г. Хабаровск |
|
22 декабря 2022 г. |
А73-10914/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 декабря 2022 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Пичининой И.Е.
судей Ротаря С.Б., Самар Л.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Розыевым С.С.
при участии в заседании:
от публичного акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания": Поляков Д.О., представитель по доверенности от 01.01.2022
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Жилищно-коммунального хозяйства Администрации Николаевского муниципального района
на решение от 07.10.2022
по делу N А73-10914/2022
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску Публичного акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания"
к Управление Жилищно-коммунального хозяйства Администрации Николаевского муниципального района
о взыскании 89 554 364, 09 руб.
третье лицо Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Дальневосточная энергетическая компания" обратилось в суд с исковым заявлением к Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации Николаевского муниципального района о взыскании убытков в размере 89 554 364,09 руб., возникших в связи с применением регулируемых тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в зонах децентрализованного энергоснабжения, за период январь - март 2022 года.
Определением суда от 05.09.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 07.10.2022 иск удовлетворен, с управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации Николаевского муниципального района в пользу публичного акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания взысканы убытки в размере 89 554 364 руб. 09 коп., а также понесенные судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 000 рублей.
Не согласившись с решением суда, Управление Жилищно-коммунального хозяйства Администрации Николаевского муниципального района в апелляционной жалобе, принятой к производству Шестого арбитражного апелляционного суда, просит его отменить, в удовлетворении требований истца о взыскании убытков с Управления отказать.
В обоснование жалобы приводит доводы о том, что задолженность перед ПАО "ДЭК" у Управления тянется с 2020 года, когда возникло право на получение субсидии на компенсацию убытков, которая переходила из года в год. Указывает на отсутствие в утвержденном на 2020 год бюджете средств на финансирование убытков истца ввиду несвоевременного обращения ПАО "ДЭК" с заявлением о предоставлении субсидий.
Ссылается на недостаточность финансирования из краевого бюджета со стороны главного распорядителя денежных средств Министерства ЖКХ Хабаровского края. Обращает внимание на исполнение органами местного самоуправления государственных полномочий в пределах доведенных до них лимитов. Кроме того, Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации Николаевского муниципального района считает себя ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, в связи с чем, просит привлечь в качестве соответчика Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края.
В отзыве на апелляционную жалобу ПАО "ДЭК" возражает против доводов заявителя жалобы, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании апелляционного суда представитель истца возражал против доводов апелляционной жалобы, согласно представленному отзыву. Привел, кроме того, доводы о том, что обжалуемое решение суда в настоящее время исполнено ответчиком, представив в подтверждение платежное поручение.
Иные участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку представителей в судебное заседание не обеспечили. В порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в порядке главы 34 АПК РФ, апелляционный суд не находит оснований для их отмены либо изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 07.06.2022 между ПАО "ДЭК" - "Хабаровскэнергосбыт" (получатель) и Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации Николаевского муниципального района (главный распорядитель средств районного бюджета) заключено соглашение N 26-22-Э о предоставлении из бюджета Николаевского муниципального района субсидии на компенсацию убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в зонах децентрализованного энергоснабжения.
В соответствии с пунктом 1.1 соглашения его предметом является предоставление из бюджета Николаевского муниципального района субсидии за счет средств бюджета Хабаровского края, поступающих в виде субвенции в районный бюджет, в период с 01.01.2022 по 31.12.2022 в целях компенсации получателю убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в зонах децентрализованного энергоснабжения.
Согласно пункту 2.1 соглашения субсидия предоставляется из районного бюджета за счет средств краевого бюджета, поступающих в виде субвенций в районный бюджет, в период с 01 января 2022 г. по 31 декабря 2022 г. филиалу ПАО "ДЭК" - "Хабаровскэнергосбыт" на компенсацию убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на эклектическую энергию, поставляемую населению в зонах децентрализованного энергоснабжения, по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации: код главного распорядителя средств районного бюджета 955, раздел 05, подраздел 02, целевая статья 200020П080, вид расходов 811. дополнительный код 4403, в рамках муниципальной программы "Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры поселений Николаевского муниципального района", утвержденной постановлением администрации Николаевского муниципального района от 29.10.2019 N 1183-па.
Плановый размер субсидии, предоставляемой из районного бюджета, в соответствии с настоящим соглашением, составляет 2 000 000 руб. Фактический размер субсидии рассчитывается в соответствии с постановлением Правительства Хабаровского края от 11.03.2008 N 73-пр "О компенсации убытков организациям от применения регулируемых тарифов па электрическую энергию, поставляемую населению в зонах децентрализованного энергоснабжения, и предоставлении местным бюджетам субвенций из краевого бюджета для компенсации организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в зонах децентрализованного энергоснабжения" (пункт 2.2 соглашения).
