город Ростов-на-Дону |
|
21 декабря 2022 г. |
дело N А32-17267/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 декабря 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пименова С.В.
судей О.Ю. Ефимовой, М.В. Соловьевой
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Струкачевой Н.П.
при участии:
от Южного Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования посредством системы веб-конференции ИС "Картотека арбитражных дел" Долгова И.О. по доверенности от 12.09.2022, диплом, паспорт;
от общества с ограниченной ответственностью "Базовый Авиатопливный Оператор" представители Малькова Е.С. по доверенности от 11.05.2022, паспорт; Соков В.л. по доверенности от 28.12.2021, диплом, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Южного Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.10.2022 по делу N А32-17267/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Базовый Авиатопливный Оператор" (ИНН 7706693215, ОГРН 1087746793243)
к Южному Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН 2309089375, ОГРН 1042304949752)
о признании незаконными действий
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "БАТО" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением (с учётом уточнений принятых судом первой инстанции):
- о признании незаконными действий Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Управление), выразившие в выдаче свидетельства N 5277868 от 12.01.2022 о присвоении объекту N 03-0123-001795-П "СКЛАД ГСМ ОП ООО "БАТО" в г. Сочи" II категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;
- об обязани Управления принять меры по устранению нарушенных прав и законных интересов Общества путём изменения категории объекту N 03-0123-001795-П "СКЛАД ГСМ ОП ООО "БАТО" в г. Сочи", оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, со II категории на III категорию, с внесением соответствующих изменений в государственный учёт объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в течении двадцати дней с момента вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 04.10.2022 требования Общества были удовлетворены:
- признаны незаконными действия Управления по выдаче свидетельства N 5277868 от 12.01.2022 о присвоении объекту N 03-0123-001795-П "СКЛАД ГСМ ОП ООО "БАТО" в г. Сочи" II категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;
- на Управление возложена обязанность принять меры по устранению нарушенных прав и законных интересов Общества путем изменения категории объекту N 03-0123-001795-П "СКЛАД ГСМ ОП ООО "БАТО" в г. Сочи", оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, со II категории на III категорию, с внесением соответствующих изменений в государственный учёт объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в течение двадцати дней с момента вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу.
Решение мотивировано тем, что отсутствие доказательств осуществления Обществом деятельности по сливу (наливу) нефти и нефтепродуктов на сливоналивных железнодорожных путях, в связи с чем спорный объект не соответствует критериям отнесения к объектам II категории.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований Общества.
В обоснование апелляционной жалобы Управление указывает, что объект эксплуатируемый Обществом ошибочно отнесён судом к объектам II категории.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционный суд удовлетворил ходатайство сторон об участии его представителя в судебном заседании с использованием системы веб-конференции.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объёме.
Представитель Общества просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения по доводам, изложенным в отзыве. Апелляционный суд приобщил отзыв к материалам дела.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
В 2016 году в Управление поступила заявка Общества о постановке на государственный учёт объекта негативного воздействия на окружающую среду (далее НВОС), расположенного по адресу: г.Сочи А-340, ул. Авиационная 3б (далее - Объект). В заявке Общество указало сведения об объекте, в том числе, отражено наличие сливной железнодорожной эстакады.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 N 1029 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий" (далее - Постановление N 1029), по результатам рассмотрения заявки Общества, объект был поставлен на государственный учёт с присвоением N 03-0123-001795-П и III категория НВОС (далее - Объект), выдано свидетельство N AOWOM09P от 27.12.2016.
28.12.2021 Общество обратилось в Управление с заявлением N 5277868 об актуализации сведений об Объекте в части источников загрязнения.
12.01.2022 Управление выдало Обществу свидетельство об актуализации сведений N 5277868 и изменило категорию Объекта c III на II категорию. В качестве оснований для отнесения объекта ко II категории НВОС Управление указало требования подпункта 17 пункта 2, подпункта 4 пункта 3 Постановления Правительства РФ от 31.12.2020 N 2398 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий" (далее - Постановление N 2398): по причине осуществление на Объекте хозяйственной и (или) иной деятельности по транспортированию по трубопроводам газа, продуктов переработки газа, нефти и нефтепродуктов с использованием магистральных трубопроводов, межпромысловых трубопроводов, а также по перегрузке нефти и нефтепродуктов, по сливу (наливу) нефти и нефтепродуктов на сливоналивных железнодорожных путях; Объект является объектом инфраструктуры железнодорожного транспорта.
10.02.2022 Общество обратилось с жалобой в Управление о необоснованном изменении категории Объекта с III на II.
Актом от 16.02.2022 заместитель руководителя Управления сообщил Обществу от отсутствии нарушений в действия Управления при смене категории Объекта.
