г. Москва |
|
20 декабря 2022 г. |
Дело N А40-85360/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 декабря 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Бодровой Е.В.,
судей: Порывкина П.А., Титовой И.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Платоновым Д.М.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу АО "ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, ИНФОРМАТИКИ И СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ " на Решение Арбитражного суда г.Москвы от 18.10.2022 по делу N А40-85360/22,
по иску АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НАУЧНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, ИНФОРМАТИКИ И СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ" (ОГРН 1147748143344)
к АКЦИОНЕРНОМУ ОБЩЕСТВУ "НАУЧНО-ПРОМЫШЛЕННАЯ КОМПАНИЯ "ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ" (ОГРН 1037739175935)
о взыскании по договору N Ц-12/2014 от 22 июля 2014 года долга в размере 2 274 870 руб. 71 коп., по контракту N Ц-48/2014 от 26 августа 2014 года долга в размере 1 146 594 руб. 04 коп., по контракту N Ц-43/2014 от 28 августа 2014 года долга в размере 3 398 029 руб. 69 коп.,
третье лицо - АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "К-ТЕХНОЛОГИИ" (ОГРН 1117746115233), МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ОГРН 1037700255284)
При участии в судебном заседании от истца: Грязнов Д.А. по доверенности от 07.07.2022, от ответчика: Щекотков Д.И. по доверенности от 12.01.2022, от третьих лиц: 1) Донковцев Д.Н. по доверенности от 21.10.2022, 2) не явился, извещен.
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Центральный научно-исследовательский институт экономики, информатики и систем управления" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к Акционерному обществу "Научно-промышленная компания "высокие технологии и стратегические системы" (далее - ответчик) о взыскании по договору N Ц12/2014 от 22 июля 2014 года долга в размере 2 274 870 руб. 71 коп., по контракту N Ц48/2014 от 26 августа 2014 года долга в размере 1 146 594 руб. 04 коп., по контракту N Ц-43/2014 от 28 августа 2014 года долга в размере 3 398 029 руб. 69 коп.
К участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "К-Технологии" и Министерство обороны Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 18.10.2022 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Арбитражного суда города Москвы и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.
В обоснование доводов апелляционной жалобы, заявитель указал, что решение суда не основано на имеющихся в деле доказательствах; не основано на нормах материального права, которые явились бы основанием для отказа в удовлетворении иска; суд не дал оценки доводам истца.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика возражал по доводам апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, представил письменный отзыв на жалобу.
Девятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы на основании следующего.
Как следует из материалов дела, 22 июля 2014 года между истцом (исполнителем, ранее - ФГУП "ЦНИИ ЭИСУ") и ответчиком (заказчиком, ранее - ЗАО "НПК "ВТ и СС") был заключен договор N Ц-12/2014 на поставку оборудования и выполнение работ по монтажу.
В соответствии с пунктами 2.1., 2.2. договора исполнитель обязался в установленный договором срок поставить оборудование в количестве, комплектности, соответствующее качеству и требованиям, установленным договором, и выполнить работы на условиях, установленных договором. Заказчик обязался принять и оплатить результат работ в соответствии с требованиями, установленными договором.
Согласно статье 506 ГК РФ по договору поставки поставщикпродавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В соответствии с пунктами 5.1., 5.2. договора (в редакции дополнительного соглашения N 1 от 19 декабря 2014 года к договору) предельная ориентировочная цена договора составила 13 965 704 руб. 04 коп., в том числе: стоимость оборудования - 13 212 411 руб. 44 коп.; стоимость работ - 753 292 руб. 80 коп.
Согласно пункту 1 статьи 486 ГК РФ покупатель обязан оплатить товар непосредственно до или после передачи ему продавцом товара, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другим законом, иными правовыми актами или договором купли-продажи и не вытекает из существа обязательства.
В соответствии с пунктами 9.16.1., 9.16.2., 9.22. договора в редакции дополнительного соглашения N 1 от 19 декабря 2014 года к договору) начало работ - в течение 20 дней с момента вступления договора в силу. Окончание работ - 19.12.2014.
Срок поставки оборудования - не позднее срока окончания работ.
В соответствии с пунктом 15.1. договора (в редакции дополнительного соглашения N 2 от 11 ноября 2015 года к договору) договор вступает в силу с момента его подписания обеими сторонами.
Факт поставки истцом и монтажа оборудования подтверждается подписанными обеими сторонами актом приемки результата работ от 23.12.2016 на сумму 12 050 863 руб. 68 коп., актом смонтированного оборудования от 23.12.2016, выданными 504 ВП МО РФ удостоверениями N N 504/411/2015, 504/682/2014.
Согласно пункту 3 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами.
К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.
Как установлено судом, между сторонами сложились отношения, вытекающие из смешанного договора поставки и договора строительного подряда, следовательно, к отношениям сторон по данному договору применяются положения глав 30, 37 ГК РФ.
Согласно статье 702 ГК РФ, по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Истец указал, что задолженность ответчика перед истцом договору N Ц-12/2014 от 22 июля 2014 года составляет 2 274 870 руб. 71 коп.
26 августа 2014 года между истцом (исполнителем, ранее - ФГУП "ЦНИИ ЭИСУ") и ответчиком (заказчиком, ранее - ЗАО "НПК "ВТ и СС") был заключен контракт N Ц-48/2014 на выполнение составной части опытно-конструкторской работы по разработке адаптеров к интеграционному программно-техническому комплексу Национального центра управления обороной Российской Федерации для программно-информационных изделий управления ресурсным обеспечением (шифр "Центр-2014-ЭИСУ-Алушта".
В соответствии с пунктом 1.1. контракта исполнитель обязался в установленный контрактом срок выполнить СЧ ОКР "Разработка адаптеров к интеграционному программно-техническому комплексу Национального центра управления обороной Российской Федерации для программно-информационных изделий управления ресурсным обеспечением" (шифр "Центр-2014-ЭИСУ-Алушта") в объеме, соответствующем качеству, результатам и иным требованиям, установленными контрактом, и своевременном сдать заказчику ее результаты, а заказчик обязался принять и оплатить такие результаты.
В соответствии с пунктом 2.2. контракта содержание, сроки выполнения СЧ ОКР (этапов СЧ ОКР), ориентировочные цены этапов СЧ ОКР, а также ожидаемый результат СЧ ОКР (этапа СЧ ОКР) и документация, содержащая сведения о результате СЧ ОКР (этапа СЧ ОКР), указаны в ведомости исполнения СЧ ОКР (приложение N 1 к контракту).
В соответствии с пунктами 4.1.1., 4.1.2. контракта начало СЧ ОКР - 26.08.2014.
Окончание СЧ ОКР - 25.11.2014.
В соответствии с пунктами 6.1., 6.2. контракта предельная ориентировочная цена контракта составила 15 000 000 руб. 15 сентября 2017 года обеими сторонами подписан акт приемки работ по этапу 4 СЧ ОКР на сумму 1 146 594 руб. 04 коп.
28 августа 2014 года между истцом (исполнителем, ранее - ФГУП "ЦНИИ ЭИСУ") и ответчиком (заказчиком, ранее - ЗАО "НПК "ВТ и СС") был заключен контракт N Ц-44/2014 на выполнение составной части опытно-конструкторской работы по разработке 1-й очереди комплекса программ для обеспечения работы с оперативной обстановкой и функционирования геоинформационного ядра геоинформационной платформы открытого контура" (шифр "Центр-2014-ЭИСУ-1").
