г. Челябинск |
|
22 декабря 2022 г. |
Дело N А76-19316/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 декабря 2022 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Баканова В.В., судей Ширяевой Е.В. и Тарасовой С.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Микушиной А.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 13 октября 2022 г. по делу N А76-19316/2022.
В судебном заседании приняли участие представители:
Территориального фонда обязательного медицинского страхования Челябинской области - Пацевич Л.Н. (доверенность от 23.12.2021, диплом)
общества с ограниченной ответственностью "АльфаСтрахование-ОМС" - Морозова Н.А. (доверенность от 10.12.2021 N 44, диплом).
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Челябинской области (далее - истец, ТФОМС Челябинской области) обратился в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "АльфаСтрахование-ОМС" (далее - ответчик, ООО "АльфаСтрахование-ОМС") о взыскании финансовых санкций в размере 24 029 руб. 45 коп.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 13.10.2022 (резолютивная часть объявлена 12.10.2022) в удовлетворении исковых требований отказано.
ТФОМС Челябинской области (далее также - податель жалобы, апеллянт) с принятым судебным актом не согласился, обратился в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
По мнению подателя жалобы, судом первой инстанции неверно истолкован закон и не применены нормы права, подлежащие применению.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель отмечает, что в рамках рассмотрения одного обращения существует несколько сроков рассмотрения, а не один срок, как указано в решении суда, соблюдение которых регламентировано Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Пунктом 8 перечня санкций за нарушение договорных обязательств приложения N 3 к договору о финансовом обеспечении ОМС N 707-ОМС от 01.01.2014 установлено, что за нарушение сроков рассмотрения жалоб застрахованных лиц взимается штраф в размере 100 % подушевого норматива финансирования территориальной программы обязательного медицинского страхования за каждый случай нарушения.
Таким образом, из буквального прочтения условий договора следует, что за каждый случай нарушения каждого срока (7 дневного перенаправления обращения по компетенции, 30 дневного общего срока рассмотрения обращения, и 30 дневного на продление в исключительных случаях) договором о финансовом обеспечении ОМС от 01.01.2014 N 707-ОМС предусмотрена ответственность.
Вывод суда о том, что допущенные нарушения в отношении нескольких обращений застрахованных в силу конструкции пункта 8 Перечня санкций влекут за собой множественность нарушений и, как следствие применение нескольких штрафных санкций в зависимости от количества обращений застрахованных лиц, не опровергает доводы ТФОМС Челябинской области о том, что в рамках рассмотрения одного обращения возможно нарушение нескольких сроков рассмотрения и применение штрафных санкций за нарушение каждого срока в рамках одного обращения.
Истец не согласен с выводами суда о том, что каждое обращение застрахованного лица в ООО "АльфаСтрахование-ОМС" является одним случаем, каждый из которых является предметом рассмотрения в рамках плановой комплексной проверки ТФОМС Челябинской области деятельности страховой медицинской организации. ТФОМС Челябинской области полагает, что данные выводы суда не основаны на нормах права, буквальном прочтении договора и обстоятельствах дела, так как понятие "случай нарушения" не тождественно понятию "случай обращения".
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2022 апелляционная жалоба ТФОМС Челябинской области принята к производству суда и назначена к рассмотрению на 19.12.2022.
До начала судебного заседания от ООО "АльфаСтрахование-ОМС" поступил отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому ответчик полагает решение суда законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению. Отзыв приобщен к материалам дела в порядке, предусмотренном статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом, ООО "АльфаСтрахование-ОМС" является страховой медицинской организацией, осуществляющей деятельность в сфере обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ).
Между ТФОМС Челябинской области (территориальный фонд) и ООО "АльфаСтрахование-ОМС" (страховая медицинская организация) в спорный период действовал типовой договор о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования от 01.01.2014 N 707-ОМС, по условиям которого фонд принял на себя обязательства по финансовому обеспечению деятельности страховой медицинской организации в сфере ОМС, а страховая медицинская организация обязалась оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными территориальной программой ОМС, за счет целевых средств (л.д. 12-14).
Договор заключен в соответствии с формой типового договора о финансовом обеспечении ОМС, утвержденной приказом Минздрава России от 09.09.2011 N 1030н.
