город Ростов-на-Дону |
|
22 декабря 2022 г. |
дело N А32-12020/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 декабря 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Пименова С.В., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Каменцевой Ю.В.,
при участии:
от ФГБУ "Санаторий "Айвазовское"посредством информационной системы "Картотека арбитражных дел" в режиме веб-конференции: Комарь М.Г. по доверенности от 16.12.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Федерального государственного бюджетного учреждения "Санаторий "Айвазовское" Управления делами Президента Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.08.2022 по делу N А32-12020/2022
по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения "Санаторий "Айвазовское" Управления делами Президента Российской Федерации
к Черноморо-Азовскому морскому управлению Федеральной службы по надзору сфере природопользования
о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Санаторий "Айвазовское" Управления делами Президента Российской Федерации (далее - учреждение, ФГБУ "Санаторий "Айвазовское") обратилось с заявлением в Арбитражный суд Краснодарского края к Черноморо-Азовскому морскому управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - управление, Черноморо-Азовское морское управление Росприроднадзора) о признании недействительным предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 16.12.2021 N 060/05/279-ГК/ПР/2021 (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
Решением суда первой инстанции от 31.08.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован отсутствием оснований для признания предписания от 16.12.2021 N 060/05/279-ГК/ПР/2021 незаконным.
Не согласившись с принятым судебным актом, ФГБУ "Санаторий "Айвазовское" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы учреждение ссылается на то, что не представлены доказательства о фактическом проведении учреждением операций по стравливанию природного газа и по заполнению газопроводов газом путем сброса газовоздушной смеси через свечу. Не исследованы доказательства отсутствия факта осуществления выбросов вредных веществ с использованием продувочных газовых свечей. Согласно перечню работ по техническому обслуживанию котельной, который является частью договора с ООО "Миля" - специализированной организации, которая проводит техническое обслуживание котельных, продувка газовых свечей во время технического обслуживания не осуществляется. ООО "Миля" в своем письме от 01.06.2022 указывает, что продувочная свеча продувки газопровода, служит для того, чтобы перед пуском после простоя продуть систему газопровода топливным газом, таким образом вытеснить из системы кислород и исключить вероятность взрыва (хлопка) при поджоге топлива. Поскольку продувочные газовые свечи не использовались, учет и оценку таких выбросов, которые не осуществляются, произвести невозможно. Результаты расчетов свидетельствуют о соблюдении гигиенических стандартов качества атмосферного воздуха. Ни для одного из веществ нет необходимости разработки мероприятий. Все необходимые расчеты приведены в таблицах: 3.3.1; 3.3.2; 3.3.1а проекта ПДВ. Принятые меры учреждения об ограничении доступа к пляжу, установленные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.06.2021 N 16 "О внесении изменения в санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21...", направлены на немедленное реагирование, носят исключительно временный характер, учитывают баланс частных и публичных интересов граждан Российской Федерации и направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции. Калитка на замок не запирается, во время осуществления контрольных мероприятий проход через нее осуществлялся беспрепятственно, что подтверждается видеоматериалами. Согласно поручению Управляющего делами Президента Российской Федерации от 14.05.2021 N УД-17-1514, организациям предписано усилить контроль за выполнением мероприятий по обеспечению пропускного и внутриобъектового режимов. Управление в п. 5 предписания указало, что водопользователь не соблюдает пункты 8, 16, 17 решения о предоставлении водного объекта в пользование N 00-21.01.00.004-М-РСБКС-2019-00874/00 от 11.10.2019. При этом, в самом решении всего 5 разделов и соответственно последним пунктом решения является п. 5.1.2, то есть пункты 8, 16, 17 в решении отсутствуют. Если речь шла о нарушении условий использования водного объекта поименованных в подп. 8, 16, 17 п. 2.3, то учреждение не считает что нарушило указанные условия, поскольку пп. 8 регламентирует условия сброса сточных вод, который осуществляется самотеком по 4-м выпускам в Черное море, и далее описывает эти водовыпуски. Органом надзора по данному пункту предписания не описано что конкретно нарушило учреждение и что необходимо выполнить для устранения нарушения. Срок обязывающий выполнить указанные условия не наступил, действие решения истекает в сентябре 2024 года. Пуск газа в котельную, согласно акту первичного пуска природного газа, а также акта разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности, осуществлялся в 2002 году до вхождения Республики Крым в состав Российской Федерации, и до регистрации ФГБУ "Санаторий "Айвазовское" в качестве юридического лица. ФГБУ "Санаторий "Айвазовское" не могло допустить предоставление в уполномоченные органы искаженных сведений об объемах и количестве выбросов загрязняющих веществ в атмосферный, вследствие отсутствия эксплуатации продувочных газовых свечей. Капитальный ремонт газового оборудования не производился, выбросы с использованием продувочных газовых свечей не учитывались, в виду их отсутствия. У учреждения не было оснований для проведения корректировки данных инвентаризации, ввиду отсутствия для этого условий, предусмотренных Порядком проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержденного Приказом Минприроды России N 352 от 07.08.2018 (далее - Порядок N 352).
