г. Томск |
|
22 декабря 2022 г. |
Дело N А45-11878/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 декабря 2022 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зайцевой О.О.,
судей: Кривошеиной С.В.
Павлюк Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания без использования средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Легачевой А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью производственно-коммерческая фирма "Мария-Ра" (N 07АП-9314/2022) на решение от 07.09.2022 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-11878/2022 (судья Нахимович Е.А.), по заявлению общества с ограниченной ответственностью производственно-коммерческая фирма "Мария-Ра" (ОГРН: 1022201763517) о признании незаконным и отмене постановления от 23.03.2022 N236/163-22, административный орган: Административная комиссия Центрального округа по Железнодорожному, Заельцовскому и Центральному районам города Новосибирска,
при участии в судебном заседании:
- без участия (извещены),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью производственно-коммерческая фирма "Мария-Ра" (далее - заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 23.03.2022 N 236/163-22, административный орган: Административная комиссия Центрального округа по Железнодорожному, Заельцовскому и Центральному районам города Новосибирска (далее - Административная комиссия).
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 07.09.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель указывает (с учетом дополнений от 13.12.2022) на нарушение процедуры привлечения к административной ответственности, а также на отсутствие состава правонарушения. Кроме этого, в материалах дела отсутствуют доказательства надлежащего уведомления, с учетом положений ст. 25.15 КоАП РФ, ООО "Мария-Ра" как о дате составления протокола по делу об административном правонарушении, так и дате рассмотрения самого административного дела.
Определениями от 02.11.2022 и 18.11.2021 судебное разбирательство откладывалось для предоставления в материалы дела от Административной комиссии доказательств надлежащего уведомления, с учетом положений ст. 25.15 КоАП РФ, ООО "ПКФ "Мария - Ра" как о дате составления протокола по делу об административном правонарушении, так и дате рассмотрения самого административного дела. В том числе для представления доказательства того, что именно направлено по электронному адресу и почему этот электронный адрес является официальным адресом ООО ПКФ "Мария - Ра".
Вышеуказанные определения суда апелляционной инстанции исполнены не были.
Лица, участвующие в деле, не обеспечившие личное участие и явку своих представителей в судебное заседание, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в связи с чем, суд апелляционной инстанции на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ рассмотрел апелляционную жалобу в их отсутствие.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в ходе проведенного 28.02.2022 осмотра территории по адресу: ул. Дуси Ковальчук, д. 266 выявлен факт нарушений со стороны ООО ПФК "Мария-Pa", а именно, не проведены мероприятия по уборке территории вручную - очистка территории от снега наносного происхождения, которая должна осуществляться ежедневно до 8.00 часов, а так же в патрульном режиме в дневное время суток.
Правонарушения зафиксированы в акте осмотра территории от 28.02.2022 N 163, приложении к акту.
По факту выявленного правонарушения составлен протокол об административном правонарушении от 05.03.2022 N 163.
Постановлением Административной комиссии Центрального округа по Железнодорожному, Заельцовскому и Центральному районам города Новосибирска от 23.03.2022 N 236/163-22 ООО производственно-коммерческая фирма "Мария-Pa" привлечено к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.22 Закона Новосибирской области от 14.02.2003 N 99-03 "Об административных правонарушениях в Новосибирской области" (далее - Закон Новосибирской области N 99-03), выразившегося в нарушении пунктов 4.2 Правил благоустройства территории города Новосибирска от 27.09.2017 N 469 (далее - Правила благоустройства), пункта 1 раздела 2 Приложения к Правилам благоустройства. Назначено наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности в действиях Общества события и состава вмененного правонарушения.
Между тем, судом не учтено следующее.
Арбитражный апелляционный суд исходит из наличия со стороны Административной комиссии процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно части 1 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела и разрешение его в соответствии с законом являются задачами производства по делам об административных правонарушениях (статья 24.1 КоАП РФ). В этих целях административный орган должен соблюдать установленный порядок осуществления процессуальных действий по возбуждению, рассмотрению дел об административных правонарушениях.
Следовательно, одним из условий законности применения мер административного принуждения по факту выявленного правонарушения является соблюдение административным органом установленного законом порядка привлечения к административной ответственности.
