г. Хабаровск |
|
21 декабря 2022 г. |
А73-7836/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 декабря 2022 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Волковой М.О.,
судей Брагиной Т.Г., Жолондзь Ж.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коковенко Д.С.,
при участии в заседании:
ИП Доренская Е.С., лично,
от ДМС Администрации г.Хабаровска: Никитин К.Г., представитель по доверенности от 20.12.2021 N 09-13/16174,
от Администрации г.Хабаровска: Никитин К.Г., представитель по доверенности от 31.05.2022 N 1.1.29-66,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента муниципальной собственности Администрации города Хабаровска, Администрации города Хабаровска
на решение от 30.08.2022
по делу N А73-7836/2022
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску индивидуального предпринимателя Доренской Евгении Сергеевны (ОГРНИП 305272331400087, ИНН 272310220602)
к Администрации города Хабаровска (ОГРН 1032700305978, ИНН 2702015107, Хабаровский край, город Хабаровск),
Департаменту муниципальной собственности Администрации города Хабаровска (ОГРН 1032700332587, ИНН 2700001290, Хабаровский край, город Хабаровск)
о признании права,
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик-Управление инвестиционных программ города Хабаровска" (правопреемник открытого акционерного общества "Управление инвестиционных программ"), Янц Дмитрий Леандрович, общество с ограниченной ответственностью "Юг-Истэйт", Управление торговли, питания и бытового обслуживания в лице Администрации города Хабаровска,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Доренская Евгения Сергеевна (ИП Доренская Е.С.) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Департаменту муниципальной собственности администрации города Хабаровска (Департамент), Администрации города Хабаровска (Администрация) о признании права на включение нестационарного торгового объекта (торгового павильона), расположенного по адресу: город Хабаровск, ул. Панфиловцев, 45Б (в районе дома N 38 по ул. Панфиловцев) в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа "Город Хабаровск", а также признании права на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта (торгового павильона) по адресу: г. Хабаровск, ул. Панфиловцев, 45Б (в районе дома N 38 по ул. Панфиловцев), площадью размещения 103 кв.м (в границах кадастрового квартала 27:23:0051118) без проведения аукциона.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 АПК РФ привлечены общество с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик-Управление инвестиционных программ города Хабаровска", Янц Дмитрий Леандрович, общество с ограниченной ответственностью "Юг-Истэйт", Управление торговли, питания и бытового обслуживания в лице Администрации города Хабаровска.
Решением от 30.08.2022 иск удовлетворен.
На судебный акт ответчиками подана апелляционная жалоба на предмет его отмены.
В обоснование указано, что с 31.07.2007 между истцом и ООО "Юг-Истэйт" как субъектом, уполномоченным на управление муниципальной собственностью, не могло быть каких-либо договорных отношений, поскольку соглашением от 30.07.2007 договор доверительного управления N 420 расторгнут, договор аренды земельного участка N 236 в соответствии с соглашением от 22.07.2010 расторгнут с 30.06.2010; отсутствие согласований Администрацией установки и размещения спорного НТО, при этом место размещения спорного НТО никогда не было предусмотрено схемой; в период с 15.05.2012 по 27.03.2018 истец не реализовал свое право на переоформление отношений.
По мнению заявителей жалобы, наличие НТО по указанному месту размещения делает невозможным соблюдение процедуры проведения открытого аукциона и в случае победы на аукционе третьего лица повлечет за собой нарушение прав и законных интересов других хозяйствующих субъектов, размещение иных НТО не представится возможным до демонтажа фактически установленного объекта.
Истец в отзыве на доводы апелляционной жалобы возражал, считая решение суда законным и обоснованным.
В судебном заседании представители сторон поддержали каждый свою позицию, дав соответствующие пояснения.
Третьи лица, извещенные в соответствии с требованиями статей 121- 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", своих представителей и отзывы не направили.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие не явившихся участников процесса.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены оспариваемого решения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Распоряжением мэра г. Хабаровска N 252-р от 03.02.2005 ОАО "Управление инвестиционных программ" (в настоящее время - ООО "Специализированный застройщик-Управление инвестиционных программ города Хабаровска") для реализации инвестиционных проектов предоставлены земельные участки в Индустриальном районе г. Хабаровска, в том числе участок N 12, площадью 35 971,17 кв.м, с городским учетным номером 27:23:051118:13.
Во исполнение распоряжения N 252-р от 03.02.2005 Департаментом и ОАО "УИП" заключен договор аренды N 236 от 10.02.2005, соглашением впоследствии расторгнут 22.07.2010 (с 30.06.2010).
В свою очередь, ОАО "УИП" и ИП Янцем Д.Л. заключен договор N 17 от 01.01.2006 по проведению мероприятий по упорядочению киосков, формированию торговой зоны, благоустройству земельных участков.
Впоследствии ИП Доренской Е.С. (инвестор) и ИП Янцем Д.Л. (заказчик) заключен инвестиционный договор от 28.10.2005 N 17/2005, по условиям которого заказчику поручена замена и упорядочение торговых киосков и павильонов в муниципальной торговой зоне по ул. Панфиловцев-ул. Малиновского Южного округа г. Хабаровска (встроенного киоска, площадью 95,6 кв.м).
По акту от 01.06.2006 передан киоск площадью 95,6 кв.м; между заказчиком и инвестором подписано соглашение от 01.06.2006 об исполнении инвестиционного договора N 17/2005.
Возведение соответствующего объекта осуществлялось в рамках договора между ИП Янцем Д.Л. и ОАО "Управление инвестиционных программ", работы проводились в рамках проекта муниципальной торговой зоны N 05-А-25.2.2701, созданного ООО "ГарД".
Экспертным заключением ФГУЗ "ЦГиЭ в Хабаровском крае" N 76 от 30.06.2006 подтверждено соответствие возведенного объекта требованиям СП 2.3.6.41066-01.
Заключением N 168 от 16.06.2006 подтверждено соответствие объекта эпидемиологическим правилам и нормативам.
01.06.2006 истцом с ООО "ЮГ-Истэйт" заключен договор с ООО "ЮГ-Истэйт" аренды оборудованной площади.
Также истцом и ООО "ЮГ-Истэйт заключен договор аренды оборудованной площади N 4 от 01.01.2010.
Впоследствии предприниматель использовал занятый павильоном участок в коммерческих целях, без каких-либо возражений со стороны Администрации или иных лиц, вносил плату за пользование землей на основании актов фактического использования.
В апреле 2022 года истец обратился в Управление торговли, питания и бытового обслуживания администрации г. Хабаровска с заявлением о внесении объекта (торгового павильона) в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа "Город Хабаровск", а также в Департамент с заявлением о предоставлении земельного участка для использования под торговый павильон.
Истцу в удовлетворении обоих заявлений отказано.
Названные обстоятельства явились основанием для обращения с настоящим иском в арбитражный суд.
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (Закон N 131-ФЗ) устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии их осуществления.
По вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Закону об общих принципах организации местного самоуправления, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (статья 7 Закона N 131-ФЗ).
К вопросам местного значения относится создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания относит к вопросам местного значения городского округа (пункт 15 части 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ).
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 39.36 Земельного кодекса РФ размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (Закон N 381-ФЗ).
Частью 2 статьи 6 Закона N 381-ФЗ, определяющего основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации, предусмотрено, что органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.
Согласно части 1 статьи 10 Закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
В силу части 3 статьи 10 данного закона схема размещения нестационарного торгового объекта разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.09.2010 N 772 (Правила), включение объектов в схему размещения осуществляется органом местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества.
Включение объектов в схему размещения осуществляется в целях достижения установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; размещения нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность; формирования торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли; повышения доступности товаров для населения (пункт 3 Правил).
Порядок разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления Хабаровского края утвержден постановлением Правительства Хабаровского края от 04.05.2011 N 128-пр, согласно пунктам 2.5 и 2.6 которого разработка Схемы осуществляется на основании результатов инвентаризации размещенных нестационарных торговых объектов и объектов, установка и размещение которых было разрешено (согласовано или иным образом санкционировано) до принятия решения о разработке Схемы. По результатам инвентаризации размещенных нестационарных торговых объектов уполномоченный орган местного самоуправления осуществляет планирование размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования, с учетом предложений юридических и физических лиц.
На основании части 6 статьи 10 данного закона утверждение схемы размещения нестационарного торгового объекта, равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарного торгового объекта, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
С учетом изложенных норм права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что, поскольку установка НТО была разрешена либо согласована до утверждения Схемы, в данном случае требуется только проведение инвентаризации.
Оценив предоставленные доказательства в совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ, установив, что принадлежащий истцу торговый объект был возведен в 2006 году в соответствии с согласованной проектной документацией и не представляет угрозы для окружающих, суд правомерно признал, что включение спорного НТО без проведения аукциона не нарушает постановление Правительства Хабаровского края от 04.05.2011 N 128-пр.
В соответствии с пунктом 11 части 3 статьи 41 Устава городского округа "Город Хабаровск" к полномочиям администрации города Хабаровска отнесена разработка и утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов.
В силу пункта 2.1 Положения об администрации г. Хабаровска, утвержденного решением Хабаровской городской Думы от 26.07.2011 N 431, структура администрации города включает в себя отраслевые и территориальные подразделения и состоит из комитетов, департаментов, управлений, служб, руководство которыми осуществляют мэр города, заместители мэра в соответствии с распределением функциональных обязанностей между ними.