Определением от 12.12.2022 в связи с нахождением судьи Глазуновой И.Н. в отпуске, в составе суда произведена замена на судью Пименова С.В., в связи с чем, рассмотрение жалобы начато сначала в порядке статьи 18 АПК РФ.
От Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору сфере природопользования поступило возражение на апелляционную жалобу с приложением, в которых управление просило оставить без изменения решение.
Судебное заседание было назначено к рассмотрению с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания).
Определением от 02.12.2022 суд удовлетворил ходатайство ФГБУ "Санаторий "Айвазовское" о проведении онлайн-заседания.
В соответствии со ст. 163 АПК РФ в судебном заседании от 13.12.2022 объявлялся перерыв до 20.12.2022 до 11 час. 05 мин. После перерыва судебное заседание продолжено.
В судебном заседании представитель ФГБУ "Санаторий "Айвазовское" доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить.
Иные лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ дело рассмотрено в порядке апелляционного производства в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя участвующего в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, на основании решения заместителя руководителя Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора от 30.11.2021 N 279-ГК в отношении ФГБУ Санаторий "Айвазовское" проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой составлен акт проверки от 16.12.2021 N 066/05/279-ГК/ПР/2021.
В ходе проверки управлением установлены нарушения учреждением природоохранного законодательства, а именно:
1) На объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (далее - HBOC): 35-0291-002931-П ФГБУ "Санаторий "Айвазовское" не учтены источники выбросов загрязняющих веществ - продувочные газовые свечи (установленные на газовом оборудовании);
2) На объекте HBOC: 35-0291-002931-П ФГБУ "Санаторий "Айвазовское" не проводит мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух по программе, согласованной с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического контроля (надзора);
3) На объекте HBOC: 35-0291-002931-П ФГБУ "Санаторий "Айвазовское", эксплуатируя земельный участок с кадастровым номером 90:15:020104:83, расположенный в береговой полосе Черного моря, допустило размещение металлического забора в береговой полосе Черного моря, чем ограничило свободный доступ граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;
4) На территории объекта НВОС: 35- 0291-002931-П ФГБУ "Санаторий "Айвазовское" не оборудовало в водоохраной зоне Черного моря стоянку транспортных средств, территория в районе трансформаторной подстанции N 524, а также набережную сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения в соответствии с водным законодательством. Сброс сточных (ливневых) вод осуществляется без очистки на рельеф местности и далее в водный объект - Черное море;
5) На объекте HBOC: 35-0291-002931-П ФГБУ "Санаторий "Айвазовское" - водопользователь не соблюдает п.п. 8, 16, 17 решения о предоставлении водного объекта в пользование от 11.10.2019 N 00-21.01.00.004-М-РСБК-С-2019-00874/00. Целевое использование водного объекта или его части: сброс сточных вод.
6) На объекте НВОС: 35-0291-002931-П ФГБУ "Санаторий "Айвазовское" допускается предоставление в уполномоченные органы искаженных сведений об объемах и количестве выбросов загрязняющих веществ атмосферный воздух, вследствие эксплуатации неучтенных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух через продувочные газовые свечи (установленные на газовом оборудовании);
7) ФГБУ "Санаторий "Айвазовское" при осуществлении деятельности на объекте НВОС: 35-0291-002931-П не обеспечена обязанность по проведению корректировки инвентаризации выбросов загрязняющих веществ, с учетом источников выбросов и загрязняющего вещества: котельная - продувочные газовые свечи.
Выявленное квалифицировано управлением в качестве нарушений ч. 3 ст. 19, ст. 22, 30 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон N 96-ФЗ), ст. 6, ч. 16 ст. 65 Федерального закона от 03.06.2006 N 74-ФЗ "Водный кодекс РФ" (далее - Водный кодекс), ч. 1 ст. 34, ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об окружающей среде, Закон N 7-ФЗ), пункт 2.3 типовой формы решения о предоставлении водного объекта в пользование, принимаемого Федеральным агентством водных ресурсов.
