г. Самара |
|
22 декабря 2022 г. |
Дело N А55-2906/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.12.2022.
Полный текст постановления изготовлен 22.12.2022.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Барковской О.В., судей Деминой Е.Г., Колодиной Т.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кузнецовой Е.А.,
с участием в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" - Кузнецова Д.Е., представитель по доверенности от 27.06.2022,
от гаражно-погребного потребительского кооператива N 87 "Алексей" - председатель Полянский С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу гаражно-погребного потребительского кооператива N 87 "Алексей" на решение Арбитражного суда Самарской области от 04.10.2022 по делу N А55-2906/2022 по иску общества с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" (ОГРН 1136316004747, ИНН 6316186232) к гаражно-погребному потребительскому кооперативу N 87 "Алексей" (ОГРН 1036301056824, ИНН 6321054760) о взыскании 419 497 руб. 95 коп.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" обратилось в арбитражный суд с иском к гаражно-погребному потребительскому кооперативу N 87 "Алексей" о взыскании задолженности по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N ТКО-19308 от 07.07.2020 за период с 01.01.2019 по 30.06.2021 в сумме 419 497 руб. 95 коп.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 04.10.2022 с гаражно-погребного потребительского кооператива N 87 "Алексей" в пользу общества с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" взыскана задолженность в сумме 419 497 руб. 95 коп., а также расходы по уплате госпошлины в сумме 11 390 руб.
Не согласившись с решением суда, гаражно-погребной потребительский кооператив N 87 "Алексей" обжаловал его в апелляционном порядке, просит решение отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители участвующих в деле лиц поддержали свои правовые позиции.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ООО "ЭкоСтройРесурс" с 01.01.2019 является региональным оператором, осуществляющим деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) на территории Самарской области.
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 18.12.2018 N 846, а также Приказом департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 28.03.2019 N 95, N 781 от 19.12.2019 утвержден предельный тариф на услугу Регионального оператора по обращению с ТКО на 2019 - 2020 год для населения в размере 498,47 руб./куб.м (без учета НДС) или 598,16 руб./куб.м (с учетом НДС).
Ответчик осуществляет хозяйственную деятельность на объекте, расположенном по адресу: г. Тольятти, ул. Ботаническая, 32.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N ТКО-19308 от 07.07.2020 ответчиком не подписан.
Как указал истец, услуги по обращению с ТКО были оказаны Региональным оператором надлежащим образом, в адрес потребителя выставлены универсальные платежные документы за период с 01.01.2019 по 30.06.2021: КУ02-012470 от 28 февраля 2021 г., КУ02-012471 от 28 февраля 2021 г., КУ02-012472 от 28 февраля 2021 г., КУ02-012473 от 28 февраля 2021 г., КУ02-012474 от 28 февраля;2021 г., КУ02-012475 от 28 февраля 2021 г., КУ02-012476 от 28 февраля 2021 г., КУ02-012478 от 28 февраля 2021 г., КУ02-012479 от 28 февраля 2021 г., КУ03-002373 от 31 марта 2021 г., КУ04-002774 от 30 апреля 2021 г., КУ05-006544 от 31 мая 2021 г., КУ06-008530 от 30 июня 2021 г.
Поскольку обязательства по оплате оказанных услуг ответчиком не исполнены, задолженность в размере 419 497 руб. 95 коп. за период с 01.01.2019 по 30.06.2021 не погашена, не урегулировав спор в досудебном порядке истец обратился в суд с настоящим иском.
Как верно установлено судом первой инстанции, правовое регулирование спорных правоотношений предусмотрено нормами главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных Федеральным законом N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), Правил обращения с ТКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
Согласно статье 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В силу пункта 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Статьей 24.6 Закона N 89-ФЗ установлено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации осуществляются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления (пункты 1,4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Как следует из пункта 8(18) Правил N 1156, до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с абзацем 2 пункта 8(17) Правил N 1156 региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и текст типового договора.
В этом случае потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) Правил N 1156.
В соответствии с пунктом 8(10) Правил N 1156, в случае если в заявке потребителя имеются все необходимые сведения и документы, предусмотренные соответственно пунктами 8(6) и 8(7) настоящих Правил, региональный оператор в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки потребителя направляет ему 2 экземпляра подписанного со своей стороны проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами любым способом, позволяющим подтвердить его получение потребителем.
Согласно пункту 8(11) Правил N 1156, потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
На официальном сайте регионального оператора размещена и находится в свободном доступе форма договора-оферты на оказание услуги по обращению с ТКО. Типовая форма публичного договора также была опубликована в выпуске газеты "Волгоградская правда" от 28.12.2018 N 151, зарегистрированной в качестве средства массовой информации (свидетельство N ПИ N ТУ 34 - 00826 от 26.07.2017).
При этом в силу абзаца 4 пункта 8(17) Правил N 1156 в случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) Правил N 1156 в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В материалы дела представлен договор на оказание услуг по обращению с ТКО от 04.07.2019 N 6650, подписанный истцом в одностороннем порядке.