В соответствии с пунктом 1.1. контракта исполнитель обязался в установленный контрактом срок выполнить СЧ ОКР "Разработка 1-й очереди комплекса программ для обеспечения работы с оперативной обстановкой и функционирования геоинформационного ядра геоинформационной платформы открытого контура" (шифр "Центр-2014-ЭИСУ-1") в объеме, соответствующем качеству, результатам и иным требованиям, установленными контрактом, и своевременном сдать заказчику ее результаты, а заказчик обязался принять и оплатить такие результаты.
В соответствии с пунктом 2.2. контракта содержание, сроки выполнения СЧ ОКР (этапов СЧ ОКР), ориентировочные цены этапов СЧ ОКР, а также ожидаемый результат СЧ ОКР (этапа СЧ ОКР) и документация, содержащая сведения о результате СЧ ОКР (этапа СЧ ОКР), указаны в ведомости исполнения СЧ ОКР (приложение N 1 к контракту).
В соответствии с пунктами 4.1.1., 4.1.2. контракта начало СЧ ОКР - с момента вступления контракта в силу.
Окончание СЧ ОКР - окончание срока действия контракта.
В соответствии с пунктом 14.1. контракта контракт вступает в силу с момента его подписания обеими сторонами и действует до 31 декабря 2014 года.
В соответствии с пунктами 6.1., 6.2. контракта предельная ориентировочная цена контракта составила 30 000 000 руб.
15 сентября 2017 года обеими сторонами подписан акт приемки работ по этапу 3 СЧ ОКР на сумму 3 398 029 руб. 69 коп.
Согласно статье 769 ГК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период), по договору на выполнение научно-исследовательских работ исполнитель обязуется провести обусловленные техническим заданием заказчика научные исследования, а по договору на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ - разработать образец нового изделия, конструкторскую документацию на него или новую технологию, а заказчик обязуется принять работу и оплатить ее.
В силу п. 1 ст. 774 ГК РФ, заказчик в договорах на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ обязан принять результаты выполненных работ и оплатить их.
В обоснование исковых требований истец указал, что задолженность ответчика по контракту N Ц-48/2014 от 26 августа 2014 года составляет 1 146 594 руб. 04 коп., по контракту N Ц-43/2014 от 28 августа 2014 года составляет 3 398 029 руб. 69 коп.
В соответствии с положениями статей 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Спорные договоры были заключены в рамках исполнения обязательств по контракту от 28.05.2014 года N РТИ 2014/110, заключённому между ответчиком и третьим лицом, АО "К-ТЕХНОЛОГИИ" (ранее - АО "РТИ"), в целях выполнения государственного оборонного заказа по государственному контракту N 1416187345431010418001146/14000011 от 06.06.2014 года, заключённому, в свою очередь, между АО "К-ТЕХНОЛОГИИ" (ранее - АО "РТИ") и Министерством обороны Российской Федерации.
Выполнение обязательств в рамках указанных контрактов/договоров в итоге подразумевало единый результат - составную часть опытно-конструкторской работы "Национальный центр управления обороной Российской Федерации".
Спорный объем работ выполнялся в рамках Государственного оборонного заказа в интересах Министерства обороны Российской Федерации и в соответствии с нормами Федерального закона "О Государственном оборонном заказе" от 29.12.2012 N 275-ФЗ.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" лицо, входящее в кооперацию головного исполнителя и заключившее контракт с исполнителем, является исполнителем государственного оборонного заказа.
В кооперацию головного исполнителя при этом входит головной исполнитель, заключающий государственный контракт с государственным заказчиком, исполнители, заключающие контракты с головным исполнителем, и исполнители, заключающие контракты с исполнителями.
Следовательно, Министерство обороны Российской Федерации является государственным заказчиком, АО "К-ТЕХНОЛОГИИ" - головным исполнителем, а АО "ЦНИИ ЭИСУ" и АО "НПК "ВТ и СС" - исполнителями государственного оборонного заказа как в силу договора, так и в силу закона, а отношения сторон по договорам регулируются, в том числе, специальными нормами Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе".
