г. Хабаровск |
|
22 декабря 2022 г. |
А73-5794/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 декабря 2022 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Козловой Т.Д.
судей Пичининой И.Е., Самар Л.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Доскачинской Т.В.
при участии в заседании:
от Федеральной налоговой службы: Куксов В.С., представитель, доверенность от 26.10.2022 N 18-13/13266;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Комресурс"
на определение от 11.10.2022
по делу N А73-5794/2021
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению Федеральной налоговой службы
о признании общества с ограниченной ответственностью "Комресурс" несостоятельным (банкротом)
УСТАНОВИЛ:
Определением Арбитражного суда Хабаровского края от 19.05.2021 принято к производству заявление Федеральной налоговой службы (далее - ФНС России, уполномоченный орган) о признании общества с ограниченной ответственностью "Комресурс" (ИНН 2710007981 ОГРН 1142728000348, далее - ООО "Комресурс", Общество, должник) несостоятельным (банкротом), возбуждено производство по делу о банкротстве.
До рассмотрения дела по существу от ФНС России поступили уточнения в части размера требования, подлежащего включению в реестр требований кредиторов: уполномоченный орган просил включить в реестр требование в размере 265 532 680,48 руб., в том числе: основной долг - 200 046 813,54 руб., пени - 65 142 399,72 руб., штраф - 343 467,22 руб., из них во вторую очередь реестра - 110 690 146,98 руб., в третью очередь реестра требований кредиторов - 154 842 533,50 руб.
Определением суда от 11.10.2022 заявление ФНС России признано обоснованным. В отношении ООО "Комресурс" введена процедура наблюдения, временным управляющим утверждена Казанцева Наталья Владимировна, член Ассоциации "Урало-сибирское объединение арбитражных управляющих".
В реестр требований кредиторов должника включены требования ФНС России в размере 265 532 680,48 руб., из них:
- во вторую очередь: 110 690 146,98 руб. (НДФЛ - 31 278 336,47 руб., 79 411 810,51 руб. - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование);
- в третью очередь: 154 842 533,50 руб., в том числе: основной долг - 89 356 666,56 руб., пени - 65 142 399,72 руб., штраф - 343 467,22 руб.
В апелляционной жалобе ООО "Комресурс" просит отменить определение суда от 11.10.2022, принять новый судебный акт об отказе во введении наблюдения и прекращении производства по делу о банкротстве.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права. Приводит доводы о том, что размер задолженности по состоянию на 31.05.2022 составлял 68 697 234,82 руб. Сумма требований, начисленных до 22.04.2018 на сумму 185 308 847,04 руб. не подлежала включению в реестр требований кредиторов, поскольку заявлена за сроком исковой давности.
ФНС России в отзыве на апелляционную жалобу выразила несогласие с доводами жалобы, просила оставить обжалуемый судебный акт без изменения как законный и обоснованный.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ФНС России поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, дав по ним пояснения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей не обеспечили.
Изучив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя ФНС России в судебном заседании, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 223 АПК РФ, статьей 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
Согласно пункту 2 статьи 6 и пункту 2 статьи 33 Закона о банкротстве, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, производство по делу о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее чем триста тысяч рублей и указанные требования не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.
В силу пункта 3 статьи 48 Закона о банкротстве определение о признании требований заявителя обоснованными и введении наблюдения выносится в случае, если требование заявителя соответствует условиям, установленным пунктом 2 статьи 33 Закона о банкротстве, признано обоснованным и не удовлетворено должником на дату заседания арбитражного суда, установлено наличие оснований, предусмотренных пунктом 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, либо заявление должника соответствует требованиям статьи 8 или 9 настоящего Федерального закона.
Параграфом 6 главы IX Закона о банкротстве предусмотрены специальные правила, регулирующие особенности банкротства субъектов естественных монополий.
Согласно статье 3 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
К сфере естественных монополий относятся, в том числе, услуги по передаче тепловой энергии (п. 1 ст. 4 Закона о естественных монополиях).
Пунктом 1 статьи 197 Закона о банкротстве определено, что для целей настоящего Федерального закона под субъектом естественной монополии понимается организация, осуществляющая производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии.
ООО "Комресурс" обладает фактическими признаками субъекта естественной монополии в сфере передачи тепловой энергии, к которому подлежат применению специальные правила, регулирующие особенности банкротства субъектов естественных монополий, установленные параграфом 6 "Банкротство субъектов естественных монополий" главы IX Закона о банкротстве.
Таким образом, процедура наблюдения в отношении такого должника может быть введена лишь при наличии условий, предусмотренных статьей 197 Закона о банкротстве.