Разделом 3 соглашения предусмотрены условия и порядок предоставления субсидии.
Пунктом 3.1 соглашения установлено, что субсидия предоставляется в соответствии с Порядком предоставления субсидии:
- на цели, указанные в разделах 1, 2 настоящего соглашения;
- при представлении получателем главному распорядителю средств районного бюджета документов, предусмотренных пунктом 3.1 Порядка предоставления субсидии.
В силу пункта 3.2 соглашения перечисление субсидии осуществляется ежемесячно, согласно графику плановых платежей перечисления субсидии (Приложение 1), при условии поступления субвенций из краевого бюджета на счет главного распорядителя средств районного бюджета, на счет, открытый получателем в учреждениях Центрального банка Российской Федерации и (или) кредитных организациях для учета операций со средствами юридических лиц (их обособленных подразделений), не являющихся участниками бюджетного процесса, индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг.
В обязанности главного распорядителя средств районного бюджета согласно пунктам 4.1.1 и 4.1.2 соглашения входит:
- обеспечение предоставления субсидии в соответствии с разделом 3 настоящего соглашения;
- проведение проверки представляемых получателем документов, указанных в пункте 3.1.2 настоящего соглашения, в том числе на соответствие их порядка предоставления субсидии, в течение 22 рабочих дней со дня их получения от получателя.
Кроме того, главный распорядитель средств районного бюджета обязуется по итогам расчетов за период с 01 января 2022 г. по 31 декабря 2022 г. после сверки с министерством жилищно-коммунального хозяйства формировать итоговый акт сверки с получателем (пункт 4.1.7.2 соглашения).
Из материалов дела следует, что ПАО "ДЭК" выполнило условия соглашения, расчет стоимости электрической энергии, поставленной населению в зоне децентрализованного энергоснабжения на территории Николаевского муниципального района Хабаровского края, произведен с применением регулируемых тарифов на электрическую энергию.
Соответствующий отчет об объеме реализованной электрической энергии и расчет фактического объема средств субсидии на возмещение убытков за январь - март 2022 г. письмом исх. N 39/6719 от 07.04.2022, которое получено ответчиком 08.04.2022, о чем свидетельствует входящий штамп на данном письме.
Из указанного расчета следует, что сумма убытков истца за спорный период составила 89 554 364,09 руб.
Поскольку ответчиком обязательства по соглашению в части компенсации заявленных истцом убытков не исполнено, истец направил последнему претензию исх. N 39/8685 от 05.05.2022 с требованием о погашении возникшей задолженности в десятидневный срок с момента получения претензии.
Претензия получена ответчиком 05.05.2022, однако требования истца в добровольном порядке не удовлетворены.
Указанные обстоятельства послужили истцу основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. При этом под убытками понимаются, в том числе, расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
В силу статьи 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта органа местного самоуправления, подлежат возмещению муниципальным образованием.
Положениями статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. Предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, а также разъяснениям пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей" (далее - постановление Пленума N 87), если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
На основании статьи 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации предоставление бюджетных средств осуществляется в форме субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам.
В соответствии со статьей 2 Закона Хабаровского края от 31.10.2007 N 142 "О компенсации организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в зонах децентрализованного энергоснабжения" (далее - Закон от 31.10.2007 N 142), компенсация убытков производится в случае, если установленный экономически обоснованный тариф на электрическую энергию превышает установленный тариф на электрическую энергию для населения.
Статьей 3 Закона от 31.10.2007 N 142 установлено, что компенсация убытков является расходным обязательством края.
Финансирование расходов на компенсацию убытков производится в пределах средств, предусмотренных в краевом бюджете.
В статье 4 Закона от 31.10.2007 N 142 предусмотрено, что определение размера компенсации убытков осуществляется с учетом экономически обоснованного тарифа на электрическую энергию, тарифа на электрическую энергию для населения, нормативного объема электрической энергии и численности населения, потребляющего электрическую энергию в зоне децентрализованного энергоснабжения.
В соответствии со статьей 1 Закона Хабаровского края от 31.10.2007 N 143 "О наделении органов местного самоуправления Хабаровского края государственными полномочиями Хабаровского края по компенсации организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в зонах децентрализованного энергоснабжения" (далее - Закон от 31.10.2007 N 143) государственными полномочиями Хабаровского края (далее - край) по компенсации организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в зонах децентрализованного энергоснабжения, наделяются органы местного самоуправления, в том числе Николаевского муниципального района края.