По результатам проверки ФГБУ Санаторий "Айвазовское" выдано предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 16.12.2021 N 060/05/279-ГК/ПР/2021.
Считая незаконным предписание, учреждение оспорило его в судебном порядке.
Для признания незаконным решения государственного органа требуется наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого решения закону или иному правовому акту и нарушение этим решением прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статьей статье 3 Закона N 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться согласно принципам соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека; недопущение необратимых последствий для окружающей среды.
Согласно ч. 1 ст. 22 Закона N 96-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.
В соответствии с ч. 1 ст. 30 юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны, в том числе, обеспечивать проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух; осуществлять мероприятия по предупреждению и устранению аварийных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения; представлять в орган государственной власти субъекта Российской Федерации по его запросу сведения, полученные в результате проведения инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, и корректировки этой инвентаризации, на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха.
Вопреки указанным нормам ФГБУ "Санаторий "Айвазовское" на объекте, HBOC 35-0291-002931-П не учтены источники выбросов загрязняющих веществ - продувочные газовые свечи, установленные на газовом оборудовании.
Доводы учреждения о том, что продувочные газовые свечи не использовались, учет и оценку таких выбросов, которые не осуществляются, произвести невозможно, не доказан факт осуществления выбросов вредных веществ, пуск газа в котельную осуществлялся в 2002 году до вхождения Республики Крым в состав Российской Федерации, и до регистрации ФГБУ "Санаторий "Айвазовское" в качестве юридического лица, а также ссылки на письмо и договор с ООО "Миля", признаются судом несостоятельными, направленными на несоблюдение законодательства об охране атмосферного воздуха.
Неиспользование продувочных газовых свечей, вопреки мнению учреждения, не является обстоятельством, освобождающим юридическое лицо от обязанности по проведению инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, поскольку рассматриваемый объект является оказывающим негативное воздействие на окружающую среду.
Документирование, хранение, представление в уполномоченные органы полученных в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведений как раз направлено на контроль за использованием/неиспользованием продувочных газовых свечей и возможным выбросом загрязняющих веществ в ходе использования НВОС.
Согласно ч. 1 ст. 19 Закона N 96-ФЗ при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического контроля (надзора).
В нарушение ч. 1 ст. 19 Закона N 96-ФЗ ФГБУ "Санаторий "Айвазовское" не проводит мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух по программе, согласованной с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического контроля (надзора).
Как установлено Черноморо-Азовским морским управлением Росприроднадзора ФГБУ "Санаторий "Айвазовское" на объекте HBOC:
35-0291-002931-П ФГБУ "Санаторий "Айвазовское", эксплуатируя земельный участок с кадастровым номером 90:15:020104:83, расположенный в береговой полосе Черного моря, допустило размещение металлического забора в береговой полосе Черного моря, чем ограничило свободный доступ граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе, что является нарушением ст. 6 Водного кодекса.
Частью 2 статьи 6 Водного кодекса установлено, что каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования.
Отсутствие общего доступа к 20-метровой береговой полосе влечет нарушение прав граждан. Понятие свободный доступ подразумевает не только возможность прохода к берегу, но и возможность граждан использовать всю береговую линию безвозмездно, без ограничений. Наличие в береговой полосе металлического ограждения, металлических ворот, закрытых на замок, не являющихся общедоступными, указанную возможность ограничивают.
В соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 3, до 1 марта 2022 года доступ на лечебный пляж в указанный период для лиц, не являющихся получателями услуг или работниками санаторно-курортных организаций, должен быть ограничен в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (т.е. на карте пляже выделено лечебное место для размещения отдыхающих санатория с соблюдением норм действующего законодательства, не ограничивающее проход к водному объекту).
Согласно частям 1, 2 статьи 104 Закона N 136-ФЗ зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются в целях охраны окружающей среды, в том числе защита и сохранение природных лечебных ресурсов, предотвращение загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранение среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Из указанных норм не следует, что ФГБУ "Санаторий "Айвазовское" правомочно было размещать металлический забор в береговой полосе Черного Моря.
Ссылки жалобы на то, что калитка на замок не запирается опровергается представленными управлением жалобами граждан.
