г. Самара |
|
22 декабря 2022 г. |
Дело N А72-8264/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 декабря 2022 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Харламова А.Ю.,
судей Бажана П.В., Николаевой С.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Туфатулиной И.В.,
при участии в судебном заседании:
от УФНС России по Ульяновской области - не явился, извещено,
от Управления финансов муниципального образования "Карсунский район" Ульяновской области - не явился, извещено,
от МКУ "Управление делами" Администрации муниципального образования "Карсунский район" Ульяновской области - не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 19.12.2022 в помещении суда апелляционную жалобу МКУ "Управление делами" администрации муниципального образования "Карсунский район" Ульяновской области на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 01.09.2022 по делу N А72-8264/2022 (судья Коннова О.В.),
возбужденному по заявлению УФНС России по Ульяновской области (ОГРН 1047301036133, ИНН 7325051113), г. Ульяновск,
к Управлению финансов муниципального образования "Карсунский район" Ульяновской области (ОГРН 1027300724032, ИНН 7307001906), г. Ульяновск,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора:
-МКУ "Управление делами" Администрации муниципального образования "Карсунский район" Ульяновской области (ОГРН 1097309000183, ИНН 7309905343), г. Ульяновск,
о признании незаконным бездействия, выразившегося в не приостановлении операций по лицевым счетам должника,
УСТАНОВИЛ:
УФНС России по Ульяновской области (далее в т.ч. - налоговый орган) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Управлению финансов муниципального образования "Карсунский район" Ульяновской области, в котором просило:
-признать незаконным бездействие Управления финансов муниципального образования "Карсунский район" Ульяновской области (далее в т.ч. - Управление), выразившееся в не приостановлении операций по счетам должника - МКУ "Управление делами" Администрации муниципального образования "Карсунский район" Ульяновской области (далее в т.ч. - Учреждение);
-обязать Управление финансов муниципального образования "Карсунский район" Ульяновской области приостановить до момента исполнения Решений от 09.12.2021 N 1546, от 17.12.2021 N 1707 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика, осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах МКУ "Управление делами" Администрации муниципального образования "Карсунский район" Ульяновской области, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, за исключением операций по исполнению исполнительных документов, решения налогового органа, а также распоряжений, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами.
При рассмотрении судом первой инстанции настоящего дела УФНС России по Ульяновской области указало на то, что по состоянию на 29.08.2022 задолженность по Решению налогового органа от 09.12.2021 N 1546 "О взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика" составляет 7 161 руб. 95 коп., а по Решению от 17.12.2021 N 1707 "О взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика" - 283 593 руб. 63 коп.
До рассмотрения судом первой инстанции данного дела по существу Управление финансов муниципального образования "Карсунский район" Ульяновской области в е требований ст. 131 АПК РФ не представило письменного мотивированного отзыва на заявление УФНС России по Ульяновской области и каких-либо документов (доказательств) в обоснование своей позиции, что позволило суду первой инстанции в т.ч. руководствоваться положениями ч. 3.1 ст. 70 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 01.09.2022 по делу N А72-8264/2022 заявленные УФНС России по Ульяновской области требования были удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением Арбитражного суда Ульяновской области МКУ "Управление делами" Администрации муниципального образования "Карсунский район" Ульяновской области обратилось с апелляционной жалобой в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт суда первой инстанции и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных УФНС России по Ульяновской области требований.
УФНС России по Ульяновской области представило письменные мотивированные Возражения на апелляционную жалобу МКУ "Управление делами" Администрации муниципального образования "Карсунский район" Ульяновской области, в которых просит отказать в ее удовлетворении и оставить без изменений обжалуемый судебный акт суда первой инстанции.
В соответствии со ст.ст. 123 и 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке гл. 34 АПК РФ, исследовав доводы МКУ "Управление делами" Администрации муниципального образования "Карсунский район" Ульяновской области, изложенные в краткой по содержанию апелляционной жалобе, контрдоводы УФНС России по Ульяновской области, изложенные в письменных Возражениях, изучив и оценив имеющиеся в деле доказательства, в т.ч. представленный УФНС России по Ульяновской области в материалы дела Журнал задолженности МКУ "Управление делами" Администрации муниципального образования "Карсунский район" Ульяновской области по Решениям от 09.12.2021 N 1546, от 17.12.2021 N 1707 "О взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика", суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены либо изменения решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов по настоящему делу и было установлено судом первой инстанции, налоговым органом Управлению были направлены для исполнения Решения от 09.12.2021 N 1546, от 17.12.2021 N 1707 "О взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика" о взыскании с Учреждения задолженности по страховым взносам.
