г. Пермь |
|
21 декабря 2022 г. |
Дело N А60-41836/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 декабря 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И.В.,
судей Васильевой Е.В., Трефиловой Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шляковой А.А.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенных надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 17 октября 2022 года
по делу N А60-41836/2022
по заявлению акционерного общества "Екатеринбургская электросетевая компания" (ИНН 6658139683, ОГРН 1026602312770)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (ИНН 6658065103, ОГРН 1036602648928)
третье лицо - Сахапова Ирина Валерьевна
о признании незаконным и отмене постановления N 066/04/9.21-1689/2022 от 06.07.2022,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Екатеринбургская электросетевая компания" (далее - заявитель, АО "ЕЭК", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, УФАС по Свердловской области) о признании незаконным и отмене постановления от 06.07.2022 о назначении административного наказания в виде административного штрафа по делу N 066/04/9.21-1689/2022.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Сахапова Ирина Валерьевна.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 17 октября 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано; постановление от 06.07.2022 о назначении административного наказания в виде административного штрафа по делу N 066/04/9.21-1689/2022, вынесенное УФАС по Свердловской области в отношении АО "ЕЭК" признано не подлежащим исполнению.
Не согласившись с принятым судебным актом, антимонопольный орган обжаловал его в апелляционном порядке, просит отменить решение суда в части признания постановления от 06.07.2022 о назначении административного наказания в виде административного штрафа по делу No066/04/9.21-1689/2022 в отношении АО "ЕЭК" не подлежащим исполнению.
В апелляционной жалобе настаивает на том, что основания для применения части 5 статьи 4.4 КоАП РФ отсутствовали.
Приводит доводы о том, что рассмотрение дела по заявлению об административном правонарушении не является контрольным (надзорным) мероприятием, предусмотренным Федеральным закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ. Понятие государственного контроля (надзора) не включает в себя действия антимонопольного органа по возбуждению дела об административном правонарушении на основании поступившего заявления.
Отмечает, дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.21 КоАП РФ, могут быть возбуждены федеральным антимонопольным органом, его территориальным органом без проведения контрольных (надзорных) мероприятий в случае, если в материалах, сообщениях, заявлениях, поступивших в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган, содержатся достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (п. 3.3 ст. 28.1 КоАП РФ). Следовательно, рассмотрение заявления и возбуждение дела об административном правонарушении не является контрольным (надзорным) мероприятием.
Считает, должностное лицо антимонопольного органа было вправе вынести два постановления по одному заявлению в отношении административных правонарушений, совершенных в результате различных действий общества.
Общество с доводами апелляционной жалобы не согласно по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу; решение суда первой инстанции полагает обоснованным, просит оставить его без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Третье лицо не представило отзыв на доводы апелляционной жалобы.
АО "ЕЭК" заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов.
Судом рассмотрено заявленное ходатайство в порядке ст. 159 АПК РФ.
В связи с тем, что постановление по делу об административном правонарушении N 066/04/9.21-3675/2022 вынесено 15.11.2022, то есть после принятия обжалуемого решения суда первой инстанции, учитывая необходимость оценки представленных документов в совокупности с другими имеющимися доказательствами, а также, исходя из того, что не приобщение представленных документов может привести к принятию необоснованного судебного акта (пункт 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции") суд апелляционной инстанции в целях полного и всестороннего исследования обстоятельств настоящего спора, руководствуясь частью 1, 2 статьи 268 АПК РФ, приобщил представленные документы к материалам дела.
На основании ст.163 АПК РФ в судебном заседании объявлен перерыв до 19.12.2022.
19.12.2022 судебное заседание продолжено, состав суда и секретарь судебного заседания прежние.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебные заседания представителей не направили, что в силу частей 3 и АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, УФАС по Свердловской области вынесено постановление от 06.07.2022 о назначении административного наказания в виде административного штрафа по делу N 066/04/9.21-1689/2022 об административном правонарушении (ч. 2 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), которым АО "ЕЭК" признано виновным в совершении административного правонарушения, административная ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, обществу назначено наказание в виде штрафа в размере 700 000 руб.