По условиям договора от 01.01.2014 N 707-ОМС страховая медицинская организация обязуется:
- осуществлять контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи застрахованным лицам в медицинских организациях, с которыми страховой медицинской организацией заключены договоры на оказание и оплату медицинской помощи, в том числе, путем проведения медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи в соответствии с порядком, утвержденным приказом Федерального фонда от 01.12.2010 N 230, и представлять в территориальный фонд отчет о результатах контроля (пункт 2.23 договора);
- обеспечивать возможность специалистам территориального фонда осуществлять проверку и (или) ознакомление с деятельностью, связанной с исполнением договоров в сфере обязательного медицинского страхования, в том числе, по проведению контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи (пункт 2.24 договора);
- осуществлять рассмотрение обращений и жалоб граждан, осуществлять деятельность по защите прав и законных интересов застрахованных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 2.25 договора).
В силу пункта 4.11 договора территориальный фонд обязуется осуществлять контроль деятельности страховой медицинской организации, в том числе: по заключению договоров на оказание и оплату медицинской помощи, выполнению условий данных договоров, организации обязательного медицинского страхования, защите прав застрахованных лиц, осуществлению контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, достоверности учетно-отчетных сведений, направляемых в территориальный фонд, и проведения проверок деятельности страховой медицинской организации, в том числе, путем ревизий, сверки расчетов со страховой медицинской организацией.
Согласно пунктам 6.3, 6.4 договора страховая медицинская организация несет ответственность перед территориальным фондом за невыполнение условий договора в части осуществления контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, ненадлежащее исполнение условий настоящего договора в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 9 договора при выявлении нарушений договорных обязательств территориальный фонд при возмещении страховой медицинской организации затрат на оплату медицинской помощи уменьшает платежи на сумму выявленных нарушений или неисполненных договорных обязательств и применяет штрафные санкции согласно приложению N 3 к договору.
Договор действовал с 01.01.2014 (пункт 11 договора) и до 31.12.2018, в связи с его расторжением соглашением от 28.11.2018 (л.д. 14).
Приложением N 3 к договору утвержден перечень санкций за нарушение договорных обязательств (л.д. 12-13, далее - Перечень санкций).
В соответствии с пунктом 8 Перечня санкций за отказ в регистрации жалобы застрахованного лица, нарушение сроков рассмотрения жалоб застрахованных лиц, отказ в проведении экспертизы качества медицинской помощи по жалобе застрахованного лица, не доведение до заявителя результатов рассмотрения (или экспертизы качества медицинской помощи) предусмотрено применение финансовой санкции за счет собственных средств страховой медицинской организации в виде штрафа в размере 100% подушевого норматива финансирования территориальной программы обязательного медицинского страхования за каждый случай нарушения.
В соответствии с Положением о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования, утвержденным приказом ФОМС от 16.04.2012 N 73, и приказом директора ТФОМС Челябинской области от 29.04.2019 N 324 "О проведении плановой комплексной проверки Челябинского филиала ООО "АльфаСтрахование-ОМС" (л.д.15-25), ТФОМС Челябинской области проведена плановая комплексная проверка Челябинского филиала ООО "АльфаСтрахование-ОМС" в соответствии с программой проверки, в том числе, контролю подверглась деятельность страховой медицинской организации по защите прав и законных интересов застрахованных лиц, по рассмотрению обращений и жалоб граждан.
По результатам проверки составлен акт плановой комплексной проверки деятельности Челябинского филиала ООО "АльфаСтрахование-ОМС" в сфере обязательного медицинского страхования от 24.06.2019 (л.д. 26-49).
В ходе плановой проверки выявлены нарушения по пункту 8 Перечня санкций по договору о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования от 01.01.2014 N 707-ОМС за невыполнение условий договора в части защиты прав и законных интересов застрахованных лиц, а именно, нарушение сроков рассмотрения жалоб застрахованных лиц Драенкова А.А. - штраф на сумму 24 031 руб. 12 коп., Марковой Т.Н. - штраф на сумму 12 013 руб. 89 коп., Ледяевой М.С. - штраф на сумму 24 027 руб. 78 коп., Иванцовой С.В. - штраф на сумму 24 031 руб. 12 коп., а также отказ в проведении экспертизы качества медицинской помощи по жалобе застрахованного лица Королевой Л.С. - штраф на сумму 12 096 руб. 97 коп.
Выявленные нарушения в соответствии с пунктом 6 договора от 01.01.2014 N 707-ОМС являются основанием для применения к страховой медицинской организации штрафных санкций согласно пункту 2.25 договора, пункту 8 Перечня санкций, в размере 100% подушевого норматива финансирования территориальной программы обязательного медицинского страхования за каждый случай нарушения на общую сумму 96 200 руб. 88 коп.
