г. Челябинск |
|
22 декабря 2022 г. |
Дело N А47-5624/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 декабря 2022 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Арямова А.А., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения комбинат "Светлый" управления Федерального агентства по государственным резервам по Приволжскому федеральному органу на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 18.10.2022 по делу N А47-5624/2022.
Федеральное государственное казенное учреждение комбинат "Светлый" управления Федерального агентства по государственным резервам по Приволжскому федеральному органу (далее - заявитель, Учреждение, ФГКУ Комбинат "Светлый" Росрезерва) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействительными и отмене пунктов 2, 3, 4, 5 предписания N 1-ЧС от 27.01.2022 Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Оренбургской области (далее - Управление, административный орган, ГУ МЧС России по Оренбургской области).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 18.10.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ФГКУ Комбинат "Светлый" Росрезерва (далее также - апеллянт, податель жалобы), не согласившись с вынесенным судебным актом, обжаловало его в апелляционном порядке, просит решение суда от 18.10.2022 отменить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что требование по сопряжению локальной системы оповещения с муниципальной (региональной) системой оповещения (п. 3 предписания) возможно исполнить только после реконструкции и модернизации действующей локальной системы оповещения ФГКУ комбинат "Светлый" Росрезерва. Поскольку действующая на ФГКУ комбинат "Светлый" локальная система оповещения была введена в эксплуатацию более пятидесяти лет назад, устарела и не соответствует действующим нормативным требованиям. На момент создания ЛСО и ее ввода в эксплуатацию законодательство не предъявляло подобных требований, установленных в предписании контролирующего органа. На ФГКУ комбинат "Светлый" реализуется федеральная адресная инвестиционная программа в рамках государственного оборонного заказа по реконструкции объектов капитального строительства. В рамках реконструкции объектов капитального строительства разработана проектная документация, прошедшая государственную экспертизу и получившая положительное заключение ФАУ "Главгосэкспертиза России", в которой запроектирована установка новой локальной системы оповещения (далее - ЛСО), соответствующая нормативным требованиям. В соответствии с проектом организации строительства сроки реконструкции комбината рассчитаны на пять лет при условии финансирования из средств федерального бюджета. В связи с чем, установленные в предписании сроки для устранения п. 2, 3, 4, 5 предписания (до 16.01.2023, до 16.01.2024) не соответствуют срокам реконструкции, так как проектом предусмотрен поэтапный монтаж основных объектов и вспомогательных систем (в том числе ЛСО) течение всего срока реконструкции. В связи с чем, Учреждением заключен трехлетний государственный контракт от 26.10.2020 N 2022171100602564600785000/60-2020 (гриф "секретно") на выполнение строительно-монтажных работ по реконструкции объектов капитального строительства первого этапа, срок действия до 30.12.2022. В материалы дела представлены доказательства осуществления реконструкции, вывод из эксплуатации площадки нефтебазы и проведение демонтажных работ, в связи с чем, опасный производственный объект не эксплуатируется по назначению и как следствие не может быть причинен вред жизни и здоровью населении. Таким образом, к ФГКУ комбинат "Светлый" не могут предъявляться требования по установке ЛСО в период проведения реконструкция комбината и ввода в эксплуатацию опасного производственного объекта. Кроме того, учитывая, что реконструкцией объектов капитального строительства государственного оборонного заказа предусмотрена установка и ввод в эксплуатацию новой ЛСО, реконструкция и модернизация действующей ЛСО ФГКУ комбинат "Светлый" Росрезерва является нецелесообразным, приведет к привлечению дополнительных средств из федерального бюджета вне государственного оборонного заказа, большим необоснованным расходам, и как следствие неэффективному расходованию средств федерального бюджета, что недопустимо в силу требований ст.34 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
К апелляционной жалобе приложены дополнительные доказательства: акт выездной плановой проверки Западно-Уральского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.07.2022, N 32-283-918-рш-35, с приложениями, протокол N 32-918-ОС-54 от 06.07.2022.
Из положений части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что суд апелляционной инстанции принимает дополнительные доказательства лишь в исключительных случаях при условии, что лицо обосновало невозможность их представления и заявления в суде первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными.
В соответствии с частью 3 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в арбитражном суде апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, вправе заявлять ходатайства о вызове новых свидетелей, проведении экспертизы, приобщении к делу или об истребовании письменных и вещественных доказательств, в исследовании которых им было отказано судом первой инстанции.
В силу разъяснений высшей инстанции, приведенных в пункте 29 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" поскольку арбитражный суд апелляционной инстанции на основании статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в материалах дела и дополнительно представленным доказательствам, то при решении вопроса о возможности принятия новых доказательств, в том числе приложенных к апелляционной жалобе или отзыву на апелляционную жалобу, он определяет, была ли у лица, представившего доказательства, возможность их представления в суд первой инстанции или заявитель не представил их по независящим от него уважительным причинам.
К числу уважительных причин, в частности, относятся: необоснованное отклонение судом первой инстанции ходатайств лиц, участвующих в деле, об истребовании дополнительных доказательств, о назначении экспертизы; наличие в материалах дела протокола, аудиозаписи судебного заседания, оспариваемых лицом, участвующим в деле, в части отсутствия в них сведений о ходатайствах или об иных заявлениях, касающихся оценки доказательств.
Признание доказательства относимым и допустимым само по себе не является основанием для его принятия арбитражным судом апелляционной инстанции.
Между тем, податель жалобы надлежащим образом не обосновал невозможность представления указанных дополнительных доказательств в арбитражный суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него.
Соответственно, арбитражный суд апелляционной инстанции не признает причины непредставления вышеуказанных доказательств арбитражному суду первой инстанции уважительными, в связи с чем, в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказывает в приобщении к материалам дела указанных дополнительных доказательств.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу ГУ МЧС России по Оренбургской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Судом в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв приобщен к материалам дела.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного разбирательства на сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не прибывших в судебное заседание участников процесса. От апеллянта поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Управлением в рамках осуществления федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера проведена выездная проверка в отношении Федерального государственного казенного учреждения комбината "Светлый" управления Федерального агентства по государственным резервам по Приволжскому федеральному органу.
Результаты проверки оформлены актом от 27.01.2022 (л.д. 46-51), выдано предписание от 27.01.2022 N 1-ЧС (л.д. 52-56) со сроком исполнения пунктов 1, 2, 4, 5 - 16.01.2023, пункта 3 - 16.01.2024.
Так, в пункте 2 предписания от 27.01.2022 N 1-ЧС указано, что для задействования по предназначению систем оповещения населения Учреждением не разработано положение о системах оповещения населения (ЛСО), чем нарушены положения п. "г" ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", п. 6 Постановления Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", п. 7, 16 Положения о системах оповещения населения, утвержденного Приказом МЧС России N 578, Минкомсвязи России N 365 от 31.07.2020.
В пункте 3 предписания от 27.01.2022 N 1-ЧС указано на отсутствие сопряжения локальной системы оповещения с муниципальной (региональной) системой оповещения, что нарушает положения п. "г" ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", п. 6 Постановления Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", п. 7, 10 приложения 1 п. 5 Положения о системах оповещения населения, утвержденного Приказом МЧС России N 578, Минкомсвязи России N 365 от 31.07.2020.
Из пункта 4 предписания от 27.01.2022 N 1-ЧС следует, что Учреждением не установлены номенклатура, объем, порядок создания и использования резервов технических средств оповещения (ЛСО), что нарушает требования п. "г" ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", п. 6 Постановления Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", п. 7, 28 Положения о системах оповещения населения, утвержденного Приказом МЧС России N 578, Минкомсвязи России N 365 от 31.07.2020.
В пункте 5 предписания от 27.01.2022 N 1-ЧС указано на то, что Учреждением на системы оповещения (ЛСО) населения не оформлен паспорт, что нарушает положения п. "г" ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", п. 6 Постановления Правительства РФ от 30.12.2003 N794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", п. 7, 10 Положения о системах оповещения населения, утвержденного Приказом МЧС России N 578, Минкомсвязи России N365 от 31.07.2020.
Не согласившись с отдельными пунктами предписания от 27.01.2022 N 1-ЧС Учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением, содержащим требования о признании их недействительными и отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что нарушения подтверждены материалами дела, объекты, эксплуатируемые заявителем, относятся ко II классу опасности, исполнимость предписания судом проверена и установлена, с учетом состоявшихся судебных актов о привлечении заявителя к административной ответственности и характера нарушений, указанных в предписании.
Оценив повторно в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В силу положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходима совокупность двух условий: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие хотя бы одного из указанных условий исключает удовлетворение заявленных требований.
При этом нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом особенностей главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать заявитель.
Административным регламентом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденным приказом МЧС России от 30.11.2016 N 644, предусмотрено полномочие должностных лиц органов государственного пожарного надзора при исполнении государственной функции выдавать органам власти, организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и (или) территориях (земельных участках) и по предотвращению угрозы возникновения пожара (далее - предписание об устранении нарушений), предписания в отношении реализуемой продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов (далее - предписание по устранению несоответствия).
Согласно статье 1 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Федеральный закон N 28-ФЗ) гражданская оборона - это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 28-ФЗ основными задачами в области гражданской обороны являются, в том числе, оповещение населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
В силу части 1 статьи 9 Федерального закона N 28-ФЗ организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, создают и поддерживают в состоянии готовности локальные системы оповещения (часть 3 статьи 9 Федерального закона N 28-ФЗ).
В соответствии с частью статьи 9 организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, создают и поддерживают в состоянии готовности локальные системы оповещения.
Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 утверждено Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, которое определяет порядок организации и функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), далее именуемой единой системой.
В соответствии с п. 6 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, на каждом уровне единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи и оповещения органов управления и сил единой системы, системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и системы информирования населения о чрезвычайных ситуациях.
При этом системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, в том числе системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, создаются только на региональном, муниципальном и объектовом уровнях единой системы.
Согласно пункту 8 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 N 804 (далее - Положение о гражданской обороне), основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с оповещением населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, являются: создание и поддержание в состоянии готовности локальных систем оповещения организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности.
В соответствии с пунктом 7 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 14.11.2008 N 687 (далее - Положение об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях), органы местного самоуправления и организации в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с полномочиями в области гражданской обороны, создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне.
В силу пункта 16.2 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, организации в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют следующие основные мероприятия по оповещению населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: создание и поддержание в состоянии готовности локальных систем оповещения организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности.
В целях реализации подпункта "а" пункта 12 Основ государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 20 декабря 2016 г. N 696, подпункта "е" пункта 13 Основ государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 11 января 2018 г. N 12, и на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 25 октября 2003 г. N 1544-р Приказом МЧС России N 578, Минкомсвязи России N 365 от 31.07.2020 утверждено Положение о системах оповещения населения (далее - Положение).
Положение определяет назначение, задачи и требования к системам оповещения населения, порядок их задействования и поддержания в состоянии постоянной готовности (п. 2).
Согласно пункту 3 Положения о системах оповещения населения, утвержденного приказом МЧС России и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2020 N 578/365 (далее - Положение о системах оповещения населения), оповещение населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах населения и необходимости проведения мероприятий по защите.
В силу пункта 7 Положения о системах оповещения населения, системы оповещения населения создаются: на региональном уровне - региональная автоматизированная система централизованного оповещения; на муниципальном уровне - муниципальная автоматизированная система централизованного оповещения; на объектовом уровне - локальная система оповещения.
Региональные системы оповещения создают органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Муниципальные системы оповещения создают органы местного самоуправления. Локальные системы оповещения создают организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности.
Границами зоны действия локальной системы оповещения являются границы территории (зон) воздействия поражающих факторов, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, от аварий на опасных производственных объектах I и II классов опасности, особо радиационно опасных и ядерно опасных производствах и объектах, на гидротехнических сооружениях чрезвычайно высокой опасности и гидротехнических сооружениях высокой опасности, которые могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность за пределами их территорий (для гидротехнических сооружений чрезвычайно высокой опасности и гидротехнических сооружений высокой опасности - в нижнем бьефе, в зонах затопления на расстоянии до 6 км от объектов).
Согласно пункту 10 Положения, системы оповещения населения должны соответствовать требованиям, изложенным в приложении N 1 к настоящему Положению. На системы оповещения населения оформляются паспорта, рекомендуемые образцы которых приведены в приложении N 2 к настоящему Положению.
В соответствии с п. 16 Положения, задействование по предназначению систем оповещения населения планируется и осуществляется в соответствии с положениями о системах оповещения населения, планами гражданской обороны и защиты населения (планами гражданской обороны) и планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Положения о региональных, муниципальных и локальных системах оповещения разрабатываются в соответствии с настоящим Положением.
Согласно пункту 28 Положения, для обеспечения оповещения максимального количества людей, попавших в зону чрезвычайной ситуации, в том числе на территориях, неохваченных автоматизированными системами централизованного оповещения, создается резерв технических средств оповещения (стационарных и мобильных). Номенклатура, объем, порядок создания и использования устанавливаются создающими резерв технических средств оповещения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями.
Как следует из материалов дела, площадка нефтебазы по хранению и перевалке нефти и нефтепродуктов, эксплуатируемая ФГКУ комбинат "Светлый" Росрезерва, является опасным производственным объектом и зарегистрирована в государственном реестре опасных производственных объектов, в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", отнесена ко II классу опасности (peг. номер А49-01146-0002), что подтверждается свидетельством о регистрации от 16.11.2015 N А49-01146. Последствия аварий на данном объекте могут причинить вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами территории комбината.
В соответствии с паспортом безопасности опасного объекта Площадка нефтебазы по хранению и перевалке нефти и нефтепродуктов ФГКУ комбинат "Светлый" Росрезерва, экземпляр которого имеется в Главном управлении, возможное количество пострадавших среди населения при взрыве в резервуаре составляет 2 человека.
В ходе проведения плановой выездной проверки установлено, что в ФГКУ комбинат "Светлый" Росрезерва отсутствует сопряжение локальной системы оповещения с муниципальной (региональной) системой оповещения, не установлены номенклатура, объем, порядок создания и использования резервов технических средств оповещения, на системы оповещения (ЛСО) населения не оформлен паспорт.
Вопреки доводам апелляционной жалобы проведение реконструкции опасного производственного объекта не является основанием для освобождения ФГКУ комбинат "Светлый" Росрезерва от обязанности по соблюдению требований законодательства по содержанию локальных систем оповещения. Кроме того, указанные объекты с учета в Ростехадзоре не сняты, категория не изменена.
Довод апелляционной жалобы о том, что привлечение дополнительных финансовых затрат на приведение локальной системы оповещения в соответствии с действующим законодательством, в целях исполнения предписания, приведет к неэффективному расходованию средств федерального бюджета в нарушение статьи 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, является необоснованным.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 28-ФЗ, пункта 2 Положения о гражданской обороне, пункта 3 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, подготовка к ведению гражданской обороны заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Нарушения законодательства по содержанию системы оповещения с учетом возможного количества пострадавших (погибших) являются существенными, могут повлечь значимые последствия, поскольку требования направлены на защиту населения от опасностей, которые могут возникнуть при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Недостаточное финансирование ФГКУ комбинат "Светлый" Росрезерва само по себе не исключает обязанности по соблюдению требований в области гражданской обороны.
Кроме того, в ходе проведения плановой выездной проверки установлено, что локальная система оповещения на территории ФГКУ комбинат "Светлый" Росрезерва введена в эксплуатацию более 50 лет назад, устарела и не соответствует действующим нормативным требованиям, что не оспаривается заявителем.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.07.2013 N 2423/13 разъяснено, что исполнимость предписания является важным требованием к этому виду ненормативного правового акта, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается срок, за нарушение которого наступает административная ответственность. Исполнимость предписания следует понимать как наличие реальной возможности у лица, привлекаемого к ответственности, устранить в указанный срок выявленное нарушение.
Следовательно, предписание как ненормативный правовой акт, выносимый по результатам проведения мероприятий государственного контроля и направленный на устранение выявленных нарушений, должно отвечать принципу правовой определенности и содержать четкие указания на конкретные действия, которые следует совершить обязанному лицу в целях его надлежащего и своевременного исполнения, с тем, чтобы лицо, на которое возлагается обязанность по исполнению предписания, могло однозначно определить, в соответствии с какими конкретно нормами права, какие действия и в какие сроки оно должно совершить в целях устранения выявленных нарушений.
Предписание Управления является ненормативным правовым актом, влекущим определенные правовые последствия для лица, которому выдано это предписание.
Предписание следует считать законным, если оно вынесено с соблюдением установленного порядка и содержит указания, позволяющие для определенной организации однозначно установить наличие допущенного конкретного нарушения, предусмотренного законодательством или нормативными документами и являющегося обязательным, и возможные действия по устранению выявленного нарушения.
В противном случае предписание возлагает на лицо, которому адресовано, обязанности, не согласующиеся с требованиями закона и создающие для него необоснованные препятствия в осуществлении своей деятельности.
Несоблюдение вышеупомянутых требований влечет неисполнимость вынесенного ненормативного правового акта, и, соответственно, его недействительность.
Коллегия судей соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии признака исполнимости оспариваемого предписания.
Довод апеллянта о том, что установленные в предписании сроки для устранения п. 2, 3, 4, 5 предписания (до 16.01.2023, до 16.01.2024) не соответствуют срокам реконструкции, апелляционной коллегией отклоняются.
Как следует из пояснений Управления, изложенных в отзыве на апелляционную жалобу, в ходе проведения плановой выездной проверки была изучена документация в отделе, предназначенном для хранения документов ограниченного распространения, представленная ФГКУ комбинат "Светлый" Росрезерва, в том числе, в обоснование довода о проведении реконструкции объектов капитального строительства. Данный довод заявителя был принят во внимание и период проведения реконструкции учтен при установлении сроков устранения нарушений в предписании - до 16.01.2024. Для пунктов 2, 4, 5 предписания установлен срок исполнения до 16.01.2023, поскольку на их исполнение не влияет проведение реконструкции.
С учетом изложенного основания для удовлетворения заявленных требований у суда первой инстанции отсутствовали.
Доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо опровергали выводы арбитражного суда области, в связи с чем, признаются апелляционной коллегией несостоятельными и подлежат отклонению, поскольку противоречат имеющимся в материалах дела доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения и удовлетворения жалобы не имеется.
Согласно статье 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации учреждение освобождено от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 176, 268- 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 18.10.2022 по делу N А47-5624/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения комбинат "Светлый" управления Федерального агентства по государственным резервам по Приволжскому федеральному органу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-5624/2022
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КОМБИНАТ "СВЕТЛЫЙ" УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ГОСУДАРСТВЕННЫМ РЕЗЕРВАМ ПО ПРИВОЛЖСКОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ
Ответчик: Главное управление МЧС России по Оренбургской области
Третье лицо: Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд