г. Чита |
|
22 декабря 2022 г. |
Дело N А19-13450/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 декабря 2022 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
судей Сидоренко В. А., Луценко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лю-фа-хуан Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Наумова Максима Сергеевича на решение Арбитражного суда Иркутской области от 21 сентября 2022 года по делу N А19-13450/2022 по заявлению Наумова Максима Сергеевича (Иркутская область, г. Иркутск) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Иркутской области (ОГРН 1083849000014, ИНН 3849000013), Управлению Федеральной налоговой службы по Иркутской области (ОГРН: 1043801064460, ИНН: 3808114068) о признании незаконным решения от 31.03.2022 N 4845И, от 13.05.2022 N 26- 16/008641@,
в отсутствие в судебном заседании лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
Наумов Максим Сергеевич (далее - Наумов М.С., заявитель) обратился в Арбитражный суд Иркутской области к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Иркутской области (далее - налоговый орган) о признании незаконным решения от 31.03.2022 N 4845И о прекращении государственной регистрации юридического лица общества с ограниченной ответственностью "ТОТОРО" и признании незаконным решения Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области (далее - управление) от 13.05.2022 N 26-16/008641@ об оставлении без удовлетворения жалобы заявителя; обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Иркутской области исключить из Единого государственного реестра юридических лиц запись N 2223800136107 от 31.03.2022 г. о прекращении государственной регистрации юридического лица общества с ограниченной ответственностью "ТОТОРО".
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 21 сентября 2022 года по делу N А19-13450/2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Иркутской области от 21 сентября 2022 года по делу N А19-13450/2022 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Как следует из апелляционной жалобы, решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным ввиду недоказанности имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, ввиду несоответствия выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушения и неправильного применения норм материального и процессуального права.
Заявитель указывает на не исследование судом первой инстанции представленных им доказательств, свидетельствующих о ведении обществом хозяйственной деятельности. Ссылаясь на Приказ ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@, заявитель указывает на нарушение процедуры проведения проверки в отношении ООО "Тоторо".
В материалы дела поступили письменные отзывы, в которых налоговые органы выводы суда первой инстанции поддержали, просят решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 08.11.2022.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом. Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) общество с ограниченной ответственностью "ТОТОРО" зарегистрировано по адресу: 664081, г. Иркутск, ул. Красноказачья, д. 115, оф 209.
Из материалов дела следует, что в регистрационный орган 12.04.2021 от Владивостокской таможни поступило заявление по форме Р34002 вх. 8377А о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, в отношении ООО "Тоторо".
В соответствии с п. 4.2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ, пунктом 11 приказа ФНС России от 11.02.2016 NММВ-7-14/72@ "Об утверждении оснований, условий и способов проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" регистрирующим органом в ИФНС России по Октябрьскому округу г. Иркутска, в которой ООО "Тоторо" состоит на налоговом учете, МИФНС N17 по ИО направлено поручение от 15.04.2021 N88 о проведении мероприятий по проверке достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ в отношении ООО "Тоторо".
ИФНС России по Октябрьскому округу г. Иркутска проведен осмотр административного здания, являющегося собственностью ООО "Витослава", находящегося по адресу: 664081, г. Иркутск, ул. Красноказачья, д. 115.
По результатам проведенного осмотра составлен протокол от 15.04.2021 N 420. Как следует из протокола осмотра, по вышеуказанному адресу находится 4-х этажное административное здание. Вывески, указатели, должностные лица ООО "Тоторо" не обнаружены. Согласно полученным пояснениям учредителя и руководителя ООО "Витослава" Быкова Евгения Анатольевича, ООО "Тоторо" не находится по адресу государственной регистрации с 17.10.2020.
Руководствуясь пунктом 6 статьи 11 Закона N 129-ФЗ, регистрирующий орган в адрес ООО "Тоторо", а также по адресу единственного учредителя и руководителя юридического лица Наумова М.С. направило уведомление от 22.04.2021 N 03-12/0009485, в котором содержалась информация о выявленной недостоверности сведений об адресе государственной регистрации общества, и о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений об адресе государственной регистрации общества с срок не позднее 24.05.2021.
Корреспонденция, направленная Инспекцией по адресу государственной регистрации общества, а также по адресу места жительства Наумова М.С., вернулась отправителю в связи с истечением срока хранения.
В связи с отсутствием ответа на указанное уведомление регистрирующим органом 24.05.2021 в ЕГРЮЛ внесена запись N 2213800257339 о недостоверности сведений об адресе государственной регистрации ООО "Тоторо".
В соответствии со статьей 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в связи с наличием в Едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, и с момента внесения такой записи прошло более шести месяцев, регистрирующим органом принято решение от 15.12.2021 N 4845 о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.
Информация о принятом решении, порядке и сроках направления заявлений, а также адрес регистрирующего органа опубликованы в печатной версии журнала "Вестник" государственной регистрации N 49 от 15.12.2021. Также информация о принятом решении была размещена на сайте данного печатного издания (www.vestnik-gosreg.ru).
По истечению установленного срока для подачи заявлений регистрирующим органом 31.03.2022 за государственным регистрационным номером 2223800136107 в единый государственный реестр внесена запись об исключении ООО "Тоторо" как лица, фактически прекратившего свою деятельность.
Наумов М.С. не согласившись с решением регистрирующего органа о внесении 31.03.2022 в единый государственный реестр записи об исключении ООО "Тоторо" как лица, фактически прекратившего свою деятельность обратилось с жалобой в вышестоящий налоговый орган.
Решением УФНС России по ИО от 13.05.2022 N 26-16/008641@ жалоба заявителя оставлена без удовлетворения.
Полагая, что вышеуказанные решения не соответствуют требованиям закона и нарушают права и законные интересы Наумова М.С. в сфере его предпринимательской и иной экономической деятельности, заявитель обратился в Арбитражный суд Иркутской области с рассматриваемыми требованиями.
Решением Арбитражного суда Иркутской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился в суд апелляционной инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзывов, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции правильно руководствовался следующими нормами права.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Следовательно, для признания ненормативного правового акта налогового органа недействительным, необходимо соблюдение двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагающее на него какие-либо обязанности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судом первой инстанции верно указал, что отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением единого государственного реестра юридических лиц регулирует Федеральный закон N 129-ФЗ от 08.08.2001 г. "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
При осуществлении полномочий, связанных с государственной регистрацией юридических лиц, регистрирующие органы руководствуются законодательством Российской Федерации о государственной регистрации, которое в соответствии со статьей
Закона 129-ФЗ состоит из ГК РФ, указанного Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 51 ГК РФ юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц.
Как следует из пункта 2 статьи 51 ГК РФ данные государственной регистрации включаются в ЕГРЮЛ, открытый для всеобщего ознакомления. Лицо, добросовестно полагающееся на данные ЕГРЮЛ, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам.
В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории РФ путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц. Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя.
В силу подпункта "в" пункта 1 статьи 5 Закона 129-ФЗ в ЕГРЮЛ содержаться сведения об адресе юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.
Как следует из пункта 2 статьи 4 Закона N 129-ФЗ, ведение государственных реестров осуществляется регистрирующим органом в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган в случае возникновения обоснованных сомнений в достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, вправе провести проверку достоверности таких сведений посредством:
а) изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем;
б) получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки;
в) получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки;
г) проведения осмотра объектов недвижимости;
д) привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.
Согласно пункту 4.3 статьи 9 Закона N 129-ФЗ основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 Закона N 129-ФЗ мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятии утверждены Приказом ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@ (далее - Приказ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 11 Закона N 129-ФЗ в случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных пп. "в", "д" и (или) "л" пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица (в том числе по адресу электронной почты указанного юридического лица при наличии таких сведений в ЕГРЮЛ), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений (далее уведомление о недостоверности).
В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном Законом N 129-ФЗ, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности. В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о недостоверности содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице.
Федеральным законом от 28.12.2016 N 488-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" статья 21.1 Закона N 129-ФЗ дополнена пунктом 5, подпункт "б" которого предусматривает возможность исключения юридического лица из ЕГРЮЛ в случае наличия в нем сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в регистрирующий орган поступило заявление заинтересованного лица - Владивостокской таможни о недостоверности сведений, включенных в Единый государственный реестр юридических лиц по форме N Р34002 в отношении ООО "Тоторо".
В соответствии с п. 4.2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ, пунктом 11 приказа ФНС России от N ММВ-7-14/72@ "Об утверждении оснований, условий и способов проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" регистрирующим органом в ИФНС России по Октябрьскому округу г. Иркутска, в которой ООО "Тоторо" состоит на налоговом учете, МИФНС N17 по ИО направлено поручение от 15.04.2021 N88 о проведении мероприятий по проверке достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ в отношении ООО "Тоторо".
ИФНС России по Октябрьскому округу г. Иркутска проведен осмотр административного здания, являющегося собственностью ООО "Витослава", находящегося по адресу: 664081, г. Иркутск, ул. Красноказачья, д. 115.
По результатам проведенного осмотра составлен протокол от 15.04.2021 N 420. Как следует из протокола осмотра, по вышеуказанному адресу находится 4-х этажное административное здание. Вывески, указатели, должностные лица ООО "Тоторо" не обнаружены. Согласно полученным пояснениям учредителя и руководителя ООО "Витослава" Быкова Евгения Анатольевича, ООО "Тоторо" не находится по адресу государственной регистрации с 17.10.2020.
Апелляционный суд отклоняет довод апелляционной жалобы о нарушении регистрирующим органом пп. 4 п. 5 Приказа ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@, согласно которому заявление заинтересованного лица о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, не является основанием для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений в случаях, если в поступившем в регистрирующий орган заявлении о недостоверности сведений ЕГРЮЛ не указаны подтверждающие заявление обстоятельства, либо к заявлению не приложены подтверждающие указанные обстоятельства документы. При этом апелляционный суд отмечает, что из материалов дела не следует, что Владивостокской таможней не были указаны обстоятельства, подтверждающие недостоверность сведений ООО Тоторо" в ЕГРЮЛ. Таким образом, регистрирующий орган обоснованно провел мероприятия по проверке достоверности сведений в ЕГРЮЛ в отношении общества.
Согласно материалам дела, в соответствии с порядком, предусмотренным п. 6 ст. 11 Закона N 129-ФЗ, регистрирующим органом в адрес ООО "Тоторо", а также по адресу единственного учредителя и руководителя юридического лица Наумова М.С. было направлено уведомление от 22.04.2021 N 03-12/0009485, в котором содержалась информация о выявленной недостоверности сведений об адресе государственной регистрации общества, и о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений об адресе государственной регистрации общества в срок не позднее 24.05.2021, с информацией о неблагоприятных последствиях в случае непредставления данных сведений в виде внесения в ЕГРЮЛ записи о недостоверности и последующего исключения юридического лица из реестра в случае непредставления запрашиваемых сведений, что подтверждается списком направления почтовой корреспонденции от 23.04.2021 г.
Согласно копий конвертов отправленная корреспонденция, направленная по адресу государственной регистрации общества, и в адрес единственного учредителя и руководителя юридического лица Наумова М.С. возвращена в регистрирующий орган в связи с истечением срока хранения, что подтверждается конвертами, представленными в материалы дела.
В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 54 ГК РФ юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.
Поскольку в течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическим лицом не исполнена обязанность по представлению в регистрирующий орган достоверных сведений об адресе, регистрирующим органом на основании пункта 6 статьи 11 Закона N 129-ФЗ в ЕГРЮЛ 24.05.2021 внесена запись N 2213800257339 о недостоверности сведений об адресе (месте нахождения) ООО "Тоторо".
В соответствии с пп "б" пункта 5 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ регистрирующим органом 13.12.2021 принято решение N 4845 о предстоящем исключении юридического лица ООО "Тоторо" из ЕГРЮЛ в связи с наличием в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице, в отношении которых внесена запись о недостоверности в течение более чем шести месяцев.
Информация о принятом решении, порядке и сроках направления заявлений, а также адрес регистрирующего органа опубликованы в печатной версии журнала "Вестник государственной регистрации" N 49 от 15.12.2021, а так же в его электронной версии на сайте www.vestnik-gosreg.ru.
Кроме того, сведения о принятом регистрирующим органом решении о предстоящем исключении также вносятся в ЕГРЮЛ, доступ к которому является открытым и общедоступным, за исключением сведений, доступ к которым ограничен.
В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается.
Установленный законодательством срок для направления заявлений юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением ООО "Тоторо" из ЕГРЮЛ, истек 15.03.2022 г.
Поскольку в установленный пунктом 4 статьи 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" трехмесячный срок заявления от заинтересованных лиц не поступили, инспекция внесла в единый государственный реестр юридических лиц запись N 2223800136107 об исключении юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, регистрирующим органом соблюден порядок исключения из ЕГРЮЛ юридического лица в связи с наличием в ЕГРЮЛ сведений о нем, в отношении которых внесена запись о недостоверности.
Поддерживая вывод суда первой инстанции, апелляционный суд отклоняет доводы апелляционной жалобы о несоответствии выводов суда обстоятельствам дела, противоречивости этих выводов, а также об их незаконности, в силу следующего.
В апелляционной жалобе заявитель в обоснование своих доводов ссылается на следующие обстоятельства: судебную практику; письмо ФНС России от 09.04.2020 N КВ-4-14/6353@; переписку с Владивостокской таможней; участие общества в 2021 году в судопроизводстве по делу NА51-6718/2020, рассмотренному Арбитражным судом Приморского края; налоговые декларации, поданные ООО "Тоторо" за 2021 год в ФНС России (налоговая декларация по налогу на прибыль организаций за 3,6,9,12 месяцев 2021 года; расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма N6-НДФЛ) за 3,6,9,12 месяцев 2021 года; расчет по страховым взносам за 3,6,9,12 месяцев 2021 года; налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость" за 3,6,9,12 месяцев 2021 года); отчеты, представленные в ПФР России и ФСС России; указывает, что общество является действующей организацией и может быть исключено из ЕГРЮЛ только в случае фактического прекращения своей деятельности, в связи с чем, исключение ООО "Тоторо" из ЕГРЮЛ является неправомерным.
Вместе с тем, ООО "Тоторо" исключено из ЕГРЮЛ в связи с наличием в государственном реестре сведений о недостоверности на основании подпункта "б" пункта 5 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ, что является самостоятельным основанием исключения юридического лица в административном порядке (по решению регистрирующего органа), в связи с чем, доводы заявителя о том, что в отношении юридического лица не имело место наличие признаков недействующего юридического лица, предусмотренных пунктом 1 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ, несостоятельны.
Применительно к подпункту "б" пункта 5 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ не имеет правового значения фактическое осуществление деятельности юридическим лицом, в отношении которого в ЕГРЮЛ внесены сведения о недостоверности.
Как указал в своем Определении Верховный Суд Российской Федерации от 13.03.2020 N 305-ЭС20-771 по делу N А40-48240/2019, поскольку кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы могли быть затронуты в связи с исключением юридического лица из ЕГРЮЛ, в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ (трех месяцев с даты публикации в Вестнике государственной регистрации), заявлений в регистрирующий орган направлено не было, внесение в ЕГРЮЛ записи об исключении юридического лица в связи с наличием в публичном реестре сведений о нем, в отношении которых внесена запись о недостоверности, является законным, а действия регистрирующего органа правомерными, отметив при этом, что применительно к подпункту "б" пункта 5 статьи 21.1 Закона N 129- ФЗ в рассматриваемом случае не имеет правового значения факт сдачи юридическим лицом необходимой отчетности в налоговый орган по месту учета, так как Инспекция осуществила оспариваемые регистрационные действия в связи с нахождением в ЕГРЮЛ в отношении хозяйствующего субъекта недостоверных сведений о его адресе.
Заявителем суду первой инстанции, также как и апелляционному суду, не представлены доказательства и не приведены доводы, свидетельствующие о том, что он не имел возможности устранить недостоверность сведений в ЕГРЮЛ об адресе общества, равно как и не представлены доказательства, что ООО "Тоторо" фактически расположено по адресу: 664081, г. Иркутск, ул. Красноказачья, д. 115.
Довод о наличии по адресу регистрации ящика для корреспонденции и сервера общества, а также довод заявителя о том, что протокол осмотра от 15.04.2021 N 420 противоречит акту приема-передачи помещения, подписанного собственником здания, согласно которому офис 209 был возвращён только 17.04.2021, т.е. после проведенной проверки, не состоятелен, поскольку согласно содержащимся в указанном протоколе осмотра пояснениям собственника здания - учредителя и руководителя ООО "Витослава" Быкова Е.А., ООО "Тоторо" не находится по адресу государственной регистрации с 17.10.2020. Возврат помещения 17.04.2021. не свидетельствует о фактическом нахождении ООО "Тоторо" до указанной даты, доказательств обратного в материалы дела не представлено. Более того, согласно представленной в материалы дела выписке по расчетным счетам ООО "Тоторо" последний платеж по договору аренды N 16 от 01.01.2020 заключенного с ООО "Витослава" был осуществлен ООО "Витослава" 05.10.2020, что подтверждает пояснения учредителя и руководителя ООО "Витослава" Быкова Е.А.
Довод апелляционной жалобы, согласно которому вывод суда первой инстанции о том, что жалоба Наумова М.С., поданная в УФНС России по Иркутской области, подтверждает недостоверность сведений об адресе ООО "Тоторо", противоречит доказательствам, содержащимся в деле, также не может быть принят во внимание.
Так, Наумов М.С. утверждает, что содержащейся в поданной в УФНС России по Иркутской области жалобе довод о том, что ООО "Тоторо" осуществляет деятельность по месту его жительства, актуален только на дату подачи жалобы (08.04.2022), а сведений о том, что данное общество в 2021 году осуществляло свою деятельность по месту жительства генерального директора, данная жалоба не содержала.
Вместе с тем, в жалобе, поданной в УФНС России по Иркутской области, Наумов М.С. указывает, что в связи с финансовыми трудностями арендовать помещение для деятельности организации не представляется возможным, деятельность общества осуществляется по месту жительства генерального директора, о чем готовится заявление в регистрирующий орган.
При этом каких-либо доказательств фактического нахождения ООО "Тоторо" по адресу регистрации указанная жалоба не содержит и к ней не приложено.
Кроме этого, решением УФНС России по Иркутской области от 13.05.2022 N 26-16/008641@ жалоба на исключение ООО "Тоторо" из Единого государственного реестра юридических лиц, представленная Наумовым М.С. в порядке ст. 25.3 Закона 129- ФЗ, оставлена без удовлетворения.
С учетом изложенного, апелляционный суд полагает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что, исключив ООО "Тоторо" из ЕГРЮЛ, регистрирующий орган действовала в пределах полномочий, предоставленных ей Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ.
При этом судом первой инстанции обоснованно указано на то, что любое заинтересованное лицо имеет возможность осуществлять контроль за решениями, принимаемыми регистрирующим органом в отношении юридического лица, подлежащего исключению, а также своевременно направить в регистрирующий орган заявление о том, что его права и законные интересы затрагиваются в связи с предстоящим исключением юридического лица из ЕГРЮЛ.
Действующее законодательство предоставляет лицам, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с предстоящим исключением юридического лица из ЕГРЮЛ соответствующие гарантии, к которым относятся указанное опубликование решения о предстоящем исключении, разумный срок для направления возражений в регистрирующий орган и запрет на внесение записи об исключении юридического лица при наличии обоснованных возражений.
Неблагоприятные последствия бездействия заинтересованного лица при отслеживании информации о юридическом лице, подлежащем исключению из ЕГРЮЛ, не могут быть возложены на регистрирующий орган, не допустивший нарушений установленных требований при принятии решения на основании статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ, из чего следует, что заинтересованные лица, в целях недопущения нарушений своих прав и законных интересов, должны проявить должную степень заботы и осмотрительности в вопросе своевременного получения необходимой и достоверной информации, содержащейся в ЕГРЮЛ.
Заявитель не был лишен возможности контроля за решениями, принимаемыми регистрирующим органом в отношении должника для отслеживания информации о состоянии юридического лица, как на официальных сайтах Федеральной налоговой службы и журнала "Вестник государственной регистрации", так и путем обращения к соответствующим сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, однако данными возможностями заявитель не воспользовался.
Каких-либо причин, указывающих на невозможность отслеживания информации в отношении ООО "Тоторо", а также препятствующих заявителю представить в установленный срок заявление в регистрирующий орган о невозможности исключения юридического лица, заявителем не указано.
Таким образом, Наумов М.С. не воспользовался предоставленным правом заявить возражения относительно исключения юридического лица из ЕГРЮЛ.
Следовательно, как верно указал суд первой инстанции, неблагоприятные последствия бездействия заявителя не могут быть возложены на регистрирующий орган, который не допустил каких-либо нарушений при исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.
Поскольку инспекция в соответствии с требованиями пункта 3 статьи 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" опубликовала решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ. В соответствии с пунктом 4 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 г. кредиторам был предоставлен трехмесячный срок для представления в регистрирующий орган соответствующего заявления, регистрирующим органом не было допущено нарушение прав и законных интересов заявителя.
Учитывая вышеизложенное, апелляционный суд, поддерживая выводы суда первой инстанции, отклоняет доводы заявителя, отмечая, что апелляционная жалоба не содержит доводов и каких-либо обстоятельств, отличных от изложенных в исковом заявлении, которые не были бы предметом исследования арбитражного суда первой инстанции или свидетельствовали о незаконности обжалуемого решения. Ссылки заявителя на судебную практику апелляционным судом отклоняются, в связи с наличием иной судебной практики.
В связи с чем, апелляционный суд считает правомерным вывод суда первой инстанции о том, что решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Иркутской области по исключению юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц и внесения соответствующей записи в реестр, а также решение УФНС по ИО соответствуют требованиям действующего законодательства и не нарушают прав и законных интересов заявителя, в связи с чем суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных требований.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 21 сентября 2022 года по делу N А19-13450/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Ломако |
Судьи |
В. А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-13450/2022
Истец: Наумов Максим Сергеевич
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 17 по Иркутской области, Управление Федеральной налоговой службы по Иркутской области