город Москва |
|
21 декабря 2022 г. |
Дело N А40-141147/22 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи И.В. Бекетовой,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу
Общества с ограниченной ответственностью "Орметиз"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 23.09.2022 по делу N А40-141147/22
по исковому заявлению ООО "Орметиз"
к ООО "МЕЧЕЛ-СЕРВИС"
третьи лица: 1) АО "Белорецкий металлургический комбинат",
2) ООО "СервисТранспорт"
о взыскании денежных средств в размере 172 914,93 руб., из которых основной долг в размере 172 421,29 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 493, 64 руб. за период с 18.06.2022 по 28.06.2022, с последующим начислением на сумму долга (172 421,29 руб.) исходя из ключевой ставки Банка России, действовавшей в соответствующие периоды просрочки, начиная с 29.06.2022 по день фактической оплаты долга, а также госпошлины в размере 6 187 руб.
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
ООО "ОРМЕТИЗ" (далее - Истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к ООО "МЕЧЕЛ-СЕРВИС" (далее - Ответчик) о взыскании денежных средств в размере 172 914,93 руб., из которых основной долг в размере 172 421,29 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 493, 64 руб. за период с 18.06.2022 по 28.06.2022, с последующим начислением на сумму долга (172 421,29 руб.) исходя из ключевой ставки Банка России, действовавшей в соответствующие периоды просрочки, начиная с 29.06.2022 по день фактической оплаты долга, а также госпошлины в размере 6 187 руб.
Решением суда от 23.09.2022, принятым в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 АПК РФ, отказано в удовлетворении исковых требований.
На указанное решение истцом подана апелляционная жалоба, в которой заявитель просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Согласно ст. 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Стороны извещены о судебном разбирательстве в суде апелляционной инстанции, судебное заседание проведено без вызова сторон.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, полагает его подлежащим оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, 25.01.2021 года между обществом с ограниченной ответственностью "Орметиз" (далее - истец, покупатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Мечел-Сервис" (далее - ответчик, поставщик) заключен договор транзитной поставки металлопродукции N 290021120025 (далее - Договор), по которому поставщик в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим договором, обязуется поставлять металлопродукцию (далее - продукцию), а покупатель принимать и оплачивать продукцию.
Продукция поставляется партиями в соответствии со спецификациями, составляемыми Поставщиком на основании заявок Покупателя на поставку.
В спецификации указываются: наименование (сортамент), количество, качество продукции, требования нормативно-технической документации, цена, порядок оплаты, сроки и условия поставки, наименование и реквизиты Грузоотправителя и Грузополучателя, иные условия, которые Стороны сочтут существенными. Спецификация является отдельным обязательством но поставке и оплате продукции. Спецификации, подписанные Сторонами, являются неотъемлемой частью настоящего договора (п. 1.2 Договора).
Транзитной поставкой признается поставка продукции непосредственно с завода-изготовителя в адрес Покупателя (Грузополучателя).
Грузоотправителем во всех товаросопроводительных документах указывается завод-изготовитель.
Транзитная поставка может быть осуществлена любым способом, указанным в п. 2.2. настоящего договора (п.2.1 Договора).
Цена единицы продукции указывается в спецификациях и включает в себя стоимость самой продукции, маркировки, упаковки, тары, погрузки, сертификатов качества на продукцию (п.4.1 Договора).
Согласно п. 4.3 Договора расчеты за продукцию производятся в порядке 100% предоплаты путем перечисления денежных средств на расчетный счет Поставщика в течение 3 рабочих дней с момента выставления счета, если иное не предусмотрено в спецификации.
В рамках заключенного договора покупателем ООО "ОРМЕТИЗ" произведена оплата за поставку товара в полном объеме.
