г. Москва |
|
22 декабря 2022 г. |
Дело N А41-30764/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 декабря 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Л.Н.,
судей: Игнахиной М.В., Ханашевича С.К.,
при ведении протокола судебного заседания Терещенко П.А.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "РУЗСКИЙ РО" на решение Арбитражного суда Московской области от 28 сентября 2022 года по делу N А41-30764/22 по исковому заявлению ТСЖ "ЖК "ПАРКОВЫЙ" к ООО "РУЗСКИЙ РО" об урегулировании разногласий,
при участии в заседании:
от ООО "РУЗСКИЙ РО" - Капустина П.В., доверенность N 1012/21-3 от 10.12.2021, диплом, паспорт;
от ТСЖ "ЖК "ПАРКОВЫЙ" - Мелехина Н.Н., доверенность от 03.12.2021, диплом, паспорт;
УСТАНОВИЛ:
ТСЖ "ЖК "ПАРКОВЫЙ" обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к ООО "РУЗСКИЙ РО" об урегулировании разногласий, возникших при заключении Договора N РРО-2022-9212495 от 15.11.2021 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в части способа учета объема ТКО - определив производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов следующим способом: исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
Решением Арбитражного суда Московской области от 28 сентября 2022 года исковые требования удовлетворены.
Законность и обоснованность указанного судебного акта проверяются по апелляционной жалобе ООО "РУЗСКИЙ РО", в которой заявитель просит судебный акт суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований - отказать.
Представитель ООО "РУЗСКИЙ РО" в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в полном объеме, просил обжалуемый судебный акт суда первой инстанции отменить.
Представитель ТСЖ "ЖК "ПАРКОВЫЙ" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемый судебный акт суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ТСЖ "ЖК "ПАРКОВЫЙ" является некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность по управлению многоквартирными домами N N 7, 9, 11 по улице Школьная города Красногорска Московской области.
За многоквартирным домом, N 11 по улице Школьная города Красногорск Московской области оборудована контейнерная площадка для раздельного сбора мусора для жителей трёх многоквартирных домов N 7, N 9, N 11 по улице Школьная города Красногорск Московской области, которая обустроена в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Вышеуказанная контейнерная площадка расположена на кровле подземного гаража-стоянки на огороженной территории за шлагбаумом для въезда на территорию жилого комплекса.
01.04.2019, между истцом и ответчиком был заключён Договор N РРО-2018- 0000271 на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами по форме типового договора, утверждённой Правительством Российской Федерации, по условиям которого стороны согласились производить учёт объёма и (или) массы твёрдых коммунальных отходов расчётным путём исходя из количества и объёма контейнеров (бункеров) для складирования твердых коммунальных отходов (пункт 15 Договора).
03.12.2021 Товариществом от имени ООО "Рузский РО" посредством почтовой связи получено Уведомление о прекращении срока действия вышеуказанного Договора и направлен новый Договор с новыми условиями учёта объёма ТКО исходя из нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов.
Не согласившись с изменением порядка учета объема ТКО, ТСЖ "ЖК "ПАРКОВЫЙ" направило в адрес регионального оператора Протокол разногласий к Договору.
В соответствии с п. 8 (12) Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (ред. от 18.03.2021) "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами") (далее - Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 года N 1156) от ответчика не поступала информация об урегулировании разногласий.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с иском.
Суд первой инстанции, рассмотрев иск, пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции.
Способы защиты гражданских прав перечислены в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в соответствии с положениями которой защита гражданских прав осуществляется, в том числе, иными способами, предусмотренными законами.
Статьей 307 ГК РФ установлено, что в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
В силу положений п. 1 ст. 420 ГК РФ, - договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора (п. 1 ст. 432 ГК РФ).
При этом договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта (п. 1 ст. 433).
В соответствии с п. 4 ст. 445 ГК РФ, - если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
В соответствии с ч. 5 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), - собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
В соответствии с ч. 6.2 ст. 155 ЖК РФ, - управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляют расчеты за оказанную услугу с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которым такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 12 ст. 161 ЖК РФ, - управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров, в том числе в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 157.2 настоящего Кодекса.
