г. Москва |
|
21 декабря 2022 г. |
Дело N А40-117420/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 декабря 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: |
Марковой Т.Т., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "АГРОСАЛОН"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 19.09.2022 по делу N А40-117420/22
по иску Центральной акцизной таможни
к ООО "АГРОСАЛОН"
о взыскании 64 582 857, 32 руб.,
при участии:
от истца: |
Куликов А.В.. по доверенности от 19.12.2022; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Центральная акцизная таможня (далее - истец, ЦАТ) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с иском к обществу с ограниченной ответственностью "АГРОСАЛОН" (далее - ответчик, Общество) о взыскании суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере 61 358 250 руб. и суммы пеней в размере 3 224 607,32 руб. с последующим начислением до момента фактического исполнения денежного обязательства.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 19.09.2022 иск ЦАТ удовлетворен.
ООО "АГРОСАЛОН" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению ответчика при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель истца с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
При этом ЦАТ в порядке статьи 49 АПК РФ уточнило исковые требования, заявило отказ от иска в части суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере 596 250 руб.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание представителей не направил, заявлений и ходатайств суду не представил.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителя ЦАТ, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Судом первой инстанции установлено, что Обществом на Акцизном специализированном таможенном посту (Центр электронного декларирования) Центральной акцизной таможни (далее - АСТП (ЦЭД), таможенный пост) поданы декларации на товары (далее - ДТ): N N 10009100/281221/3017783, 10009100/170122/3005239, 10009100/210122/3007918, 10009100/310122/3010544, 10009100/250122/3009906, 10009100/110222/3019641, 10009100/150222/3021408, 10009100/170222/3022699, 10009100/070322/3032690, 10009100/070322/3032719.
Товар по указанным ДТ были выпущены в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.
Удовлетворяя заявление ЦАТ, суд первой инстанции правомерно и обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон, Закон N89-ФЗ) определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Согласно статье 24.1 Закона N 89-ФЗ за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее - транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
В соответствии с положениями пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые: осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию; осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации; приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 настоящей статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора.
Пунктом 6 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ определено, что утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств:
- ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами;
- которые ввозятся в Российскую Федерацию и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей;
- с года выпуска которых прошло тридцать и более лет, которые не используются в коммерческих целях, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации;
При этом иных исключений по уплате утилизационного сбора законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Так, Правительством Российской Федерации издано постановление от 06.02.2016 N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства РФ N 81).
Постановлением Правительства РФ N 81 утверждены:
1) правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее -Правила).
2) перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - Перечень).
Согласно пункту 3 Правил взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют плательщики, указанные в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона, осуществляет Федеральная таможенная служба.
Разделом II Правил определен порядок взимания утилизационного сбора Федеральной таможенной службой в части его исчисления и уплаты.
В соответствии с пунктом 11 указанного раздела, для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщики, указанные в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона, или их уполномоченные представители представляют в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование самоходной машины и (или) прицепа в связи с их ввозом в Российскую Федерацию, либо в таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место нахождения (место жительства) плательщика (в случае, если декларирование самоходной машины и (или) прицепа не осуществляется), следующие документы:
а)расчет суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, уплачиваемого лицами, указанными в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Федерального закон, по форме, приведенной в приложении N 1;
б)копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии самоходной машины и (или) прицепа, а также копии товаросопроводительных документов (при наличии);
в)копии платежных документов об уплате утилизационного сбора;
г)решение о зачете излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним в счет его предстоящей уплаты, по форме приведенной в приложении N 2, выданное таможенным органом, указанным в абзаце первом настоящего пункта, в случае уплаты утилизационного сбора за счет излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора, по которому принято решение о зачете утилизационного сбора в счет его предстоящей уплаты, и его копия;
д)копия документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени плательщика, в случае если подтверждение правильности исчисления утилизационного сбора осуществляется уполномоченным представителем плательщика.
В силу п.11 Правил, документы должны быть представлены в таможенный орган в течение 15 дней со дня: выпуска самоходных машин и (или) прицепов в соответствии с заявленной таможенной процедурой (при осуществлении таможенного декларирования); фактического пересечения самоходными машинами и (или) прицепами Государственной границы Российской Федерации и (или) пределов территорий, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права (в случае если декларирование самоходных машин и (или) прицепов при ввозе в Российскую Федерацию не осуществляется).
Между тем, в нарушение указанных Правил Общество не представило документы, предусмотренные пунктом 11 Правил и не произвело уплату утилизационного сбора за ввезенную самоходную технику.
Постановлением Правительства РФ N 81 утверждены коэффициенты для расчета суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, также размеров утилизационного сбора.
Так, в соответствии со сноской "4" к Перечню размер утилизационного сбора на категории (видов) самоходных машин и прицепов к ним равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции.
Базовая ставка для расчета утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним равна 172 500 руб.
