22 декабря 2022 г. |
Дело N А83-11957/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 декабря 2022 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Градовой О.Г.,
судей Кравченко В.Е.,
Кузняковой С.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Голышкиной Ю.С.,
с участием в судебном заседании посредством использования системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания):
представителя Муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым "ЖилсервисКерчь" - Панарат К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым "ЖилсервисКерчь" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 29 июля 2022 года по делу N А83-11957/2021, рассмотренному по заявлению Муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым "ЖилсервисКерчь" к Инспекции по жилищному надзору Республики Крым, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Милованова Л.И., о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
МУП МОГО Керчь "Жилсервискерчь" подало в суд первой инстанции заявление о признании недействительным выданного 10.03.2021 Инспекцией жилнадзора РК предписания N 207 о перерасчете (возврате) собственникам помещений в МКД N 43 по ул. Ленина г. Керчи за период с 01.03.2019 по 31.12.2019 платы за содержание жилых помещений по видам работ: проведение технических осмотров систем вентиляции и дымоудаления, уборка лестничных клеток, содержание земельного участка и придомовой территории, вывоз ТБО, дезинсекция, дератизация.
Решением суда в удовлетворении заявленных требований отказано по тем мотивам, что надзорный орган без нарушения требований закона и прав заявителя возложил на управляющую компанию обязанность произвести перерасчет платы без учета стоимости работ, выполнение которых не подтверждено надлежащим образом составленными МКД актами.
МУП МОГО Керчь "Жилсервискерчь" подана апелляционная жалоба, в которой этот участник просит отменить решение суда и удовлетворить заявленные требования по тем основаниям, что судебный акт принят с нарушением норм материального права.
Из отзыва на апелляционную жалобу следует, что Инспекция жилнадзора РК не согласна с ее доводами, так как управляющая компания не подтвердила надлежащими документами выполнение работ.
В судебном заседании представитель МУП МОГО Керчь "Жилсервискерчь" поддержала доводы апелляционной жалобы. Иные участники (их представители) в судебное заседание не явились. О месте и времени судебного заседания извещены в установленном законом порядке.
На основании статьи 268 АПК РФ суд апелляционной инстанции истребовал и приобщил к делу дополнительные доказательства; исследовав доказательства в совокупности, установил следующие обстоятельства.
МУП МОГО Керчь "Жилсервискерчь" осуществляет лицензируемую деятельность по управлению многоквартирными домами, в том числе МКД N 43 по ул. Ленина в г. Керчи, о чем свидетельствуют лицензия N 123 от 10.07.2015, выписка из реестра лицензий от 28.11.2022 и договор управления МКД N 6-14-д от 14.03. 2016 между МУП МОГО Керчь "Жилсервискерчь" и собственниками (нанимателями) помещений в МКД N 43 по ул. Ленина в г. Керчи.
10.03.2021 Инспекцией по жилищному надзору Республики Крым по результатам проведенной проверки (акт N 350 от 10.03.2021) в адрес МУП МОГО Керчь "Жилсервискерчь" выдано предписание N 207, пунктом 1 которого на МУП МОГО Керчь "Жилсервискерчь" возложена обязанность в срок до 18.05.2021 произвести перерасчет (возврат) собственникам помещений МКД N 43 по ул. Ленина в г. Керчи Республики Крым денежных средств, согласно приложению N 3 к договору управления N6-14-дот14.03.2016 г. за период с 01.03.2019 по 31.12.2019 по следующим видам работ/услуг за исключением проведенных работ:
- пункт 2.1 "Проведение технических осмотров систем вентиляции и дымоудаления (обслуживание и прочистка дымвентканалов), содержание системы ВДГО";
- пункт 3.1 "Уборка лестничных клеток", влажная протирка элементов лестничных клеток";
- пункт 3.5 "Содержание земельного участка и придомовой территории";
- пункт 4.2 "Вывоз ТБО";
- пункт 4.3 "Дезинсекция, дератизация".
Предписание получено заявителем 15.04.2021, о чем свидетельствует отметка о входящем номере и дате - вх. N 427/04-1 от 15.04.2021.
Для проведения внеплановой документарной проверки издан 08.02.2021 начальником Инспекции жилнадзора РК приказ N 355; проверка проведена с 09.02.2021 по 10.03.2021 без участия представителя МУП МОГО Керчь "Жилсервискерчь"; о проведении которой лицензиат извещен уведомлением N 02-07/858 от 09.02.2021, полученным по почте 10.02.2021, о чем свидетельствуют общедоступные сведения сайта: https://www.pochta.ru, по трек-коду 29500056163841.