Срок действия и другие условия указанных договоров, заключаемых в том числе в отношении приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), - региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
В соответствии со ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ, - региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.
Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
В соответствии с нормами указанного Закона Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами и Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилой дом, квартира), в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами и исходя из общей площади жилого помещения размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, определяется в соответствии с формулой 9(2) Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещения в многоквартирных домах и жилых домов".
В соответствии со ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), - каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с Распоряжением Министерства ЖКХ МО от 26.06.2019 N 350-РВ (ред. от 30.06.2022) "Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Московской области" (далее - Распоряжение 350-РВ), - соблюдение условий раздельного накопления ТКО означает соблюдение следующих требований к раздельному накоплению ТКО:
1) требований к контейнерам (раздел 3 Распоряжения 350-РВ);
2) требований к контейнерным площадкам (раздел 4 Распоряжения 350-РВ);
3) требований к раздельному вывозу отходов (раздел 6 Распоряжения 350-РВ);
4) требований к самому раздельному накоплению ТКО (пункты 2.9, 2.11, 2.12, 2.14 раздела 2 Распоряжения 350-РВ).
При этом региональный оператор по обращению с ТКО обязан соблюдать требования к контейнерам для накопления ТКО, которые устанавливаются на контейнерной площадке, а также требования к раздельному вывозу отходов, а потребитель обязан соблюдать требования к контейнерной площадке, а также требования к раздельному накоплению ТКО.
В соответствии с п. п. 2.9 и 2.11 раздела 2 Распоряжения 350-РВ раздельное накопление ТКО предусматривает разделение ТКО по видам однородных отходов, складирование разделенных видов ТКО на контейнерных площадках в соответствующие контейнеры, предназначенные для раздельного накопления ТКО.
При раздельном накоплении ТКО из ТКО выделяются сухие отходы, подлежащие утилизации, а именно: бумага, картон, пласта, полиэтилен, металл, стекло, - годные к вторичной переработке, не загрязненные пищевыми отходами.
Таким образом, для установления факта соблюдения раздельного накопления ТКО необходимо обследовать ТКО, находящиеся в контейнерах на предмет соблюдения требований нормативных документов - в контейнере для сухих отходов должны находиться сухие отходы, подлежащие утилизации, а именно: бумага, картон, пластик, полиэтилен, металл, стекло, - годные к вторичной переработке, не загрязненные пищевыми отходами, а в контейнере для смешанных отходов, наоборот, не должно содержаться сухих отходов, подлежащих утилизации.
Расчет цены услуги по обращению с ТКО исходя из объема контейнеров, установленных в местах накопления ТКО, возможен лишь в случае фактического соблюдения потребителями условий раздельного накопления сортированных отходов, установленных Распоряжением 350-РВ.
Без соблюдения условий раздельного накопления ТКО для потребителей в многоквартирных и жилых домах применяется расчет цены услуги по обращению с ТКО исключительно на основании нормативов накопления ТКО.
Судом первой инстанции установлено, что в подтверждение факта наличия площадки и контейнеров под их размещение истцом, в том числе, представлено письмо Администрации городского округа Красногорск Московской области исх. N l46-01Исх-1057 от 22.02.2022, согласно которому контейнерная площадка ТСЖ "ЖК Парковый" оборудована в соответствии с требованиями действующего законодательства, внесена в утвержденный реестр контейнерных площадок городского округа Красногорск.
Таким образом, суд пришел к выводу о том, что истцом доказано наличие условий, при которых возможно изменение условий учета ТКО на условиях коммерческого учета - количества и объема контейнеров для складирования твердых коммунальных отходов.
В связи с этим, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения иска.
При указанных обстоятельствах судом первой инстанции правомерно удовлетворены требования истца.