Так, на основании договора транзитной поставки, согласно счет-фактуры 4204/02988 от 31.12.2021 грузополучателю (конечному потребителю) должен был быть поставлен товар, имеющий следующие характеристики: проволока стальная канатная 1770-В; ф 1,5; мотки, ГОСТ 7372-79 в количестве 0,15 т. по цене 100 020 на общую сумму 15 003,00 без НДС, 18 003,60 руб. - с НДС; проволока 0,8 1770-В ГОСТ 7372-79 в количестве 12,376 т. по цене 113 270 руб. на общую сумму 1 401 829,52 - без НДС, 1 682 195,42 - с НДС; проволока 0,9 1770-В ГОСТ 7372-79 в количестве 7,101 т., по цене 110329,00 руб., на общую сумму 783 446,23 руб. - без НДС, 940 135,48 руб. - с НДС.
Указанный Товар передавался от производителя (грузоотправителя) АО "Белорецкий металлургический комбинат" (АО "БМК") грузополучателю ООО "Сервис-Транспорт" по железнодорожной накладной ЭК288636 от 31.12.2021 г.
Конечным потребителем является ФКУ ИК 3 УФСИН России по Ямало-Ненецкому автономному округу, 01.02.2022, в момент приемки товара, выявлена недостача полученного товара, а именно недостача 12 мотков проволоки общим весом 1 285 кг., о чем с участием представителя перевозчика был составлен Акт об установлении расхождения по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей.
Так, согласно Акта и приемной ведомости, составленных комиссией ФКУ ИК -3 УФСИН России по Ямало-Ненецкому автономному округу при приемке контейнера 1ШХД)73261 отгруженного согласно счет-фактуры 4204/02988 от 31.12.2021 выявлен факт недостачи следующего товара: проволока 0,8 1770-В ГОСТ 7372-79 - 8 мотков общим весом 0,650 тн., проволока 0,9 1770-В ГОСТ 7372-79 - 4 мотка общим весом 0,635 тн., в виду отсутствия грузовых мест: 1441, 1446, 113, 1438. При этом, контейнер доставлен на автомобиле принадлежащем ООО "Север-Транспорт", при приемке контейнера пломба N РЖД 4062059 не нарушена.
По документам грузоотправителя масса товара (груза) значится 19 627 кг. (счет-фактура 4204/02988 от 31.12.2021, сертификат качества N 990302П/4), фактически поступило 18 342 кг., расхождение составило 1 285 кг. Взвешивание товара проводилось на исправных весах, проверенных в установленном порядке; сведения об исправности весоизмерительных приборов: ТВМ-600.2.-АЗ (дата выпуска 04.12.2013, дата поверки 21.12.2021). Акт об установлении расхождения по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей составлен комиссионно, с участием представителя транспортной компании ООО "Сервис-Транспорт". Акт составлен для фиксации самого факта недостачи и засвидетельствования данного факта представителем перевозчика.
По условиям договора претензии к Поставщику имеет право предъявить Покупатель: по количеству - в течении 20 календарных дней с даты обнаружения (п. 3.11 договора, с учетом протокола разногласий к договору от 05.02.21 г.).
Поставщику (продавцу) ООО "Мечел-Сервис" 03.02.2022 направлено сообщение (претензия), содержащее уведомление о выявленных, зафиксированных актом и приемной ведомостью, недостатках товара по количеству, и вызов представителя Поставщика для совместной комиссионной приемки поступившей продукции.
Представители поставщика и производителя для совместной приемки и составления акта не прибыли. АО "БМК" в письме от 06.04.2022 указало на отгрузку металлопродукции в полном объеме и, сославшись на получение контейнера от перевозчика покупателем без замечаний, а также отсутствие коммерческого акта, отклонило все претензии.
В свою очередь, ООО "Мечел-Сервис" письмом N 71 от 16.03.2022 указало на перенаправление претензий покупателя грузоотправителю АО "БМК", а также ссылаясь на проведение служебной проверки, указало на отсутствие на складе АО "БМК" недостающего товара. Истцом 12 мая 2022 в адрес ответчика направлена досудебная претензия.