Подушевые нормативы финансирования территориальной программы обязательного медицинского страхования установлены Постановлением Правительства Челябинской области от 22.12.2017 N 708-П "О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Челябинской области на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов" (л.д. 50).
Не согласившись с результатами проведенной проверки в части вменяемых нарушений на общую сумму 36 045 руб. 01 коп., ООО "АльфаСтрахование-ОМС" направило письменные возражения от 01.07.2019 N 2194 (л.д. 76-78) на акт от 24.06.2019 (по рассмотрению обращения Драенкова А.А. на сумму 12 015 руб. 56 коп., по Иванцовой С.В. на сумму 12 015 руб. 56 коп., по Ледяевой М.С. на сумму 12 013 руб. 89 коп.).
Рассмотрев письменные возражении ООО "АльфаСтрахование-ОМС" от 01.07.2019 N 2194, ТФОМС Челябинской области направил письменное сообщение о результатах рассмотрения возражений, согласно которому Территориальным фондом принято возражение страховой медицинской организации и довод по уменьшению суммы штрафных санкций по обращению Драенкова А.А. на сумму 12 015 руб. 56 коп., при этом не приняты возражения страховой медицинской организации по уменьшению или изменению суммы штрафа по обращению Иванцовой С.В. на сумму 12 015 руб. 56 коп., и по обращению Ледяевой М.С. на сумму 12 013 руб. 89 коп. (л.д. 79-80).
ООО "АльфаСтрахование-ОМС" 08.07.2019 оплатило 73 369 руб. 82 коп. (л.д. 82-83), в том числе, по платежному поручению от 08.07.2022 N 3406 на сумму 13 213 руб. 95 коп., по платежному поручению от 08.07.2019 N 3375 на сумму 60 155 руб. 87 коп. (за нарушения, допущенные страховой медицинской организацией при рассмотрении обращений: Драенкова А.А. на сумму 12 015 руб. 56 коп., Марковой Т.Н. на сумму 12 013 руб. 89 коп., Ледяевой М.С. на сумму 12 013 руб. 89 коп., Иванцовой С.В. на сумму 12 015 руб. 56 коп., Королевой Л.С. на сумму 12 096 руб. 97 коп.).
Сумма задолженности по акту проверки от 24.06.2019 согласно расчету истца составляет 24 029 руб. 45 коп. за нарушения, допущенные страховой медицинской организацией при рассмотрении обращения Ледяевой М.С. на сумму 12 013 руб. 89 коп. и обращения Иванцовой С.В. на сумму 12 015 руб. 56 коп. (л.д. 8).
ТФОМС Челябинской области в рамках досудебного урегулирования спора направлено письмо от 19.06.2020 N 01-1829 с требованием об уплате задолженности по акту проверки от 24.06.2019 (л.д. 84-85), которое оставлено ответчиком без удовлетворения, что явилось основанием для обращения фонда в арбитражный суд с настоящим иском.
Оценив представленные доказательства в отдельности, относимость, допустимость и их достоверность, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности (статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Арбитражный суд в соответствии с требованиями части 1 статьи 64 и статей 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основании имеющихся в деле доказательств устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора.
Требования истца подлежат рассмотрению арбитражным судом исходя из предмета и основания заявленного иска.
Как следует из материалов дела, исковые требования обусловлены взысканием штрафных санкций за нарушение ответчиком условий договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию от 01.01.2014 N 707-ОМС.
В силу части 2 статьи 9 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) участниками обязательного медицинского страхования являются: территориальные фонды, страховые медицинские организации, медицинские организации.
В соответствии с частями 7, 8 статьи 14 Закона N 326-ФЗ страховые медицинские организации осуществляют свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на основании договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, заключенного между страховой медицинской организацией и медицинской организацией.
Страховые медицинские организации отвечают по обязательствам, возникающим из договоров, заключенных в сфере обязательного медицинского страхования, в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями этих договоров.
Территориальный фонд осуществляет управление средствами обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, предназначенными для обеспечения гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи в рамках программ обязательного медицинского страхования и в целях обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, рассматривает дела и налагает штрафы, составляет акты о нарушении законодательства об обязательном медицинском страховании в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", осуществляет контроль за деятельностью страховой медицинской организации, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", и выполнением договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования (пункт 9 Приказа Минздравсоцразвития России от 21.01.2011 N 15н "Об утверждении Типового положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования").
