г. Вологда |
|
01 марта 2024 г. |
Дело N А66-12681/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 февраля 2024 года.
В полном объеме постановление изготовлено 01 марта 2024 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Зайцевой А.Я. и Шумиловой Л.Ф., при ведении протокола секретарем судебного заседания Даниловой А.С.,
при участии от администрации города Твери Нагибиной С.В. по доверенности от 30.09.2021, Ковалевой И.И. по доверенности от 17.05.2023, от акционерного общества "Газпром газораспределение Тверь" Гаранина А.В. по доверенности от 25.12.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Автотехцентр "Континент" на решение Арбитражного суда Тверской области от 28 ноября 2023 года по делу N А66-12681/2023,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Автотехцентр "Континент" (адрес: 170007, Тверская область, город Тверь, улица Шишкова, дом 91а;
ОГРН 1026900522615, ИНН 6902018582; далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к администрации города Твери (адрес: 170100, город Тверь, улица Советская, дом 11; ОГРН 1066950062717, ИНН 6901000920; далее - администрация) о признании недействительным постановления администрации от 29.06.2023 N 408 об установлении публичного сервитута на часть земельного участка с кадастровым номером 69:40:01000507:483, площадью 3 кв. м от общей площади 938 кв. м, при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, акционерного общества "Газпром газораспределение Тверь" (далее - АО "Газпром газораспределение Тверь"), общества с ограниченной ответственностью "Строительная Компания "Престиж" (далее - ООО "СК "Престиж").
Решением суда от 28.11.2023 по настоящему делу в удовлетворении требований обществу отказано.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить его требования. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение судом норм материального права.
Администрация в отзыве на жалобу и ее представители в судебном заседании с доводами, изложенными в жалобе, не согласились, просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
АО "Газпром газораспределение Тверь" в отзыве на жалобу и его представитель в судебном заседании с доводами, изложенными в жалобе, не согласились, просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав пояснения представителей администрации и АО "Газпром газораспределение Тверь", исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, АО "Газпром газораспределение Тверь", ООО "СК "Престиж" и ООО "Газпром газификация" заключен договор N ТОГ-УПР-Д-00378 о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования и объекта капитального строительства "Торгово-административный центр", расположенного по адресу: город Тверь, улица Шишкова, дом 91 на земельном участке, с кадастровым номером 69:40:0100507:114, к сети газопотребления.
В целях подключения (технологического присоединения) указанного объекта АО "Газпром газораспределение Тверь" в адрес администрации направлено 31.05.2023 заявление об установлении публичного сервитута за N 018/3848, сроком на 10 лет на часть земельного участка с кадастровым номером 69:40:01000507:483, площадью 938 кв. м, для размещения линейных объектов газоснабжения и их неотделимых технологических частей, которые необходимы для подключения объекта к соответствующим сетям (статья 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ)).
Постановлением администрации города Твери от 29.06.2023 N 408 "Об установлении публичного сервитута" установлен публичный сервитут на часть земельного участка с кадастровым номером 69:40:0100507:483, площадью 3 кв. м, от общей площади участка 938 кв. м, в указанных выше целях.
Информация об установленном сервитуте внесена в Единый государственный реестр недвижимости.
Не согласившись с принятым постановлением, общество обратилось в суд с рассматриваемым требованием.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных обществом требований, правомерно руководствуясь следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) определено, что собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях - и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).
Сервитут может устанавливаться решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут) (пункт 2 статьи 23 ЗК РФ).
В обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 марта 2018 года, указано, что согласно статье 23 ЗК РФ публичный сервитут устанавливается нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков.
Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 21.10.2008 N 680-О-О приведена позиция о том, что установление публичного сервитута отнесено к компетенции органов публичной власти, действующих в общественных интересах. Установление такого сервитута осуществляется по специальной процедуре, в виде властного предписания, не требующего согласия собственника или судебного решения, поскольку установление публичного сервитута и его необходимость должны прямо отражаться в соответствующем распорядительном нормативном правовом акте соответствующих властных публичных органов.
Конституционный Суд Российской Федерации также указывал на то, что статья 274 ГК РФ направлена на поддержание баланса между интересами собственника земельного участка и нуждами других лиц, которые не могут обеспечиваться без установления сервитута (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 N 510-О-О, от 24.09.2012 N 1562-О, от 02.07.2013 N 1046-О).
По правилам подпункта 1 статьи 39.37 ЗК РФ в порядке, предусмотренном главой V.7 кодекса, публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель, в том числе, в целях строительства линейных объектов системы газоснабжения, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации газоснабжения населения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд.