В своем ответе на претензию (письмо от 10.06.2022) ответчик ООО "МечелСервис" возражает против предъявленных в досудебной претензии требований, ссылаясь на принятие груза от грузоотправителя перевозчиком и далее от перевозчика грузополучателем без замечаний и в отсутствие претензий, а также на отсутствие составленного коммерческого акта. Аналогичный ответ поступил и от производителя (грузоотправителя) АО "БМК".
Истец указывает, что с доводами ответчика не согласен, полагает, что они подлежат отклонению.
В соответствии со статьей 26 УЖТ при предъявлении грузов для перевозки грузоотправитель должен указать в транспортной железнодорожной накладной их массу, при предъявлении тарных и штучных грузов - также количество грузовых мест.
В случае если масса груза, указанная грузоотправителем в транспортной железнодорожной накладной, не соответствует массе груза, фактически предъявленной к перевозке, грузоотправитель несет ответственность за искажение сведений о массе груза.
Обязанность по определению массы груза, погрузка которого осуществляется грузоотправителями (отправителями) при обеспечении ими погрузки в местах общего и необщего пользования и на железнодорожных путях необщего пользования (обязанность по взвешиванию грузов, грузобагажа) возложена на грузоотправителя и именно последний несет ответственность за достоверность указанных в транспортных железнодорожных накладных (заявлениях) сведений о массе груза, в то время как перевозчик может воспользоваться предусмотренным статьёй 27 Устава железнодорожного транспорта правом проверить достоверность массы грузов и других сведений, указанных грузоотправителем (отправителем) в транспортной железнодорожной накладной (заявлении на перевозку грузобагажа).
Кроме того, вопросы, связанные с порядком погрузки, размещения и крепления грузов регулируются Правилами "Об утверждении Правил приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом" (утверждены приказом Минтранса России от 07.12.2016 N 374).
Так, согласно п. 80.1 Правил прием к перевозке грузов в железнодорожном подвижном составе крытого типа, опломбированным с наложением ЗПУ, или с наложением закруток установленного типа, в случаях, предусмотренных правилами перевозок железнодорожным транспортом, производится перевозчиком без проверки грузов в вагонах путем проведения визуального осмотра состояния вагонов.
Прием к перевозке грузов в вагонах открытого типа (за исключением контейнеров) производится перевозчиком путем проведения визуального осмотра груза в вагоне на наличие признаков утраты, недостачи или повреждения грузов, а также соблюдения требований технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах (п. 80.2 Правил).
В рассматриваемом случае, согласно железнодорожной накладной ЭК288636 товар принят перевозчиком к перевозке в универсальном контейнере, то есть контейнере закрытого типа. Кроме того, сам контейнер перевозчику не принадлежит, а погрузка осуществлялась средствами грузоотправителя.
Таким образом, истец указывает, что перевозчик фактически лишен возможности при приемке груза к перевозке в контейнере (закрытого типа) удостовериться в правильности размещения груза, а также выявить наличие признаков недостачи товара в случае отсутствие видимых повреждений контейнера при визуальном осмотре.
В то время как проверка достоверности массы груза и других сведений, указанных грузоотправителем (отправителем) в транспортной железнодорожной накладной является правом перевозчика, а не его обязанностью.
При том, что ответственность за сведения указанные в транспортной железнодорожной накладной несет грузоотправитель.
В связи с чем, истец полагает, что в рассматриваемом случае, товар принят перевозчиком от грузополучателя без претензий, оснований к отказу в принятии товара к перевозке не было.
Согласно пункту 47 Приказ Минтранса России от 27.07.2020 N 256 "Об утверждении Правил перевозок грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, содержащих порядок переадресовки перевозимых грузов, порожних грузовых вагонов с изменением грузополучателя и (или) железнодорожной станции назначения, составления актов при перевозках грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, составления транспортной железнодорожной накладной, сроки и порядок хранения грузов, контейнеров на железнодорожной станции назначения" (Зарегистрировано в Минюсте России 16.10.2020 N 60411) коммерческий акт составляется для удостоверения обстоятельств.
В данном случае, груз прибыл на станцию с исправными пломбами.