Довод апелляционной жалобы ответчика о том, что истцом не доказано наличие условий, при которых возможно заключение договора на условиях коммерческого учета - раздельное накопления ТКО, в связи с чем, требования истца об урегулировании разногласий на предложенных им условиях удовлетворению не подлежат, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку опровергается материалами дела.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 09.10.2018 г. N 608-РМ утверждён Порядок накопления твёрдых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Московской области (далее по тексту - Порядок N 608-РМ).
В соответствии с пунктом 2.9 Порядка N 608-РМ контроль за соблюдением требований к раздельному накоплению твёрдых коммунальных отходов осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области.
Таким образом, фактическое соблюдение условий раздельного накопления твёрдых коммунальных отходов (в синих контейнерах только сухие отходы, в серых контейнерах только смешанные отходы, не подлежащие утилизации), в рамках договоров регионального оператора с потребителями и лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами, может быть установлено соответствующими органами местного самоуправления.
Согласно пункту 6.1 Порядка N 608-РМ вывоз сухих отходов с мест их накопления осуществляется отдельно от смешанных отходов. Не допускается вывоз смешанных и раздельно накопленных сухих отходов одним мусоровозом.
В силу пункта 7.4 Порядка N 608-РМ кузов мусоровоза, вывозящего сухие виды отходов, годные к переработке, окрашивается в синий цвет и имеет оформление в соответствии со Стандартом РСО, с содержанием информации о видах ТКО, вывозимых соответствующим мусоровозом.
В силу пункта 7.5 Порядка N 608-РМ кузов мусоровоза, вывозящего смешанные отходы, окрашивается в серый (белый) цвет и имеет оформление в соответствии со стандартом РСО.
Машина с сухими видами отходов направляется на одну из сортировочных станций, расположенных на территории Московской области, где сухие отходы сортируются по фракциям с последующей транспортировкой отдельных фракций на предприятия по переработке в соответствии с пунктом 7.6 Порядка N 608-РМ.
Смешанные отходы направляются на автоматизированные комплексы по переработке отходов для сортировки, компостирования и обезвреживания в соответствии с пунктом 7.8 Порядка N 608-РМ.
Доказательством фактического соблюдения потребителями условий раздельного накопления сортированных отходов являются ежедневные видеозаписи с камеры видеонаблюдения, установленной на контейнерной площадке истца, а именно, вывоз твёрдых коммунальных отходов с контейнерной площадки истца осуществляется региональным оператором разными мусоровозами.
Согласно видеозаписям ежедневно разгрузка и вывоз контейнеров серого цвета, предназначенных для смешанных видов отходов, осуществляется региональным оператором мусоровозом, окрашенным в серый цвет и имеющим оформление в соответствии со Стандартом РСО, вывозящим смешанные отходы.
Согласно видеозаписям два раза в неделю разгрузка и вывоз контейнера синего цвета, предназначенного для сухих видов отходов, годных к переработке, осуществляется региональным оператором мусоровозом, окрашенным в синий цвет и имеющим оформление в соответствии со Стандартом РСО, с содержанием информации о видах твёрдых коммунальных отходов, вывозимых мусоровозом, предназначенным для сухих видов отходов.
Если бы на контейнерной площадке истца не осуществлялось фактическое соблюдений условий раздельного накопления твёрдых коммунальных отходов, вывоз смешанных и раздельно накопленных сухих отходов производился бы региональным оператором одним мусоровозом.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку не подтверждают правомерность позиции заявителя, противоречат имеющимся в материалах дела доказательствам. Данные доводы сделаны при неправильном и неверном применении и толковании норм материального и процессуального права, регулирующих спорные правоотношения. Имеющиеся в материалах дела доказательства, оцененные судом по правилам статей 64, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не подтверждают законности и обоснованности позиции заявителя.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с положениями части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
На основании вышеизложенного апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 28 сентября 2022 года по делу N А41-30764/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Л.Н. Иванова |
Судьи |
М.В. Игнахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-30764/2022
Истец: ТСЖ "ЖИЛОЙ КОМПЛЕКС "ПАРКОВЫЙ"
Ответчик: ООО "РУЗСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЕРАТОР"