город Томск |
|
22 декабря 2022 г. |
Дело N А45-9483/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 декабря 2022 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Сорокиной Е.А., |
судей |
|
Афанасьева Е.В., Фертикова М.А., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сухих К.В., рассмотрев апелляционную жалобу федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Кемеровской области Кузбасса" (07АП-10482/2022) на решение от 30.09.2022 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-12496/2022 (судья Беляева Л.В.) по исковому заявлению некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кузбасса", г.Кемерово ОГРН: 1134200001671, ИНН: 4205997094 к федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Кемеровской области Кузбасса", г.Кемерово ОГРН: 1034205022390, ИНН: 4209015849 о взыскании 1972,90 руб. долга, 11359,81 руб. пени (с учетом уточнений),
при участии в судебном заседании представителя;
СУД УСТАНОВИЛ:
некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кузбасса" (далее - истец, Фонд) обратилась в арбитражный суд с иском к федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Кемеровской области-Кузбасса" (далее - ответчик, учреждение) о взыскании с ответчика как собственника (владельца) нежилого помещения общей площадью 477,7кв.м по адресу: г.Таштагол, ул.Ноградская,3 задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт нежилого помещения в размере 1972,90 (за май 2019 года), 11 359,81 руб. пени, начисленной по состоянию на 26.08.2022 (с учетом принятого ходатайства об уменьшении исковых требований).
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 30.09.2022 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, указывая, что ФКУ "Военный комиссариат Кемеровской области" является государственным учреждением, финансируемым за счет федерального бюджета, в связи с чем, как получатель бюджетных средств, принимает бюджетные обязательства и может самостоятельно производить выплаты лишь в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, утвержденных бюджетной сметой с учетом их целевого назначения. ссылается на отсутствие платежных документов, добровольный характер взносов на капитальный ремонт.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Судом установлено и следует из материалов дела, ответчику на праве оперативного управления принадлежат нежилые помещения общей площадью 477,7кв.м в многоквартирном доме по адресу: г.Таштагол, ул. Ноградская, 3, в подтверждение чего представлена выписка из ЕГРН и ответчиком не оспорено.
Некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кузбасса" создана 14.11.2013 в соответствии со статьей 178 ЖК РФ, Законом Кемеровской области от 23.12.2013 N 141-ОЗ "О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах" и Приказом Департамента жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области от 22.10.2013 N 75 как не имеющая членства некоммерческая организация, преследующая общественно полезные цели, предусмотренные действующим законодательством, и осуществляющая деятельность в качестве регионального оператора, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов (МКД), расположенных на территории Кемеровской области, а также на реализацию иных функций в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 30.12.2013 N 672 "Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Кемеровской области на 2014-2043 годы" многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Кемерово, пр-кт Ленина, 80 включен в региональную программу. Программа была опубликована в издании "Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области" 25.03.2014, соответственно обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникла у собственников этого дома с 01.12.2014.
Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 05.06.2017 N 262 "О внесении изменений в постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 30.12.2013 N 671 "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме" установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере 4,13 руб. - с 01.07.2017, Постановлением Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 12.08.2019 N 473 "О внесении изменений в постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 30.12.2013 N 671 "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме" в размере 6,71 руб. - с 01.09.2019, с 01.01.2021 - 7,69 руб.
Истец, с учетом ходатайства об уменьшении размера исковых требований, просит взыскать 1972,90 руб. долга по уплате взносов на капитальный ремонт за май 2019 года.
В претензии исх. от 22.03.2022 истец просил ответчика оплатить задолженность, однако, обязательства по оплате не были исполнены, что послужило основанием для обращения с настоящим иском.
Суд первой инстанции принял по существу законный и обоснованный судебный акт, при этом выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 209, статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно статье 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
В части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.
Исходя из положений части 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт, взносов на капитальный ремонт.
В силу части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации взнос на капитальный ремонт включен в плату за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме.
Частью 3 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в доме.
Взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах представляют собой обязательные платежи собственников помещений в таких домах, предусмотренные - в силу публичной значимости соответствующих отношений - Жилищным кодексом Российской Федерации в целях финансового обеспечения организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах для поддержания их в состоянии, соответствующем санитарным и техническим требованиям.