Ввиду отсутствия обстоятельств, вызывающих подозрения о повреждении груза, оснований для его проверки отсутствовали, в связи с чем, грузополучатель требования о составления коммерческого акта не предъявлял.
Таким образом, истец полагает, что требования обоснованы и подлежат удовлетворению в виду вышеизложенного.
В соответствии с требованиями статей 309, 310 Гражданскою кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки, производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
На основании пункта 2 статьи 513 Гражданского кодекса Российской Федерации покупатель (получатель) обязан проверить количество и качество принятых товаров в порядке, установленном законом, иными правовыми актами, договором или обычаями делового оборота, и о выявленных несоответствиях или недостатках товаров незамедлительно письменно уведомить поставщика.
Таким образом, на покупателя возложена встречная обязанность по принятию и оплате товара с соблюдением порядка и формы расчетов, предусмотренных договором поставки (статьи 484, 485, 486 и 516 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 454 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену)
Согласно пункту 3 статьи 455 Гражданского кодекса Российской Федерации условие договора купли-продажи о товаре считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара.
Согласно пункту 1 статьи 465 Гражданского кодекса Российской Федерации количество товара, подлежащего передаче покупателю, предусматривается договором купли-продажи в соответствующих единицах измерения или в денежном выражении. Условие о количестве товара может быть согласовано путем установления в договоре порядка его определения.
Если продавец передал в нарушение договора купли-продажи покупателю меньшее количество товара, чем определено договором, покупатель вправе, если иное не предусмотрено договором, либо потребовать передать недостающее количество товара, либо отказаться от переданного товара и от его оплаты, а если товар оплачен, потребовать возврата уплаченной денежной суммы (пункт 1 статьи 466 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Также в силу пункта 3 статьи 487 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда продавец, получивший сумму предварительной оплаты, не исполняет обязанность по передаче товара в установленный срок (статья 457), покупатель вправе потребовать передачи оплаченного товара или возврата суммы предварительной оплаты за товар, не переданный продавцом.
В силу пункта 2 статьи 520 Гражданского кодекса Российской Федерации покупатель (получатель) вправе отказаться от оплаты товаров ненадлежащего качества и некомплектных товаров, а если такие товары оплачены, потребовать возврата уплаченных сумм впредь до устранения недостатков и доукомплектования товаров либо их замены.
С учетом Акта и приемной ведомости, при приемке контейнера RZDU073261 отгруженного согласно счет-фактуры 4204/02988 от 31.12.2021 недостача товара составила: проволока 0,8 1770-В ГОСТ 7372-79 - 8 мотков общим весом 0,650 тн., проволока 0,9 1770-В ГОСТ 7372-79 - 4 мотка общим весом 0,635 тн., что в денежном выражении составляет общую сумму в размере: 143 684, 41 руб. без НДС ((0,650 тн. X 113 270,00) + (0,635 тн. X 110 329,00)); 172 421,29 с НДС.
Рассмотрев доводы отзыва ответчика, третьего лица на исковое заявление, учитывая положения п.п. 2.3,2.6, 3.3, 3.4 договора с учетом подписанного между сторонами протокола разногласий, суд приходит к выводу о неправомерности заявленных требований. П. 2.3 договора согласовано сторонами, что право собственности и риск случайной гибели или случайного повреждения продукции переходят к Покупателю в момент исполнения Поставщиком обязанности передать продукцию при доставке продукции железнодорожным транспортом - дата штемпеля станции отправления, указанная в железнодорожной накладной. Завод-изготовитель АО "БМК" осуществило отгрузку металлопродукции в контейнере N RZDU 073236-1, Груз передан Поставщиком и принят перевозчиком в объеме, указанном в транспортной железнодорожной накладной, без замечаний. Факт принятия груза перевозчиком подтверждает отсутствие претензий ОАО "РЖД" к погрузке и укладке груза.
Рассмотрев материалы дела, принимая во внимание доводы истца, возражения ответчика, третьего лица, суд пришел к следующим выводам.