На основании статьи 39.38 (подпункт 4) ЗК РФ, публичный сервитут в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 названного кодекса, устанавливается решениями органов местного самоуправления городского округа или городского поселения - в случаях установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений, являющихся объектами местного значения городского округа, городского поселения, устройства пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с автомобильными дорогами местного значения городского округа, городского поселения или для устройства примыканий автомобильных дорог к автомобильным дорогам местного значения городского округа, городского поселения, размещения автомобильных дорог местного значения городского округа, городского поселения в туннелях, а также в целях, предусмотренных статьей 39.37 ЗК РФ, и не указанных в подпунктах 1 - 3 этой статьи, в отношении земельных участков и (или) земель, расположенных в границах городского округа, городского поселения.
В силу статьи 39.39 (пункты 1-4) ЗК РФ, публичный сервитут устанавливается решением уполномоченного органа на основании ходатайства об установлении публичного сервитута. Публичный сервитут должен устанавливаться с учетом положений статьи 23 ЗК РФ. Установление сервитута допускается только при условии обоснования необходимости его установления в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 39.41 указанного кодекса. Установление публичного сервитута осуществляется независимо от формы собственности на земельный участок.
С ходатайством об установлении публичного сервитута вправе обратиться организация, являющаяся субъектом естественных монополий, - в случаях установления публичного сервитута для размещения, капитального ремонта инженерных сооружений, обеспечивающих деятельность этого субъекта, а также для проведения инженерных изысканий в целях подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение указанных сооружений, инженерных изысканий для их строительства, реконструкции (подпункт 1 статьи 39.40 ЗК РФ).
Согласно статье 39.41 ЗК РФ в обосновании необходимости установления публичного сервитута должны быть приведены, в том числе, договор о подключении (технологическом присоединении) к сетям газоснабжения с указанием сторон такого договора и сроков технологического присоединения, в целях исполнения которого требуется размещение инженерного сооружения, если подано ходатайство об установлении публичного сервитута в целях размещения инженерного сооружения, необходимого для подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, и размещение инженерного сооружения не предусмотрено документами, указанными в подпунктах 1, 2 данного пункта (документами территориального планирования или проектом планировки территории) (подпункт 6 пункта 2).
Обоснование необходимости установления публичного сервитута, при отсутствии документов, предусмотренных подпунктами 1 и 2 пункта 2 названной статьи, должно также содержать:
1) расчеты и доводы, касающиеся наиболее целесообразного способа установления публичного сервитута, в том числе с учетом необходимости обеспечения безопасной эксплуатации инженерного сооружения, в целях размещения или капитального ремонта которого подано ходатайство об установлении публичного сервитута, обеспечения безопасности населения, существующих зданий, сооружений, а также соблюдения требований, установленных пунктами 8 и 9 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации;
2) обоснование невозможности размещения инженерного сооружения на земельных участках общего пользования или в границах земель общего пользования, территории общего пользования, на землях и (или) земельном участке, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам (а в случаях, предусмотренных пунктом 5 статьи 39.39 Земельного кодекса Российской Федерации, также обоснование невозможности размещения инженерного сооружения на земельных участках, относящихся к имуществу общего пользования), так, чтобы протяженность указанного инженерного сооружения не превышала в два и более раза протяженность такого инженерного сооружения в случае его размещения на земельных участках, принадлежащих гражданам и юридическим лицам (пункт 3).
В силу части 9 статьи 39.41 ЗК РФ орган, уполномоченный на установление публичного сервитута, в срок не более чем пять рабочих дней со дня поступления ходатайства об установлении публичного сервитута возвращает его без рассмотрения с указанием причины принятого решения при наличии следующих обстоятельств:
1) ходатайство подано в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, не уполномоченные на установление публичного сервитута для целей, указанных в ходатайстве;
2) заявитель не является лицом, предусмотренным статьей 39.40 Земельного кодекса Российской Федерации;
3) подано ходатайство об установлении публичного сервитута в целях, не предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации;
4) к ходатайству об установлении публичного сервитута не приложены документы, предусмотренные пунктом 5 статьи 39.41 ЗК РФ;
5) ходатайство об установлении публичного сервитута и приложенные к нему документы не соответствуют требованиям, установленным в соответствии с пунктом 4 статьи 39.41 ЗК РФ.
Анализ положений статьи 39.37 и пункта 2 статьи 39.41 ЗК РФ, то есть целей установления публичного сервитута и документов в обоснование его установления, позволяет прийти к выводу, что строительство линейных объектов системы газоснабжения для организации газоснабжения населения или же для подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения являются самостоятельными целями установления публичного сервитута. Их следует отличать от случаев строительства объектов федерального, регионального или местного значения, или перенесения линейных объектов в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд, которые также предусмотрены в пункте 1 статьи 39.37 ЗК РФ.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, АО "Газпром газораспределение Тверь" является субъектом естественной монополии в рамках деятельности по транспортировке газа по трубопроводам. В силу статьи 27 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" по общему правилу собственники систем газоснабжения обязаны обеспечить недискриминационный доступ любым организациям, осуществляющим деятельность на территории Российской Федерации, к свободным мощностям принадлежащих им газотранспортных и газораспределительных сетей.