Полагая, что вынесенное постановление о привлечении к административной ответственности является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, принимая решение, исходил из того, что состав административного правонарушения в действиях общества доказан, вместе с тем установил основания для признания вменяемого обществу правонарушения не подлежащим исполнению.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив правильность применения судом первой инстанции норм права, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с частью 1 статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет согласно части 2 статьи 9.21 КоАП РФ наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Событие предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ административного правонарушения проявляется в повторном совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 указанной статьи, а именно в нарушении субъектом естественной монополии Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (утв. постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861).
На отношения, которые возникают на товарных рынках Российской Федерации и в которых участвуют субъекты естественных монополий, потребители, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления распространяется Федеральный закон от 17.08.1995 N 147 -ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон N 147-ФЗ).
Субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии (статья 3 Закона N 147-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 4 Закона N 147-ФЗ услуги по передаче электрической энергии относятся к деятельности субъектов естественных монополий.
В соответствии с письмом ФСТ России от 05.06.2013 N ЕП-5446/12 сетевые организации осуществляют два вида регулируемой деятельности: оказание услуг по передаче электрической энергии и технологическое присоединение заявителей к электрическим сетям.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) и п. 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (утв. постановлением Правительства от 27.12.2004 N 861) АО "ЕЭСК" является субъектом естественной монополии, территориальной сетевой организацией, оказывающей услуга по передаче электрической энергии, что подтверждается, постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 27.12.2019 N 274-ПК "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями, расположенными на территории Свердловской области, на 2020 - 2024 годы".
АО "ЕЭСК", осуществляя деятельность по передаче электрической энергии, является субъектом естественной монополии, имеет возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на этом рынке. Его положение признается доминирующим на рынке по передаче электрической энергии как субъекта естественной монополии на рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Порядок технологического присоединения установлен в Правилах технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила технологического присоединения, Правила N 861).
В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Согласно абзаца 2 части 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике, договор об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемый между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом является публичным.
Публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.) (пункт 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения.
Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, ничтожны (пункт 5 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Порядок и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, процедура присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, требования к выдаче технических условий, порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий урегулированы Правилами N 861.
Пунктом 3 Правил N 861 установлено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил N 861 и наличии технической возможности технологического присоединения.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные Правилами N 861. Заключение договора является обязательным для сетевой организации (пункт 6 Правил N 861).
Судом установлено, Сахаповой И.В. была подана заявка от 26.05.2021 N 1855205/10588-2021 в адрес АО "ЕЭСК" на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: г. Екатеринбург, на земельном участке с кадастровым номером 66:41:0518001:223.
Договор N 44963 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям между АО "ЕЭСК" и Сахаповой И.В. заключен 07.06.2021, что подтверждается чеком по операции ПАО "Сбербанк России" от 07.06.2021.
Сахаповой И.В. выданы технические условия для присоединения к электрическим сетям N 218-224-728-2021, согласно которым нахождение объекта, в целях электроснабжения которого осуществляется технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя: малоэтажная жилая застройка, по адресу: г. Екатеринбург, на земельном участке с кадастровым номером: 66:41:0518001:223, максимальная мощность 15 кВт, класс напряжения 0,4 кВ.
Сахапова И.В. относится к категории заявителей, предусмотренных п. 14 Правил N 861.
Одним из существенных условий договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, в соответствии с пп. "б" п. 16 Правил N 861, является срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать: 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(3), 13(5), 14 и 34 Правил N 861, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Срок, предусмотренный пунктом 16 Правил N 861, является пресекательным (императивным) и начинает исчисляться с момента заключения договора об осуществлении технологического присоединения. Нормами действующего законодательства не предусмотрено оснований для продления указанного срока, либо оснований, освобождающих сетевую организацию от обязанности по осуществлению мероприятий, направленных на технологическое присоединение объекта заявителя.
