город Ростов-на-Дону |
|
22 декабря 2022 г. |
дело N А32-37934/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 декабря 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шапкина П.В.,
судей Барановой Ю.И., Величко М.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Матвейчук А.Д.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования город Горячий ключ Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.10.2022 по делу N А32-37934/2022,
по иску Администрации муниципального образования город Горячий ключ Краснодарского края
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
при участии третьего лица МБУ "Городской парк культуры и отдыха 30-летия Победы" муниципального образования город Горячий Ключ
о снятии с кадастрового учета земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
администрация муниципального образования город Горячий Ключ (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - ответчик) о снятии с государственного кадастрового учета земельных участков; об указании, что решение суда является основанием для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости о снятии с государственного кадастрового учета земельных участков.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено МБУ "Городской парк культуры и отдыха 30-летия Победы" муниципального образования город Горячий Ключ.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 17.10.2022 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой и просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме.
В обоснование жалобы истец указал, что в настоящее время отпала необходимость в земельных участках с кадастровыми номерами 23:41:1005001:4461, 23:41:1005001:4462, 23:41:1005001:4495, 23:41:1005001:4496, 23:41:1005001:4497, а осуществить снятие земельных участков с кадастрового учета в административном порядке не представляется возможным. Отсутствие установленного законом порядка снятия с кадастрового учета земельных участков при отсутствии спора о правах на недвижимость не должно служить препятствием участникам гражданского оборота права на судебную защиту.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее -АПК РФ).
Лица, участвующие в деле, явку представителя в судебное заседание не обеспечили, уведомлены о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке. Апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие указанных лиц в порядке, предусмотренном статьей 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению на основании нижеследующего.
Как следует из материалов дела, согласно сведениям из ЕГРН, в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:41:1005001:3972 площадью 57892 кв. м, расположенного по адресному ориентиру: Краснодарский край, г. Горячий Ключ, ул. Октябрьская, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: природно-познавательной туризм - 5.2, зарегистрировано право собственности муниципального образования город Горячий Ключ и право (бессрочного) пользования в пользу муниципального бюджетного учреждения "Городской парк культуры и отдыха 30-летия Победы" муниципального образования город Горячий Ключ.
Администрацией муниципального образования город Горячий Ключ Краснодарского края указанный участок разделен на земельные участки с кадастровыми номерами: 23:41:1005001:4461, 23:41:1005001:4462 (право не разграничено).
Земельный участок с кадастровым номером 23:41:1005001:4461 разделен на земельные участки с кадастровыми номерами: 23:41:1005001:4495, 23:41:1005001:4496, 23:41:1005001:4497 (право не разграничено).
В настоящее время необходимость в земельных участках с кадастровыми номерами 23:41:1005001:4461, 23:41:1005001:4462, 23:41:1005001:4495, 23:41:1005001:4496, 23:41:1005001:4497 у администрации отсутствует.
В целях снятия земельных участков с кадастровыми номерами 23:41:1005001:4461, 23:41:1005001:4462, 23:41:1005001:4495, 23:41:1005001:4496, 23:41:1005001:4497 с кадастрового учета администрация обратилась в Межмуниципальный отдел по г. Горячий Ключ и Туапсинскому району Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю с заявлением о снятии участков с кадастрового учета. Решениями от 11.07.2022 N КУВД-001/2022-14665648/6, N КУВД-001/2022-14478459/6, КУВД-001/2022-14481104/6, КУВД-001/2022-14481206/6, от 28.07.2022 КУВД-001/2022-31913585/2, в осуществлении действий по государственному кадастровому учету отказано, в связи с тем, что спорный земельный участок не подлежит снятию в порядке, предусмотренном ст. 72 Закона о регистрации, в связи с чем, исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о земельном участке возможно только на основании решения суда.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения с настоящим иском в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела повторно, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, проверив в порядке статей 266 - 271 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2 ст. 16 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и федеральными законами.
Согласно п. 2 ст. 11 ЗК РФ, органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
До 01.07.2006 разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществлялось в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю".
Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.
Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" признан утратившим силу с 01.07.2006 Федеральный закон от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю".
Основания разграничения государственной собственности на землю между уровнями собственности в настоящее время установлены ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2011 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон), действующего с 01.07.2006. В соответствии с п. п. 1, 2 и 3 ст. 3.1 Вводного закона в целях разграничения государственной собственности на землю установлены критерии принадлежности земельных участков к собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности.
В соответствии с п. 3.1. Вводного закона, в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;
- земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
- земельные участки, находящиеся па праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук.
В соответствии с абзацем первым пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа отнесено к компетенции органов местного самоуправления городского округа.
Судом обоснованно установлено право администрации муниципального образования город Горячий Ключ на распоряжение спорными земельными участками.
Статьей 70 ЗК РФ предусмотрено, что государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
В соответствии с п. 7 ст. 1 Закона N 218-ФЗ, государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Согласно ст. 3 Закона N 218-ФЗ, государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.
В соответствии с ч. 3 ст. 41 Закона N 218-ФЗ снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на исходные объекты недвижимости осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав на все объекты недвижимости, образованные из таких объектов недвижимости.
Исходя из требований Закона N 218-ФЗ, орган регистрации прав снимает с учета земельный участок в случае:
- осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на все земельные участки, образованные из такого земельного участка (ч. 3 ст. 41);
- если в течение пяти лет со дня государственного кадастрового учета земельного участка, образованного из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, без одновременной государственной регистрации прав, не осуществлена государственная регистрация права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, права частной собственности, постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, аренды, доверительного управления (за исключением образуемых при выполнении комплексных кадастровых работ земельных участков, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования, образование которых предусмотрено утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории, которые после образования будут относиться к землям общего пользования, территориям общего пользования, а также земельных участков, занятых зданиями, сооружениями, объектами незавершенного строительства) (ч. 15 ст. 41);
- представлено соответствующее заявление лица, на основании заявления которого был осуществлен государственный кадастровый учет такого земельного участка, образованного на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления об изъятии недвижимого имущества для государственных нужд и права на который не зарегистрированы в ЕГРН, либо представлено соответствующее заявление любого лица на основании решения суда (п. 1 ч. 11 ст. 60);
- по истечении трех лет со дня осуществления государственного кадастрового учета такого земельного участка, образованного на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления об изъятии недвижимого имущества для государственных нужд и права на который не зарегистрированы в ЕГРН, по решению государственного регистратора прав (п. 2 ч. 11 ст. 60);
- в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на иные земельные участки, указанные в ч.ч. 1 и 2 настоящей статьи, или устранения реестровой ошибки в отношении земельных участков, указанных в ч.ч. 4, 5 и 9 настоящей статьи, будет установлено, что лесной участок находится в пределах границ иных земельных участков или сведения о его площади совпадают со сведениями о
- площади иного земельного участка на девяносто пять и более процентов (ч. 11 ст. 60.2);
- в ЕГРН отсутствуют сведения о правообладателях такого земельного участка, учтенного в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 01.03.2008;
- до 1 января 2040 года органом государственной власти или органом местного самоуправления, предоставившим такой земельный участок, представлено соответствующее заявление в отношении данного земельного участка, предоставленного в безвозмездное пользование гражданину в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", при государственной регистрации прекращения договора безвозмездного пользования таким земельным участком в связи с отказом гражданина от договора безвозмездного пользования земельным участком (часть 3.1 статьи 70);
- право постоянного (бессрочного) пользования таким земельным участком или право аренды такого земельного участка, государственный кадастровый учет которого и (или) государственная регистрация прав на который осуществлены до 1 сентября 2018 года, переоформлено на публичный сервитут в соответствии со ст. 3.6 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (ч. 3.2 ст. 70).
В силу п. 4 ч. 8 ст. 41 Закона N 218-ФЗ одним из оснований для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на образуемые объекты недвижимости также является судебное решение, но только в том случае, если образование объектов недвижимости осуществляется на основании такого судебного решения.