Договор о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сети газораспределения является публичным (пункт 9 Правил подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2021 N 1547).
Публичным признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (пункт 1 статьи 426 ГК РФ).
Как верно с учетом изложенного выше указано судом первой инстанции, АО "Газпром газораспределение Тверь" не вправе отказывать в заключении договора о технологическом присоединении, обязано его осуществлять. В этой связи установление публичного сервитута для подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения обеспечивает деятельность этого субъекта (пункт 1 статьи 39.40 ЗК РФ).
Вопреки доводам жалобы АО "Газпром газораспределение Тверь" соблюдены требования к форме заявления об установлении публичного сервитута. Им указаны сведения, необходимые для рассмотрения и принятия соответствующего решения уполномоченным органом, обоснование необходимости установления публичного сервитута, представлен договор о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения, приложена схема расположения границ публичного сервитута.
При этом установление публичного сервитута на часть земельного участка с кадастровым номером 69:40:01000507:483 площадью 3 кв. м от общей площади участка 938 кв. м, обосновано целью установления публичного сервитута: строительство, реконструкция, эксплуатация, капитальный ремонт линейных объектов системы газоснабжения, их неотъемлемых технологических частей, необходимых для подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения "Газопровод к торгово-административному центру по адресу: город Тверь, улица Шишкова, дом 91 на земельном участке с кадастровым номером 69:40:0100507:114.
При этом, безусловно, назначение торгово-административного центра предполагает большое количество посетителей и работающих в нем людей. Торгово-административный центр, для теплоснабжения которого осуществляется прокладка газопровода (технологическое присоединение), обеспечивает доступность товаров для населения, формирование конкурентной среды и создание рабочих мест, что свидетельствует о возможности его отнесения к объектам местного значения.
Вопреки доводам, приведенным в жалобе, доказательств, свидетельствующих об обратном, подателем жалобы не представлено.
Судом правомерно отклонена ссылка истца на то, что он не сможет установить забор с прокладкой фундамента по границе участка, как не подтвержденная документально. При этом из материалов дела следует, что территория, занимаемая обществом, имеет ограждение практически по границе газопровода.
Судом правомерно отклонены довод истца о возможности альтернативного подключения (технологического присоединения) к газопроводу на землях общего пользования, как противоречащие положениям подпункта 2 пункта 3 статьи 39.42 ЗК РФ. Судом верно принято во внимание то, что вариант подключения с протяженностью газопровода 28,2 м и 50 м не соизмеримы с существующим проектным решением, поскольку более чем в два раза превышают протяженность такого инженерного сооружения в случае его размещения на земельном участке, принадлежащем заявителю (11,9 м).
Из акта от 23.11.2023 следует, что проведено обследование земельного участка с кадастровым номером 69:40:0100507:483 и зафиксировано место подключения к наружной (надземной) части газопровода, а также отсутствие визуальных повреждений здания, принадлежащего обществу.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что осуществленное подключение препятствует в осуществлении истцом предпринимательской или иной экономической деятельности. Нарушений подпунктов 1, 2, 6 пункта 2 статьи 39.41 ЗК РФ не допущено.
Таким образом, суд первой инстанции, оценив представленные лицами, участвующими в деле, доказательства и приведенные ими доводы в соответствии со статьей 71 АПК РФ, пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных обществом требований.
Имеющиеся в жалобе доводы не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность решения. Они не опровергают выводы суда первой инстанции по существу рассмотренного дела, а выражают несогласие с ними, что не является основанием для отмены оспариваемого решения.
Судебный акт первой инстанции принят при полном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, нормы процессуального и материального права применены судом верно, с учетом конкретных обстоятельств дела, содержащиеся в нем выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, судом первой инстанции не нарушено единообразие в толковании и применении норм права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда по заявленным доводам, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины, на основании статьи 110 АПК РФ, относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 28 ноября 2023 года по делу N А66-12681/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Автотехцентр "Континент" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Б. Ралько |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-12681/2023
Истец: ОАО "Автотехцентр "Континент"
Ответчик: Администрация города Твери
Третье лицо: АО "Газпрм газораспределние Тверь", ООО "Строительная Компания "Престиж"
Хронология рассмотрения дела:
10.09.2024 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-617/2024
10.09.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-8398/2024
01.03.2024 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-617/2024
06.12.2023 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-9032/2023
28.11.2023 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-12681/2023