Указанные Решения были получены Управлением, соответственно: 22.12.2021, 29.12.2021.
С учетом того, что Решения от 09.12.2021 N 1546, от 17.12.2021 N 1707 "О взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика" не были исполнены Управлением, налоговый орган был вынужден обратиться в суд первой инстанции с рассматриваемым заявлением.
Повторно рассмотрев настоящее дело суд апелляционной инстанции считает, что при вынесении обжалуемого судебного акта суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Исходя из ст.ст. 198, 201 АПК РФ, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8, оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, могут быть признаны судом недействительными (незаконными) при наличии в совокупности следующих двух условий: - они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту; - они нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Согласно ст. 46 НК РФ, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства (драгоценные металлы) на счетах налогоплательщика (налогового агента).
Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему РФ необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.
Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока.
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах и электронных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации либо при отсутствии информации о счетах (реквизитах корпоративных электронных средств платежа, используемых для переводов электронных денежных средств) взыскание суммы налога, не превышающей пяти миллионов рублей, производится в порядке, установленном бюджетным законодательством РФ, за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах указанного налогоплательщика (налогового агента) - организации.
Для взыскания налога в соответствии с абзацем первым настоящего пункта налоговый орган направляет решение о взыскании на бумажном носителе или в электронной форме в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством РФ, по месту открытия лицевого счета налогоплательщика (налогового агента).
При неисполнении налогоплательщиком (налоговым агентом) - организацией решения налогового органа о взыскании в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством РФ, данный орган информирует об этом налоговый орган, который направил ему решение о взыскании, в течение десяти дней по истечении указанного срока на бумажном носителе или в электронной форме.
Данные правила применяются также в отношении страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов.
Порядок исполнения решения налогового органа о взыскании налога, сбора, страхового взноса, пеней и штрафов, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ, определен ст. 242.6 БК РФ.
В соответствии со ст. 242.6 БК РФ решение налогового органа о взыскании налога, сбора, страхового взноса, пеней и штрафов, предусматривающее обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ, направляется налоговым органом в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенного учреждения (далее - должник), по месту открытия должнику как получателю средств соответствующего бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов соответствующего бюджета (далее - лицевые счета должника) (п. 1).
Орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, не позднее пяти рабочих дней после дня получения решения налогового органа направляет должнику уведомление о поступлении решения налогового органа и дате его приема к исполнению с приложением копии решения налогового органа (п. 2).
Должник в течение 10ти рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации РФ, по которым должны быть произведены расходы соответствующего бюджета по исполнению решения налогового органа применительно к бюджетной классификации РФ текущего финансового года.
Для исполнения решения налогового органа за счет средств соответствующего бюджета должник одновременно с информацией, указанной в абзаце первом настоящего пункта, представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, распоряжение на сумму полного либо частичного исполнения решения налогового органа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств соответствующего бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации РФ.
При неисполнении должником требований, установленных настоящей статьей, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе (за исключением операций по исполнению исполнительных документов, решения налогового органа, а также распоряжений, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений (п. 3).
При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения решения налогового органа должник направляет органу государственной власти (государственному органу, органу управления государственным внебюджетным фондом), органу местного самоуправления, осуществляющему бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств соответствующего бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения решения налогового органа с указанием даты его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов (п. 4).
Орган государственной власти (государственный орган, орган управления государственным внебюджетным фондом), орган местного самоуправления, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств соответствующего бюджета, в трехмесячный срок со дня поступления решения налогового органа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием (п. 5).
Должник обязан представить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, распоряжение на сумму полного либо частичного исполнения решения налогового органа не позднее следующего рабочего дня после дня получения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации РФ в соответствии с абзацем первым п. 3 настоящей статьи.
При неисполнении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе (за исключением операций по исполнению исполнительных документов, решения налогового органа, а также распоряжений, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений (п. 6).