Проверкой установлено:
1) не соответствие установленной Приказом Минстроя РФ от 26.10.2015 N 761/п форме представленных управляющей компанией актов приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ:
- N 1 от 01.03.2019 по установке светильников на лестничных клетках,
-б/н от 15.02.2019 по ликвидации воздушных пробок, осмотру устройств в подвалах, чердаках,
- б/н от 15.02.2019 по оштукатуриванию потолка в подъезде N 1,
- N 2 от 03.04.2019 по замене участка трубы канализации,
- N 3 от 03.04.2019 по замене участка трубы канализации,
- N 4 от 01.05.2019 по уборке придомовой территории за период с 1.01.2019 по 01.05.2019, - N 5 от 08.05.2019 по навесу замка на люк выхода на кровлю,
- б/н от 29.05.2019 по дератизации и дезинсекции,
- N 6 от 29.05.2019 по дератизации и дезинсекции,
- N 6 от 20.06.2019 по дератизации и дезинсекции,
- N 9 от 03.06.2019 по замене стояка центрального отопления,
- N 10 от 05.07.2019 по покосу травостоя,
- б/н от 15.08.2019 по окрашиванию фасадного газопровода,
- б/н от 15.08.2019 по текущему ремонту шиферной кровли,
- N 12 от 07.08.2019 по установке стендов,
- б/н от 17.08.2019 по замене труб ЦО,
- б/н от 17.09.2019 по очистке чердачного и подвального помещений от мусора;
2) не подписаны со стороны заказчика представленные управляющей компанией акты приемки оказанных услуг и выполненных работ:
- б/н от 17.08.2019 по замене труб ДО,
- б/н от 17.09.2019 по очистке чердачного и подвального помещений от мусора,
- б/н от 15.08.2019 по окрашиванию фасадного газопровода,
- б/н от 15.08.2019 по текущему ремонту шиферной кровли,
- N 9 от 03.06.2019, N 12 от 07.08.2019, N 3 от 03.04.2019, N 4 от 01.05.2019 по уборке придомовой территории за период с 01.01.2019 по 01.05.2019,
- б/н от 29.05.2019 и N 6 от 20.06.2019 по дератизации и дезинсекции;
3) за отчетный период 01.01.2019 - 31.12.2019 отсутствуют акты:
- по техническому осмотру систем вентиляции и дымоудаления,
- акты по содержанию системы ВДГО,
- акты по уборке лестничных клеток,
- акты по вывозу ТБО.
4) за отчетный период 01.05.2019 - 31.12.2019 предоставлен единственный акт по содержанию земельного участка и придомовой территории в части единоразового оказания услуг по покосу травостоя на придомовой территории МКД; тогда как по приложению N 3 к договору управления МКД N 6-14-д покос газонов необходимо проводить 2 раза в год.
МУП МОГО Керчь "Жилсервискерчь" фактически не оспаривает установленных проверкой обстоятельств, но полагает, что факт оказания услуг и выполнения работ подтвержден составленными актами, подписанными контрагентами МУП МОГО Керчь "Жилсервискерчь", управляющая компания самостоятельно произвела перерасчет стоимости услуг и работ, которые не оказаны и не выполнены, а потому оснований для выдачи предписания нет.
Согласно пункту 3.1.1 договора N 6-14-д управляющая организация обязана предоставлять услуги и выполнять работы по управлению, содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в МКД по перечню и с периодичностью по Приложению N 3 к договору; размер платы за содержание и ремонт жилого помещения должен быть изменен пропорционально объемам и количеству фактически выполненных работ и оказанных услуг.
Пункты 3.4.1, 3.4.3 договора N 6-14-д предусматривают права собственника по осуществлению контроля над выполнением управляющей организацией ее обязательств, в том числе участвовать в осмотрах (измерениях, испытаниях, проверках) общего имущества в МКД, присутствовать при выполнении работ и оказании услуг; требовать изменения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
По приложению N 3 к договору N6-14-д в размер платы за содержание и ремонт общего имущества МКД включены (в том числе):
2.1) проведение технических осмотров систем вентиляции и дымоудаления (обслуживание и прочистка дымвентканалов), содержание системы ВДГО -1,323 руб., по графику 3 раза в год;
3.1) уборка лестничных клеток, влажная протирка элементов лестничных клеток - 0,374 руб., 1 раз в месяц;
3.5) содержание земельного участка и придомовой территории, в том числе покос газонов, ремонт конструктивных элементов на придомовой территории (лавочки) - 0,707 руб.; по графику, очистка урн - 2 раза в неделю, уборка газонов от случайного мусора - 1 раз в неделю, покос газонов - 2 раза в год, ремонт конструктивных элементов - ежегодно;
4.2) вывоз ТБО - 1,910 руб.; по графику, 3 раза в неделю;
4.3) дезинсекция, дератизация - 0,305 руб., по графику, 1 раз в год.
В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 1.2 статьи 161 ЖК РФ).
Частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
В соответствии с частью 1.2 статьи 161 ЖК РФ Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 утверждены Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 290).
В соответствии с пунктом 9 названных Правил сведения об оказании услуг и выполнении работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, отражаются в актах, составляемых по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, и являются составной частью технической документации многоквартирного дома.
Форма акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме установлена Приказом Минстроя России от 26.10.2015 N 761/пр.
В акте, помимо прочего указываются наименование вида работ (услуг), периодичность/количественный показатель выполненной работы (оказанной услуги), единица измерения работы (услуги), стоимость/сметная стоимость выполненной работы (оказанной услуги) за единицу, сметная стоимость выполненной работы (оказанной услуги) за единицу, цена выполненной работы (оказанной услуги).
При этом согласно примечанию к форме акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме графа "Наименование вида работы (услуги)" подлежит заполнению в соответствии с Минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290; в графе "Стоимость" следует отражать стоимость за единицу выполненной работы (оказанной услуги) по договору управления многоквартирным домом или договору оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме; графа "Сметная стоимость выполненной работы (оказанной услуги) за единицу" должна включать сметную стоимость за единицу выполненной работы по договору подряда по выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 4 части 8 статьи 161.1 ЖК РФ председатель совета многоквартирного дома подписывает акты приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Как следует из материалов дела, основанием для вынесения предписания в рассматриваемом случае явилось нарушение управляющей компанией требований пункта 4 части 8 статьи 161.1 ЖК РФ, пунктов 6, 9 Правил N 290, Приказа N 761/пр, выразившихся в ненадлежащем составлении актов приемки оказанных услуг и выполненных работ.
Форма акта, утвержденная Приказом N 761/пр, не является рекомендуемой, значит, ее следует соблюдать неукоснительно.
В соответствии с пунктом 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731 "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами" раскрытие управляющей организацией, товариществом и кооперативом информации осуществляется по формам, утвержденным Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Указанные формы должны предусматривать детализацию видов информации, предусмотренных пунктом 3 настоящего документа, обеспечивающую реализацию собственниками помещений в многоквартирном доме правомочий собственников в полном объеме.
То есть названным нормативным правовым актом определена обязанность раскрытия информации управляющими организациями по формам, утвержденным Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, вне зависимости от факта заключения договора управления.
Несоблюдение управляющей организацией обязательных требований Приказа N 761/пр ограничивает право собственников МКД на получение информации о стоимости выполненных работ (оказанных услуг) по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и не позволяет с достоверностью установить фактический объем оказанных услуг.
Предписанием надзорного органа на управляющую компанию возложена обязанность произвести перерасчет (возврат) стоимости услуг и работ, оказание и выполнение которых не подтверждены надлежащим образом составленными и подписанными актами. Таким образом, предписание соответствует требованиям закона, не нарушает прав заявителя и не возлагает на него обязанностей, не предусмотренных законом.
Тот факт, что заявитель произвел перерасчет стоимости услуг (работ) подлежит учету при рассмотрении вопроса об исполнении предписания, и не свидетельствует о незаконности предписания.
На основании изложенного, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что судом первой инстанции решение принято без нарушений норм материального права, иных (в том числе безусловных) оснований для отмены решения суда не установлено; апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 29 июля 2022 года по делу N А83-11957/2021 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым "ЖилсервисКерчь" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Г. Градова |
Судьи |
С.Ю. Кузнякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-11957/2021
Истец: МУП МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КЕРЧЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "ЖИЛСЕРВИСКЕРЧЬ"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ПО ЖИЛИЩНОМУ НАДЗОРУ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: Милованова Л. И.