Согласно статье 3 Закона от 31.10.2007 N 143 органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий обязаны производить расчет и компенсировать организациям убытки, связанные с применением регулируемых тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в зонах децентрализованного энергоснабжения, в порядке, установленном Правительством края.
Порядок расходования средств краевого бюджета, переданных местному бюджету в виде субвенции на компенсацию убытков от разницы в тарифах, урегулирован в Постановлении Правительства Хабаровского края от 11.03.2008 N 73-пр "О компенсации убытков организациям от применения регулируемых тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в зонах децентрализованного энергоснабжения, и предоставлении местным бюджетам субвенций из краевого бюджета для компенсации организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в зонах децентрализованного энергоснабжения".
Порядок предоставления субсидий на компенсацию выпадающих доходов, связанных с применением льготных тарифов на тепловую энергию и электрическую энергию (мощность) на территории Николаевского муниципального района утвержден Постановлением администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края от 18.04.2017 N 453-па.
Из материалов дела следует, что тарифы на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Хабаровскому краю на 2021 год установлены Постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края N 41/1 от 18.12.2020.
Тарифы на электрическую энергию, поставляемую ПАО "ДЭК" покупателям на территории Николаевского района Хабаровского края, технологически не связанной с единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными энергетическими системами на 2021 год установлены Постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края N 44/9 от 29.12.2020.
Всего за период январь - март 2022 г. сумма субсидии на возмещение убытков ПАО "ДЭК" составляет 89 554 364,09 рублей, в том числе:
- за январь 2022 г. фактически выставлено по регулируемым тарифам для группы население (без НДС) 9 439 425,81 рублей, стоимость электроэнергии, рассчитанной по экономически обоснованному тарифу составляет 41 522 100,57 рублей. Разница между стоимостью электроэнергии, фактически выставленной населению, и рассчитанной по экономически обоснованному тарифу составляет 32 082 674,76 рублей;
- за февраль 2022 г. фактически выставлено по регулируемым тарифам для группы население (без НДС) 9 272 849,94 рублей, стоимость электроэнергии, рассчитанной по экономически обоснованному тарифу составляет 40 723 434,47 рублей. Разница между стоимостью электроэнергии, фактически выставленной населению, и рассчитанной по экономически обоснованному тарифу составляет 31 450 584,53 рублей;
- за март 2022 г. фактически выставлено по регулируемым тарифам для группы население (без НДС) 7 665 750,75 рублей, стоимость электроэнергии, рассчитанной по экономически обоснованному тарифу составляет 33 686 855,55 рублей. Разница между стоимостью электроэнергии, фактически выставленной населению, и рассчитанной по экономически обоснованному тарифу составляет 26 021 104,80 рублей.
Суд верно исходил из того, что указанные разницы, общий размер которых составляет 89 554 364 руб. 09 коп., являются убытками истца, которые должны быть компенсированы ответчиком путем предоставления субсидии.
Доводы заявителя жалобы со ссылкой на недостаточность финансирование краевого бюджета со стороны главного распорядителя денежных средств Министерства ЖКХ края, отклоняется апелляционным судом.
Постановлением от 23.06.2018 N 323-па Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края утвержден порядок предоставления организациям субсидий на возмещение убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в зонах децентрализованного энергоснабжения на территории Николаевского муниципального района. Во исполнение названного постановления между истцом и ответчиком заключено соглашение N 26-22-Э от 07.06.2022.
По условиям соглашения ответчик принял на себя обязательство по обеспечению субсидиями. Вопреки доводам заявителя, истец своевременно - 07.04.2022 направил в адрес ответчика документы об объеме реализованной населению электрической энергии, а также расчета объема средств субсидий. Каких-либо замечаний по направленным документам, определенным объемам потребления ответчик в адрес ПАО "ДЭК не направил.
В данном случае, распределение субвенций между конкретными получателями на территории Николаевского муниципального района относится к полномочиям непосредственно администрации, которой для оплаты субсидий с истцом заключено соглашение, положенное в основание требований. Доказательств того, что общий размер начисленных субсидий превысил размер полученных субвенций и администрацией принимались необходимые меры к их покрытию в материалы не представлено.
Доводы заявителя апелляционной жалобы по существу не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены или изменения принятого судебного акта.
Решение суда, принято при правильном установлении всех обстоятельств, имеющих значение дела, применении норм материального и процессуального права, согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
В силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель апелляционной жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражные суды.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 07.10.2022 по делу N А73-10914/2022 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Е. Пичинина |
Судьи |
С.Б. Ротарь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-10914/2022
Истец: ПАО "ДЭК"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА АДМИНИСТРАЦИИ НИКОЛАЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
Третье лицо: Министерство Жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, ПАО "ДЭК"