Согласно пункту 16(3) Правил N 861 обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с лицами, указанными в пункте 12(1) Правил N 861, распределяются следующим образом:
заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя;
сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.
Мероприятия по технологическому присоединению, согласно пункту 18 Правил N 861, включают в себя:
а) подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором (субъектом оперативно - диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), а в случае выдачи технических условий электростанцией - согласование их с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) и со смежными сетевыми организациями;
б) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;
в) разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;
г) выполнение заявителем и сетевой организацией технических условий, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие устройств сетевой, противоаварийной и режимной автоматики, а также выполнение заявителем и сетевой организацией требований по созданию (модернизации) комплексов и устройств релейной защиты и автоматики в порядке, предусмотренном Правилами технологического функционирования электроэнергетических систем, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2018 N 93У "Об утверждении Правил технологического функционирования электроэнергетических систем и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Правила технологического функционирования электроэнергетических систем);
д) проверку выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий в соответствии с разделом IX настоящих Правил;
д(1)) выполнение мероприятий по вводу объектов электроэнергетики заявителя, сетевой организации и иных лиц, построенных (реконструированных, модернизированных) в рамках выполнения мероприятий по технологическому присоединению, а также входящих в их состав оборудования, комплексов и устройств релейной защиты и автоматики, средств диспетчерского и технологического управления в работу в составе электроэнергетической системы в соответствии с Правилами технологического функционирования электроэнергетических систем.
На электронную почту заявителя 17.11.2021 АО "ЕЭСК" направило дополнительное соглашение к договору N 44963 об осуществлении технологического присоединения с просьбой подписать его и направить в ответ фото или скан-копию. Согласно п. 1 дополнительного соглашения срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению установлен до 31.03.2022.
Между тем, согласно абз. 2 п. 19 Правил N 861 запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные Правилами N 861.
Возможность продления срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению Правилами N 861 не установлена.
Условия о сроках осуществления технологического присоединения, а также о распределении обязательств в рамках договора между сетевой организацией и заявителем, определены законодателем, и на усмотрение сетевой организации не относятся.
Это означает, в частности, что алгоритм действий сетевой организации, а также временной интервал, отведенный на исполнение договора, не могут изменяться последней, если это приведет к ухудшению положения заявителя.
Нарушение сроков, гарантированных Правилами N 861, ущемляет права лиц, обратившихся в сетевую организацию на своевременное подключение к электрическим сетям.
Таким образом, с учетом положений п. 4 ст. 421, п. 5 ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 26 Закона об электроэнергетики и пп. "б" п. 16 Правил N 861 следует, что срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению исчисляется со дня заключения договора и не может превышать сроки, указанные в пп. "б" п. 16 Правил N 861. Иные дополнительные соглашения об изменении сроков выполнения мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств потребителей к электрическим сетям сетевой организации противоречат публичному характеру договора.
Общество, по истечении установленного пунктом 16 Правил срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению, не выполнив в срок предусмотренные договорами действия по присоединению, направило в адрес потребителя дополнительное соглашение, тем самым навязав им услуги и обязательства, не предусмотренные Правилами.
Согласно пункта 19.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в силу пункта 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ одним из обстоятельств, отягчающих административную ответственность, является повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 КоАП РФ.
При применении указанной нормы следует учитывать, что однородными считаются правонарушения, ответственность за совершение которых предусмотрена одной статьей Особенной части КоАП РФ.
Вступившим в законную силу 03.12.2020 постановлением Свердловского УФАС России по делу N 066/04/9.21-2596/2020 АО "ЕЭСК" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 9.21 КоАП.
Указанное постановление было исполнено АО "ЕЭСК" 08.12.2020.