Согласно п. 2.6. договора, с учетом положений протокола разногласий, при поставке партии продукции допускаются технические отклонения по весу (толеранс) в пределах +/-5% по каждой позиции.
Поставка в пределах минусового отклонения не считается недопоставкой. Оплата продукции производится по фактически переданному количеству продукции. Фактически по документам поступило 18 342 кг., по документам грузоотправителя масса товара (груза) значится 19 627 кг. Разница составила 6,5% (толеранс).
Согласно п. 3.3 договора, продукция считается принятой Покупателем по количеству и качеству, указанным в товаросопроводительных документах, в момент передачи продукции Покупателю (Грузополучателю).
Согласно представленному в материалы дела УПД от 31.12.2021 г. N 4204/02988, в котором покупателем является истец, разногласий по количеству и качеству поставленного товара в УПД не отражено, указано, что груз принят на сумму в размере 2 640 334.50 руб.
УПД подписан электронной подписью обеими сторонами без разногласий. Кроме того, контейнер от Перевозчика Покупателем получен без замечаний, информации о нарушении целостности пломбы нет.
В соответствии с п. 3.4 договора, при приемке продукции по количеству в случае доставки автомобильным или железнодорожным транспортом Покупатель (Грузополучатель) обязан произвести взвешивание каждого места (пакета, связки, бунта и т.д.) поверенными весами с составлением акта, в котором указывается номер плавки каждого места. Право собственности и риск случайной гибели или случайного повреждения продукции перешли к Покупателю, согласно условиям заключенного договора, 31.12.2021 (дата штемпеля станции отправления, указанная в железнодорожной накладной). Контейнер доставлен на автомобиле, принадлежащем ООО "СЕВЕРТРАНСПОРТ".
Таким образом, истцом не представлены доказательства вины ответчика в недовесе полученного груза, при наличии подписанного без возражений УПД, а также при отсутствии информации о нарушении пломбы при погрузке товара, доказательств недопоставки ответчиком товара в материалы настоящего дела истцом не представлено.
Кроме того, именно на истце лежит обязанность по взвешиванию каждого места (пакета, связки, бунта и т.д.) поверенными весами с составлением акта, в котором указывается номер плавки каждого места.
Таким документов о проведении взвешивании истцом не представлено.
Составление конечным получателем акта об установлении расхождения не отменяет обязанности истца по проведению такого взвешивания в соответствии с п. 3.4 договора.
Согласно ст. 513 Гражданского кодекса РФ получатель обязан совершить все необходимые действия, обеспечивающие принятие товаров, поставленных в соответствии с Договором (ч.1), а в случае получения от транспортной организации - с соблюдением правил, предусмотренных правовыми актами, регулирующими деятельность органов транспорта.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается в обоснование своих требований или возражений, неся, в противном случае, бремя негативных для себя последствий. Обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.
На основании ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле обстоятельств. Арбитражным процессуальным законодательством установлены критерии оценки доказательств в качестве подтверждающих фактов наличия тех или иных обстоятельств.
Признак допустимости доказательств предусмотрен положениями ст. 68 АПК РФ, в соответствии с которой обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Доводы заявителя жалобы отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку исковые требования нормативно и документально обоснованы, допустимые документальные подтверждения заявленных возражений заявитель жалобы не представил, доказательств исполнения обязательств, предусмотренных договором, истцом в материалы настоящего дела не представлено.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, принято законное и обоснованное решение и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения Арбитражного суда города Москвы.
Заявителем не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда города Москвы.
С учетом изложенного, апелляционный суд считает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение.
В соответствии со статьями 266-271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 23.09.2022 по делу N А40-141147/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Судья |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-141147/2022
Истец: ООО "ОРМЕТИЗ"
Ответчик: ООО "МЕЧЕЛ-СЕРВИС"
Третье лицо: АО "БЕЛОРЕЦКИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ КОМБИНАТ", ООО "СЕРВИС-ТРАНСПОРТ"