г. Владимир |
|
22 декабря 2022 г. |
Дело N А39-4042/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.12.2022.
Постановление в полном объеме изготовлено 22.12.2022.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Гущиной А., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Ермакова Андрея Валентиновича на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 12.10.2022 по делу N А39-4042/2022, принятое по заявлению публичного акционерного общества "Россети Волга" (ИНН 6450925977, ОГРН 1076450006280) о признании незаконным отказа Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия, изложенного в письме от 06.05.2022 N 1930.
В судебном заседании приняли участие представители публичного акционерного общества "Россети Волга" - Щербакова Л.А. по доверенности от 15.08.2022 N Д/22-357 сроком действия 3 года (представлен диплом о высшем юридическом образовании); Вихров А.В. по доверенности от 05.10.2022 сроком действия до 28.09.2023 (специалист).
Ермаков Андрей Валентинович, Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовии, государственное казенное учреждение Республики Мордовия "Березниковское территориальное лесничество" - надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочных представителей в судебное заседание не обеспечили.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Публичное акционерное общество "Россети Волга" (далее по тексту - Общество) 08.04.2022 во исполнение обязательств по заключенному договору об осуществлении технологического присоединения от 11.03.2019 N 253фи/19 с Ермаковым А.В. обратилось в Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия (далее по тексту - Министерство) с письмом - заявлением N 502-4067 о согласовании проектного решения МЭ-04-2022-1201-ЭС с приложением плана прохождения трассы ВЛЗ-10 кВ по земельному участку с кадастровым номером 13:04:0000000:120 (в том числе в части выдела 24 квартала 235 Березниковского территориального лесничества, отнесенного к территории "скотопрогон" согласно таксационного описания лесничества, и выдела 25 квартала 235 Березниковского участкового лесничества - "грунтовая дорога" согласно таксационного описания) и с указанием на необходимость осуществления при строительстве вырубки древесной растительности и кустарника для соблюдения охранной зоны ВЛЗ-10 кВ шириной 10 метров в каждую сторону от крайних проводов при не отклоненном их положении.
Министерство письмом от 06.05.2022 N 1930 отказало Обществу в согласовании прохождения трассы по причине прохождения проектируемой трассы ВЛЗ-10 кВ по территории квартала 235 Березниковского участкового лесничества Березниковского территориального лесничества, относящегося к территории памятника природы "Участок соснового леса", указав, что строительство проектируемого объекта в нарушение статьи 27 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", пункта 16 Положения о памятниках природы регионального значения Республики Мордовия, утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 28 сентября 2009 года N 406 "Об особо охраняемых природных территориях Республики Мордовия", пункта 2 Постановления Совета Министров Мордовской АССР от 29 июня 1979 года N 473 "О признании природных объектов памятниками природы" может повлечь нарушение сохранности памятника природы и утрату его научной, культурной, эстетической и особой природной ценности, поскольку согласно письму филиала Общества при строительстве ВЛЗ 10 кВ предусмотрена вырубка древесной растительности и кустарника для соблюдения охранной зоны ВЛЗ 10 кВ шириной 10 метров в каждую сторону от крайних проводов при не отклоненном их положении.
Не согласившись с указанным отказом Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о признании его недействительным и обязании Министерства в течении 10 календарных дней с момента вступления в законную силу согласовать план прохождения трассы ВЛЗ-10кВ по земельному участку с кадастровым номером 13:04:0000000:120 (в том числе в части выдела 24 квартала 235 Березниковского территориального лесничества, отнесенного к территории "скотопрогон" согласно таксационного описания лесничества, и выдела 25 квартала 235 Березниковского участкового лесничества - "грунтовая дорога" согласно таксационного описания, в рамках заключенного договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям по объекту "Строительство КВЛ-10кВ, КТП 10/0,38 кВ, ВЛИ-0,38 кВ для электроснабжения строительной площадки жилого дома, расположенной по адресу: Республика Мордовия, Б.Березниковский район, Перемисское сельское поселение, кадастровый номер 13:04:0219017:79 (Ермаков А.В.) (КВЛ-10В-5,5 км, КТП 10/0,38 кВ 40 кВА-1шт, ВЛИ-0,38 кВ-0,05 км)".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Ермаков Андрей Валентинович, государственное казенное учреждение Республики Мордовия "Березниковское территориальное лесничество".
