г. Пермь |
|
21 декабря 2022 г. |
Дело N А60-37623/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 декабря 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И.В.,
судей Герасименко Т.С., Муравьевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кривощековой С.В.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенных надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, акционерного общества "Екатеринбургская электросетевая компания",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 30 сентября 2022 года
по делу N А60-37623/2022
по заявлению акционерного общества "Екатеринбургская электросетевая компания" (ИНН 6658139683, ОГРН 1026602312770)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (ИНН 6658065103, ОГРН 1036602648928)
третье лицо - А.Н. Мерзляков
об оспаривании постановления и представления от 15.06.2022 по делу N 066/04/9.21- 1434/2022,
УСТАНОВИЛ:
АО "Екатеринбургская электросетевая компания" (далее - заявитель, АО "ЕЭК", Общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, УФАС по Свердловской области) об оспаривании постановления и представления от 15.06.2022 по делу N 066/04/9.21-1434/2022.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Мерзляков А.Н.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 30 сентября 2022 года заявленные требования удовлетворены частично: признано незаконным постановление УФАС по Свердловской области от 15.06.2022 по делу N 066/04/9.21-1434/2022 о привлечении АО "ЕЭК" к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.21 КоАП в части штрафа, размер которого превышает 350 000 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "ЕЭК" обжаловал его в апелляционном порядке, просит постановление УФАС по Свердловской области от 15.06.2022 о назначении административного наказания в виде административного штрафа, вынесенного по делу N 066/04/9.21-1434/2022 об административном правонарушении по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ признать незаконным и отменить полностью.
В обоснование апелляционной жалобы приводит доводы о том, что должностное лицо АО "ЕЭК" по тем же основаниям, что и юридическое лицо, привлечено к административной ответственности по ст. 9.21 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа. Одновременное привлечение должностного лица юридического лица и должностного лица к административной ответственности за совершение одного и того же административного правонарушения является необоснованным. Принимая во внимание, что должностное лицо АО "ЕЭК" за то же нарушение при тех же обстоятельствах привлечено к административной ответственности, юридическое лицо с учетом положений ч. 4 ст. 2.1 КоАП РФ и представленных в материалы дела доказательств привлечению к административной ответственности за совершение вменяемого административного правонарушения не подлежит.
УФАС по Свердловской области с доводами апелляционной жалобы не согласно по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу; решение суда первой инстанции полагает обоснованным, просит оставить его без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Третье лицо не представило отзыв на доводы апелляционной жалобы.
АО "ЕЭК" заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела информации о рассмотрении дела N 12-786/2022, копии решения суда по делу N 12-786/2022.
Судом рассмотрено заявленное ходатайство в порядке ст. 159 АПК РФ.
В связи с тем, что решение суда по делу N 12-786/2022 вынесено 31.10.2022, то есть после принятия обжалуемого решения суда первой инстанции, учитывая необходимость оценки представленных документов в совокупности с другими имеющимися доказательствами, а также, исходя из того, что неприобщение представленных документов может привести к принятию необоснованного судебного акта (пункт 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции") суд апелляционной инстанции в целях полного и всестороннего исследования обстоятельств настоящего спора, руководствуясь частью 1, 2 статьи 268 АПК РФ, приобщил представленные документы к материалам дела.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили, что в силу частей 3 и 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, УФАС по Свердловской области вынесено постановление о назначении административного наказания в виде административного штрафа от 15.06.2022 по делу N 066/04/9.21-1434/2022 об административном правонарушении (ч. 2 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), которым Акционерное общество "Екатеринбургская электросетевая компания" признано виновным в совершении административного правонарушения, административная ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, обществу назначено наказание в виде штрафа в размере 700 000 руб.
Кроме того, в отношении заявителя антимонопольным органом было вынесено представление от 15.06.2022, согласно которому АО "ЕЭСК" надлежит принять все зависящие от него меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, путем письменного уведомления заявителя Мерзлякова А.Н. за подписью законного представителя АО "ЕЭСК" (в случае его отсутствия за подписью лица, его замещающего, с приложением документов, подтверждающих его полномочия и отсутствие законного представителя АО "ЕЭСК"), следующие действия:
о причинах нарушения срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению до границ участка заявителя по договору от 13.07.2021;
о мерах, которые были предприняты АО "ЕЭСК" на дату получения данного представления и будут в дальнейшем предприняты в целях выполнения мероприятий по технологическому присоединению по договору от 13.07.2021, с указанием сроков выполнения каждого мероприятия.
