город Омск |
|
22 декабря 2022 г. |
Дело N А75-21582/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 декабря 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Котлярова Н.Е., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Усовой Ю.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-14983/2022) общества с ограниченной ответственностью "Северная вода" на определение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18.11.2022 по делу N А75-21582/2022 (судья Заболотин А.Н.) о возвращении заявления общества с ограниченной ответственностью "Северная вода" (ОГРН 1128603017751, ИНН 8603191039, адрес: 628600, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Нижневартовск, тер. Юго-Западный промышленный узел города, д. 10, 2.А., оф. 1) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (ОГРН 1048600529933, ИНН 8603109468, адрес: 628606, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Нижневартовск, улица Менделеева, д. 13) о признании не подлежащим исполнению постановления от 18.10.2022 N 2861,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Северная вода" (далее - заявитель, ООО "Северная вода", общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - заинтересованное лицо, инспекция, налоговый орган) о признании не подлежащим исполнению постановления от 18.10.2022 N 2861 о взыскании налога, сбора, пени, штрафов, процентов за счет имущества налогоплательщика.
Определением от 20.11.2022 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры возвратил заявление общества на основании пункта 5 части 1 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), ссылаясь на несоблюдение досудебного порядка урегулирования спора, поскольку доказательств обращения в вышестоящий налоговый орган с жалобой на постановление от 18.10.2022 N 2861 в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 138 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), заявителем не представлено.
Не согласившись с вынесенным определением, ООО "Северная вода" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, просит определение суда отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В обоснование апелляционной жалобы ее заявитель указывает на то, что в силу положений статьи 47 НК РФ постановление о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика является исполнительным документом и с учетом пункта 67 постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 57) при обращении в суд с заявлением о признании не подлежащим исполнению исполнительного документа соблюдение досудебного порядка урегулирования спора в виде обжалования его в вышестоящий орган не требуется.
Отзыв в материалы дела не представлен.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156 АПК РФ рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей указанных лиц.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции признает апелляционную жалобу обоснованной и подлежащей удовлетворению, а определение суда первой инстанции - отмене, в силу следующего.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 129 АПК РФ арбитражный суд возвращает исковое заявление, если при рассмотрении вопроса о принятии заявления установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если такой порядок является обязательным в силу закона.
Признавая обязательным соблюдение досудебного порядка урегулирования спора, суд первой инстанции исходил из того, что общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного акта налогового органа - постановления инспекции от 18.10.2022 N 2861 и руководствовался частью 2 статьи 199 и пунктом 7 части 1 статьи 126 АПК РФ.
Так, статьей 199 АПК РФ установлены требования к заявлению о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, в том числе частью 2 указанной статьи предусмотрено, что к заявлению прилагаются документы, указанные в статье 126 АПК РФ.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 126 АПК РФ к исковому заявлению прилагаются документы, подтверждающие соблюдение истцом претензионного или иного досудебного порядка, за исключением случаев, если его соблюдение не предусмотрено Федеральным законом.
Между тем судом первой инстанции не учтено, что заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании не подлежащим исполнению постановления налогового органа от 18.10.2022 N 2861 о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика.
Согласно пункту 1 статьи 47 НК РФ в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 НК РФ, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 НК РФ.
Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ), с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В силу пункта 5 части 1 статьи 12 Закона N 229-ФЗ постановление налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика является исполнительным документом.
Статьей 172 АПК РФ предусмотрено, что в случае несоответствия закону инкассового поручения или постановления о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика суд признает их не подлежащими исполнению.
Как разъяснено в пункте 64 Постановления N 57, судам необходимо учитывать, что по смыслу статьи 47 НК РФ и пункта 5 части 1 статьи 12 Закона N 229-ФЗ постановление налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика является исполнительным документом. Из взаимосвязанного толкования указанных норм следует, что оспаривание налогоплательщиком данного постановления в суде может осуществляться исключительно путем подачи заявления о признании его не подлежащим исполнению.