В соответствии с частью 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещений в многоквартирном доме обязан уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Исходя из положений указанной нормы, у собственника помещения, независимо от того, является ли это помещение жилым или нежилым, в силу закона возникает денежное обязательство по оплате ремонта общего имущества тому лицу, которое эти услуги осуществляет.
Согласно части 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного пунктом 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса.
Статьями 296, 298 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве субъекту права оперативного управления, возлагает на него и обязанности по его содержанию. Таким образом, обладатели права оперативного управления с момента его возникновения обязаны нести расходы на содержание общего имущества.
Следовательно, предъявление исковых требований в отношении спорных помещений к ФКУ "Военный комиссариат Кемеровской области-Кузбасса" является законным и обоснованным.
Некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кузбасса" создана 14.11.2013 в соответствии со статьей 178 ЖК РФ, Законом Кемеровской области от 23.12.2013 N 141-ОЗ "О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах" и Приказом Департамента жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области от 22.10.2013 N 75 как не имеющая членства некоммерческая организация, преследующая общественно полезные цели, предусмотренные действующим законодательством, и осуществляющая деятельность в качестве регионального оператора, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов (МКД), расположенных на территории Кемеровской области, а также на реализацию иных функций в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 30.12.2013 N 672 "Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Кемеровской области на 2014-2043 годы" многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Кемерово, пр-кт Ленина, 80 включен в региональную программу. Программа была опубликована в издании "Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области" 25.03.2014, соответственно обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникла у собственников этого дома с 01.12.2014.
Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 05.06.2017 N 262 "О внесении изменений в постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 30.12.2013 N 671 "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме" установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере 4,13 руб. - с 01.07.2017, Постановлением Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 12.08.2019 N 473 "О внесении изменений в постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 30.12.2013 N 671 "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме" в размере 6,71 руб. - с 01.09.2019, с 01.01.2021 - 7,69 руб.
Представленный истцом расчет задолженности по уплате взносов соответствует утвержденному минимальному размеру взносов, площади помещения, принадлежащего ответчику.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, установив наличие права оперативного управления отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Осинники на помещения, расположенные в МКД, находящимся под управлением истца, отсутствия доказательств уплаты взносов на капитальный ремонт в полном объеме, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных исковых требований об оплате долга за май 2019 года на сумму 1972,90 руб.
В соответствии со статьями 329, 330 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может быть обеспечено неустойкой (штрафом, пеней), которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства.
Согласно части 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
По расчету истца сумма пени составила 11 359,81 руб. пени, рассчитанной по состоянию на 26.08.2022.
Проверив расчет неустойки, произведенный истцом, суд апелляционной инстанции признает его арифметически верным, соответствующим положениям действующего законодательства и фактическим обстоятельствам дела.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований в полном объеме.
Довод апеллянта о не поступлении в его адрес платежных документов подлежит отклонению.
Согласно п. 9 ст. 182 ЖК РФ региональный оператор на регулярной основе, посредством Почты России представляет собственникам платежные документы для уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме по адресу нахождения помещения в многоквартирном доме, за капитальный ремонт общего имущества в котором вносится взнос.
Несмотря на указание в статье 171 ЖК РФ на оплату взносов на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, обязанность по уплате таких взносов и сроки их внесения установлены непосредственно федеральным законом, следовательно, собственник помещений в многоквартирном доме обязан уплачивать взносы и в отсутствие платежных документов.
Собственник помещения в многоквартирном доме, действуя добросовестно, может самостоятельно рассчитать и осуществить соответствующие платежи в установленные сроки или обратиться к истцу за соответствующими платежными документами.
Ссылка апеллянта об утверждении ему лимитов бюджетных обязательств на каждый календарный год, подлежит отклонению, поскольку данное обстоятельство не освобождает ответчика от исполнения установленной законом обязанности по внесению взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов.
Указанная позиция соответствует разъяснениям пункта 15 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 15 постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения Арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации".
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что в данном случае доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
По правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее подателя.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Руководствуясь статьёй 110, пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 30.09.2022 по делу N А27-12496/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Кемеровской области Кузбасса" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
Е.А. Сорокина |
Судьи |
Е.В.Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-12496/2022
Истец: НО Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кузбасса
Ответчик: Федеральное казенное учреждение "Военный комиссариат Кемеровской области"