В исполнение договора от 12.07.2014 N 1416187345431010418001146/Ц-12/2014 ответчик произвел истцу оплату в размере 9 775 992, 97 руб.
Во исполнение контракта от 26.08.2014 N 1416187345431010418001146/Ц48/2014 ответчик произвел истцу оплату в размере 11 806 249, 92 руб.
Во исполнение контракта от 28.08.2014 N 1416187345431010418001146/Ц43/2014 ответчик произвел истцу оплату в размере 19 050 000, 01 руб. (в том числе сумма в размере 1 900 766 руб. зачтена в пользу АО "ЦНИИ ЭИСУ" в счет погашения задолженности по контракту в рамках судебного дела N А40-118646/17. (входит в 19 050 000, 01 руб.)
Общая сумма выплаченных денежных средств по вышеуказанным контрактам/договорам в пользу истца составляет 40 632 242 руб. 900 коп.
По условиям всех заключенных с кооперацией контрактов/договоров, произведение окончательного расчета с участниками кооперации по ОКР "Центр-2014" было поставлено в зависимость от поступления денежных средств от Государственного заказчика - Министерства обороны Российской Федерации.
Предполагалось, что денежные средства поступят от Государственного заказчика в пользу Головного исполнителя АО "РТИ", от АО "РТИ" исполнителям 1-го звена цепочки кооперации, в том числе АО "НПК "ВТ и СС", в свою очередь, от АО "НПК "ВТ и СС" исполнителям 2-го звена цепочки кооперации и так далее. 30 декабря 2016 года решением Министра обороны Российской Федерации работы по государственному контракту приостановлены, с 26.12.2016 создана межведомственная комиссия Государственного заказчика по приемке фактических затрат, понесенных при выполнении ОКР "Центр-2014".
Управлению заказов по совершенствованию технической основы системы управления (УЗС ТОСУ) ВС РФ предписано разработать, согласовать и представить на утверждение проект указаний о назначении межведомственной комиссии по приемке фактических затрат, понесенных при выполнении ОКР "Центр-2014".
В соответствии с вышеуказанным решением Министра обороны Российской Федерации, структура комиссии определена тремя подкомиссиями:
- по анализу научно-технического задела и реализации требований тактико-технического задания на ОКР "Центр-2014";
- по проверке фактических затрат и учету материальных средств, созданных при выполнении ОКР "Центр-2014" (председатель - начальник УЗС ТОСУ ВС РФ):
- по порядку дальнейшего использования материальных средств, созданных при выполнении ОКР.
Соответствующее уведомление о приостановке работ по всем договорам и контрактам, заключенным по исполнение контракта N РТИ 2014/110 и государственного контракта, а также о необходимости представления установленным порядком калькуляции фактических затрат, было направлено в адрес всей кооперации соисполнителей АО "НПК "ВТ и СС", в том числе в АО "ЦНИИ ЭИСУ", письмом от 09.01.2017 N 17-1/1-1, а также позднее письмами от 07.04.2017 N 17-318-1, от 03.05.2017 N 17-387/1-1.
Рассмотрев обращения АО "НГЖ "ВТ и СС", АО "ЦНИИ ЭИСУ"/ представило соответствующие калькуляции и расшифровки фактических затрат по договорам (исх. от 17.01.2017 N 124, от 16.05.2017 N 171811, от 17.05.2017 N 172411).
07 октября 2020 года в адрес АО "НПК "ВТ и СС" от АО "К-ТЕХНОЛОГИИ" (ранее - АО "РТИ") поступило письмо исх. N РТ/И-1633/01/20-дсп с приложением выписки от 07.10.2020 из итогового акта подкомиссии по проверке фактических затрат и учету материальных средств, созданных (приобретенных) при выполнении ОКР "Центр-2014", подписанного сторонами государственного контракта, в части фактических затрат АО "НПК "ВТ и СС".