Согласно пункту 3 статьи 197 Закона о банкротстве дело о банкротстве может быть возбуждено судом, если требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и об уплате обязательных платежей к должнику - субъекту естественной монополии в совокупности составляют не менее чем один миллион рублей. Указанные требования должны быть подтверждены исполнительным документом и не удовлетворены в полном объеме путем обращения взыскания на имущество должника, указанное в подпунктах 1-3 пункта 1 статьи 94 Закона об исполнительном производстве. При этом взыскателем должна быть исчерпана возможность удовлетворения своих требований путем обращения взыскания на имущество должника.
ФНС России обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением ссылаясь на то, что у ООО "Комресурс" сформировалась задолженность по обязательным налоговым платежам, размер которой по состоянию на 21.04.2021 составил в сумме 265 532 680,48 руб., в том числе: основной долг - 200 046 813,54 руб., пени - 65 142 399,72 руб., штрафы - 343 467,22 руб.
При этом, как установлено судом первой инстанции, указанная сумма задолженности, обеспеченная мерами по взысканию задолженности за счет имущества в соответствии со статьей 47 Налогового кодекса Российской Федерации, просрочена свыше трех месяцев.
Из анализа представленных уполномоченным органом доказательств, требований, решений и постановлений о взыскании обязательных платежей, расшифровки задолженности, сведений об исполнительных производствах, представленных заявителем, а также сведений об исполнительном производстве, в том числе содержащимся в открытых источниках сервиса "исполнительных производств" в сети Интернет, следует, что уполномоченным органом все меры принудительного взыскания приняты своевременно и в полном объеме.
Так, по постановлению от 01.04.2016 N 4502, содержащее требования от 09.11.2015 N228462, от 07.12.2015 N 230230, от 31.12.2015 N230429, от 28.01.2016 N230510, от 01.02.2016 N230693, от 23.11.2015 N7866, возбуждено исполнительное производство N6510/16/27012-ИП от 11.04.2016, которое окончено судебным приставом-исполнителем 12.05.2020 на основании пункта 4 части 1 статьи 46 Закона об исполнительном производстве.
На основании постановления от 15.10.2015 N 4148, включающее в себя требования от 09.07.2015 N 197241, от 27.07.2015 N 197415, от 06.08.20215 N 197609, от 08.09.20105 N 197927, возбуждено исполнительное производство N 15362/15/27012-ИП от 23.10.2015, которое окончено судебным приставом-исполнителем 12.05.2020 на основании пункта 4 части 1 статьи 46 Закона об исполнительном производстве.
Кроме того, судом первой инстанции установлено, что соблюдение уполномоченным органом мер принудительного исполнения по указанным и иным постановлениям (решениям, требованиям), подпадающим под оспариваемый период, подтверждается также представленными заявителем сведениями (скриншотами) о возбуждении исполнительных производств по постановлениям N 26, N 449, N 492, N 526, N 544, N 577, N 675, N 752, N 853, N 1233, N 879, N 1376, N 1445, N 1524, N 1560, N 1745, N 1792, N 1937, N 2160, N 2241, N3017, N3146, N 3853, N4148, N4227, N4502, N4788, N5033, N5276, N6116, N7144, N7258.
Исполнительные производства на основании указанных постановлений Федеральной налоговой службы окончены судебным приставом-исполнителем 12.05.2020 на основании пункта 4 части 1 статьи 46 Закона об исполнительном производстве.
В соответствии с подпунктами 1-3 пункта 1 статьи 94 Закона об исполнительном производстве в случае отсутствия у должника-организации денежных средств, достаточных для удовлетворения требований, содержащихся в исполнительном документе, взыскание обращается на иное имущество, принадлежащее указанной организации на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления (за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание), независимо от того, где и в чьем фактическом пользовании оно находится, в следующей очередности:
в первую очередь - на движимое имущество, непосредственно не участвующее в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг, в том числе на ценные бумаги (за исключением ценных бумаг, составляющих инвестиционные резервы инвестиционного фонда), предметы дизайна офисов, готовую продукцию (товары), драгоценные металлы и драгоценные камни, изделия из них, а также лом таких изделий;
во вторую очередь - на имущественные права, непосредственно не используемые в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг;
в третью очередь - на недвижимое имущество, непосредственно не участвующее в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг.
Таким образом, помимо подтвержденных исполнительным документом требований к должнику - субъекту естественной монополии в размере не менее 1 000 000 руб., другим необходимым условием для введения наблюдения в отношении субъекта естественной монополии является совершение в ходе исполнительного производства действий по обращению взыскания на имущество должника, указанное в пунктах 1-3 статьи 94 Закона об исполнительном производстве, в результате которых полностью обеспечить исполнение требований кредитора взыскателя не удалось.