Коэффициент для расчета суммы утилизационного сбора в отношении всей самоходной техники, ввезенной Ответчиком по всем декларациям на товары, установлен разделом XIV Тракторы колесные (классифицируемые по коду 8701 91, 8701 92, 8701 93, 8701 94 100 9, 8701 94 500 0, 8701 94 900 0, 8701 95 100 9, 8701 95 500 0, 8701 95 900 0, 8701 20 109 0, 8701 20 909 0, 8709) и он равен 0,4, за исключением ввезённых Ответчиком тракторов малогабаритных четырёхколёсных промышленных новых (код ТНВЭД ЕАЭС 8701 92 900 0) задекларированных в ДТ N 10009100/ 310122/ 3010544 и ДТ N 10009100/ 210122/ 3007918 для которых он равен 0,5.
Согласно расчету Истца за самоходную технику (тракторы) утилизационный сбор составил 61 358 250 руб.
Согласно пункту 17 Правил, в случае если в течение 3 лет после уплаты утилизационного сбора и (или) проставления соответствующей отметки об уплате утилизационного сбора на бланке паспорта установлен факт неуплаты или неполной уплаты утилизационного сбора, таможенные органы информируют не позднее 10 рабочих дней со дня обнаружения указанного факта плательщика о необходимости уплаты утилизационного сбора и сумме неуплаченного утилизационного сбора с указанием оснований для его доначисления.
В случае неуплаты утилизационного сбора плательщиком в срок не более 20 календарных дней со дня получения от таможенного органа такой информации доначисленная сумма утилизационного сбора взыскивается в судебном порядке.
Во исполнение положений пункта 17 Правил таможенный орган письмами от 26.01.2022 N 13-12/01585, от 17.02.2022 N 13-12/03802, от 04.03.2022 N 13-12/05189, от 11.03.2022 N 13-12/05867, от 16.03.2022 N 13-12/06285, от 05.04.2022 N 13-12/08716 "О задолженности по уплате утилизационного сбора" информировал плательщика о необходимости уплаты утилизационного сбора, которые были получены ответчиком, что подтверждается отчетам об отслеживании почтовых отправлений.
Утилизационный сбор за указанную самоходную технику Обществом не уплачен, как и не представлено документов, позволяющих отнести ввезенную самоходную технику к транспортным средствам, в отношении которых утилизационный сбор не уплачивается.
Поскольку ответчиком не представлено доказательств оплаты, требования истца о взыскании неуплаченного утилизационного сбора в размере 61 358 250 руб. подлежат удовлетворению.
Также ЦАТ просил взыскать с ответчика пени в размере 3 224 607,32 руб. с последующим начислением до момента фактического исполнения денежного обязательства.
В соответствии со статьей 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения.
В соответствии с пунктом 11.1 раздела II Правил непредставление плательщиком или его уполномоченным представителем документов, предусмотренных пунктами 11 и 15 Правил, является основанием для начисления пеней за неуплату утилизационного сбора. Пени за неуплату утилизационного сбора начисляются за каждый день просрочки со дня, следующего за днем истечения срока представления в таможенный орган документов, предусмотренных пунктами 11 и 15 Правил, по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно в процентах суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере одной трехсотой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора.
Согласно представленному расчету истца, размер пени составил 3 224 607,32 руб.
Суд первой инстанции проверил расчет истца и верно счёл его правомерным, соответствующим требованиям действующего законодательства.
Ответчиком не заявлено о снижении начисленных пени.
Заявленное истцом требование о взыскании пени в размере 3 224 607,32 руб. является обоснованным, соразмерным, и подлежит удовлетворению в соответствии со статей 330 ГК РФ, оснований для применения статьи 333 ГК РФ у суда первой инстанции не имелось.
Согласно правовой позиции, содержащейся в пункте 65 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" по смыслу статьи 330 ГК РФ истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ).
Таким образом, предъявление ЦАТ требования о взыскании неустойки (пени)до момента фактического исполнения денежного обязательства, соответствует разъяснениям, изложенным в пункте 65 вышеуказанного Постановления Пленума от 24 марта 2016 года N 7.
В силу положений статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами и никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об удовлетворении заявления.
При этом судом апелляционной инстанции принимается отказ частичный ЦАТ от заявленных требований, поданный в порядке статьи 49 АПК РФ.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 49, 150, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
принять отказ Центральной акцизной таможни от части требований на сумму 569 250 руб.
Решение Арбитражного суда города Москвы от 19.09.2022 по делу N А40-117420/22 этой части отменить, производство по делу в соответствующей части прекратить.
В остальной части решение Арбитражного суда города Москвы от 19.09.2022 по делу N А40-117420/22 оставить без изменения, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции:
"Взыскать с ООО "АГРОСАЛОН" в пользу Центральной акцизной таможни сумму неуплаченного утилизационного сбора в размере 60 789 000 руб. (шестьдесят миллионов семьсот восемьдесят девять тысяч) руб. и сумму пеней в размере 3 224 607,32 руб. (три миллиона двести двадцать четыре тысячи шестьсот семь) руб. 32 коп., а также сумму пеней, подлежащих уплате за каждый календарный день просрочки исполнения обязательств по уплате утилизационного сбора до момента фактического исполнения денежного обязательства.
Взыскать с ООО "АГРОСАЛОН" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 198 000 руб. (сто девяносто восемь тысяч) руб."
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-117420/2022
Истец: ЦЕНТРАЛЬНАЯ АКЦИЗНАЯ ТАМОЖНЯ
Ответчик: ООО "АГРОСАЛОН"