Полагая, что постановление о привлечении к административной ответственности и представление являются незаконными, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, принимая решение, исходил из того, что состав административного правонарушения в действиях общества доказан, вместе с тем посчитал возможным снизить размер назначенного обществу штрафа, оснований для признания незаконным представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ч. 2 стр. 9.21 КоАП РФ) не установил.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив правильность применения судом первой инстанции норм права, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с частью 1 статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет согласно части 2 статьи 9.21 КоАП РФ наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Событие предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ административного правонарушения проявляется в повторном совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 указанной статьи, а именно в нарушении субъектом естественной монополии Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (утв. постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861).
На отношения, которые возникают на товарных рынках Российской Федерации и в которых участвуют субъекты естественных монополий, потребители, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления распространяется Федеральный закон от 17.08.1995 N 147 -ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон N 147-ФЗ).
Субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии (статья 3 Закона N 147-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 4 Закона N 147-ФЗ услуги по передаче электрической энергии относятся к деятельности субъектов естественных монополий.
В соответствии с письмом ФСТ России от 05.06.2013 N ЕП-5446/12 сетевые организации осуществляют два вида регулируемой деятельности: оказание услуг по передаче электрической энергии и технологическое присоединение заявителей к электрическим сетям.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) и п. 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (утв. постановлением Правительства от 27.12.2004 N 861) АО "ЕЭСК" является субъектом естественной монополии, территориальной сетевой организацией, оказывающей услуга по передаче электрической энергии, что подтверждается, постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 27.12.2019 N 274-ПК "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями, расположенными на территории Свердловской области, на 2020 - 2024 годы".
АО "ЕЭСК", осуществляя деятельность по передаче электрической энергии, является субъектом естественной монополии, имеет возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на этом рынке. Его положение признается доминирующим на рынке по передаче электрической энергии как субъекта естественной монополии на рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Порядок технологического присоединения установлен в Правилах технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила технологического присоединения, Правила N 861).
В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Согласно абзаца 2 части 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике, договор об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемый между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом является публичным.
Публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.) (пункт 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения.
Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, ничтожны (пункт 5 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Порядок и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, процедура присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, требования к выдаче технических условий, порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий урегулированы Правилами N 861.
Пунктом 3 Правил N 861 установлено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил N 861 и наличии технической возможности технологического присоединения.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные Правилами N 861. Заключение договора является обязательным для сетевой организации (пункт 6 Правил N 861).
Согласно п. 105 Правил N 861 в отношении заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 Правил N 861, сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает на своем официальном сайте или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемом Правительством Российской Федерации, в отдельном разделе (далее - личный кабинет потребителя): условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с настоящими Правилами для соответствующей категории заявителей; счет, предусмотренный пунктом 103 Правил N 861; технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с пунктами 25(1), 25(6) и 25(7) Правил N 861, а также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя и сетевой организации, и проект договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица гарантирующего поставщика, указанного в заявке в соответствии с пп. "л" п. 9 Правил N 861 (в случае, если заявитель указал гарантирующего поставщика в качестве субъекта, у которого он намеревается приобретать электрическую энергию); инструкцию, содержащую последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности.
Судом установлено, 02.07.2021 на сайте "порталтп.рф" Мерзляковым А.Н. была подана заявка на технологическое присоединение к электрическим сетям АО "ЕЭСК" вводного устройства объекта, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, кадастровый номер участка: 66:41:0614015:465, максимальная мощность 15 кВт, класс напряжения 0,4 кВ, договор и технические условия для присоединения к электрическим сетям N 218-223-635-2021 были получены 14.07.2021. На дату 28.03.2022 работы не проведены.
Мерзляков А.Н. относится к категории заявителей, предусмотренных п. 14 Правил N 861 (технологическое присоединение энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику).
Согласно постановлению РЭК Свердловской области от 28.10.2020 N 107-ПК в 2021 году официальным сайтом в сети "Интернет" для АО "ЕЭСК" является - www.eesk.ru.
АО "ЕЭСК" в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки от 02.07.2021 на технологическое присоединение не разместило на своем официальном сайте www.eesk.ru или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемом Правительством Российской Федерации, в личном кабинете заявителя документы, предусмотренные п. 105 Правил N 861.
Последний день срока для размещения - 15.07.2021.
Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению сетевой организацией указан в счете на оплату технологического присоединения к электрическим сетям N 45560/1 от 12.07.2021, что противоречит п. 105 Правил N 861, и составляет 6 месяцев с даты оплаты указанного счета.
В соответствии с п. 103 Правил N 861 договор между сетевой организацией и заявителями, указанными в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 Правил N 861, заключается путем направления заявителю выставляемого сетевой организацией счета для внесения платы (части платы) за технологическое присоединение и оплаты заявителем указанного счета.