Решением от 12.10.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Ермаков Андрей Валентинович считает, что решение принято с нарушением норм процессуального права. Указывает, что суд первой инстанции не применил положения части 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем им были установлены обстоятельства, противоречащие обстоятельствам, ранее установленным вступившим в законную силу судебными актами по гражданскому делу N 2-515/2021.
Министерство, казенное учреждение Республики Мордовия "Березниковское территориальное лесничество" отзывы на апелляционную жалобу не представили
Представители Общества в судебном заседании и в отзыве на апелляционную жалобу указывают на законность решение суда первой инстанции.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционных жалобах, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В силу части 1 статьи 24 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута, изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
В силу пункта 4 части 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются в том числе, для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
Строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов в силу пункта 13 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации выступают одним из видов использования лесов.
Использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута (часть 1 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 5 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и перечень случаев использования лесов в указанных целях без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минприроды России от 10.07.2020 N 434 утверждены Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и Перечень случаев использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов без предоставления лесных участков, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута.
В соответствии с частью 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
При этом, лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения (лесные отношения).
Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, полученных при использовании лесов и осуществлении мероприятий по сохранению лесов древесины и иных лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (статья 3 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в случае размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута, устанавливаются Правительством РФ. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации).
В пункте 5 Перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 (далее - Перечень), включены линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Согласно пункту 5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случаях, если в соответствии с данным Кодексом, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
В силу пункта статьи 2 Закона Республики Мордовия от 10.03.2015 N 7-3 "Об установлении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Республики Мордовия" получение разрешения на строительство на территории Республики Мордовия не требуется в случаях строительства и (или) реконструкции кабельных, воздушных и кабельно-воздушных линий электропередачи, в том числе кабельных линий электропередачи, исполненных в блочной канализации, кабельных сооружений, электроустановок напряжением до 20 киловольт включительно (в том числе, трансформаторных подстанций, комплектных трансформаторных подстанций).
Нормативные положения лесного законодательства в совокупности с нормами земельного и градостроительного законодательства свидетельствуют о возможности использования лесных участков без их предоставления или установления сервитута в целях, обусловленных необходимостью строительства линейных объектов, на размещение которых не требуется получение разрешения на строительство, при этом каких-либо норм, обязывающих испрашивать участок, относящийся к землям лесного фонда, в аналогичной ситуации исключительно в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду или на праве ограниченного пользования (сервитут), лесное законодательство не содержит.
В этой связи, в отношении спорного линейного объекта мощностью 10 кВ подлежат применению специальные нормы, разрешающие размещение такого объекта на земельных участках без предоставления такового.
В соответствии с частью 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, в случае проведения инженерных изысканий.
Согласно части 1 статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, к которым относится проектируемая заявителем ВЛЗ-10 кВ.
Часть 1 статьи 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что в целях проведения инженерных изысканий либо капитального или текущего ремонта линейного объекта на срок не более одного года выдается разрешение на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации N 1244 от 27.11.2014.
Пунктом 2 Правил выдачи разрешений на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации N 1244 от 27.11.2014, предусмотрена подача заявления о выдаче разрешения на использование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, установленных статьей 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации, то есть в том числе в целях проведения инженерных изысканий и строительства линейного объекта, в исполнительный орган государственной власти, уполномоченный на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Аналогичная норма, предусматривающая, что объекты размещаются на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на основании решения уполномоченного органа государственной власти Республики Мордовия на распоряжение соответствующими земельными участками, содержится в пункте 2 Положения о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утв. Постановлением Правительства Республики Мордовия N 380 от 22.06.2015.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 8 Положения о Министерстве лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия, утв. Постановлением Правительства Республики Мордовия N 1 от 18.01.2010, органом, уполномоченным на выдачу разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной собственности, расположенных на землях лесного фонда на территории Республики Мордовия, в целях, предусмотренных статьей 39.33 и частью 1 статьи 39.44 Земельного кодекса Российской Федерации, то есть в целях проведения инженерных изысканий для строительства линейных объектов, является Министерство.
Таким образом, исходя из анализа норм статей 39.33, 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подпункта 20 пункта 8 Положения о Министерстве лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия, пункта 2 Положения о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, на Министерство возложена обязанность по выдаче разрешений на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной собственности, расположенных па землях лесного фонда па территории Республики Мордовия без предоставления или установления сервитута в целях, установленных статьей 39.33. 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации, то есть для строительства линейных объектов, к которым отнесена проектируемая заявителем ВЛЗ-10 кВ.