Согласно позиции, изложенной в пункте 63 Постановления N 57, установление пунктом 5 статьи 101.2 НК РФ обязательной досудебной процедуры только в отношении обжалования решений о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решений об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения обусловлено тем обстоятельством, что все последующие ненормативные правовые акты (равно как и действия, направленные на взыскание налогов, пеней, штрафа) принимаются (совершаются) налоговыми органами исключительно во исполнение названных решений, то есть представляют собой механизм их реализации.
В связи с этим оспаривание таких актов возможно только по мотивам нарушения сроков и порядка их принятия, но не по мотиву необоснованности начисления сумм налога, пеней, штрафа либо грубого нарушения процедуры при принятии решений о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности.
Как следует из пункта 65 Постановления N 57, при рассмотрении исков налогоплательщиков о возврате (возмещении) сумм налогов, пеней, штрафа, а также о признании не подлежащими исполнению инкассовых поручений или постановлений о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика, вынесенных налоговыми органами в соответствии со статьями 46 или 47 НК РФ, судам необходимо исходить из того, что положения НК РФ не содержат специальных требований об обязательной досудебной процедуре урегулирования таких споров. Поэтому указанные имущественные требования налогоплательщик может предъявить в суд независимо от оспаривания ненормативных правовых актов налоговых органов и по основаниям, в том числе необоснованности начисления сумм налога, пеней, штрафа, уплатив государственную пошлину в соответствующем размере (подпункт 1 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ).
На момент принятия Постановления N 57 статья 138 НК РФ, регламентирующая порядок обжалования ненормативных актов налоговых органов, не предусматривала обязательный досудебный порядок урегулирования спора.
Федеральным законом от 02.07.2013 N 153-ФЗ, вступившим в силу с 03.08.2013, в статью 138 НК РФ внесены изменения, предусматривающие обязательный досудебный порядок урегулирования спора по делам отдельных категорий.
Так, согласно пункту 2 статьи 138 НК РФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном настоящим НК РФ.
В случае если решение по жалобе (апелляционной жалобе) не принято вышестоящим налоговым органом в сроки, установленные пунктом 6 статьи 140 НК РФ, акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке.
В силу пункта 2 части 1 статьи 103 АПК РФ и разъяснений, содержащихся в пункте 65 Постановления N 57, споры о признании не подлежащими исполнению постановлений о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика относятся к имущественным спорам.
Таким образом, установление досудебного порядка оспаривания ненормативных актов налоговых органов не означает установление досудебного порядка для таких способов судебной защиты как признание постановления о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика не подлежащим исполнению.
Актуальность пункта 65 Постановления N 57 подтверждена в пункте 28 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.10.2016, а также в пункте 48 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.06.2021 N 18 "О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства", который разъяснил, что исходя из смысла абзаца третьего части 5 статьи 4 АПК РФ, поскольку иное не установлено Федеральным законом, по экономическим спорам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, соблюдение обязательного досудебного порядка не требуется по имущественным требованиям лиц о признании не подлежащими исполнению инкассовых поручений или постановлений налоговых (таможенных) органов о взыскании налогов (таможенных платежей), вынесенных в соответствии со статьей 46 и статьей 47 НК РФ, частью 1 статьи 75 и частью 15 статьи 80 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
Поскольку данное правовое регулирование не учтено судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела и заявление ООО "Северная вода" неправомерно возвращено со ссылкой на пункт 5 части 1 статьи 129 АПК РФ, определение суда первой инстанции подлежит отмене, как принятое с нарушением норм процессуального права, с направлением дела на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции на основании пункта 2 части 4 статьи 272 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271, пунктом 2 части 4 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18.11.2022 по делу N А75-21582/2022 отменить.
Направить вопрос на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение месяца со дня изготовления постановления в полном объеме.
Судья |
Н.Е. Котляров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-21582/2022
Истец: ООО "СЕВЕРНАЯ ВОДА"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 6 ПО ХАНТЫ - МАНСИЙСКОМУ АВТОНОМНОМУ ОКРУГУ - ЮГРЕ