В п. 104 Правил N 861 указано, что наличие заключенного заявителями, указанными в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 Правил N 861, договора подтверждается документом об оплате такими заявителями счета, предусмотренного п. 103 Правил N 861.
Согласно п. 106 Правил N 861 заявитель обязан в течение 5 рабочих дней со дня выставления сетевой организацией счета, предусмотренного п. 103 Правил N 861, оплатить указанный счет.
Счет, выставленный АО "ЕЭСК", оплачен заявителем 13.07.2021, что подтверждается чеком ПАО "Сбербанк России" от 13.07.2021, номер документа 667791.
Таким образом, наличие заключенного 13.07.2021 договора об осуществлении технологического присоединения между АО "ЕЭСК" и Мерзляковым А.Н. подтверждается вышеуказанным документом об оплате 13.07.2021 счета за технологическое присоединение.
Таким образом, срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению по договору от 13.07.2021 составляет 6 месяцев, то есть с 13.07.2021 (дата заключения договора) по 13.01.2022, с учетом положений п. 16 Правил N 861.
Письмом от 31.03.2022 N ЕЭСК/122/284 "Об осуществлении технологического присоединения" АО "ЕЭСК" в ответ на обращение заявителя сообщило, что сетевая организация планирует завершить строительно-монтажные работы в срок до 30.04.2022.
Срок, предусмотренный пунктом 16 Правил N 861, является пресекательным (императивным) и начинает исчисляться с момента заключения договора об осуществлении технологического присоединения. Нормами действующего законодательства не предусмотрено оснований для продления указанного срока, либо оснований, освобождающих сетевую организацию от обязанности по осуществлению мероприятий, направленных на технологическое присоединение объекта заявителя.
Согласно пункту 16(3) Правил N 861 обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с лицами, указанными в пункте 12(1) Правил N 861, распределяются следующим образом:
заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя;
сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.
Мероприятия по технологическому присоединению, согласно пункту 18 Правил N 861, включают в себя:
а) подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором (субъектом оперативно - диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), а в случае выдачи технических условий электростанцией - согласование их с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) и со смежными сетевыми организациями;
б) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;
в) разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;
г) выполнение заявителем и сетевой организацией технических условий, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие устройств сетевой, противоаварийной и режимной автоматики, а также выполнение заявителем и сетевой организацией требований по созданию (модернизации) комплексов и устройств релейной защиты и автоматики в порядке, предусмотренном Правилами технологического функционирования электроэнергетических систем, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2018 N 93У "Об утверждении Правил технологического функционирования электроэнергетических систем и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Правила технологического функционирования электроэнергетических систем);
д) проверку выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий в соответствии с разделом IX настоящих Правил;
д(1)) выполнение мероприятий по вводу объектов электроэнергетики заявителя, сетевой организации и иных лиц, построенных (реконструированных, модернизированных) в рамках выполнения мероприятий по технологическому присоединению, а также входящих в их состав оборудования, комплексов и устройств релейной защиты и автоматики, средств диспетчерского и технологического управления в работу в составе электроэнергетической системы в соответствии с Правилами технологического функционирования электроэнергетических систем.
Условия о сроках осуществления технологического присоединения, а также о распределении обязательств в рамках договора между сетевой организацией и заявителем, определены законодателем, и на усмотрение сетевой организации не относятся.
Это означает, в частности, что алгоритм действий сетевой организации, а также временной интервал, отведенный на исполнение договора, не могут изменяться последней, если это приведет к ухудшению положения заявителя.
Нарушение сроков, гарантированных Правилами N 861, ущемляет права лиц, обратившихся в сетевую организацию на своевременное подключение к электрическим сетям.
Таким образом, с учетом положений п. 4 ст. 421, п. 5 ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 26 Закона об электроэнергетики и пп. "б" п. 16 Правил N 861 следует, что срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению исчисляется со дня заключения договора и не может превышать сроки, указанные в пп. "б" п. 16 Правил N 861.
Согласно пункта 19.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в силу пункта 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ одним из обстоятельств, отягчающих административную ответственность, является повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 КоАП РФ.
При применении указанной нормы следует учитывать, что однородными считаются правонарушения, ответственность за совершение которых предусмотрена одной статьей Особенной части КоАП РФ.
Вступившим в законную силу 10.07.2021 постановлением Свердловского УФАС России по делу N 066/04/9.21-1878/2021 АО "ЕЭСК" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.
Указанное постановление было исполнено АО "ЕЭСК" 28.07.2021.
Таким образом, Общество считается подвергнутым административному наказанию с 10.07.2021 до 28.07.2022.
