г. Чита |
|
22 декабря 2022 г. |
Дело N А78-13104/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 декабря 2022 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
судей Луценко О. А., Сидоренко В. А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лю-фа-хуан Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов Забайкальского края на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 22 сентября 2022 года по делу N А78-13104/2021 по иску публичного акционерного общества "Россети Сибирь" (ОГРН 1052460054327, ИНН 2460069527) к Министерству природных ресурсов Забайкальского края (ОГРН 1087536008779, ИНН 7536095945) об обязании заключить договоры аренды,
при участии в судебном заседании:
от Министерства природных ресурсов Забайкальского края: Шагдаров Б.Б.- представитель по доверенности от 06.04.2022, представлен диплом о наличии высшего юридического образования,
от ПАО "Россети Сибирь": Юшманова Е.Ю.- представитель по доверенности от 19.04.2022, представлен диплом о наличии высшего юридического образования,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Россети Сибирь" (далее - ПАО "Россети Сибирь", истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Министерству природных ресурсов Забайкальского края (далее - Минприроды, ответчик) о признании незаконным отказа в заключении договора аренды лесных участков, изложенного в письме от 14.10.2021 N УЛ15/19586, об обязании заключить договор аренды лесных участков с кадастровым номером 75:28:440101:422 площадью 538 кв.м., расположенного по адресу: Забайкальский край, Могочинский район, Могочинское лесничество, Давендинское участковое лесничество, квартал 334, часть выдела 37; с кадастровым номером 75:28:440101:457, площадью 328 кв.м., расположенного по адресу: Забайкальский край, Могочинский район, Могочинское лесничество, Могочинское участковое лесничество, квартал 478, часть выдела 34.
Истец уточнил исковые требования и просил суд обязать Министерство природных ресурсов Забайкальского края заключить договор аренды по форме утвержденной приказом 26.07.2011 N 319 Федерального агентства лесного хозяйства РФ на лесные участки с кадастровыми номерами: 75:28:440101:422, площадью 538 кв.м., расположенного по адресу: Забайкальский край, Могочинский район, Могочинское лесничество, Давединское участковое лесничество, квартал 334, часть выдела 37; 75:28:440101:457, площадью 328 кв.м., расположенный по адресу: Забайкальский край, Могочинский район, Могочинское лесничество, Могочинское участковое лесничество, квартал 478, часть выдела 34.
Определением от 18.02.2022 с учетом исправления описки определением от 29.03.2022 судом к рассмотрению принят иск об обязании ответчика заключить договор аренды по форме, утвержденной приказом 26.07.2011 N 319 Федерального агентства лесного хозяйства РФ на лесные участки с кадастровыми номерами: 75:28:440101:422 площадью 538 кв.м., расположенного по адресу: Забайкальский край, Могочинский район, Могочинское лесничество, Давендинское участковое лесничество, квартал 334, часть выдела 37, 75:28:440101:457, площадью 328 кв.м., расположенного по адресу: Забайкальский край, Могочинский район, Могочинское лесничество, Могочинское участковое лесничество, квартал 478, часть выдела 34.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 22 сентября 2022 года по делу N А78-13104/2021 исковые требования публичного акционерного общества "Россети Сибирь" удовлетворены. Суд обязал Министерство природных ресурсов Забайкальского края заключить с публичным акционерным обществом "Россети Сибирь" договор аренды лесного участка с кадастровым номером 75:28:440101:422, площадью 538 кв.м., расположенного по адресу: Забайкальский край, Могочинский район, Могочинское лесничество, Давединское участковое лесничество, квартал 334, часть выдела 37.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Забайкальского края от 22 сентября 2022 года по делу N А78-13104/2021 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Как следует из апелляционной жалобы, настоящее дело было рассмотрено Арбитражным судом Забайкальского края как преддоговорной спор, тогда как правильным видом судопроизводства для разрешения спора в данном деле должно было быть его рассмотрение в порядке, установленном главой 24 АПК РФ и при вынесении указанного решения суд руководствовался положениями ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, который неприменим к предоставлению лесных участков в пользование юридическим лицам и гражданам (за исключением единственного случая, предусмотренного ч. 7 ст. 79 Лесного кодекса Российской Федерации).
При изложенных обстоятельствах решение подлежит отмене, а исковое требование ПАО "Россети Сибирь" оставлению без удовлетворения.
В материалы дела поступил письменный отзыв, в котором истец выводы суда первой инстанции поддержал, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 08.11.2022.
Представитель ответчика в судебном заседании дал пояснения согласно доводам апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель истца в судебном заседании, возражая доводам апелляционной жалобы, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 21.09.2021 истец обратился к ответчику с заявлением (л.д. 12-13) о предоставлении для строительства и эксплуатации объектов электросетевого хозяйства в аренду лесных участков с кадастровыми номерами:
75:28:440101:422, площадью 538 кв.м., расположенного по адресу: Забайкальский край, Могочинский район, Могочинское лесничество, Давединское участковое лесничество, квартал 334, часть выдела 37;
75:28:440101:457, площадью 328 кв.м., расположенного по адресу: Забайкальский край, Могочинский район, Могочинское лесничество, Могочинское участковое лесничество, квартал 478, часть выдела 34.