Исследовав представленные доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу положений статей 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; нарушение действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно абзацу 52 статьи 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) под объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, понимается объекты капитального строительства и (или) другие объекты, а также их совокупность, объединенных единым назначением и (или) неразрывно связанных физически или технологически и расположенных в пределах одного или нескольких земельных участков.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4.2 Федерального закона N 7-ФЗ объекты НВОС в зависимости от уровня воздействия на окружающую среду подразделяются на четыре категории. Объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, относятся к объектам I категории.
В силу пункта 2 статьи 4.2 Федерального закона N 7-ФЗ при установлении критериев, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к соответствующей категории, учитываются: уровни воздействия на окружающую среду видов хозяйственной и (или) иной деятельности (отрасль, часть отрасли, производство); уровень токсичности, канцерогенные и мутагенные свойства загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, а также классы опасности отходов производства и потребления; классификация промышленных объектов и производств; особенности осуществления деятельности в области использования атомной энергии.
Согласно пункту 6 статьи 69.2 Федерального закона N 7-ФЗ сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений: о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, реорганизации юридического лица в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (места нахождения), а также об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность; об изменении места нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду; об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды; об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.
Перечень оснований для актуализации сведений является закрытым.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 3 Постановления N 1029 (в редакции на момент постановки Объекта на государственный учёт) объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта относились ко II категории негативного воздействия на окружающую среду.
Как следует из материалов дела, при постановке Объекта на государственный учёт в 2016 году, Объект не был отнесён Управлением к инфраструктуре железнодорожного транспорта и ему была присвоена III категория.
В связи с принятием постановления Правительства РФ от 31.12.2020 N 2398 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий", критерии отнесения объектов НВОС к конкретной категории, был установлен в подпункте 4 пункта 3 Постановления N 2398, содержание которого аналогично ранее действовавшему критерию подпункта "г" пункта 3 Постановления N 1029.
Общество осуществляет деятельность по заправке топливом воздушных судов на территории аэропорта, оптовую торговлю моторным топливом, включая авиационный бензин (46.71.2 согласно ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2).
Доказательства того, что с момента постановки Объекта на государственный учёт, возникли обстоятельства, поименованные в пункте 6 статьи 69.2 Федерального закона N 7-ФЗ и влекущие изменение категории Объекта, Управлением в материалы дела не представлены.
Подпунктом 17 пункта 2 Постановления N 2398 с 01.01.2021 введён дополнительный критерий отнесения объектов ко II категории НВОС - осуществление на объекте НВОС хозяйственной и (или) иной деятельности по транспортированию по трубопроводам газа, продуктов переработки газа, нефти и нефтепродуктов с использованием магистральных трубопроводов, межпромысловых трубопроводов, а также по перегрузке нефти и нефтепродуктов, по сливу (наливу) нефти и нефтепродуктов на сливоналивных железнодорожных путях.
Доказательства осуществления Обществом железнодорожных перевозок и эксплуатации объектов железнодорожной инфраструктуры в материалы дела не представлены.
Материалами дела подтверждается, что подачу-уборку вагонов для нужд Общества осуществляет ОАО "РЖД" на основании договоров от 27.07.2015 N 101/7т, от 13.09.2019 N 101-7т "на подачу-уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования, принадлежащий владельцу инфраструктуры железнодорожных путей общего пользования". Иного порядка подачи-уборки вагонов для Общества, в материалы дела не представлены.
Изменение критериев отнесения объектов к соответствующей категории НВОС в связи с внесением изменений в нормативные акты/принятием новых нормативных актов, не предусмотрено пунктом 6 статьи 69.2 Федерального закона N 7-ФЗ в качестве основания для актуализации сведений об объектах НВОС.
В материалах дела отсутствуют доказательства осуществления Общества на Объекте хозяйственной и (или) иной деятельности по транспортированию по трубопроводам газа, продуктов переработки газа, нефти и нефтепродуктов с использованием магистральных трубопроводов, межпромысловых трубопроводов, а также по перегрузке нефти и нефтепродуктов, по сливу (наливу) нефти и нефтепродуктов на сливоналивных железнодорожных путях.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришёл к выводу о том, что действия Управления по смене категории Объекта, являются незаконными.
Доводы апелляционной жалобы Управления, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Согласно пункту 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесённых в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, Управление освобождено от уплаты государственной пошлины, при обращении с апелляционной жалобой.
С учётом изложенного, апелляционный суд не рассматривает вопрос о распределении судебных расходов в связи с уплатой государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.10.2022 по делу N А32-17267/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определённом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.В. Пименов |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-17267/2022
Истец: ООО "Бато"
Ответчик: Южное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
Третье лицо: Росприроднадзор