КоАП РФ устанавливает ряд процессуальных требований, обеспечивающих гарантии защиты прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Проверив соблюдение административным органом процедуры привлечения к административной ответственности и соответствующие доводы жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители (часть 1 статьи 25.4 КоАП РФ).
В силу части 3 статьи 25.4 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Протокол об административном правонарушении является основным документом, устанавливающим фактические данные, свидетельствующие о наличии события административного правонарушения, виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Протокол об административном правонарушении является основанием для привлечения к административной ответственности, который должен быть составлен с соблюдением требований статьи 28.2 КоАП РФ, подробно регламентирующей содержание протокола об административном правонарушении и порядок его составления.
Положения статьи 28.2 КоАП РФ предусматривают ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В частности, в протоколе отражается объяснения законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения (часть 2); при составлении протокола указанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем в протоколе делается соответствующая запись (часть 3); ему предоставляется возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении (часть 4); протокол должен быть подписан законным представителем юридического лица, а в случае отказа от подписания протокола в нем делается соответствующая запись (часть 5).
Выполнение указанных требований при составлении протокола об административном правонарушении направлено на соблюдение гарантий защиты прав лица, привлекаемого к ответственности.
Неизвещение лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и дате составления протокола об административном правонарушении, о времени и месте вынесения постановления о привлечении к административной ответственности является существенным нарушением порядка привлечения к административной ответственности, поскольку лицо, привлекаемое к ответственности, в таком случае лишается предоставленных Кодексом процессуальных прав и гарантий защиты.
В силу пункта 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных кодексом, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными.
Как следует из положений пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", составление протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, не относится к существенным недостаткам протокола только в том случае, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления.
Таким образом, протокол об административном правонарушении может быть составлен без участия лица, привлекаемого к административной ответственности, только в том случае, если он извещен о данном процессуальном действии в установленном законом порядке.
Данные правовые нормы призваны обеспечить процессуальные гарантии лица, привлекаемого к административной ответственности. Несоблюдение регламентированного указанными нормами КоАП РФ порядка составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела органами, уполномоченными привлекать субъектов к административной ответственности, нарушает право привлекаемого лица на защиту.
Лишая лицо возможности воспользоваться процессуальными правами при рассмотрении дела об административном правонарушении, административный орган нарушает предусмотренные КоАП РФ требования о всестороннем, полном и объективном выяснении всех обстоятельств дела (статья 24.1 КоАП РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Следовательно, КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с извещением лиц, привлекаемых к административной ответственности, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, рассмотрения дела, такое извещение в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п.).
Вместе с тем извещение о времени и месте совершения процессуального действия не должно быть формальным, а должно быть направлено таким образом, что лицо, которому оно направлено, имело реальную возможность в связи с получением такого извещения реализовать предоставленное ему право на защиту.
Таким образом, надлежащим извещение будет являться только в том случае, если предусмотрена возможность фиксации его получения адресатом.
Как следует из материалов дела, протокол об административном правонарушении от 23.03.2022 составлен Административной комиссией в отсутствие законного представителя последнего.
Из материалов дела следует, что извещение о явке лица для составления протокола об административном правонарушении направлено обществу по электронной почте по адресу ob42@maria-ra.ru. доказательства принадлежности данного адреса электронной почты ООО "ПКФ "Мария - Ра" в материалы дела не представлено, учитывая, что согласно сведениям, отраженным на официальном сайте ООО "ПКФ "Мария - Ра" https://www.maria-ra.ru/o-kompanii/kontakty/ в разделе "КОНТАКТЫ" указаны следующие электронные адреса:
- служба клиентского сервиса: 8-800-1000-810, e-mail: ura@maria-ra.ru
- служба подбора персонала: 8-800-77-55-999, e-mail: podbor@maria-ra.ru
- отдел аренды и имущества: +7 (3852) 22-34-18
- служба строительства и эксплуатации: +7 (3852) 22-34-14, e-mail: e7@maria-ra.ru
- служба ИТ: e-mail: it195@maria-ra.ru
- служба маркетинга: +7 (3852) 22-34-16, e-mail: rm9@maria-ra.ru
- распределительный центр, г. Новоалтайск ул. Октябренок, 9А, +7 (3852) 55-38-67, email: kl76@maria-ra.ru.
Между тем, в указанном перечне отсутствует адрес электронной почты: ob42@maria-ra.ru, по которому направлялись сообщения Административной комиссией. Кроме того, из текста письма не усматривается: какого именно содержания было сообщение, а также название файла вложения (л.д. 25-26).
Согласно выписке из ЕГРЮЛ юридический адрес ООО "Мария-Ра": 656049, Алтайский край, город Барнаул, улица Мерзликина, дом 5. Однако в материалах дела отсутствуют доказательства уведомления ООО "Мария-Ра" о производстве по делу об административном правонарушении по указанному юридическому адресу.
В качестве доказательства надлежащего извещения Общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении Административной комиссией в материалы дела представлено уведомление (л.д. 27), не имеющее сведений о его получении или направления Обществу.
Между тем, из указанного уведомления не представляется возможным сделать однозначный вывод о надлежащем извещении Общества о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, поскольку из текста уведомления не следует, что законный представитель Общества вызывался на составление протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.22 Закона Новосибирской области от 14.02.2003 N 99-03 "Об административных правонарушениях в Новосибирской области"
Каких-либо иных доказательств того, что законный представитель Общества уведомлялся о месте и времени составления протокола, административным органом в нарушение процессуальной обязанности доказывания указанного обстоятельства, не представлено.
В связи с изложенным, поскольку по состоянию на дату составления протокола у административного органа отсутствовали сведения о действительном извещении Общества каким-либо предусмотренным законом способом о времени и месте составления протокола, то у административного органа отсутствовали основания для признания надлежащим уведомления Общества о совершаемых процессуальных действиях. Иных доказательств извещения Общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах, невзирая на то, что возможно административным органом были предприняты меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, апелляционный суд считает, что их нельзя считать необходимыми и достаточными в целях обеспечения возможности привлекаемому лицу воспользоваться правами, предусмотренными КоАП РФ, поскольку на момент совершения процессуальных действий до Общества указанные сведения каким-либо способом доведены не были.
Поскольку указанные обстоятельства административным органом надлежащими и достаточными доказательствами не опровергнуты несмотря на неоднократное отложение рассмотрения дела апелляционным судом, основания для признания извещения Общества надлежащим и заблаговременным в материалах дела отсутствуют.
Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что Общество при производстве по делу об административном правонарушении было лишено возможности реализовать свои процессуальные права, предусмотренные статьями 25.1, 28.2 КоАП РФ. Нарушение требований статей 25.1, 28.2 КоАП РФ, касающиеся обеспечения процессуальных гарантий защиты прав лица, привлекаемого к ответственности, носит существенный характер и служит основанием для отказа в привлечении к административной ответственности.
Следовательно, выводы суда первой инстанции о соблюдение административным органом процессуальных прав и законных интересов Общества, не соответствуют обстоятельствам дела, что обусловило неправомерность удовлетворения заявленных требований.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает необходимым отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявления
Руководствуясь статьями 258, 268, 270, 271, пунктом 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью производственно-коммерческая фирма "Мария-Ра" удовлетворить.
Решение от 07.09.2022 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-11878/2022 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Требования общества с ограниченной ответственностью производственно-коммерческая фирма "Мария-Ра" удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Административной комиссии Центрального округа по Железнодорожному, Заельцовскому и Центральному районам города Новосибирска от 23.03.2022 N 236/163-22 о назначении наказания обществу с ограниченной ответственностью производственно-коммерческая фирма "Мария-Ра" (ОГРН: 1022201763517) в виде административного штрафа в сумме 20 000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
О.О. Зайцева |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-11878/2022
Истец: ООО ПРОИЗВОДСТВЕННО-КОММЕРЧЕСКАЯ ФИРМА "МАРИЯ-РА"
Ответчик: Административная комиссия Центрального округа по Железнодорожному, Заельцовскому и Центральному районам города Новосибирска
Третье лицо: Седьмой арбитражный апелляционный суд