г. Москва |
|
21 декабря 2022 г. |
Дело N А40-84252/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 декабря 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: |
Мухина С.М., Никифоровой Г.М., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Аграровой В.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.10.2022 по делу N А40-84252/22
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Росреестра по Москве,
третьи лица: 1. Правительство Москвы, 2. АО "Народный экран"
об оспаривании уведомления,
при участии:
от заявителя: |
Сергеева А.Б. по доверенности от 13.12.2021; |
от заинтересованного лица: |
Скиперский А.С. по доверенности от 17.01.2022; |
от третьих лица: |
1.Сергеева А.Б. по доверенности от 22.02.2022; 2. Калинич Б.И. по доверенности от 22.03.2022 |
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества г.Москвы (заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением об оспаривании решения Управления Росреестра по Москве (ответчик, Управление), изложенного в уведомлении от 21.01.20202 N КУВД-001/2021-42768605/3 (MFC-0558/2021-1649801) об отказе в осуществлении государственной регистрации дополнительного соглашения от 06.10.2021 к договору аренды от 09.10.2003 N М-01-024997 земельного участка с кадастровым номером 77:01:0004002:116, расположенного по адресу: г.Москва, ул.Делегатская, вл. 7, стр. 1; о возложении обязанности.
Решением от 03.10.2022 Арбитражный суд г.Москвы удовлетворил заявленные требования.
Не согласившись с принятым судом решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель подателя апелляционной жалобы доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней.
Представители ответчика и третьих лиц возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Согласно материалам дела, Департамент обратился в Управление с заявлением от 12.10.2021 N КУВД-001/2021-42768605 об осуществлении государственной регистрации дополнительного соглашения от 06.10.2021 к договору аренды от 09.10.2003 N М-01-024997 (Дополнительное соглашение) земельного участка с кадастровым номером 77:01:0004002:116, расположенного по адресу: г. Москва, ул.Делегатская, вл. 7, стр. 1.
Уведомлением от 21.10.2021 N КУВД-001/2021-42768605 Управление Росреестра по Москве сообщило о приостановлении государственной регистрация Дополнительного соглашения в связи с несоответствием целей представления земельного участка установленному в ЕГРН виду разрешенного использования, а также необходимостью истребования сведений из Государственной инспекции по недвижимости о нецелевом использовании земельного участка с кадастровым номером 77:01:0004002:116.
Уведомлением от 21.01.2022 N КУВД-001/2021-42768605/3 Управлением Росреестра по Москве отказано в осуществлении государственной регистрации Дополнительного соглашения, в связи с истечением срока приостановления и неустранением причин приостановления государственной регистрации.
Не согласившись с оспариваемым решением Управления, общество обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявленными требованиями.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Апелляционный суд, оценив в порядке ст.71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства с учетом всех обстоятельств дела, поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных Департаментом требований.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из неправомерности оспариваемого ненормативного акта регистрирующего органа.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии в силу пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим ведение государственного реестра саморегулируемых организаций, в отношении которых не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за их деятельностью.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (Закон N 218-ФЗ) порядок осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав предусматривает проведение правовой экспертизы документов, представленных для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на предмет наличия или отсутствия установленных Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
На основании ст. 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН.
В реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости (п. 1 ст. 9 Закона N 218-ФЗ).
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (п. 1 ст. 14 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.
Согласно пункту 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона N 218-ФЗ и требованиям принятых в соответствии с Законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Законом или иными федеральными законами.
Из материалов дела усматривается, что 09.10.2003 между Департаментом и АО "НАРОДНЫЙ ЭКРАН" заключен договор аренды N М-01-024997 в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:01:0004002:116, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Делегатская, вл. 7, стр. 1, для эксплуатации здания по культурно-деловые цели.
На земельном участке расположен объект капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0004002:5752, находящийся в собственности АО "НАРОДНЫЙ ЭКРАН" (запись о регистрации права от 12.11.2004 N 77-01/30-1175/2004-185).
Пунктом 8.1 договора установлено, что изменения и/или дополнения к договору могут быть совершены сторонами в письменной форме, если иное не предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации либо договором.
В отношении земельного участка с кадастровым номером 77:01:0004002:116 ГЗК города Москвы от 03.08.2017 N 23 (п. 29) принято решение об изменении и установлении следующих видов разрешенного использования для земельного участка:
- размещение объектов капитального строительства с целью: размещения объектов управленческой деятельности, не связанной с государственным или муниципальным управлением и оказанием услуг, а также с целью обеспечения совершения сделок, не требующих передачи товара в момент их совершения между организациями, в том числе биржевая деятельность (за исключением банковской и страховой деятельности) (4.1);
- размещение объектов капитального строительства в целях устройства мест общественного питания (рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары) (4.6).
Кроме того, на заседании ГЗК было принято положительное решение о целесообразности сохранения спорного объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0004002:5752, исключении указанного объекта из приложений к постановлению правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков" и применении штрафных санкций по факту самовольного строительства.
Распоряжением Департамента от 20.11.2020 N 39525 установлены следующие виды разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:01:0004002:116:
- размещение объектов капитального строительства с целью: размещения объектов управленческой деятельности, не связанной с государственным или муниципальным управлением и оказанием услуг, а также с целью обеспечения совершения сделок, не требующих передачи товара в момент их совершения между организациями, в том числе биржевая деятельность (за исключением банковской и страховой деятельности) (4.1);
- размещение объектов капитального строительства в целях устройства мест общественного питания (рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары) (4.6).
Указанные сведения отражены в ПЗЗ и внесены в ЕГРН. что подтверждается выпиской, представленной в материалы дела, и являются актуальными.
На основании вышеуказанного решения ГЗК города Москвы между Департаментом и АО "НАРОДНЫЙ ЭКРАН" заключено Дополнительное соглашение к указанному договору аренду, в соответствии с которым пункт 1.1 договора изложен в новой редакции:
"Предметом Договора является земельный участок, именуемый в дальнейшем "Участок", общей площадью 1 321 (одна тысяча триста двадцать один) кв.м. из состава земель населенных пунктов, кадастровый номер 77:01:0004002:116, имеющий адресный ориентир: г. Москва, ул. Делегатская, вл. 7, стр. 1, предоставляемый в пользование на условиях аренды для целей проектирования и строительства (реконструкции) объекта капитального строительства в соответствии с Градостроительным планом земельного участка от 16.10.2020 N РФ-77-4-53-3-82-2020-3297, а именно: размещение объектов капитального строительства с целью: размещения объектов управленческой деятельности, не связанной с государственным или муниципальным управлением и оказанием услуг, а также с целью обеспечения совершения сделок, не требующих передачи товара в момент их совершения между организациями, в том числе биржевая деятельность (за исключением банковской и страховой деятельности) (4.1); размещение объектов капитального строительства в целях устройства мест общественного питания (рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары) (4.6)"
Таким образом, при оформлении Дополнительного соглашения цели предоставления земельного участка изменены в соответствии с решением ГЗК города Москвы от 03.08.2017 N 23 (п. 29) и установленными в ЕГРН видами разрешенного использования.
Согласно п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Поскольку между сторонами достигнуто соглашение в части особых условий Договора путем подписания вышеуказанного Дополнительного соглашения, а также урегулирован вопрос в части легализации осуществленной пристройки, отказ Управления Росреестра по Москве в государственной регистрации Дополнительного соглашения является неправомерным, вынесенным без учета положений действующего законодательства и фактических условий Дополнительного соглашения.
Кроме того, возведение самовольной пристройки к зданию на земельном участке, при наличии действующего Договора аренды, не является препятствием для оформления Дополнительного соглашения к нему об изменении цели предоставления участка.
Основания для отказа в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним закреплены в статье 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если не представлены документы, необходимые в соответствии с названным Законом для государственной регистрации прав.
К заявлению о государственной регистрации договора аренды должны быть приложены документы, подтверждающие личность (правовой статус) заявителя; кадастровый паспорт недвижимого имущества (за исключением случаев, когда документ, содержащий описание недвижимого имущества, ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов); документ об уплате государственной пошлины. Предоставление в регистрационный орган иных документов противоречит закону (пункт 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.07.2009 N 132).
В рассматриваемом случае, при обращении с заявлением о государственной регистрации Договора аренды Департаментом представлены на регистрацию все необходимые документы, предусмотренные действующим законодательством, что подтверждается описью документов от 12.10.2021, принятых Управлением Росреестра по Москве для оказания государственной услуги.
Таким образом, оснований для отказа в государственной регистрации Дополнительного соглашения у Управления Росреестра по Москве не имелось.
Учитывая изложенное, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции с учетом положения ч. 1 ст. 71 АПК РФ применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела, пришел к правильному выводу, оспариваемое решение Управления является незаконным и необоснованным, нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
На основании пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ исходя из заявленных обществом требований суд первой инстанции правомерно обязал Управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в течение тридцати дней с момента вступления решения суда в законную силу и осуществить государственную регистрацию дополнительного соглашения от 06.10.2021 к договору аренды от 09.10.2003 N М-01-024997 земельного участка с кадастровым номером 77:01:0004002:116, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Делегатская, вл. 7, стр. 1.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, Управлением на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 03.10.2022 по делу N А40-84252/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-84252/2022
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: АО "НАРОДНЫЙ ЭКРАН", ВЫСШИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА МОСКВЫ-ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ, МОСКОВСКО-ОКСКОЕ БАССЕЙНОВОЕ ВОДНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ВОДНЫХ РЕСУРСОВ