Учитывая, что в рамках возбужденных исполнительных производств в отношении ООО "Комресурс" судебным приставом-исполнителем проведены исчерпывающие мероприятия по взысканию задолженности с должника, вследствие чего, они были окончены на основании пункта 4 части 1 статьи 46 Закона об исполнительном производстве.
Отклоняя возражения должника о пропуске срока исковой давности по требованиям об уплате обязательных платежей, начисленных за период до 21.04.2018, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В пункте 1 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016, содержится правовая позиция, согласно которой, суд, разрешая вопрос о принятии к производству заявления уполномоченного органа о признании должника банкротом, проверяет, соблюдена ли уполномоченным органом на день подачи заявления установленная Законом о банкротстве и Положением о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в делах о банкротстве и в процедурах банкротства (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257, далее - Положение) совокупность условий, касающихся принятия решения о взыскании задолженности по обязательным платежам, ее передачи на взыскание в службу судебных приставов-исполнителей (в том числе по задолженности налоговых агентов в виде удержанных ими, но не перечисленных в бюджет сумм налогов).
В силу пункта 2 Обзора от 20.12.2016 нарушение установленного пунктом 2 Положения 90-дневного срока принятия уполномоченным органом решения о направлении в суд заявления о признании должника банкротом не влияет на возможность признания такого заявления обоснованным и введения процедуры банкротства. При этом заявление уполномоченного органа признается необоснованным, если на момент обращения в суд утрачена возможность принудительного исполнения требований, указанных в заявлении.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 11 Обзора от 20.12.2016, требование уполномоченного органа об установлении в деле о банкротстве задолженности по обязательным платежам признается судом необоснованным, если возможность принудительного взыскания этой задолженности к моменту введения первой процедуры банкротства утрачена.
В силу пункта 1 статьи 47 НК РФ и пункта 55 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" срок взыскания задолженности в судебном порядке составляет 2 года со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, если налоговым органом приняты надлежащие меры по взысканию налога за счет денежных средств налогоплательщика и не приняты меры по принудительному взысканию налога за счет иного имущества налогоплательщика.
К числу надлежащих мер по взысканию налога за счет денежных средств налогоплательщика (пункт 2 статьи 46 НК РФ), относится направление налоговым органом первого поручения на списание и перечисление денежных средств (перевод электронных денежных средств) в пределах 2 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Если и эти меры не предприняты, взыскание задолженности производится в судебном порядке, срок на обращение в суд составляет 6 месяцев и начинает течь после истечения срока исполнения требования об уплате налога (пункт 3 статьи 46 НК РФ).
Согласно пункту 4 статьи 47 НК РФ требования, содержащиеся в постановлении о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика, должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня поступления к нему указанного постановления.
В силу части 1 статьи 46 Закона об исполнительном производстве исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю, в том числе в случае, если невозможно установить местонахождение должника, его имущества и если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.
Из положений частей 4, 5 статьи 46 Закона об исполнительном производстве следует, что возвращение взыскателю исполнительного документа не является препятствием для повторного предъявления исполнительного документа к исполнению в пределах срока, установленного статьей 21 настоящего Закона. Взыскатель вправе повторно предъявить для исполнения исполнительные документы не ранее двух месяцев либо до истечения срока, установленного статьей 21 Закона, в случае предъявления взыскателем информации об изменении имущественного положения должника.
Согласно части 5 статьи 46 Закона об исполнительном производстве взыскатель, в случае возвращения ему исполнительного документа в соответствии с пунктом 4 части 1 данной статьи вправе повторно предъявить для исполнения исполнительные документы, указанные в частях 1, 3, 4 и 7 статьи 21 Закона не ранее шести месяцев со дня вынесения постановления об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа, а другие исполнительные документы не ранее двух месяцев либо до истечения указанного срока в случае предъявления взыскателем информации об изменении имущественного положения должника.
В свою очередь, предъявление исполнительного документа к исполнению после того, как ранее предъявленный исполнительный документ был возвращен взыскателю по какому-либо из предусмотренных частью 1 статьи 46 Закона об исполнительном производстве оснований, влечет перерыв срока предъявления исполнительного документа к исполнению, вследствие чего его течение начинается заново.
В этой связи суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что окончание исполнительных производств 12.05.2020 влечет право взыскателя обратиться в службу судебных приставов на основании тех же исполнительных документов в течение трехлетнего срока на предъявление исполнительного документа.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о том, что меры принудительного взыскания по требованиям за период до 21.04.2018 уполномоченным органом не утрачены, является обоснованным.
Учитывая, что наличие и размер задолженности по обязательным платежам, а также принятие в отношении нее мер принудительного взыскания, подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, сведения о погашении задолженности на дату судебного заседания по проверке обоснованности заявления о признании должника банкротом, у суда отсутствуют, должником в материалы дела не представлены какие-либо доказательства, свидетельствующие о наличия у него имущества, обращение взыскания на которое позволит удовлетворить заявленные требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности заявления ФНС России и ввел в отношении ООО "Комресурс" процедуру наблюдения.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 28 Постановления Пленума от 15.12.2004 N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", при установлении обоснованности обращения заявителя в суд с требованием о признании должника банкротом и введении соответствующей процедуры, суд одновременно устанавливает очередность удовлетворения требований заявителя и их размер.
Определяя очередность удовлетворения требований ФНС России, суд первой инстанции исходил из следующего.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 8 "Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016), требование уполномоченного органа в отношении налога на доходы физических лиц (основной долг), удержанного при выплате доходов до возбуждения дела о банкротстве, но не перечисленного в бюджет, включается в ту очередь расчетов с кредиторами, к которой относится доход гражданина, подвергнутый налогообложению.
Поскольку доходы в виде оплаты труда, выходных пособий, вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности, согласно абзацу третьему пункта 4 статьи 134 Закона о банкротстве, относятся ко второй очереди расчетов с кредиторами, задолженность по перечислению в бюджет налога на доходы физических лиц, удержанного должником в качестве налогового агента при выплате этих доходов, также относится к реестровым требованиям второй очереди. Если же налог был удержан при выплате текущей заработной платы, выходных пособий, суммы налога на доходы физических лиц перечисляются должником как налоговым агентом одновременно с выплатой такой заработной платы в режиме второй очереди текущих платежей (абзац третий пункта 2 статьи 134 Закона о банкротстве).
Пунктом 14 указанного Обзора судебной практики предусмотрено, что требования об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, не являющиеся текущими, в соответствии с абзацем третьим пункта 4 статьи 134 Закона о банкротстве относятся ко второй очереди удовлетворения; они не предоставляют право голоса на собрании кредиторов в соответствии с пунктом 3 статьи 12 этого Закона.
В этой связи, суд первой инстанции правомерно включил задолженность (основной долг) по суммам удержанного налога на доходы физических лиц и задолженность по страховым взносам на ОПС в общем размере 110 690 146,98 руб. во вторую очередь реестра требований кредиторов.
Требования ФНС России в сумме 154 842 533,50 руб., в том числе основной долг - 89 356 666,56 руб., пени - 65 142 399,72 руб., штрафы - 343 467,22 руб. включены в реестр требований кредиторов в составе третьей очереди.
При этом судом верно указано, что требования в части пени, штрафа подлежат учету в третьей очереди реестра требований кредиторов отдельно, как подлежащие удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов (пункт 3 статьи 137 Закона о банкротстве).
В соответствии с пунктом 2 статьи 39 Закона о банкротстве в заявлении конкурсного кредитора, подаваемом в арбитражный суд, должна быть указана кандидатура временного управляющего (фамилия, имя, отчество арбитражного управляющего, наименование и адрес саморегулируемой организации, членом которой он является) или наименование и адрес саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден временный управляющий.
В данном случае заявление ФНС России содержало информацию о наименовании саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден временный управляющий - Ассоциации "Урало-Сибирское объединение арбитражных управляющих".
Согласно пункту 1 статьи 65 Закона о банкротстве временный управляющий утверждается арбитражным судом в порядке, предусмотренном статьей 45 указанного Федерального закона.
Саморегулируемой организацией суду представлены сведения о соответствии кандидатуры арбитражного управляющего Казанцевой Натальи Владимировны требованиям статей 20, 20.2 Закона о банкротстве, а также её согласие на утверждение арбитражным управляющим в деле о банкротстве ООО "Комресурс".
Учитывая изложенное, суд первой инстанции утвердил в качестве временного управляющего ООО "Комресурс" Казанцеву Н.В.
Судебный акт в этой части не оспаривается.
Нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах основания для отмены или изменения определения суда от 11.10.2022 и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь частью 3 статьи 223, статьями 258, 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Хабаровского края от 11.10.2022 по делу N А73-5794/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение одного месяца со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.Д. Козлова |
Судьи |
И.Е. Пичинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-5794/2021
Должник: ООО "КОМРЕСУРС"
Кредитор: Межрайонная Инспекция Федеральной Налоговой Службы N 8 по Хабаровскому Краю, УФНС России по Хабаровскому краю
Третье лицо: Министерство имущества Хабаровского края, Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю, Администрация Верхнебуреинского муниципального района, Асоциация "Урало-Сибирское объединение арбитражных управляющих", ГУ Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Хабаровском крае и ЕАО, Казанцева Наталья Владимировна, Министерство финансов Хабаровского края, ООО "Консультант-ДВ", ПАО "ДЭК", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю
Хронология рассмотрения дела:
22.12.2022 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-6377/2022