г. Киров |
|
20 декабря 2022 г. |
Дело N А28-8937/2022 |
Второй арбитражный апелляционный суд в составе судьи Волковой С.С.,
без вызова сторон, рассмотрев апелляционную жалобу административной комиссии Ленинского района муниципального образования "Город Киров"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 28.09.2022 по делу N А28-8937/2022, принятое в порядке упрощенного производства
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Монолит" (ОГРН 1204300011057; ИНН 4345506780)
к административной комиссии Ленинского района муниципального образования "Город Киров"
об отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Монолит" (далее - Общество, ООО "УК "Монолит", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления административной комиссии Ленинского района муниципального образования "Город Киров" (далее - Административная комиссия, ответчик) от 23.03.2022 N 221/2022, согласно которому заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 4.1 Закона Кировской области от 04.12.2007 N 200-ЗО "Об административной ответственности в Кировской области" (далее - Закон N 200-ЗО).
Решением суда от 22.09.2022, вынесенным в виде резолютивной части в порядке статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), заявленные требования удовлетворены.
По заявлению ответчика 28.09.2022 судом составлено мотивированное решение.
Не согласившись с принятым судебный актом, ответчик обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ответчик указал, что известил заявителя о составлении протокола об административном правонарушении путем направления извещения почтовой связью.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 24.10.2022 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 25.10.2022 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ. На основании указанной статьи стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Заявитель в отзыве на апелляционную жалобу указал на отсутствие оснований для отмены решения суда.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268, 272, 272.1 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Общество управляет многоквартирным домом N 62А по ул. Дерендяева в г. Кирове на основании договора от 23.08.2021 N 11-Д62а.
24.01.2022 в 09 часов 38 минут ведущим специалистом отдела развития и содержания территорий территориального управления по Ленинскому району в рамках планового (рейдового) осмотра объектов благоустройства Ленинского района г. Кирова обнаружено невыполнение работ по удалению наледи, свесов снега с крыши и элементов фасада многоквартирного дома N 62А по ул. Дерендяева г. Кирова, о чем составлен акт осмотра от 24.01.2022 с приложением фотоматериалов.
На основании распоряжения от 25.01.2022 N 13 ведущим специалистом отдела развития и содержания территорий территориального управления администрации города Кирова по Ленинскому району 26.01.2022 составлен акт выездного обследования с приложением фотоматериалов, фиксирующих невыполнение работ по удалению свесов снега с элементов фасада и крыши дома по адресу: г. Киров, ул. Дерендяева, д. 62А в течение 1 рабочего дня с момента выявления.
03.02.2022 территориальное управление администрации города Кирова по Ленинскому району направило Обществу извещение N 04-07-2193 о составлении 28.02.2022 в 10 ч. 00 мин. протокола об административном правонарушении по части 2 статьи 4.1 Закона N 200-ЗО.
28.02.2022 ведущим специалистом отдела развития и содержания территорий территориального управления администрации города Кирова по Ленинскому району в отношении ООО "УК "Монолит" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 4.1 Закона N 200-ЗО, которым зафиксирован факт нарушения Обществом 02.02.2022 абзаца 14 пункта 5.1 Правил внешнего благоустройства в муниципальном образовании "Город Киров", утвержденных решением Кировской городской Думы от 27.08.2008 N 19/41 (далее - Правила N 19/41).
28.02.2022 территориальное управление администрации города Кирова по Ленинскому району направило Обществу извещение N 04-07-2444 о вызове 23.03.2022 в 09 ч. 30 мин. на рассмотрение дела об административном правонарушении по части 2 статьи 4.1 Закона N 200-ЗО.
23.03.2022 по итогам рассмотрения дела об административном правонарушении Административная комиссия вынесла постановление N 221/2022 по делу об административном правонарушении, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 4.1 Закона N 200-ЗО, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, Общество обратилось в Арбитражный суд Кировской области с соответствующим требованием.
Суд первой инстанции отменил оспариваемое постановление, установив нарушение административным органом процедуры привлечения к административной ответственности.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Исходя из положений части 1 статьи 65, части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Следовательно, одним из условий законности применения мер административного принуждения по факту выявленного правонарушения является соблюдение административным органом установленного законом порядка привлечения к административной ответственности.
Согласно части 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
При рассмотрении дела об административном правонарушении выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела (пункт 4 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ).
Частью 1 статьи 25.15 КоАП РФ установлено, что лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Из приведенных выше положений КоАП РФ следует, что дело об административном правонарушении может быть рассмотрено при непосредственном участии лица, в отношении которого ведется производство по административному делу, а также и в его отсутствие, но при условии надлежащего извещения о времени и месте совершения указанного процессуального действия. Следовательно, хотя присутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, и не является обязательным, у административного органа до рассмотрения дела об административном правонарушении должны быть в наличии достоверные данные о его надлежащем извещении. Административный орган должен доказать, что в целях соблюдения порядка привлечения к ответственности он принял необходимые и достаточные меры для извещения привлекаемого к ответственности лица о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении.
КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, в связи с этим оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи. Однако при выборе способа доставки извещения надлежит учитывать, что по смыслу нормы части 1 статьи 25.15 КоАП РФ соответствующий способ должен обеспечивать фиксирование (контролирование) извещения или вызова лица и его вручение адресату. Подтверждение вручения извещения адресату является обязательным и необходимым условием признания факта его надлежащего извещения о совершении значимых процессуальных действий в рамках производства по делу об административном правонарушении.
Аналогичные, по сути, выводы содержатся в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 09.02.2015 по делу N 310-АД14-6262 со ссылкой на Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2009 года, утвержденный постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 25.11.2009.
Таким образом, о соблюдении процедуры привлечения лица к административной ответственности в смысле положений КоАП РФ можно говорить лишь в случае наличия доказательств получения соответствующего уведомления. При этом с учетом обозначенного правового регулирования, возможное или предполагаемое наличие у административного органа доказательств направления данному лицу такого уведомления не свидетельствует о соблюдении процессуальных требований.
Вышеуказанные правовые нормы призваны обеспечить процессуальные гарантии лица, привлекаемого к административной ответственности, для защиты его прав и законных интересов непосредственно либо через представителя при рассмотрении дела об административном правонарушении с момента его возбуждения. Несоблюдение такого порядка органами, уполномоченными привлекать субъектов к административной ответственности, нарушает право привлекаемого лица на защиту.
Лишая лицо возможности воспользоваться процессуальными правами при рассмотрении дела об административном правонарушении, административный орган также нарушает предусмотренные КоАП РФ требования о всестороннем, полном и объективном выяснении всех обстоятельств дела (статья 24.1 КоАП РФ).
Из материалов дела следует, что о дате, месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении административный орган уведомлял Общество путем направления по почте извещения от 28.02.2022 N 04-07-2444 и протокола об административном правонарушении от 28.02.2022, в котором были указаны время и место рассмотрения дела.
В качестве доказательства извещения заявителя о дате, месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении ответчик в материалы дела представил список внутренних почтовых отправлений от 01.03.2022 N 24 и скриншот страницы сайта ООО "Продвижение" https://pdv43.ru, на котором содержится запись о возврате 11.03.2022 в 15 ч. 50 мин. отправления 99055400220203 по истечению срока хранения. Иная информация в отношении отправления 99055400220203 на сайте ООО "Продвижение" не содержится.
На основании имеющихся в материалах дела доказательств (скриншот страницы сайта ООО "Продвижение" https://pdv43.ru, на котором содержится только запись о возврате 11.03.2022 в 15 ч. 50 мин. отправления 99055400220203 по истечении срока хранения) не представляется возможным проверить соблюдение ООО "Продвижение" положений Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234, при доставке, вручении, хранении почтового отправления.
Уведомление о вручении почтового отправления или почтовые конверты в материалы дела не представлены.
Следовательно, наличие на момент рассмотрения дела об административном правонарушении на сайте ООО "Продвижение" вышеуказанной записи не свидетельствует о принятии ответчиком необходимых и достаточных мер для извещения привлекаемого к ответственности лица о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, так как данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении должны быть в распоряжении административного органа на момент такого рассмотрения.
Каких-либо иных доказательств того, что заявитель уведомлялся о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, не представлено.
В таком случае следует признать, что ответчиком при производстве по делу об административном правонарушении не были приняты необходимые и достаточные меры для уведомления лица, привлекаемого к ответственности, о рассмотрении дела об административном правонарушении. Названное процессуальное действие совершено в отсутствие заявителя, не извещенного надлежащим образом о времени и месте его совершения. Основания для иного вывода у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
В силу пункта 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены постановления по делу об административном правонарушении (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Допущенные ответчиком при производстве по административному делу процессуальные нарушения являются существенными, поскольку в данном случае лицо, привлекаемое к административной ответственности, объективно было лишено возможности воспользоваться своими процессуальными правами.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что в данном случае имеет место нарушение предусмотренных КоАП РФ требований о всестороннем, полном и объективном выяснении всех обстоятельств дела. Возможность устранения допущенных недостатков отсутствует.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно и обоснованно признал оспариваемое заявителем постановление ответчика незаконным и отменил его.
Оснований для иных выводов из имеющихся материалов дела при действующем нормативно-правовом регулировании спорных правоотношений не усматривается.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Кировской области от 28.09.2022 по делу N А28-8937/2022 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с положениями части 5 статьи 30.2, части 3 статьи 30.9 КоАП РФ и статьи 208 АПК РФ вопрос об уплате государственной пошлины по жалобе судом апелляционной инстанции не рассматривался.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 28.09.2022 по делу N А28-8937/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу административной комиссии Ленинского района муниципального образования "Город Киров" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Судья |
С.С. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-8937/2022
Истец: ООО УК "Монолит"
Ответчик: Администрация города Кирова Территориальное управление по Ленинскому району
Третье лицо: Административная комиссия Ленинского района МО "Город Киров"