г. Вологда |
|
21 декабря 2022 г. |
Дело N А13-6830/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2022 года.
В полном объёме постановление изготовлено 21 декабря 2022 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Алимовой Е.А. и Докшиной А.Ю.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Николаевой А.С.,
при участии от акционерного общества "Абиогрупп" Пальникова В.М. по доверенности от 10.01.2022 N 1, от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Вологодской области Дайнека Н.И. по доверенности от 21.04.2022 N 12, Худяковой В.Д. по доверенности от 24.05.2022 N 20,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Абиогрупп" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 28 сентября 2022 года по делу N А13-6830/2022,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Абиогрупп" (ОГРН 1083525006949, ИНН 3525204352; адрес: 162550, Вологодская область, Шекснинский район, Индустриальный парк Шексна, строение 2; далее - АО "Абиогрупп", общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Вологодской области (ОГРН 1043500647277, ИНН 3523011972; адрес: 162603, Вологодская область, город Череповец, улица Краснодонцев, дом 3; далее - МИФНС N 8, инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 16.03.2022 N 106 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Партнер" (ОГРН 1143528009712, ИНН 3528218586; адрес: 162606, Вологодская область, город Череповец, проспект Победы, дом 22; далее - ООО "Партнер").
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 28 сентября 2022 года по делу N А13-6830/2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
АО "Абиогрупп" с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы ссылается на то, что на момент исключения общества из реестра субъектов малого предпринимательства (10.08.2020) АО "Абиогрупп" соответствовало критериям, указанным в части 1.1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ). При этом, по мнению подателя жалобы, Закон N 209-ФЗ не обязывает хозяйствующих субъектов подтверждать свой статус в качестве субъекта малого предпринимательства.
ООО "Партнер" в отзыве на жалобу изложенные в ней доводы поддержало.
Инспекция в отзыве просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, инспекцией в отношении общества на основании представленного 30.09.2021 последним уточненного расчета по страховым взносам за 9 месяцев 2020 год (корректировка N 1) проведена камеральная проверка, о чем составлен акт от 21.01.2022 N 65.
По результатам рассмотрения акта проверки, иных материалов проверки и возражений общества инспекцией принято решение от 16.03.2022 N 106 о привлечении заявителя к ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Кроме того указанным решением обществу доначислено и предложено к уплате 1 199 156 руб. 97 коп. страховых взносов, а также 53 693 руб. 73 коп. пеней.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Вологодской области от 06.05.2022 N 07-09/05183@ апелляционная жалоба общества на решение инспекции оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решением инспекции, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Из содержания оспариваемого решения инспекции усматривается, что основанием для его принятия послужил вывод налогового органа о неправомерном применении обществом за период с 10.08.2020 по 30.09.2020 2020 года пониженных тарифов страховых взносов, установленных Федеральным законом от 01.04.2020 N 102-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 102-ФЗ), поскольку в названном периоде сведения об обществе в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) отсутствовали.
По общему правилу страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование исчисляются по тарифам, установленным статьей 425 НК РФ.
Вместе с тем статьей 6 Закона N 102-ФЗ предусмотрено, что в период с 01.04.2020 до 31.12.2020 для плательщиков страховых взносов, признаваемых субъектами МСП в соответствии с Законом N 209-ФЗ в отношении части выплат в пользу физического лица, определяемой по итогам каждого календарного месяца как превышение над величиной минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало расчетного периода, применяются пониженные тарифы страховых взносов.
Исходя из пункта 1 статьи 3 Закона N 209-ФЗ, под субъектами малого и среднего предпринимательства понимаются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Законом N 209-ФЗ, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в реестр МСП.
Ведение реестра МСП осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах (часть 2 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ).
Таким органом является Федеральная налоговая служба (далее - ФНС России).
Условия отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства определены в статье 4 Закона N 209-ФЗ.
В силу подпункта 1 пункта 5 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ указанные в пунктах 1 - 5.1, 7 и 8 части 3 настоящей статьи сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 настоящего Закона, вносятся в реестр МСП ежегодно 10 августа на основе указанных в части 4 настоящей статьи сведений, имеющихся у уполномоченного органа по состоянию на 1 июля текущего календарного года.
Внесение сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и исключение таких сведений из указанного реестра осуществляются уполномоченным органом на основании сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, представленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, сведений о доходе, полученном от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, сведений, содержащихся в документах, связанных с применением специальных налоговых режимов в предшествующем календарном году, а также сведений, представленных в уполномоченный орган в соответствии с частями 5 - 6.4 настоящей статьи (часть 4 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ).