Таким образом, Общество считается подвергнутым административному наказанию с 03.12.2021 до 08.12.2022.
Согласно статье 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
Согласно пунктам 3, 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях") местом совершения административного правонарушения является место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствий; если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность. В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, совершенного 17.11.2021, выразившегося в нарушении п. 19 Правил N 861, а именно навязывание не предусмотренных Правилами N 861 условий договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии путем направления 17.11.2021 на электронную почту заявителя дополнительного соглашения от 17.11.2021, содержащего условия о продлении срока выполнения мероприятий по договору N 44963 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, превышающего сроки (максимально допустимые), определенные пп. "б" п. 16 Правил N 861, лицом, считающимся с 03.12.2020 до 08.12.2021 подвергнутым административному наказанию.
Факт совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, подтверждается материалами дела и обществом не опровергнут.
Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно статьей 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопрос о наличии вины общества в совершении вменяемого правонарушения исследовался антимонопольным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении, что отражено в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Существенных нарушений процедуры привлечения к административной ответственности административным органом не допущено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено. АО "ЕЭСК" была предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Постановление о привлечении к административной ответственности принято в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Наказание назначено в размере санкции, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
С учетом обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности совершенного правонарушения суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для признания правонарушения малозначительным и применения положений статьи 2.9 КоАП РФ. Исключительность ситуации, в которой было совершено правонарушение, из материалов дела не усматривается, основания для замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение на основании ст. 4.1.1 КоАП РФ также отсутствуют.
Судом первой инстанции учтено, что с 06.04.2022 вступил в силу Федеральный закон от 26.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", которым внесены изменения в ст. 2.1 КоАП РФ, предусматривающие иной порядок привлечения к административной ответственности за одно и то же правонарушение юридического лица и должностного лица и фактически исключающий одновременное применение мер наказания в этом случае.
Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" статья 4.4 КоАП РФ дополнена частью 5, согласно которой, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
Изменения, внесенные Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ в КоАП РФ, отвечают признакам закона, который имеет обратную силу согласно части 2 статьи 1.7 КоАП РФ и смягчают административную ответственность.
Суд первой инстанции посчитал, что в ходе указанного контрольного мероприятия было выявлено еще одно административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ. В рамках рассмотрения дела N 066/004/9.21-1628/2022 заявитель привлечен к административной ответственности постановлением о назначении административного наказания в виде штрафа от 02.06.2022, которое было обжаловано заявителем в Арбитражный суд Свердловской области в рамках дела N А60-33886/2022. Решением Арбитражного суда Свердловской области от 06.10.2022 г. заявленные требования удовлетворены частично, постановление УФАС по Свердловской области о назначении административного наказания в виде административного штрафа по делу N 066/04/9.21-1628/2022 об административном правонарушении (ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ) от 02.06.2022 года признано незаконным и отменено в части штрафа в размере, превышающем 300 000 рублей. Признав, что УФАС по Свердловской области при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора) выявлены два административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же частью статьи раздела II КоАП РФ - ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, с учетом положений части 5 статьи 4.4 КоАП РФ, по делам об административном правонарушении, возбужденным в отношении АО "ЕЭСК" N066/04/9.21-1689/2022 и N066/004/9.21-1628/2022, установил необходимость назначения административного наказания как за совершение одного административного правонарушения.
Между тем, апелляционный суд, повторно изучив обстоятельства настоящего дела и дела А60-33886/2022, приходит к ошибочности указанного вывода суда первой инстанции.
Как следует из материалов настоящего дела поводом к возбуждению дела N 066/04/9.21-1689/2022 явилось поступившее в порядке подведомственности заявление Сахаповой И.В. (вх. 01-359-м от 07.04.2022) о наличии события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, совершенного 17.11.2021, выразившегося в нарушении п. 19 Правил N 861, а именно навязывание не предусмотренных Правилами N 861 условий договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии путем направления 17.11.2021 на электронную почту заявителя дополнительного соглашения от 17.11.2021, содержащего условия о продлении срока выполнения мероприятий по договору N 44963 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, превышающего сроки (максимально допустимые), определенные пп. "б" п. 16 Правил N 861.