При неисполнении должником решения налогового органа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе (за исключением операций по исполнению исполнительных документов, решения налогового органа, а также распоряжений, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Операции по лицевым счетам должника по лицевым счетам должника не приостанавливаются при предъявлении должником в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, документа, подтверждающего исполнение решения налогового органа, документа об отсрочке или о рассрочке уплаты налога, сбора, страхового взноса, пеней и штрафов.
При предъявлении должником документа об отсрочке или о рассрочке приостановление операций по лицевым счетам должника не производится в период действия отсрочки, рассрочки уплаты налога, сбора, страхового взноса, пеней и штрафов.
При неисполнении должником решения налогового органа в течение 3ех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, данный орган в течение 10ти рабочих дней информирует об этом налоговый орган (п. 7).
Судом первой инстанции было установлено, что согласно сведениям из ЕГРЮЛ должник - Учреждение является муниципальным казенным учреждением.
Согласно ст. 215.1 БК РФ организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган. Согласно ст.ст. 57, 60 Устава Муниципального образования "Карсунский район" Ульяновской области, принятого Решением Совета депутатов муниципального образования "Карсунский район" от 16.11.2006 N 95, орган финансового контроля, созданный органами местного самоуправления Карсунского района (финансовый орган Администрации Карсунского района), осуществляет предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением бюджета Карсунского района, полномочия органов финансового контроля определяются БК РФ, правовыми актами Совета депутатов, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления Карсунского района, организация исполнения бюджета возлагается на финансовый орган Администрации Карсунского района, бюджет исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов, исполнение бюджета по доходам и расходам осуществляется в соответствии с БК РФ.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, именно на Управление возложена обязанность исполнить Решения налогового органа от 09.12.2021 N 1546, от 17.12.2021 N 1707 "О взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика".
В ходе судебного разбирательства суд первой инстанции установил и материалами дела подтверждается, что должник - Учреждение является муниципальным казенным учреждением, предъявленные к исполнению указанные выше Решения налогового органа не были возвращены налоговому органу, т.е. были приняты Управлением к исполнению, при этом последнее в установленный срок не исполнило в полном объеме свои обязательства, фактически не приостановило осуществление операций по расходованию средств на лицевом счете должника - Учреждения, чем нарушило порядок, установленный БК РФ.
Надлежащих доказательств исполнения Управлением вышеуказанных требований действующего бюджетного законодательства РФ суду первой инстанции до рассмотрения настоящего дела по существу в нарушение требований ч. 1 ст. 65 АПК РФ не было представлено.
При этом доказательства наличия объективных причин, препятствующих Управлению осуществить действия, предусмотренные вышеизложенными нормами бюджетного законодательства РФ до рассмотрения судом первой инстанции данного дела также отсутствовали.
Бюджетное законодательство РФ возлагает на финансовый орган особую публичную функцию обеспечения исполнения судебных решений и решений налогового органа по денежным обязательствам государственных и муниципальных бюджетных учреждений.
Приостановление осуществления операций по расходованию средств на лицевых счетах должника является не правом, а обязанностью финансового органа.
Высший Арбитражный Суд РФ в Определении от 22.10.2009 N ВАС-13746/09 указал на то, что факт неисполнения должником в течение 3ех месяцев со дня поступления исполнительного документа является достаточным основанием для приостановления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника и не требует выяснения причин такого неисполнения.
Принимая во внимание то обстоятельство, что Решения налогового органа от 09.12.2021 N 1546, от 17.12.2021 N 1707 "О взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика" Управлением не были исполнены в полном объеме, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о несоответствии бездействия Управления нормам БК РФ и нарушении Управлением прав и законных интересов заявителя.
При рассмотрении настоящего дела суд первой инстанции обосновано применил положения п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ - возложить на Управление обязанность приостановить до момента исполнения Решений от 09.12.2021 N 1546, от 17.12.2021 N 1707 "О взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика", осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах Учреждения, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, за исключением операций по исполнению исполнительных документов, решения налогового органа, а также распоряжений, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая возникший между сторонами спор, по правилам, установленным ст.ст. 71 и 162 АПК РФ, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 01.09.2022 по делу N А72-8264/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Ю. Харламов |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-8264/2022
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "КАРСУНСКИЙ РАЙОН" УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "УПРАВЛЕНИЕ ДЕЛАМИ" АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "КАРСУНСКИЙ РАЙОН" УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