Согласно части 6.1 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ в целях ведения единого реестра субъектов МСП держатели реестров акционеров акционерных обществ, которые созданы до 1 декабря года, предшествующего текущему календарному году, и в составе сведений о которых в едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) содержатся сведения о соответствующем держателе реестра акционеров акционерных обществ, ежегодно до 5 июля представляют в уполномоченный орган перечень акционерных обществ, соответствующих условиям, установленным подпунктом "а" пункта 1 части 1.1 статьи 4 настоящего Закона (за исключением условий, установленных абзацем третьим указанного подпункта). Указанный перечень формируется держателями реестров акционеров акционерных обществ на основании имеющихся у них данных, содержащихся в списках лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров соответствующего акционерного общества, проведенном в текущем календарном году.
Пунктом 5 части 5 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ определено, что содержащиеся в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях исключаются из указанного реестра 10 августа текущего календарного года в случае, если такие юридические лица, индивидуальные предприниматели не представили в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и (или) налоговую отчетность, позволяющую определить величину дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, либо такие юридические лица, индивидуальные предприниматели не соответствуют условиям, установленным статьей 4 настоящего Закона.
Таким образом, реестр формируется на основании сведений, находящихся в распоряжении ФНС России и сведений, поступающих в рамках представления налоговой отчетности, что обеспечивает автоматическое присвоение статуса субъекта малого предпринимательства хозяйствующим субъектам.
По сведениям Единого государственного реестра юридических лиц общество зарегистрировано в качестве юридического лица 29.04.2008, держателем реестра акционеров с 30.08.2019 является ООО "Партнер".
В рассматриваемом случае ООО "Партнер" в срок до 05.07.2020 не представило в уполномоченный орган сведения в отношении заявителя, предусмотренные частью 6.1 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ, в связи с этим общество исключено из реестра МСП по состоянию на 10.08.2020 ввиду отсутствия у уполномоченного органа оснований для внесения сведений об обществ в данный реестр.
Действия уполномоченного органа по исключению общества из реестра субъектов МСП 10.08.2020 в судебном порядке заявителем не оспаривались, незаконными не признавались.
Фактически общество не опровергает, что названные выше сведения в отношении заявителя представлены только в ноябре 2020 года.
Следовательно, в период с 10.08.2020 по 10.11.2020 общество не признавалось субъектом малого или среднего предпринимательства в соответствии с Законом N 209-ФЗ, которые вправе применять пониженные тарифы страховых взносов.
Как верно отметил суд первой инстанции, согласно положениям Закона N 209-ФЗ статус субъекта МСП поставлен в зависимость от факта включения такого субъекта в реестр МСП, соответственно плательщики страховых взносов вправе применять пониженные тарифы, установленные Законом N 102-ФЗ, при условии внесения сведений о данном плательщике в реестр МСП.
Поскольку сведения об обществе исключены из реестра МСП 10.08.2020 и включены в данный реестр впоследствии 10.11.2020, то суд первой инстанции справедливо согласился с позицией инспекции о том, что за период с 10.08.2020 по 30.09.2020 страховые взносы подлежат исчислению в соответствии с тарифами страховых взносов, установленными статьей 425 НК РФ.
Вопросы о соответствии общества критериям субъекта малого и среднего предпринимательства, отсутствия у него обязанности представлять документы, подтверждающие статус субъекта малого предпринимательства не относятся к предмету рассматриваемого спора, и не подлежат установлению в рамках данного дела, поскольку соответствующие требования к инспекции обществом не заявлялись.
Общество не имело препятствий контролировать вопрос о том, содержатся ли сведения о нем в вышеназванном реестре, равно как не представило доказательств наличия объективных препятствий для проведения годового общего собрания акционеров общества ранее 01.07.2020 в целях обеспечения возможности представления третьим лицом до 05.07.2020 сведений об обществе, учитывая, что изменений в отношении даты представления сведений, предусмотренных частью 6.1 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ, не вносилось.
Сама по себе ссылка общества на определяющие сроки проведения годового общего собрания акционеров положения Федерального закона от 07.04.2020 N 115-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части унификации содержания годовых отчетов государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний, а также в части установления особенностей регулирования корпоративных отношений в 2020 году и о приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации" обоснованность выводов инспекции и суда первой инстанции не опровергает.
Вопреки доводам заявителя в данном случае оснований для применения положений пункта 7 статьи 3 НК РФ суд первой инстанции правомерно не усмотрел.
Арифметическая правильность доначисления сумм страховых взносов, пеней обществом не оспорена, апелляционная жалоба таких доводов не содержит.
При таких обстоятельствах, учитывая предмет предъявленных обществом требований, суд первой инстанции верно заключил об отсутствии установленных статьей 201 АПК РФ оснований для их удовлетворения.
Изложенные в жалобе доводы не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность решения суда. Судебный акт первой инстанции принят при полном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, нормы процессуального и материального права применены верно, содержащиеся в нем выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 28 сентября 2022 года по делу N А13-6830/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Абиогрупп" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-6830/2022
Истец: АО "Абиогрупп"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N8 по Вологодской области
Третье лицо: ООО "Партнер"