Взаимодействие территориального фонда со страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями и страховых медицинских организаций с медицинскими организациями осуществляется в соответствии с договорами в сфере обязательного медицинского страхования (пункт 122 Приказа Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования").
Территориальный фонд в порядке, установленном Федеральным фондом, вправе осуществлять контроль за деятельностью страховых медицинских организаций путем организации контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, проводить медико-экономический контроль, медико-экономическую экспертизу, экспертизу качества медицинской помощи, в том числе повторно, а также контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями (пункт 11 ст. 40 Закона N 326-ФЗ).
Типовая форма договора о финансовом обеспечении ОМС, в том числе, имеющееся в нем Приложение N 3 "Перечень санкций за нарушение договорных обязательств по настоящему договору" утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 09.09.2011 N 1030н "Об утверждении формы типового договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования".
Исковые требования обусловлены взысканием штрафных санкций (пункт 8 Перечня санкций) из расчета 100% подушевого норматива финансирования территориальной программы ОМС в размере 24 029 руб. 45 коп.
Как следует из материалов дела, актом от 24.06.2019 установлено, что 01.11.2018 на электронную почту ChelyabinskZPZ@alfastrah.ru (admiN @alfastrahoms.ru) поступило обращение Ледяевой М.С. о наличии на сайте госуслуг информации об оказанной ей медицинской помощи, которые фактически не оказывались медучреждением, а также о разъяснении порядка обжалования данной информации.
Специалистами ООО "АльфаСтрахование-ОМС" 01.11.2018 дан ответ на электронную почту заявителя о том, что информация о фактах оплаты страховой компанией медицинских услуг, предоставленных пациентам медицинским организациям в октябре 2018 года будет доступна только после 15.11.2018. Оценить неправомерность действий медицинской организации по факту приписанного посещения в настоящее время не представляется возможным. Обращение находится на контроле у руководителя отдела по защите прав застрахованных. Учитывая вышеизложенное, ответ будет предоставлен не позднее 25.11.2018.
В акте от 24.06.2019, вышеуказанное обращение Ледяевой М.С. в нарушение пункта 2. статьи 8 Закона N 59-ФЗ принято к рассмотрению 20.11.2018 и зарегистрировано 21.11.2018, что подтверждается ответом специалиста страховой медицинской организации на электронную почту заявителя и письмом от 19.12.2018 N 2943.
ООО "АльфаСтрахование-ОМС" в нарушение пункта 4 статьи 8 Закона N 59-ФЗ не перенаправлено в Министерство здравоохранения Челябинской области.
Нарушение сроков рассмотрения жалобы застрахованного лица, выраженное в нарушении срока перенаправления обращения по компетенции в Министерство здравоохранения Челябинской области и в части сроков направления окончательного ответа заявителю в соответствии с пунктом 9 договора от 01.01.2014 N 707-ОМС явилось основанием для применения к ответчику штрафных санкций согласно пунктам 2.23, 2.25 договора, пункту 8 Перечня санкций в размере 100% подушевого норматива финансирования, предусмотренного Территориальной программой обязательного медицинского страхования на 2018 год за каждый случай нарушения.
Актом от 24.06.2019 установлено, что 07.09.2018 на электронную почту ChelyabinskZPZ@alfastrah.ru (admiN @alfastrahoms.ru) поступило обращение Иванцовой СВ. о нанесении ей материального ущерба при оказании медицинской помощи. Указанное обращение Иванцовой СВ. в нарушение пункта 2 статьи 8 Закона N 59-ФЗ принято к рассмотрению и зарегистрировано 13.09.2018, что подтверждается ответом специалиста ООО "АльфаСтрахование-ОМС" на электронную почту заявителя о том, что заявление принято в работу и письменному обращению присвоен регистрационный N 110 от 13.09.2018, а так же подтверждается штампом о регистрации от 13.09.2018. При этом обращение должно быть зарегистрировано не позднее 10.09.2018.
Заявителю подготовлен ответное письмо от 12.10.2018 N 2221 о продлении срока рассмотрения обращения на 30 дней, данный ответ в соответствии со штампом на уведомлении о вручении направлен заявителю 13.10.2018 в нарушение статьи 12 Закона N 59-ФЗ.
Заявителю подготовлен окончательный ответ от 09.11.2018, который в соответствии со штампом на уведомлении о вручении направлен 12.11.2018.