Совместно с направлением выписки из итогового акта от 07.10.2020, АО "КТЕХНОЛОГИИ" (ранее - АО "РТИ") (головной исполнитель) проинформировало АО "НПК "ВТ и СС" о необходимости проведения мероприятий, направленных на приведение цен договоров/контрактов, заключенных с участниками кооперации (в том числе АО "ЦНИИ ЭИСУ") головного исполнителя по ОКР шифр "Центр-2014" в соответствие с позицией государственного заказчика, отраженной в итоговом акте.
АО "К-ТЕХНОЛОГИИ" (ранее - АО "РТИ") также уведомило АО "НПК "ВТ и СС" о необходимости возврата участниками кооперации ранее полученных денежных средств в размере, превышающем размер согласованных Государственным заказчиком фактических затрат, а также о том, что указанные бюджетные денежные средства подлежат возврату в пользу головного исполнителя АО "РТИ" и, впоследствии, головным исполнителем АО "К-ТЕХНОЛОГИИ" (ранее - АО "РТИ") в пользу государственного заказчика - Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно итоговому акту подкомиссии по проверке фактических затрат и учету материальных средств, созданных (приобретенных) при выполнении ОКР "Центр2014", размер согласованных/отклоненных государственным заказчиком фактических затрат АО "ЦНИИ ЭИСУ" составил: - в части договора от 12.07.2014 N 1416187345431010418001146Щ-12/2014: фактические затраты АО "ЦНИИ ЭИСУ", понесенные в ходе исполнения договора, включены в состав фактических затрат АО "НПК "ВТ и СС", понесенных в ходе исполнения контракта от 28.05.2014 N РТИ2014/110, и согласованы в размере 11 787 608,18 руб.; - в части контракта от 26.08.2014 N 1416187345431010418001146/Ц-48/2014: фактические затраты АО "ЦНИИ ЭИСУ", понесенные в ходе исполнения контракта, включены в состав фактических затрат АО "НПК "ВТ и СС", понесенных в ходе исполнения контракта от 28.05.2014 N РТИ2014/110, и согласованы в размере 2 052 356,57 руб.;
- в части контракта от 28.08.2014 N 1416187345431010418001146/П-43/2014: фактические затраты АО "ЦНИИ ЭИСУ", понесенные в ходе исполнения контракта, включены в состав фактических затрат АО "НПК "ВТ и СС", понесенных в ходе исполнения контракта от 28.05.2014 N РТИ2014/110, и согласованы в размере 19 050 000 руб. 01 коп.
Общая сумма согласованных государственным заказчиком фактических затрат АО "ЦНИИ ЭИСУ" по вышеуказанным контрактам/договорам составляет 32 889 964 руб. 76 коп.
Государственное регулирование цен на продукцию по государственному оборонному заказу осуществляется посредством обеспечения оплаты головному исполнителю, исполнителю экономически обоснованных затрат, связанных с выполнением государственного оборонного заказа (п. 7 ч. 1 ст. 10 275-ФЗ).
Оплата поставок продукции (работ, услуг) по оборонному заказу производится в соответствии с условиями государственного контракта (контракта) (п. 2 Письма ВАС от 19.02.1996 N С5-7/ОЗ-93 "О Федеральном законе "О государственном оборонном заказе").
В соответствии с ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" выплачиваемые финансовые средства, предназначаются только для расходов на выполнение государственного оборонного заказа и авансирование соответствующих работ, вследствие чего исполнители несут ответственность за иное использование указанных средств.
В рамках многочисленных судебных дел по договорам на выполнение ОКР "Центр-2014" судами установлен факт формирования окончательной цены договора по результатам работы комиссии Государственного заказчика, что, в том числе, подтверждается позицией Верховного суда Российской Федерации в Определении от 08 октября 2021 года N 305-ЭС21-18361.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 22.04.2020 по делу N А40- 228105/19, вступившем в законную силу 08.07.2020, с АО "РТИ" в пользу Минобороны России взыскана сумма денежных средств в размере 2 338 989 044 руб. 52 коп., Государственный контракт расторгнут.