Черноморо-Азовское морское управление Росприроднадзора в ходе проверки также выявило, что ФГБУ "Санаторий "Айвазовское" на территории рассмтариваемого объекта не оборудовало в водоохраной зоне Черного моря стоянку транспортных средств, территория в районе трансформаторной подстанции N 524, а также набережную сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения в соответствии с водным законодательством. Сброс сточных (ливневых) вод осуществляется без очистки на рельеф местности и далее в водный объект - Черное море. Выявленное является нарушением ч. 16 ст. 65 Закона N 74-ФЗ, ч. 1 ст. 34, ч. 1 ст. 39 Закона N 7-ФЗ.
Часть 1 статьи 34 Закона N 7-ФЗ закрепляет, что хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды (часть 1 статьи 39 Закона N 7-ФЗ).
В соответствии с ч. 16 Закона N 74-ФЗ в границах водоохранных зон допускаются эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод.
Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, микроорганизмов.
Под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются:
1) централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения;
2) сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод;
3) локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса;
4) сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов;
5) сооружения, обеспечивающие защиту водных объектов и прилегающих к ним территорий от разливов нефти и нефтепродуктов и иного негативного воздействия на окружающую среду.
Учреждением в нарушение указанных норм не обеспечена охрана водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод специальными сооружениями.
Согласно материалам дела, ФГБУ "Санаторий "Айвазовское" выдано решение о предоставлении водного объекта в пользование от 11.10.2019 N 00-21.01.00.004-М-РСБК-С-2019-00874/00 (т. 1 л.д. 8-13).
Как установлено судом первой инстанции, ФГБУ "Санаторий "Айвазовское" на объекте HBOC: 35-0291-002931-П отведение сточных вод из плавательного бассейна и ливневых вод осуществляется по 4 водовыпускам: по 1 - учет воды осуществляется по расходу воды на морском водозаборе (Счетчик воды установлен 26.04.2019 г.); по 2,3,4 - учет воды осуществляется косвенным методом, сброс воды осуществляется в противопожарный резервуар (емкость) для сбора воды отрытого типа, сточная вода используется в противопожарных мероприятиях.
Целевое использование водного объекта или его части: сброс сточных вод.
Однако, ФГБУ "Санаторий "Айвазовское" на объекте HBOC:
35-0291-002931-П не имеет очистных сооружений для очистки сточных вод. В результате проверки зафиксирован сброс в водный объект Черное море из пластиковой емкости установленной в береговой полосе, без очистки, что подтверждается протоколами отборами проб N 909 от 17.08.2021 с превышением предельно-допустимых показателей (точка 1 (проба 1600) выпуск N 2. Также в отобранных пробах зафиксированы показатели отсутствующие в Решении - БПК5, Нефтепродукты и с превышением в 1,8 раза взвешенные вещества.
ФГБУ "Санаторий "Айвазовское" также не представлено проектной документации в уполномоченный орган, согласно которой была осуществлена установка резервуаров в береговой полосе.
Указанное свидетельствует о несоблюдении ФГБУ "Санаторий "Айвазовское" п.п. 8, 16, 17 п. 2.3 решения о предоставлении водного объекта в пользование от 11.10.2019 N 00-21.01.00.004-М-РСБК-С-2019-00874/00.
Доводы учреждения о том, что конкретные нарушения учреждения не описаны, опровергаются содержанием документов, составленных по результатам проверки, а именно, выданным предписанием, актом выездной проверки от 16.12.2021, решением по итогам рассмотрения жалобы.
Учреждение считает, что надзорным органом не указано какие действия необходимо совершить учреждению. Вместе с тем, судебная коллегия отмечает, что необходимые действия учреждения указаны, в том числе, в условиях использования водного объекта в решении о предоставлении водного объекта, их соблюдение является обязанностью ФГБУ "Санаторий "Айвазовское", неуказание их в предписании не свидетельствует о его незаконности.
Довод учреждения о том, срок обязывающий выполнить условия решения от 11.10.2019 не наступил, действие решения истекает в сентябре 2024 года, являются ошибочными. Положения указанного решения должны исполняться ФГБУ "Санаторий "Айвазовское" с момента начала пользования объектом и получения указанного решения. Сентябрь 2024 года - это срок водопользования, который указывает срок окончания его использования (п.п. 4.1 решения, т. 2 л.д. 13). Указанные ссылки учреждения свидетельствуют об уклонении ФГБУ "Санаторий "Айвазовское" от исполнения обязательных положений при использовании объекта НВОС.