Как следует из материалов дела 08.04.2022 во исполнение обязательств по заключенному договору об осуществлении технологического присоединения N 253фи/19 от 11.03.2019 с Ермаковым А.В. Общество обратилось в Министерство с письмом - заявлением N 502-4067 о согласовании проектного решения МЭ-04-2022-1201-ЭС с приложением плана прохождения трассы ВЛЗ-10 кВ по земельному участку с кадастровым номером 13:04:0000000:120 (в том числе в части выдела 24 квартала 235 Березниковского территориального лесничества, отнесенного к территории "скотопрогон" согласно таксационного описания лесничества, и выдела 25 квартала 235 Березниковского участкового лесничества - "грунтовая дорога" согласно таксационного описания) и с указанием на необходимость осуществления при строительстве вырубки древесной растительности и кустарника для соблюдения охранной зоны ВЛЗ-10 кВ шириной 10 метров в каждую сторону от крайних проводов при не отклоненном их положении.
Проектное решение МЭ-04-2022-1201-ЭС с приложением плана прохождения трассы ВЛЗ-10 кВ было подготовлено Обществом во исполнение решения Октябрьского районного суда г. Саранска от 23.06.2021, оставленного без изменения апелляционным определением СК по гражданским делам Верховного суда Республики Мордовия от 15.10.2021 по делу N 33-1736/2021 и определения СК по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 16.02.2022 по делу N 88-4824/2022, которым исковые требование Общества о расторжении договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям N 253фи/19 от 11.03.2019 в связи с невозможностью его исполнения были оставлены без удовлетворения. Обществом учтен предложенный экспертом альтернативный вариант прохождения проектируемой трассы, а именно: строительство линии электропередач от точки присоединения к существующей опоре N 93 ВЛ-10 кВ N 6 ПС 110 кВ "Марьяновка" до поворота трассы проектируемой ЛЭП на земельный участок "Скотопрогон" в соответствии с проектными решениями N 105/1910-001857; строительство линии электропередачи с проводами с защитной изолирующей оболочкой по земельному участку "Скотопрогон"; строительство линии электропередачи от земельного участка "Скотопрогон" до точки присоединения к энергопринимающим устройствам Ермакова А.В. с использованием любого варианта прокладки ЛЭП, выбранной проектной организацией.
Министерство письмом 06.05.2022 N 1930 отказало в согласовании прохождения трассы по причине прохождения проектируемой трассы ВЛЗ-10 кВ по территории квартала 235 Березниковского участкового лесничества Березниковского территориального лесничества, относящегося к территории памятника природы "Участок соснового леса", указав, что строительство проектируемого объекта в нарушение статьи 27 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", пункта 16 Положения о памятниках природы регионального значения Республики Мордовия, утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 28 сентября 2009 года N 406 "Об особо охраняемых природных территориях Республики Мордовия", пункта 2 Постановления Совета Министров Мордовской АССР от 29 июня 1979 года N 473 "О признании природных объектов памятниками природы" может повлечь нарушение сохранности памятника природы и утрачу его научной, культурной, эстетической и особой природной ценности, поскольку согласно письму филиала Общества при строительстве ВЛЗ 10 кВ предусмотрена вырубка древесной растительности и кустарника для соблюдения охранной зоны ВЛЗ 10 кВ шириной 10 метров в каждую сторону от крайних проводов при не отклоненном их положении.
Судом установлено, что постановлением Совета Министров Мордовской АССР от 29 июня 1979 года N 473 "О признании природных объектов памятниками природы" участок соснового леса, площадью 469,0 га, расположенный вокруг Сабаевской зоны отдыха в кварталах 52, 53, 54, 55, 56 Сабаевского лесничества, Березниковского мехлесхоза признан памятником природы как природный объект, имеющий историческое, научное, культурное, оздоровительное и эстетическое значение.
Приказом Министерства природных ресурсов Республики Мордовия от 22 августа 2008 года N 468 была изменена нумерация квартальной сети лесничеств, установленная материалами лесоустройства. В связи с чем, нумерация кварталов 52, 53, 54, 55, 56 Сабаевского лесничества, Березниковского лесхоза была изменена на кварталы 231, 232, 233, 234, 235 Березниковского участкового лесничества Березниковского территориального лесничества.
Согласно приложению N 5 к Лесному плану Республики Мордовия, утвержденному Указом Главы Республики Мордовия от 8 июня 2021 года N 165-УГ, и лесохозяйственному регламенту Березниковского территориального лесничества, утвержденному приказом Минлесхоза Республики Мордовия от 12 сентября 2018 года N 879, прилегающие к озеру Инерка леса кварталы 231, 232, 233, 234, 235 Березниковского участкового лесничества Березниковского территориального лесничества, располагаются в границах особо охраняемых природных территорий как памятник природы регионального значения.
Как установлено судом и не оспаривается сторонами, представленный на согласование план трассы прохождения проектируемой ВЛЗ-10кВ по земельному участку с кадастровым номером 13:04:0000000:120, проходит по кварталу 235 Березниковского участкового лесничества, в том числе выделы 3, 24, 25. При строительстве данной ВЛЗ-10 кВ необходимо осуществить вырубку древесной растительности для соблюдения охранной зоны ВЛЗ-10 кВ шириной 10 метров в каждую сторону от крайних проводов.
Согласно преамбуле к Федеральному закону от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния. Памятники природы отнесены к особо охраняемым природным территориям (пункт "д" части 2 статьи 2 указанного Федерального закона).
В соответствии с частью 1 статьи 27 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и пунктом 16 Положения о памятниках природы регионального значения Республики Мордовия, утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 28 сентября 2009 года N406 "Об особо охраняемых природных территориях Республики Мордовия", на территориях памятников природы запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.
Постановлением Совета Министров Мордовской АССР от 29 июня 1979 года N 473, для охраняемых природных объектов, признанных памятниками природы, в том числе для участка соснового леса, расположенного кварталах 231, 232, 233, 234, 235 Березниковского участкового лесничества Березниковского территориального лесничества (далее - Участок соснового леса), установлен режим использования, в соответствии с которым на территории особо охраняемой природной территории запрещается возведение построек, прокладка новых дорог, проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова без соответствующих на то разрешений.
Режим особой охраны и виды разрешенного использования земельных участков в границах памятников природы регионального значения устанавливается положением о памятнике природы регионального значения.
Положение о памятнике природы регионального значения утверждается отдельно для каждого памятника природы (пункт 14 Положения о памятниках природы регионального значения Республики Мордовия, утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 28 сентября 2009 года N 406 "Об особо охраняемых природных территориях Республики Мордовия"), в настоящее время положение об особо охраняемой природной территории регионального значения "Участок соснового леса" не утверждено.
Вместе с тем, соответствующие ограничения для использования лесных участков, отнесенных к особо охраняемым природным территориям, установлены как федеральным законодательством (Лесной кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях"), так и законодательством Республики Мордовия (постановление Совета Министров Мордовской АССР от 29 июня 1979 года 473, постановление Правительства Республики Мордовия от 28 сентября 2009 года N406 "Об особо охраняемых природных территориях Республики Мордовия").
Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, установлены статьей 112 Лесного кодекса Российской Федерации и Приказом Минприроды России от 12 августа 2021 года N 558 (далее - Особенности).
В соответствии с пунктом 4 Особенностей использование лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии с приказом Минприроды России от 10 июля 2020 года N 434 "Об утверждении Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и Перечня случаев использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута" с учетом требований законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях и положения о соответствующей особо охраняемой природной территории.
Согласно пункту 8 Особенностей в лесах, расположенных на территориях памятников природы, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений.
В соответствии со статьей 10 ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты РФ" N 406-ФЗ от 28.12.2013 особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу настоящего ФЗ, сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Особо охраняемая природная территория - памятник природы "Участок соснового леса", площадью 469,0 га создан в 1979 году решением - постановлением Совета Министров - Правительства Мордовской ССР N 473 от 29.06.1979 "О признании природных объектов памятниками природы", то есть до вступления в силу указанного закона. Следовательно, особо охраняемая природная территория - памятник природы "Участок соснового леса" сохраняется в границах, определенных соответствующим органом государственной власти - правопредшественником Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования.
Довод Ермакова А.В. о том, что не весь квартал 235 Березниковского участкового лесничества Березниковского территориального лесничества располагается в границах особо охраняемых природных территорий как памятник природы регионального значения, а лишь входящие в него некоторые выделы обоснованно отклонён судом первой инстанции.