Данная сумма денежных средств является суммой непринятых (исключенных) затрат исполнителей кооперации по ОКР шифр "Центр-2014" в результате проверки затрат комиссией государственного заказчика в рамках государственного контракта N 1416187345431010418001146/14000011 от 06.06.2014 года.
Вышеуказанная задолженность является разницей между выплаченным государственным заказчиком авансом в пользу кооперации исполнителей и суммой принятых затрат по результатам их проверки.
Задолженность в указанном размере подлежит возврату участниками кооперации по ОКР шифр "Центр-2014" в пользу АО "НПК "ВТ и СС", в свою очередь, АО "НПК "ВТ и СС" в пользу Головного исполнителя АО "РТИ" для последующего перечисления Государственному заказчику.
Очевидно, что окончательного расчета с АО "РТИ", а, следовательно, и с АО "НПК "ВТ и СС" так и не производилось.
15.06.2021 в адрес АО "НПК "ВТ и СС" поступила от головного исполнителя АО "РТИ" претензия с требованием о возврате суммы непринятых затрат исполнителей кооперации АО "НПК "ВТ и СС" исх. N РТИ/И-948/01/21-ОИ. АО "НПК "ВТ и СС" в пользу АО "ЦНИИ ЭИСУ" по спорным договорам/контрактам были выплачены бюджетные денежные средства в общем размере 40 632 242,90 руб.
Как указано выше, размер принятых государственным заказчиком фактических затрат АО "ЦНИИ ЭИСУ" по спорным договорам/контрактам по результатам их проверки составил 32 889 964 руб. 76 коп.
Фактически у АО "НПК "ВТ и СС" отсутствует задолженность перед АО "ЦНИИ ЭИСУ" по спорным договорам/контрактам.
Разница между выплаченными бюджетными денежными средствами и согласованными государственным заказчиком фактическими затратами по спорным договорам/контрактам составляет 7 742 278 руб. 14 коп.
Таким образом, основания для удовлетворения исковых требований АО "ЦНИИ ЭИСУ" отсутствуют, в связи с фактическим отсутствием задолженности АО "НПК "ВТ и СС" перед АО "ЦНИИ ЭИСУ" по спорным договорам/контрактам.
Напротив, АО "ЦНИИ ЭИСУ" обязано осуществить возврат суммы неотработанного аванса в пользу АО "НПК "ВТ и СС" в размере 7 742 278 руб. 14 коп., для последующего возврата бюджетных денежных средств в пользу государственного заказчика.
В данном случае истцом предпринимаются попытки неправомерного взыскания денежных средств с ответчика АО "НПК "ВТ и СС" по договорам в рамках ОКР "Центр-2014" сверх суммы принятых государственным заказчиком затрат и сверх уже имеющейся суммы переплаты в размере 7 742 278 руб. 14 коп.
Исходя из изложенного, в удовлетворении иска было правомерно отказано.
Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Довод АО "ЦНИИ ЭИСУ" о необоснованности судебного акта в виду отсутствия в деле доказательств, несостоятелен и противоречит фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Судом установлено, что совместно с направлением Выписки из итогового акта от 07.10.2020, АО "К-Технологии" (АО "РТИ") проинформировало АО "НПК "ВТ и СС" о необходимости проведения мероприятий, направленных на приведение цен договоров/контрактов, заключенных с участниками кооперации (в том числе АО "ЦНИИ ЭИСУ") Головного исполнителя по ОКР шифр "Центр-2014" в соответствие с позицией Государственного заказчика, отраженной в Итоговом акте. АО "К-Технологии" (АО "РТИ") уведомило АО "НПК "ВТ и СС" о необходимости возврата участниками кооперации ранее полученных денежных средств в размере, превышающем размер согласованных Государственным заказчиком фактических затрат, а также о том, что указанные бюджетные денежные средства подлежат возврату в пользу Головного исполнителя и, впоследствии, Головным исполнителем АО "К-Технологии (АО "РТИ") в пользу Государственного заказчика - Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно Итоговому акту подкомиссии по проверке фактических затрат и учету материальных средств, созданных (приобретенных) при выполнении ОКР "Центр-2014", размер согласованных/отклоненных Государственным заказчиком фактических затрат АО "ЦНИИ ЭИСУ":
В части Контракта от 28.08.2014 N 1416187345431010418001146/U-43/2014:
Фактические затраты АО "ЦНИИ ЭИСУ", понесенные в ходе исполнения Контракта, включены в состав фактических затрат АО "НПК "ВТ и СС", понесённых в ходе исполнения контракта от 28.05.2014 N РТИ2014/110, и согласованы в размере 19 050 000 руб. 01 коп.
В части Контракта от 26.08.2014 N 1416187345431010418001146/Ц-48/2014:
Фактические затраты АО "ЦНИИ ЭИСУ", понесенные в ходе исполнения Контракта, включены в состав фактических затрат АО "НПК "ВТ и СС", понесённых в ходе исполнения контракта от 28.05.2014 N РТИ2014/110, и согласованы в размере 2 052 356,57 руб.
В части Договора от 12.07.2014 года N 1416187345431010418001146/U-12/2014:
Фактические затраты АО "ЦНИИ ЭИСУ", понесенные в ходе исполнения Договора, включены в состав фактических затрат АО "НПК "ВТ и СС", понесённых в ходе исполнения контракта от 28.05.2014 N РТИ2014/110, и согласованы в размере 11 787 608,18 руб.
Общая сумма согласованных Государственным заказчиком фактических затрат АО "ЦНИИ ЭИСУ" по вышеуказанным контрактам/договорам составляет 32 889 964, 76 руб.
Суд обоснованно пришел к заключению, что фактически у АО "НПК "ВТ и СС" отсутствует задолженность перед АО "ЦНИИ ЭИСУ" по спорным договорам/контрактам. Разница между выплаченными бюджетными денежными средствами и согласованными Государственным заказчиком фактическими затратами по спорным договорам/контрактам составляет 7 742 278 руб. 14 коп.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы АО "ЦНИИ ЭИСУ" отсутствуют в связи с фактическим отсутствием задолженности АО "НПК "ВТ и СС" перед АО "ЦНИИ ЭИСУ" по спорным договорам/контрактам.
Напротив, АО "ЦНИИ ЭИСУ" обязано осуществить возврат суммы неотработанного аванса в пользу АО "НПК "ВТ и СС" в размере 7 742 278 руб. 14 коп., для последующего возврата бюджетных денежных средств в пользу Государственного заказчика.
Решение суда первой инстанции принято судом при полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела и имеющихся в материалах дела доказательств. Суд надлежащим образом оценил доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений. Суд первой инстанции надлежащим образом определил все имеющие значение для дела обстоятельства, надлежащим образом установил какие нормы законы подлежат применению.
При таких обстоятельствах, приведенные в апелляционной жалобе доводы не нашли правового и документального обоснования, не могут являться основанием для отмены судебного акта.
Арбитражный суд города Москвы полно, всесторонне и объективно установил и рассмотрел обстоятельства дела, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка с позиции их относительности, допустимости и достоверности, правильно применил нормы материального и процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 18.10.2022 по делу N А40-85360/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.В. Бодрова |
Судьи |
П.А. Порывкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-85360/2022
Истец: АО "ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, ИНФОРМАТИКИ И СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ "
Ответчик: АО "НАУЧНО-ПРОМЫШЛЕННАЯ КОМПАНИЯ "ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ"
Третье лицо: АО "К-Технологии"