В соответствии с письменными возражениями ООО "АльфаСтрахование-ОМС" от 01.07.2019 N 2194 на акт проверки от 24.06.2019, ООО "АльфаСтрахование-ОМС" не оспаривало нарушение, выраженное в нарушении сроков направления окончательного ответа заявителю Иванцовой С.В. Однако, полагало, что вменяемое нарушение в части срока перенаправления обращения по компетенции в Минздрав Челябинской области необоснованно, поскольку обращение Иванцовой С.В. содержало жалобу на качество медицинской помощи, решение вопроса по которой лежало только в компетенции ООО "АльфаСтрахование-ОМС" и не подлежало перенаправлению по компетенции в Минздрав Челябинской области (л.д. 76-78).
При рассмотрении возражений ООО "АльфаСтрахование-ОМС" ТФОМС Челябинской области был учтен довод о том, что обращение Иванцовой С.В. не подлежало перенаправлению в Министерство здравоохранения Челябинской области. Однако, в письменном сообщении от 05.07.2019 N 01-2107 (л.д. 79-80) истец указал, что это не влечет изменения размера штрафных санкций, поскольку в мотивировочной части акта от 24.06.2019 (стр. 14-15) описаны два нарушения сроков, установленных статьей 12 Закона N 59-ФЗ, а именно нарушение срока уведомления заявителя о продлении сроков рассмотрения обращения, нарушение срока направления окончательного ответа заявителю.
Оставляя решение суда первой инстанции без изменения, судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что соблюдение установленного срока проверяется применительно к конкретному обращению застрахованного лица, что в случае установления факта виновного нарушения влечет за собой взыскание штрафа.
Действительно, пунктом 8 Перечня санкций предусмотрены штрафные санкции за отказ в регистрации жалобы застрахованного лица, нарушение сроков рассмотрения жалоб застрахованных лиц, отказ в проведении экспертизы качества медицинской помощи по жалобе застрахованного лица, недоведение до заявителя результатов рассмотрения (или экспертизы качества медицинской помощи).
При буквальном толковании положений пункта 8 Перечня санкций, являющегося приложением 3 договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования от 01.01.2014 N 707-ОМС следует, что сторонами договора установлена ответственность только за нарушение срока рассмотрения жалобы застрахованного лица.
Следует отметить, что правоотношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации закрепленного Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы, органы местного самоуправления и к должностным лицам этих органов, а также порядок рассмотрения таких обращений урегулированы Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Частью 1 статьи 12 Закона N 59-ФЗ предусмотрено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 данной статьи.
Соблюдение установленного срока проверяется применительно к конкретному обращению застрахованного лица, что в случае установления факта виновного нарушения влечет за собой взыскание штрафа.
Допущенные нарушения в отношении нескольких обращений застрахованных в силу конструкции пункта 8 Перечня санкций влекут за собой множественность нарушений и, как следствие - применение нескольких штрафных санкций в зависимости от количества обращений застрахованных лиц.
При этом, взыскание нескольких штрафов за нарушение срока рассмотрения одной и той же жалобы по смыслу пункта 8 Перечня санкций не предусмотрено.
В рассматриваемом случае судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что каждое обращение застрахованных лиц в ООО "АльфаСтрахование-ОМС" является одним случаем, каждый из которых является предметом рассмотрения в рамках плановой комплексной проверки ТФОМС ЧО деятельности СМО.
Оснований для взыскания штрафа отдельно за нарушение каждого из промежуточных сроков при рассмотрении жалобы застрахованного лица у суда не имеется.
Кроме того, судом первой инстанции было принято во внимание, что по результатам рассмотрения возражений ООО "АльфаСтрахование - ОМС" ТФОМС Челябинской области признало обоснованным довод ответчика о том, что обращение Иванцовой СВ. не подлежало перенаправлению в Министерство здравоохранения Челябинской области (л.д. 79).
Между тем, размер начисленных штрафных санкций ТФОМС Челябинской области не уменьшило, что является неправомерным, поскольку противоречит итоговым выводам о количестве и характере нарушений по обращению Иванцовой С.В., сделанным в акте от 24.06.2019.
При таких обстоятельствах, заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка, с которой суд апелляционной инстанции соглашается. Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции не подлежит отмене, апелляционная жалоба - удовлетворению.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в связи с оставлением апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на и.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 13 октября 2022 г. по делу N А76-19316/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.В. Баканов |
Судьи |
Е.В. Ширяева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-19316/2022
Истец: ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "Альфа Страхование -ОМС"