Так, согласно приложению N 5 к Лесному плану Республики Мордовия, утвержденному Указом Главы Республики Мордовия от 8 июня 2021 года N 165-УГ, и лесохозяйственному регламенту Березниковского территориального лесничества, утвержденному приказом Минлесхоза Республики Мордовия от 12 сентября 2018 года N 879, прилегающие к озеру Инерка леса весь квартал 235 Березниковского участкового лесничества Березниковского территориального лесничества, располагается в границах особо охраняемых природных территорий как памятник природы регионального значения. При этом из приложения N 5 к Лесному плану Республики Мордовия следует, что если не весь квартал располагается в границах особо охраняемой природной территории, то указывается соответствующий выдел в квартале (например "Дубовая роща" - памятник природы регионального значения, Ардатовское территориальное лесничество, квартал 271 (выделы 8, 9), "Урочище Шмелев пруд" - памятник природы регионального значения, Ардатовское территориальное лесничество, кварталы 124 (выделы 12, 21), 125 (выделы 15 - 18, 20, 23) и т.д.).
Кроме того, на момент создания данного памятника природы законодательство, регулировавшее отношения по установлению границ и охранных зон памятников природы, не устанавливало обязанность по внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах особо охраняемой природной территории и её охранных зонах.
На основании изложенного, отсутствие сведений о границах особо охраняемой природной территории - памятника природы "Участок соснового леса" в ЕГРН не может свидетельствовать об отсутствии самой особо охраняемой природной территории в отношении данного памятника природы. Как и сам факт наличия в таксационном описании "скотопрогона", не влечет за собой наличие факта отсутствия особо охраняемой природной территории на данной территории. Таксационное описание не является документом, определяющим границы особо охраняемой природной территории, а содержит в себе количественные и качественные характеристики лесных ресурсов, указанные в статье 69.1 Лесного кодекса Российской Федерации.
Министерством заключен государственный контракт от 26.09.2022 N 0809500000322001966_87409 на выполнение работ по инвентаризации особо охраняемых природных территорий регионального значения, в соответствии с которым в настоящее время проводятся работы, в том числе, по определению границ данной особо охраняемой природной территории с целью их дальнейшего занесения в ЕГРН.
Кроме того, согласно статье 10 Лесного кодекса Российской Федерации, расположенные на землях лесного фонда, делятся на следующие виды: 1) защитные леса; 2) эксплуатационные леса; 3) резервные леса.
В соответствии с частью 1 статьи 111 Лесного кодекса Российской Федерации к защитным лесам относятся леса, которые являются природными объектами, имеющими особо ценное значение, и в отношении которых устанавливается особый правовой режим использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.
В силу пункта 4 части 2 статьи 111 Лесного кодекса Российской Федерации и материалами лесоустройства территория Участка соснового леса относится к категории защитных лесов, категория защитности: "ценные леса - имеющие уникальный породный состав лесных насаждений, выполняющие важные защитные функции в сложных природных условиях, имеющие исключительное научное или историко-культурное значение".
Согласно подпункту 11 части 1 статьи 115 Лесного кодекса Российской Федерации и материалов лесоустройства территория Участка соснового леса относится к подкатегории ценных лесов "запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов (леса, примыкающие непосредственно к руслу реки или берегу другого водного объекта, а при безлесной пойме - к пойме реки, выполняющие водорегулирующие функции)".
В соответствии с подпунктом 8 пункта 2 статьи 119 Лесного кодекса Российской Федерации и материалами лесоустройства территория Участка соснового леса является "особо защитным лесным участком": "другие особо защитные участки лесов, предусмотренные лесоустроительной инструкцией" - "участки лесов вокруг санаториев, детских лагерей, домов отдыха, пансионатов, туристических баз и других лечебных и оздоровительных учреждении".
Согласно пункту 1 части 4 статьи 119 Лесного кодекса Российской Федерации на особо защитных участках лесов, за исключением указанных в части 3 данной статьи, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации, и случаев, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций.
В силу части 5 статьи 119 Лесного кодекса Российской Федерации на особо защитных участках лесов проведение выборочных рубок допускается только в целях вырубки погибших и поврежденных лесных насаждений.