Доказательств направления потребителем заявки и документов в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) Правил N 1156 в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО региональному оператору, в материалы дела ответчиком не представлено.
Поскольку в спорный период между сторонами договор в письменном виде не был подписан, то с учетом правого применения пункта 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 г. N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров", пункта 3 статьи 438, статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, действует договор на оказание услуг по обращению с ТКО на условиях типового договора по регулируемой цене и нормативам, установленным соответствующим органом исполнительной власти.
В этой связи договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается со всеми потребителями независимо от их организационно-правовой формы и факт отсутствия договора, оформленного в письменном виде, не свидетельствует об отсутствии договорных отношений между потребителем и региональным оператором.
Возражения ответчика сводятся к отсутствию у него обязанности оплачивать услуги регионального оператора, и отклоняются судебной коллегией, как основанные на неверном толковании норм материального права в связи со следующим.
Процесс образования ТКО является закономерным и объективным процессом, связанным с жизнедеятельностью потребителей. Любая хозяйственная деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя приводит к образованию твердых коммунальных отходов (статья 1 Федерального закона N 89-ФЗ, письмо Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 15.01.2019 N 12-50/00189-ОГ "Об обращении с ТКО").
Письменных заявлений об отказе от получения услуг (пользования ими) от ответчика не поступало, акты о ненадлежащем оказании услуг не составлялись, что подтверждает фактическое оказание услуг и, следовательно, по общему правилу, с учетом положений статей 779 - 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, наличие у ответчика обязанности по их оплате, исходя из возмездного характера отношений сторон.
Все претензии ответчика по факту ненадлежащего оказания услуг заявлены последним региональному оператору после истечения спорного периода (л.д. 12-14, 96), что не может быть принято во внимание.
Доказательства невозможности оказания истцом услуг по вывозу ТКО ответчиком не представлены.
При отсутствии места накопления ТКО в гаражном кооперативе для его складирования потребители (члены) фактически используют площадки в других местах или мест общего пользования, что свою очередь свидетельствует об исполнении обязательств региональным оператором, которым вывозится весь объем накоплений.
Принимая во внимание не опровергнутую ответчиком в ходе рассмотрения настоящего дела презумпцию образования отходов, апелляционный суд учитывает, что образовавшиеся в результате деятельности ответчика отходы, он обязан был складировать только в соответствующих законодательству местах накопления, определенных по его обращению, либо на близлежащих контейнерных площадка (общегородского значения, либо контейнеры, принадлежащие иным лицам), откуда они также вывозились региональным оператором согласно территориальной схеме обращения с твердыми коммунальными отходами.
Таким образом, истец оказывал ответчику услуги по обращению с ТКО вне зависимости от места складирования ТКО.
Кроме того, апелляционный суд принимает во внимание то, что нормы действующего законодательства не наделяют членов кооператива правом на самостоятельный вывоз ТКО, а также на оформление ими прямых договорных отношений с региональным оператором.
Ссылка ответчика на заключение договора перевозки грузов с ИП Киреевым А.В. (л.д. 78-80) также не принимается.
Согласно расходным кассовым ордерам (л.д. 81-94) ИП Киреев А.В. получил оплату от ответчика за вывоз ТБО, которые исходя из положений статьи 1 Закона N 89-ФЗ не приравниваются к твердым коммунальным отходам (ТКО), подлежащих вывозу региональным оператором с объектов потребителей.
Таким образом, заключение договора на оказание услуг по перевозке ТБО не освобождает ответчика от заключения договора с региональным оператором на оказание услуг по обращению с ТКО.
При этом апелляционный суд отмечает, что целью изменения регулирования порядка обращения с ТКО являлось, в том числе создание экономических стимулов для прекращения загрязнения окружающей среды путем создания безальтернативного механизма размещения отходов лишь в специализированных объектах и осуществления деятельности по обращению с ТКО строго определенными и контролируемыми государством лицами (региональными операторами).
В связи с введением государственного регулирования порядка обращения с ТКО эта сфера законодательства приобрела императивный характер.
Заключая договор с иным лицом, собственник отходов не только нарушает императивно установленную законом схему обращения с ТКО, но и уклоняется от внесения своей доли в необходимой валовой выручки регионального оператора, то есть от участия в финансировании инвестиционных программ, направленных на защиту окружающей среды, и от внесения платы за причиненный созданием отходов вред окружающей среде, включенной в тариф регионального оператора.
Возражений по объему, стоимости и иным исходным данным, использованным истцом для определения задолженности, ответчиком не приведено, расчет по существу не оспорен.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме и не могут быть учтены, как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь ст.258, ст.ст.268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 04.10.2022 по делу N А55-2906/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
О.В. Барковская |
Судьи |
Е.Г. Демина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-2906/2022
Истец: ООО "ЭкоСтройРесурс"
Ответчик: ГППК N87 "АЛЕКСЕЙ"