Согласно статье 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
Согласно пунктам 3, 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях") местом совершения административного правонарушения является место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствий; если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность. В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
Таким образом, имеет место наличие событий административных правонарушений, совершенных по месту нахождения АО ЕЭСК", предусмотренных частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, с учетом того, что данное лицо ранее привлекалось к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ:
16.07.2021 по месту нахождения АО "ЕЭСК", выразившегося в нарушении п. 105 Правил N 861, а именно: неразмещение АО "ЕЭСК" в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки от 02 07.2021 на технологическое присоединение на своем официальном сайте или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемом Правительством Российской Федерации, в личном кабинете потребителя документов, предусмотренных п. 105 Правил N 861, лицом, считающимся с 10.07.2021 до 28.07.2022 подвергнутым административному наказанию;
14.01.2022, выразившегося в нарушении установленного договором и пп. "б" п. 16 Правил N 861 срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению (6 месяцев со дня заключения договора) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя, лицом, считающимся с 10.07.2021 до 28.07.2022 подвергнутым административному наказанию.
Факт совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, подтверждается материалами дела и обществом не опровергнут.
Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно статьей 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопрос о наличии вины общества в совершении вменяемого правонарушения исследовался антимонопольным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении, что отражено в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Существенных нарушений процедуры привлечения к административной ответственности административным органом не допущено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено. АО "ЕЭСК" была предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Постановление о привлечении к административной ответственности принято в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Наказание назначено в размере санкции, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
С учетом обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности совершенного правонарушения суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для признания правонарушения малозначительным и применения положений статьи 2.9 КоАП РФ. Исключительность ситуации, в которой было совершено правонарушение, из материалов дела не усматривается, основания для замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение на основании ст. 4.1.1 КоАП РФ также отсутствуют.
Согласно частям 1, 3 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Судом установлено, что мероприятия по технологическому присоединению Обществом выполнены по состоянию на день вынесения решения, о чем свидетельствует соответствующий акт, антимонопольный орган также данное обстоятельство не оспаривает.
В силу статьи 3.1 КоАП РФ целью административного наказания (в том числе административного штрафа) является предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Следовательно, установление административного наказания и определение его размера в каждом конкретном случае должно основываться на принципах справедливости наказания, его соразмерности совершенному правонарушению.
Согласно части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При этом в соответствии с частью 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с ч. 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Принимая во внимание характер административного правонарушения, суд посчитал возможным снизить размер административного штрафа до 350 000 рублей. Апелляционный суд соглашается с тем, что данный размер штрафа отвечает принципу справедливости наказания, его соразмерности совершенному правонарушению.
Следовательно, является обоснованным вывод суда о признании оспариваемого постановления незаконным и отмене в части, превышающей размер штрафа 350000 руб.
Общество настаивает на отмене решения суда ввиду привлечения постановлением об административном правонарушении N 066/04/9.21-2206/2022 от 14.07.2022 должностного лица АО "ЕЭСК" - Смык Е.А. за то же административное нарушение с назначением административного наказания в виде административного штрафа.
Оценивая аналогичный довод заявителя, суд первой инстанции исходил из того, что по состоянию на дату вынесения решения постановление от 14.07.2022 о привлечении заместителя директора по развитию и реализации услуг АО "ЕЭСК" Смыка Е.А. не вступило в законную силу, т.к. обжалуется в суде общей юрисдикции.
Апелляционный суд также не находит оснований для применения ч. 4 ст. 2.1 КоАП РФ.
Согласно приобщенному к материалам дела решению Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 31.10.2022 по делу N 12-786/2022 постановление N 066/04/9.21-2206/2022 от 14.07.2022 о привлечении к административной ответственности заместителя директора по развитию и реализации услуг АО "ЕЭСК" Смыка Е.А. по ч. 1 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставлено без изменения. Решение не обжаловано в установленном порядке и вступило в законную силу.
С 06.04.2022 вступил в силу Федеральный закон от 26.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", которым внесены изменения в ст. 2.1 КоАП РФ, предусматривающие иной порядок привлечения к административной ответственности за одно и то же правонарушение юридического лица и должностного лица и фактически исключающий одновременное применение мер наказания в этом случае.