К письму были приложены документы согласно реестру (л.д. 14, 15-38).
Письмом от 14.10.2021 N УЛ-15/19586 (л.д. 39) Минприроды отказало в предоставлении лесных участков со ссылкой на имеющуюся задолженность по заключенным договорам аренды лесных участков.
Полагая, что истец необоснованно уклонился от заключения договоров, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился в суд апелляционной инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции правильно руководствовался следующими нормами права.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно статье 1 Гражданского кодекса Российской Федерации свобода договора относится к основным началам гражданского законодательства. Принцип свободы договора провозглашен, закреплен и раскрыт в конкретных нормах о договорах.
Так, пункт 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации запрещает понуждение к заключению договора, за исключением случаев, когда такая обязанность предусмотрена вышеназванным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В силу пункта 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ввод в эксплуатацию и вывод из эксплуатации объектов капитального строительства, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются при использовании лесов в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов.
Пункт 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под линейными объектами понимает линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Пунктом 13 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов признается самостоятельным видом использования лесов.
В силу статьи 9 Лесного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного пользования лесными участками возникают и прекращаются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены, в том числе, гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством.
В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги. Торги проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом.
Согласно части 1 статьи 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи, частью 1 статьи 74 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 части 3 статьи 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что договоры аренды лесных участков без проведения торгов заключаются в случае, предусмотренном, в частности статьей 45 Лесного кодекса Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 названного кодекса, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты.
Частью 2 статьи 4 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.
В соответствии со статьей 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду (статья 83 Лесного кодекса Российской Федерации).
Как правильно указал суд первой инстанции, в Забайкальском крае на основании постановления Правительства Забайкальского края N 395 от 06.10.2016 (действовало на дату рассмотрения заявления истца) уполномоченным органом в области лесных отношений являлась Государственная лесная служба Забайкальского края, полномочия которой переданы Министерству природных ресурсов Забайкальского края по контролю, надзору, оказанию государственных услуг и управлению в области лесных отношений, в том числе осуществление полномочий, переданных Российской Федерацией.
На основании пунктов 12, 12.8, 12.8.1, 12.8.1.1 Положения, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 27.12.2016 N 503, Минприроды в области лесных отношений осуществляет переданные Российской Федерацией полномочия: предоставляет лесные участки, расположенные в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование.
Таким образом, ответчик является уполномоченным органом по рассмотрению заявления истца о предоставлении лесных участков в аренду и заключению с ним договора аренды.
В подтверждение доводов о проектировании и строительстве линии электропередачи истец представил в материалы дела договоры N 20.7500.154.19, N 20.7500.153.19 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям постов метеообеспечения N 21, N 16 в Могочинском районе Забайкальского края (л.д. 80-90в).
Согласно части 6 статьи 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации порядок заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе порядок подготовки, организации и проведения аукциона на право заключения такого договора, устанавливается Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
По правилам пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
В статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, содержащей исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, не содержит такого основания, как задолженность по ранее заключенным договорам аренды лесных участков, указанного ответчиком в письме от 14.10.2021 N УЛ-15/19586 (л.д. 39).
На основании чего, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии у ответчика установленных законом оснований для отказа истцу в заключении договора аренды спорных лесных участков. Таким образом, ответчик уклонился от заключения договоров аренды спорных лесных участков.
Согласно части 3 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 43, 45, пунктом 3 части 3 статьи 73.1 Кодекса, договор аренды лесного участка заключается на срок до сорока девяти лет.
В соответствии с частью 7 статьи 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации типовые договоры аренды лесных участков, в том числе предусматривающие осуществление мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для каждого вида использования лесов, предусмотренного частью 1 статьи 25 настоящего Кодекса.
Типовые формы договоров аренды лесных участков утверждены приказом Минприроды России от 30.07.2020 N 542 "Об утверждении типовых договоров аренды лесных участков".
Представленные ПАО "Россети Сибирь" проекты договоров аренды лесных участков, в которых расчет размера арендной платы произведен на основании ставок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" ответчиком не оспорены. Более того, ответчик в отзыве на иск подтвердил правильность расчетов истца (л.д. 111).
Доводы Министерства, приведенные апелляционному суду, о том, что спор в данном деле подлежал рассмотрению в порядке, установленном главой 24 АПК РФ, также не принимаются апелляционным судом, поскольку как уже указал суд первой инстанции в данном случае истец самостоятельно выбирал способ защиты, а возможность защиты нарушенных прав и законных интересов в порядке главы 24 АПК РФ, не лишает истца права на избрание другого способа - о понуждении заключить договор в порядке статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что ответчик какую-либо редакцию оспариваемых им положений проектов договоров не предложил, суд первой инстанции удовлетворил исковые требования и правомерно обязал заключить договор на условиях проектов договоров, предложенных истцом.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 22 сентября 2022 года по делу N А78-13104/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Ломако |
Судьи |
В.А.Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-13104/2021
Истец: ПАО РОССЕТИ СИБИРЬ
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