертизы документов и актов по проекту экологического информационного центра в г. Железноводске, и иных актов, направление запросов, подача заявлений, получение справок и иных документов.
Письмами 11.10.2021, 08.10.2021 представитель по доверенности Ф.С. Козлов направлял информацию, связанную с получение технических условий, что подтверждает факт наличия у подрядчика полномочий на получение технических условий и других, необходимых для прохождения государственной экспертизы документов и актов по проекту экологического информационного центра в г. Железноводске.
Министерством и заказчиком-застройщиком оказывалось содействие в получении технических условий, что подтверждается письмами от 29.10.2021 N 02-1027, 02.11.2021 N 08/09-10909, 13.10.2021 N 08/09-10169, 13.10.2021 N 08/09-10166, 13.10.2021 N 08/09-10168, от 14.10.2021 N 08/09-10213, от 17.11.2021 N /09-11498.
В ответ на запрос о содействии письмом от 29.10.2021 N 22/7733/21 глава города-курорта Железноводска Ставропольского края Е.И. Моисеев направил технические условия на устройство ливневой канализации и благоустройства территории представителю по доверенности Ф.С. Козлову.
Также о наличии у Ф.С. Козлова полномочий свидетельствует письмо ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" от 11.11.2021 N 04-08/934-ТУ.
В ответ на приостановление подрядчиком работ министерство направляло исполнителю письма от 11.08.2021 N 08/14-7858, 06.10.2021 N 08/14-9933 о том, что заказчик считает приостановку работ преждевременной и необоснованной, влекущей ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом.
В обоснование своей правовой позиции по делу истец указал, что причиной приостановки действия государственного контракта, а также просрочки им обязательств по государственному контракту послужило несвоевременное представление министерством исходных данных.
В то же время, данные доводы общества опровергаются представленными в материалы дела документами.
В соответствии с требованием пункта 1 статьи 47 ГрК РФ инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Подготовка проектной документации не допускается без выполнения соответствующих инженерных изысканий.
Пунктом 11 задания к контракту предусмотрена обязанность подрядчика выполнить сбор исходных данных и условий для подготовки проектной документации, и инженерных изысканий в соответствии с постановлением правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87.
Согласно пункту 13 задания подрядчик должен выполнить комплекс инженерных изысканий в соответствии с требованиями: ГрК РФ, СП 47.13330.2016 "Инженерные изыскания для строительства. Основные положения (актуализированная версия СНиП 11- 0296), СП 126.13330.2017 "Геодезические работы в строительстве" (актуализированная редакция СНиП 3.01.03-84).
При этом ссылка истца на то обстоятельство, что заявки на получение технических условий должны подаваться исключительно собственником устройств не соответствует действительности, так как возможность обращения в ресурсоснабжающие организации через представителя прямо предусмотрена законодательством.
На основании изложенного, довод о том, что работы по государственному контракту были приостановлены ввиду неполноты исходных данных для выполнения проектных работ, получение которых истцом самостоятельно невозможно, является несостоятельным и подлежит отклонению.
Направленные 14.12.2021 подрядчиком в АУ СК "Государственная экспертиза в сфере строительства" материалы не приняты для проведения государственной экспертизы по причине отсутствия значительной части необходимой исходной, изыскательной и проектной документации, состав которой установлен ст. 47, 48 ГрК РФ, Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87, Положением об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 N 145, договор оказания услуг по проведению государственной экспертизы не заключен, документы, подтверждающие согласование проектной документации государственным заказчиком не представлены, что подтверждается письмом от N 264/01-09 от 01.02.2022.
Кроме того, постановлением администрации города-курорта Железноводска Ставропольского края от 26.05.2022 N 434 право постоянного (бессрочного) пользования ГКУ СК "Дирекция" на земельный участок, расположенный по адресу: Российская Федерация, Ставропольский край, город Железноводск площадью 4358 кв.м прекращено, соответствующие сведения внесены в единый государственный реестр недвижимости 03.06.2022. Следовательно, возможность продолжения работ по ранее существовавшей документации отсутствует.
Частью 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ установлено, что при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей и статьей 95. Указанными нормами Закона N 44-ФЗ возможность изменения сроков исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств не предусмотрена.
Работы подрядчиком в установленный срок истцом не выполнены, результат работ в предусмотренном контрактом порядке не сдан, цель контракта не достигнута.
Следовательно, руководствуясь частью 9 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, нарушения, допущенные при исполнении контракта, признаются существенными, влекущими его расторжение по инициативе заказчика.
Судом первой инстанции так же обоснованно отклонена ссылка исполнителя работ на отказ от контракта, поскольку неисполнение заказчиком встречных обязательств по государственному контракту отсутствует, отказ истца от государственного контракта на основании пункта 2 статьи 719 ГК РФ неправомерен.
На момент получения министерством решения истца об отказе от исполнения государственного контракта процедура одностороннего отказа заказчиком уже была инициирована.
В силу положений пункта 14 статьи 95 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в единственном случае - если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Принимая во внимание тот факт, что на момент вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта обязательства по нему так и не были выполнены, основания для отмены решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта у министерства отсутствовали.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции является правильным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции сделан неверный вывод о законности и обоснованности расторжения ответчиком государственного контракта в одностороннем порядке на основании п. 2 ст. 785 ГК РФ, подлежит отклонению по основаниям изложенным выше. Данный довод был предметом рассмотрения судом первой инстанции и ему дана надлежащая оценка.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции не исследованы все обстоятельства дела и не дана оценка доказательствам и доводам истца, подлежит отклонению как противоречащий фактическим обстоятельствам. Судом первой инстанции установлены все обстоятельства дела и им дана надлежащая оценка.
Довод апелляционной жалобы о том, что правовые последствия вынесения судом оспариваемого решения имеют негативный критический характер для общества, а включение его в реестр недобросовестных поставщиков, ухудшит его финансовое положение настолько, что его хозяйственная деятельность прекратится, подлежит отклонению, поскольку общество занимаясь экономической деятельностью действует на свой страх и риск и риск наступления не благоприятных для него последствий в связи с его действиями либо бездействием не может быть возложен на иное лицо.
С учетом изложенных обстоятельств принятый по делу судебный акт является законным и обоснованным, вынесенным на основании полного, всестороннего исследования всех фактических обстоятельств и материалов дела.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд относит на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 03.10.2022 по делу N А63- 9932/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
З.М. Сулейманов |
Судьи |
С.Н. Демченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-9932/2022
Истец: ООО "Проджектситигрупп"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ "ДИРЕКЦИЯ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ", Упарь Александр Дмитриевич