Исходя из материалов дела N А60-33886/2022 следует, что поводом к возбуждению дела N 066/04/9.21-1628/2022 явилось заявление Сахаповой И.В. (вх. N 01-9178 от 21.04.2022), а также непосредственное обнаружение должностным лицом УФАС по Свердловской области, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, выразившегося в несоблюдении срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренного пп. "б" п. 16 Правил N 861 и публичным договором.
Таким образом, в данном случае отсутствуют обстоятельства для признания привлечения юридического лица к административной ответственности за одно и то же правонарушение в ходе одного контрольного мероприятия, поскольку основанием для возбуждения дела об административном правонарушении послужили разные заявления Сахаповой И.В. (вх. 01-359-м от 07.04.2022 и вх. N 01-9178 от 21.04.2022) о наличии различных административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, а именно навязывание не предусмотренных Правилами N 861 условий договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств и несоблюдении срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренного пп. "б" п. 16 Правил N 861 и публичным договором. Административным органом контрольные мероприятия осуществлены не в рамках одной проверки.
Следовательно, основания, предусмотренные частью 5 статьи 4.4 КоАП РФ, для признания постановления от 06.07.2022 о назначении административного наказания в виде административного штрафа по делу N 066/04/9.21-1689/2022, вынесенного УФАС по Свердловской области в отношении АО "ЕЭК", не подлежащим исполнению отсутствуют.
Кроме того, УФАС по Свердловской области 15.11.2022 вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 066/04/9.21-3675/2022, возбужденному по заявлению Сахаповой И.В. (вх. 01-359-м от 07.04.2022) в отношении заместителя директора по развитию и реализации услуг АО "ЕЭК" Смыка Е.А. по факту совершения административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.
Таким образом, должностное лицо АО "ЕЭК" (Смык Е.А.) по тем же основаниям, что и юридическое лицо, привлечено к административной ответственности с назначением наказания в виде предупреждения.
Однако, принимая во внимание, что постановление по делу об административном правонарушении N 066/04/9.21-1689/2022 в отношении юридического лица вынесено 06.07.2022, результаты рассмотрения дела об административном правонарушении N 066/04/9.21-3675/2022 в отношении должностного лица не могут влиять на привлечение к административной ответственности АО "ЕЭК", ввиду вынесения постановления по нему 15.11.2022.
В таком случае в силу части 5 статьи 4.4 КоАП РФ подлежит рассмотрению вопрос о признании не подлежащим исполнению постановления по делу об административном правонарушении N 066/04/9.21-3675/2022 от 15.11.2022 в отношении заместителя директора по развитию и реализации услуг АО "ЕЭК" Смыка Е.А., вынесенного позже постановления о привлечении к административной ответственности юридического лица.
На основании вышеизложенного, вывод суда первой инстанции о признании постановления от 06.07.2022 о назначении административного наказания в виде административного штрафа по делу N 066/04/9.21-1689/2022, вынесенное УФАС по Свердловской области в отношении АО "ЕЭК", не подлежащим исполнению апелляционной коллегией признается неверным.
По приведенным мотивам, решение суда первой инстанции подлежит отмене в части, поскольку изложенные в нем выводы не соответствуют обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
В силу статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда по делу об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 270, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 17 октября 2022 года по делу N А60-41836/2022 отменить в части, исключив суждение о признании постановления от 06.07.2022 о назначении административного наказания в виде административного штрафа по делу N 066/04/9.21-1687/2022 не подлежащим исполнению.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
И.В. Борзенкова |
Судьи |
Е.В. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-41836/2022
Истец: АО "ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ ЭЛЕКТРОСЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Сахапова И. В., Слатюхина Татьяна Александровна