В структуре администрации города в порядке, установленном законодательством, могут создаваться органы, которые наделяются собственной компетенцией на решение вопросов местного значения в соответствующих отраслях или сферах управления (пункт 2.5).
Управление торговли, питания и бытового обслуживания администрации города Хабаровска (УТПиБО) образовано в соответствии с постановлением мэра города от 14.12.2001 N 1377 "Об утверждении структуры управления городом Хабаровском", является отраслевым структурным подразделением администрации города Хабаровска, создающим условия для обеспечения жителей городского округа услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания (пункт 1.1 Положения об Управлении торговли, питания и бытового обслуживания администрации города Хабаровска от 22.04.2010 N 194-р).
В соответствии с пунктами 3.15, 3.19 и 3.20 Положения N 194-р Управление торговли, питания и бытового обслуживания администрации г. Хабаровска осуществляет подготовку схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа "Город Хабаровск", осуществляет полномочия, предусмотренные нормативными правовыми актами, по вопросу размещения нестационарных торговых объектов, координирует работу структурных подразделений администрации города Хабаровска по вопросам размещения нестационарных торговых объектов.
Основания для заключения договора на размещение НТО без проведения аукциона предусмотрены пунктом 3.1 постановления администрации г. Хабаровска от 16.12.2015 N 4317.
Так, лицо, имеющее договор аренды земельного участка под установку нестационарного торгового объекта, заключенный до вступления в силу настоящего постановления, срок действия которого не истек, имеет право заключить договор на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта при одновременном соблюдении следующих условий:
- место размещения нестационарного торгового объекта предусмотрено Схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа "Город Хабаровск";
- отсутствие неисполненных обязательств по договору аренды земельного участка под установку нестационарного торгового объекта, в том числе отсутствие задолженности по арендной плате;
- обращение в Департамент муниципальной собственности администрации города Хабаровска с заявлением о заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта в срок, установленный пунктом 3.2 настоящего постановления.
Между тем, как установлено судом, на момент введения названных ограничений истец использовал НТО на законных основаниях, субъекту, изначально наделенному правом реализации инвестиционных проектов, соответствующий земельный участок был предоставлен по договору аренды, также заключенному до введения указанных ограничений. При этом, несмотря на расторжение договора аренды N 236, истец не может быть лишен совокупности возникших у него прав и гарантий, с учетом момента, порядка возведения, а также продолжительности и оснований использования НТО.
Материалы дела не содержат доказательств того, что спорное место для размещения НТО используется иными лицами либо имеются ограничения в обороте земельного участка в соответствии с действующим законодательством РФ.
Доказательств наличия требований о демонтаже спорного НТО не представлено, равно как и сведений о его включении в перечень самовольно размещенных НТО.
Таким образом, поскольку действующим законодательством предусмотрена прямая обязанность включения ранее существовавших нестационарных объектов во вновь утверждаемую схему, заявителем нарушений законодательства при размещении спорного НТО не допущено, учитывая, что торговый павильон законно эксплуатируется с 2006 года, у администрации отсутствовали основания для отказа во включении в схему НТО, принадлежащего истцу.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что истец вправе претендовать на включение его торгового объекта в Схему размещения НТО без проведения аукциона, что, в свою очередь, повлекло удовлетворение исковых требований к каждому из ответчиков, с учетом компетенции органов местного самоуправления.
Ссылка заявителей жалобы на отсутствие доказательств возможности применения к спорным правоотношениям положений об инвентаризации НТО, не принимается, поскольку Порядок разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления Хабаровского края утвержден постановлением Правительства Хабаровского края от 04.05.2011 N 128-пр, согласно пунктам 2.5 и 2.6 которого разработка Схемы осуществляется на основании результатов инвентаризации размещенных нестационарных торговых объектов и объектов, установка и размещение которых было разрешено (согласовано или иным образом санкционировано) до принятия решения о разработке Схемы.
По результатам инвентаризации размещенных нестационарных торговых объектов уполномоченный орган местного самоуправления осуществляет планирование размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования, с учетом предложений юридических и физических лиц.
По приведенным основаниям апелляционный суд приходит к выводу о правомерности оспариваемого решения и несостоятельности доводов жалобы, исходя из чего решение суда отмене не подлежит.
Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 30.08.2022 по делу N А73-7836/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.О. Волкова |
Судьи |
Т.Г. Брагина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-7836/2022
Истец: ИП Доренская Евгения Сергеевна
Ответчик: Администрация города Хабаровска, Департамент муниципальной собственности Администрации г. Хабаровска, Департамент муниципальной собственности Администрации г. Хабаровска, Администрация г. Хабаровска
Третье лицо: Администрация города Хабаровска в лице Управления торговли, питания и бытового ослуживания, ОАО "Управление инвестиционных программ", ООО "Юг-Истэйт", Янц Дмитрий Леандрович