Министерством представлена выписка из государственного лесного реестра, подтверждающая, что выделы 24 и 25 квартала 235 Березниковского участкового лесничества относятся к категории защитных лесов, категория защитности "ценные леса - имеющие уникальный породный состав лесных насаждений, выполняющие важные защитные функции в сложных природных условиях, имеющие исключительное научное или историко-культурное значение".
В соответствии с частью 6 статьи 111 Лесного кодекса Российской Федерации, в защитных лесах запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями. Строительство линии электропередачи к таким целевым назначениям не относится.
При установленных обстоятельствах у Министерства имелись основания для отказа в выдаче разрешения на использование земельного участка лесного фонда с кадастровым номером 13:04:0000000:120 (в том числе в части выдела 24 и 3 квартала 235 Березниковского территориального лесничества, отнесенного к территории "скотопрогон" согласно таксационного описания лесничества, и выдела 25 квартала 235 Березниковского участкового лесничества - "грунтовая дорога" согласно таксационного описания) для строительства линейного объекта - проектируемой ВЛЗ-10 кВ путем отказа в согласовании плана ее прохождения.
Доводы Общества о возможности прокладки и строительства линии электропередачи в названных выделах квартала 235 Березниковского участкового лесничества со ссылкой на решение по делу N 2-515/2021 и статью 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерно отклонены судом первой инстанции.
Вопрос возможности выдачи Министерством разрешения на использование земельного участка лесного фонда с кадастровым номером 13:04:0000000:120 по проектному решению МЭ-04-2022-1201-ЭС с приложением плана прохождения трассы ВЛЗ-10 кВ (с предусмотренной вырубкой древесной растительности и кустарника для соблюдения охранной зоны ВЛЗ 10 кВ шириной 10 метров в каждую сторону от крайних проводов при не отклоненном их положении) не ставился перед лицами, участвующими в деле, и не исследовался судом при разрешении дела N 2-515/2021.
Предметом доказывания в суде общей юрисдикции было отсутствие (наличие) технической возможности строительства воздушной линии по подготовленному (первоначальному) проекту в связи с проведением работ в особо охраняемой природной территории регионального значения - памятник природы регионального значения "Участок соснового леса", утв. постановлением Совета Министров Мордовской АССР от 29.06.1979. Суд общей юрисдикции установил, что, несмотря на то, что первоначальный разработанный сетевой организацией проектный вариант строительства трассы прохождения линии по договору с Ермаковым А.В. является нереализуемым в силу отказа Минлесхоза РМ в согласовании проекта прохождения трассы, сетевой организацией не реализованы все варианты возможного прохождения трассы и указано на наличие альтернативного варианта прохождения проектируемой трассы ВЛЗ-10 кВ по выделам 3, 24 квартала 235 Березниковского участкового лесничества.
Судом общей юрисдикции установлен факт наличия такого альтернативного варианта прохождения линии, который должен был быть проработан сетевой организацией для реализации всех возможностей осуществления технологического присоединения. С целью проработки возможности строительства по данной альтернативной трассе и было подготовлено в соответствии с установленными строительными требованиями и нормами главы 6 и 6.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Российской ФедерацииN 87 от 16.02.2008 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию", а также положениями ГОСТ Р 21.1101-2013 "Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации" проектное решение МЭ-04-2022-1201-ЭС, которое было направлено Обществу 08.04.2022 в Министерство с заявлением N 502-4067 о выдаче разрешения на использование земельного участка лесного фонда для строительства линейного объекта - проектируемой ВЛЗ 10 кВ.
Проектное решение МЭ-04-2022-1201-ЭС, направленное 08.04.2022 Обществом в Министерство, не могло быть исследовано, и не было исследовано судом общей юрисдикции. Таким образом, допустимость либо недопустимость строительства линии электропередачи по данному проектному решению судом общей юрисдикции не оценивалась.
В то же время, данным проектным решением помимо схемы прохождения трассы предусмотрено проведение работ по вырубке лесных насаждений вдоль прохождения всей трассы, в соответствии Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утв. постановлением Правительства РФ N 160 от 24.02.2009.
Общество при строительстве проектируемой ВЛЗ-10 кВ, согласно подготовленному проектному решению МЭ-04-2022-1201-ЭС, направленному Министерству 08.04.2022, в границах охранных зон вдоль воздушной линии электропередачи по обе ее стороны от крайних проводов на расстоянии 10 метров по обе стороны (20 метров), обязано обеспечить сплошную вырубку всех лесных насаждений на территории особо охраняемой природной территории, что повлечет за собой возможное уничтожение памятника природы регионального значения "Участок соснового леса", причинение урона защитным лесам, растительному миру, что является нарушением норм лесного, экологического законодательства Российской Федерации, а также законодательства об особо охраняемой природной территории.