Согласно части 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Норма, изложенная в части 2 статьи 1.7 КоАП РФ, означает, что при рассмотрении вопроса об изменении неисполненного наказания в соответствии с новым законом, смягчающим ответственность, подлежат применению все установленные новой редакцией КоАП РФ правила (и общие, и специальные), в связи с этим в целях обеспечения реализации принципов справедливости и равенства перед законом правоприменителем должны быть учтены и обстоятельства, определенные при рассмотрении дела и повлиявшие на назначение наказания в полном объеме.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 N 37 если лицом предъявлено требование о признании решения (постановления) о привлечении к ответственности недействительным, факт устранения такой ответственности после принятия оспариваемого решения (постановления) является основанием не для признания его недействительным, а для указания в резолютивной части судебного акта на то, что оспариваемое решение не подлежит исполнению.
Как следует из решения Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 31.10.2022 по делу N 12-786/2022, Мерзляковым А.Н. была подана заявка от 02.07.2021 в адрес АО "ЕЭК" на технологическое присоединение энергопринимающих устройств. В ответ на заявку сетевая организация направила посредством размещения в личном кабинете потребителя на портал-тп.рф, такие документы, как счет на оплату и технические условия. Следовательно, должностное лицо антимонопольного органа пришло к выводу о том, что имеет место наличие события административного правонарушения, совершенного 16.07.2021 по месту нахождения АО "ЕЭК", выразившегося в нарушении п. 105 Правил N 861, а именно неразмещение на официальном сайте АО "ЕЭК" или ином официальном сайте в сети "Интернет" в отдельном разделе в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки на технологическое присоединение в личном кабинете условий типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с Правилами N 861 для соответствующей категории заявителей, технические условия, содержащие также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя и сетевой организации и иные необходимые документы. Факт совершения Смыком Е.А. административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ подтверждается материалами дела об административном правонарушении, а именно приказом (распоряжением) о приеме Смыка Е.А. на должность заместителя директора по развитию и реализации услуг; выпиской из приказа от 29 января 2019 года N 24 "О распределении обязанностей между первыми руководителями", из которого следует, что ответственность за своевременное технологическое присоединение возложена на заместителя директора по развитию и реализации услуг; заявкой на присоединение по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств; техническими условиями для присоединения к электрическим сетям.
Принимая во внимание состоявшийся вышеуказанный судебный акт суда общей юрисдикции, апелляционная коллегия приходит к выводу, что в данном случае имеет место привлечение к административной ответственности за одно и то же правонарушение АО "ЕЭК" и заместителя директора по развитию и реализации услуг АО "ЕЭК" Смыка Е.А., выразившегося в нарушении п. 105 Правил N 861, а именно неразмещение на официальном сайте АО "ЕЭК" или ином официальном сайте в сети "Интернет" в отдельном разделе в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки на технологическое присоединение в личном кабинете условий типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с Правилами N 861 для соответствующей категории заявителей, технические условия, содержащие также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя и сетевой организации и иные необходимые документы.
Между тем, по факту привлечения к административной ответственности за правонарушение, выразившееся в нарушении установленного договором и пп. "б" п. 16 Правил N 861 срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению (6 месяцев со дня заключения договора) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя, должностное лицо Смык Е.А. не привлечен.
Следовательно, решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 31.10.2022 по делу N 12-786/2022 не может служить обстоятельством для применения части 4 статьи 2.1 КоАП РФ.
Статьей 24.1 КоАП РФ предусмотрено, что одной из задач производства по делам об административных правонарушениях является выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно части 1 статьи 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
В силу части 2 статьи 29.13 КоАП РФ организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.
Из анализа ст. 29.13 КоАП РФ следует, что вносимое в соответствии с указанной нормой права представление неразрывно связано с процедурой рассмотрения конкретного дела об административном правонарушении, в ходе которого в соответствии с п. 7 ст. 26.1 Кодекса подлежат выяснению причины и условия совершения административного правонарушения.
Как установлено судом, оспариваемое представление вынесено на основании обстоятельств, выявленных в ходе административной проверки и отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, содержит информацию о наличии в его действиях состава административного правонарушения по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ и требование о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
В связи с установлением факта наличия в действиях заявителя событий административных правонарушений, требования заявителя о признании незаконным и отмене представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ) от 15.06.2022 обоснованно оставлено судом первой инстанции без удовлетворения. Самостоятельных доводов относительно правомерности вынесенного представления от 15.06.2022 апелляционная жалоба не содержит.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что судом первой инстанции принят законный и обоснованный судебный акт, судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены действующие на момент рассмотрения дела нормы материального права.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают обстоятельств, установленных арбитражным судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и отклоняются, поскольку оснований для переоценки данных выводов суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
В силу статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда по делу об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 30 сентября 2022 года по делу N А60-37623/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Екатеринбургская электросетевая компания" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
И.В. Борзенкова |
Судьи |
Т.С. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-37623/2022
Истец: АО "ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ ЭЛЕКТРОСЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Мерзлякова А. Н.