Как разъяснено в п. 21 Обзора Президиума ВС РФ от 30.11.2016, если сведения о земельном участке, внесенные в государственный кадастр недвижимости, не носят временного характера, то такой земельный участок может быть снят с кадастрового учета только вследствие его преобразования или в случае, прямо предусмотренном законом.
Так, в соответствии с п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Также, в силу п. 2 ст. 11.2 ЗК РФ, земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Следовательно, ЗК РФ предусмотрено четыре способа образования (формирования) земельных участков.
Закон N 218-ФЗ аналогично Федеральному закону от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) указывает на невозможность снятия с государственного кадастрового учета земельного участка, если он не является преобразуемым и не подлежит снятию с такого учета в соответствии с положениями закона (п. 33 ч. 1 ст. 26 Закона N 218-ФЗ и ч. 6 ст. 27 Закона о кадастре).
Как указано в преамбуле Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016, в отношении сведений, которые носят в соответствии с Законом о кадастре временный характер, ч. 7 ст. 72 Закона о регистрации содержит правило о том, что временный характер сведений государственного кадастра недвижимости об образованных объектах недвижимости, предусмотренный ст. 24 Закона о кадастре, сохраняется до момента государственной регистрации права на такой объект недвижимости либо до момента государственной регистрации аренды, если объектом недвижимости является земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, но не позднее 01.03.2022. По истечении указанного срока сведения об объектах недвижимости, которые носят временный характер, исключаются из ЕГРН в порядке, предусмотренном порядком ведения ЕГРН. Образование новых объектов недвижимости из объекта недвижимости, внесенные в ЕГРН сведения о котором носят временный характер, не допускается. В течение срока действия временного характера внесенных в ЕГРН сведений об объекте недвижимости сведения о таком объекте недвижимости могут быть исключены из ЕГРН по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости. В случае если земельные участки были образованы из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, исключение из ЕГРН сведений о соответствующих земельных участках осуществляется по заявлению представителя уполномоченного на распоряжение такими земельными участками органа государственной власти или органа местного самоуправления.
В соответствии со ст. 72 Закона N 218-ФЗ снятию с государственного кадастрового учета подлежат земельные участки, которые носят временный характер.
В данном случае, как подтверждается материалами дела и установлено судом первой инстанции, спорные земельные участки не являются преобразуемыми, в связи с чем, им не может быть присвоен статус "архивный".
Действующим законодательством не предусмотрено снятие с кадастрового учета объектов недвижимости со статусом "актуальные".
Заявляя настоящие требования о снятии земельных участков с кадастрового учета, администрация не привела норм права, которые бы позволили аннулировать сведения о земельных участках со статусом "актуальные" и исключить земельные участки из государственного кадастра недвижимости (аннулировать сведения о земельном участке) по обращению администрации в орган государственной регистрации прав.
Требование истца о снятии с кадастрового учета спорных земельных участков, которые фактически не прекращают своего существования, не преобразованы, противоречит правовым положениям ч. 3 ст. 6, ст. 41 ЗК РФ, принципам осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества.
Как усматривается из процессуальной позиции администрации, целью данного искового заявления является отсутствие необходимости в спорных участках. Однако, администрация не лишена права на преобразование данных участков путем их объединения.
Поскольку доказательств нарушения норм действующего законодательства при образовании спорных земельных участков суду не приведено и из материалов дела не следует, в удовлетворении исковых требований отказано обоснованно.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, не подтверждены отвечающими требованиям главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами, основаны на ином толковании правовых норм, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, сделанных при правильном применении норм материального права, и не могут быть признаны основанием к отмене или изменению решения, поэтому подлежат отклонению.
С учетом изложенного решение суда является правильным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.10.2022 по делу N А32-37934/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
П.В. Шапкин |
Судьи |
Ю.И. Баранова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-37934/2022
Истец: Администрация МО г. Горячий Ключ, Администрация муниципального образования город Горячий ключ Краснодарского края
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
Третье лицо: МБУ "Городской парк культуры и отдыха 30-летия Победы" МО г.Горячий Ключ, Муниципальное бюджетное учреждение "Городской парк культуры и отдыха 30-летия Победы" муниципального образования город Горячий Ключ