Кроме того, как следует из судебных актов судов общей юрисдикции, наличие альтернативной трассы усматривается в границах 3 и 24 квартала 235 Березниковского территориального лесничества. Октябрьским районным судом г. Саранска в решении от 23.06.2021 была дана правовая позиция относительно возможности альтернативного варианта прохождения трассы линейного объекта по выделам 3 и 24 квартала 235 Березниковского территориального лесничества. Судебной коллегий по гражданским делам Верховного суда Республики Мордовия в апелляционном определении от 15.10.2021 также была дана правовая оценка относительно возможности альтернативного варианта прохождения трассы линейного объекта только по выделам 3 и 24 квартала 235 Березниковского территориального лесничества. Первым кассационным судом общей юрисдикции в определении от 16.02.2022 также была дана правовая оценка относительно возможности альтернативного варианта прохождения трассы линейного объекта только по выделам 3 и 24 квартала 235 Березниковского территориального лесничества (на странице 13 в последнем абзаце судом кассационной инстанции указан номер выдела 29).
Таким образом, судом общей юрисдикции факт прохождения проектируемой трассы по выделу 25 квартала 235 Березниковского территориального лесничества не устанавливался.
При этом предметом спора по настоящему делу является отказ Министерства в выдаче разрешения на использование земельного участка лесного фонда для строительства линии электропередачи данному проектному решению, в том числе по выделу 25 квартала 235 Березниковского территориального лесничества.
В судебных актах судов общей юрисдикции указано, что выдел 24 квартала 235 Березниковского территориального лесничества относится к территории скотопрогона исходя их данных таксационных описаний.
Однако, как указано выше, из представленной Министерством таксационной описи следует, что выдел 24 квартала 235 Березниковского территориального лесничества является не только скотопрогоном, но и относится к особо защитному участку. Факт отнесения выдела 24 квартала 235 Березниковского территориального лесничества к особо защитному участку судами общей юрисдикции не устанавливался.
Также судом общей юрисдикции по делу N 2-515/2021 в решении от 23.06.2021 не было исследовано письмо Министерства N 2751 от 23.06.2021, в котором указано, что выдел 24 квартала 235 Березниковского территориального лесничества входит в состав особо охраняемой природной территории регионального значения - памятник природы регионального значения "Участок соснового леса", утв. постановлением Совета Министров Мордовской АССР от 29.06.1079. Указанное письмо Министерства было получено Обществом 24.06.2021 (вх. N3674 от 24.06.2021), т.е. после вынесения судом 23.06.2021 решения по делу N 2-515/2021.
В системе действующего правового регулирования предусмотренное частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основание освобождения от доказывания во взаимосвязи с положениями части 1 статьи 64 и части 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации означает, что только фактические обстоятельства (факты), установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица, что не исключает их различной правовой оценки, которая зависит от характера конкретного спора.
Следовательно, оснований для удовлетворения заявленных требований со ссылкой на правовые выводы суда по делу N 2-515/2021 не имеется, поскольку в силу закона с учетом назначения объекта, фактического расположения, представленного проектного решения, возможность проведения сплошных рубок для ЛЭП и ее охранной зоны и осуществления всякой деятельности, влекущей за собой нарушение сохранности памятников природы, а также деятельности, несовместимой с целевым назначением и полезными функциями защитных лесов, отсутствует. К указанным выводам суд пришел в результате исследования обстоятельств дела, рассмотрения доводов и возражений лиц, участвующих в деле, в рамках настоящего спора с учетом предмета доказывания по делу, исходя из предмета иска.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу, что оспариваемый отказ Министерства соответствует требованиям действующего законодательства.
Арбитражный суд Республики Мордовия полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на заявителя апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 12.10.2022 по делу N А39-4042/2022 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Ермакова Андрея Валентиновича оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-4042/2022
Истец: ПАО "Россети Волга", ПАО "Россети Волга" - "Мордовэнерго"
Ответчик: Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия
Третье лицо: ГКУ РМ "Березниковское территориальное лесничество", Ермаков Андрей Валентинович