Пункт 7 статьи 67 Закона об охране окружающей среды устанавливает, что юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны представлять в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и в сроки, которые определены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В нарушение указанной нормы ФГБУ "Санаторий "Айвазовское" на объекте НВОС: 35-0291-002931-П допускается предоставление в уполномоченные органы искаженных сведений об объемах и количестве выбросов загрязняющих веществ атмосферный воздух, вследствие эксплуатации неучтенных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух продувочные газовые свечи (установленные на газовом оборудовании).
Продувочные свечи служат для удаления газовоздушной смеси из газопроводов в атмосферу при пуске газа в газопровод (в том числе при проведении, ремонтных работ, периодического технического обслуживания) или при прекращении эксплуатации газовых сетей и не являются аварийным источником по сбросу газовоздушной смеси. Продувка свечей осуществлялась при пуске котельной и далее при каждом ремонте и обслуживании. После проведения периодического технического обслуживания и ремонта осуществляется продувка газового оборудования. То есть источник использовался как минимум один раз и не при аварийном пуске, а при проведении пусконаладочных работ, при этом как источник выбросов в инвентаризации не указан. С учетом изложенного, не принимаются доводы учреждения о том, что оно не могло подать искаженные сведения, поскольку ремонт не производился, выбросы отсутствовали.
Доводы заявителя о том, что продувочные свечи не являются источником выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, противоречат технике безопасности и инструкции обслуживания газового оборудования.
В ходе проверки управлением установлено, что ФГБУ "Санаторий "Айвазовское" при осуществлении деятельности на объекте НВОС:
35-0291-002931-П не обеспечена обязанность по проведению корректировки инвентаризации выбросов загрязняющих веществ, с учетом источников выбросов и загрязняющего вещества: котельная - продувочные газовые свечи.
Корректировка данных инвентаризации выбросов объекта ОНВ осуществляется в следующих случаях:
изменение технологических процессов и (или) режимов работы технологического оборудования и ГОУ, включая установку (оснащение) ГОУ на ИЗАВ, ввод в эксплуатацию или ликвидацию ИЗАВ;
изменение объемов производства;
замена технологического оборудования и (или) сырья, материалов, топливно-энергетических ресурсов, приводящая к изменению состава, объема и (или) массы выбросов;
выявление при проведении производственного экологического контроля или государственного экологического надзора несоответствия между показателями выбросов и данными последней инвентаризации выбросов, в том числе выявление неучтенных ИЗАВ и (или) выбрасываемых ЗВ;
изменение законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, связанные с инвентаризацией выбросов;
реконструкция, модернизация ГОУ, приводящая к изменению состава, объема и (или) массы выбросов (п. 42 Порядка N 352, действовавший на момент обнаружения нарушений).
Согласно п. 45 Порядка N 352 корректировка данных инвентаризации выбросов проводится не позднее одного года со дня возникновения обстоятельств, указанных в пункте 42 настоящего Порядка. Для случаев, указанных в пункте 43 настоящего Порядка, необходима также подготовка предложений для разработки новых нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для данного объекта ОНВ в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
В нарушение указанных норм ФГБУ "Санаторий "Айвазовское" не обеспечена обязанность по проведению корректировки инвентаризации выбросов загрязняющих веществ, с учетом наличия источников выбросов и загрязняющего вещества: котельная - продувочные газовые свечи.
Судебная коллегия также обращает внимание на то, что рассматриваемые газовые свечи, являются неотъемлемой частью общего газового оборудования (котельная), указанного в акте плановой выездной проверки от 23.08.2021 N 0019/05/42-ГК/ПР/2021, при отсутствии которых ввод в эксплуатацию и дальнейшее его обслуживание не возможны.
Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае отсутствует предусмотренная статьями 198, 201 АПК РФ совокупность условий, необходимых для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия), что в силу части 3 статьи 201 АПК РФ является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя апелляционной жалобы фактически сводятся к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а лишь указывают на несогласие с оценкой судом доказательств.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.08.2022 по делу N А32-12020/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
С.В. Пименов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-12020/2022
Истец: ФГБУ "Санаторий "Айвазовское" Управления делами Президента Российской Федерации, ФГБУ Санаторий Айвазовское
Ответчик: Черноморо-Азовское морское управление Росприроднадзора, Черноморо-Азовское морское управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования