г. Хабаровск |
|
21 декабря 2022 г. |
А73-12912/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 декабря 2022 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.
судей Мильчиной И.А., Тищенко А.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трубок В.А.
при участии в заседании:
от Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю (правопреемник Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Хабаровскому краю): Горковенко С.А. представителя по доверенности от 31.10.2022 N 05-12/13420 (сроком на 3 года);
от финансового управления администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края: представитель не явился;
от муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы поселка Дуки Солнечного муниципального района Хабаровского края: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу финансового управления администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края
на решение от 11.10.2022
по делу N А73-12912/2022
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Хабаровскому краю (ОГРН 1102712000170, ИНН 2712009529)
к финансовому управлению администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края (ОГРН 1022700833121, ИНН 2717006056)
третье лицо: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа поселка Дуки Солнечного муниципального района Хабаровского края
о признании незаконным бездействия, выразившегося в неприостановлении осуществления операций по расходованию денежных средств на всех лицевых счетах должника, открытых в финансовом органе
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по Хабаровскому краю (далее- межрайонная инспекция) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Финансовому управлению администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края (далее - Финансовое управление, финуправление Адмиистрации Солнечного муниципального района ХК) о признании незаконным бездействия, выразившегося в неприостановлении осуществления операций по расходованию денежных средств на всех лицевых счетах должника - муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы поселка Дуки Солнечного муниципального района Хабаровского края (далее - СОШ, школа, МБОУ СОШ п. Дуки), открытых в финансовом органе, с обязанием Финансового управления приостановить операции по расходованию средств на всех лицевых счетах должника - МБОУ СОШ п. Дуки, открытых в финансовом органе до полного исполнения решений от 02.03.2021 N 75, от 14.05.2021 N 157, от 25.06.2021 N 300, от 19.07.2021 N 381, от 11.11.2021 N 635, от 15.03.2022 N 134 о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств, за исключением операций по исполнению исполнительных документов и решения налогового органа, а также платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами), с уведомлением должника.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено МБОУ СОШ п. Дуки. (далее - налогоплательщик).
Решением суда от 11.10.2022 заявленные требования межрайонной инспекции удовлетворены: признано незаконным бездействие финуправления, выразившееся в неприостановлении осуществления операций по расходованию денежных средств на лицевых счетах должника - муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы поселка Дуки Солнечного муниципального района Хабаровского края, открытых в финансовом органе, до момента исполнения решений налогового органа от 02.03.2021 N 75, от 14.05.2021 N 157, от 25.06.2021 N 300, от 19.07.2021 N 381, от 11.11.2021 N 635, от 15.03.2022 N 134 о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика, с обязанием финуправления приостановить до момента исполнения вышеуказанных решений налогового органа, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника - СОШ, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, за исключением операций по исполнению исполнительных документов и решения налогового органа, а также платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контакту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами, с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Финансовое управление обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, в удовлетворении требований межрайонной инспекции отказать в полном объеме.
Заявитель жалобы, в том числе утверждает следующее: исходя из дат на штампах входящей корреспонденции Финансового управления, проставленных на сопроводительных письмах налогового органа, направленных вместе с решениями о взыскании налогов, сборов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика, налоговый орган с соответствующим заявлением о признании незаконным бездействия Финансового управления, обратился в суд с пропуском срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ); Солнечный район находится в тяжелой ситуации, связанной с недостаточностью средств районного бюджета.
В представленном в суд отзыве на апелляционную жалобу УФНС России по Хабаровскому краю отклоняет доводы такой жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители Финансового управления, МБОУ СОШ п. Дуки, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились.
Суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представителем УФНС России по Хабаровскому краю даны пояснения о том, что произведена реорганизация Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Хабаровскому краю в форме присоединения 31.10.2022 у УФНС России по Хабаровскому краю.
Судом установлено, что на основании Выписки из ЕГРЮЛ в отношении УФНС России по Хабаровскому краю на 14.12.2022 по состоянию на 31.10.2022 произведена реорганизация межрайонной инспекции в форме присоединения к Управлению Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю.
Представителем УФНС России по Хабаровскому краю заявлено ходатайство о процессуальном правопреемстве стороны.
Рассмотрев ходатайство о замене стороны по делу, ознакомившись с представленными доказательствами, руководствуясь статьями 48, 159 АПК РФ, Шестой арбитражный апелляционный суд определил: ходатайство удовлетворить, произвести замену стороны - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Хабаровскому краю на его правопреемника - Управление Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю (далее - УФНС России по Хабаровскому краю, Управление, налоговый орган).
В судебном заседании представитель УФНС России по Хабаровскому краю поддерживает доводы, изложенные в отзыве на жалобу, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав представителя лица, участвующего в деле, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, МБОУ СОШ п. Дуки состоит на учете в Межрайонной ИФНС России N 8 по Хабаровскому краю в качестве налогоплательщика с 09.12.1999.
На основании данных налогового органа у налогоплательщика имеется задолженность по налогам, сборам, пени в общем размере 6 252 486, 63 руб., по налогу на имущество организаций в размере 7 998 210, 12 руб.
Требованиями от 25.01.2021, от 26.04.2021, от 30.04.2021, от 11.06.2021, от 27.07.2021, от 01.02.2022 должнику предложено уплатить задолженность в добровольном порядке.
Поскольку требования об уплате задолженности МБОУ СОШ п. Дуки в добровольном порядке не исполнены, налоговым органом вынесены решения о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика: от 02.03.2021 N 75 (1 767 807,34 руб.), от 14.05.2021 N 157 (563 798 руб.), от 25.06.2021 N 300 (181 401,49 руб.), от 19.07.2021 N 381 (628 192,98 руб.), от 11.11.2021 N 635 (468 538,14 руб.), от 15.03.2022 N 134 (543 640,24 руб.). Сопроводительными письмами от 26.05.2021, от 19.03.2021, от 25.06.2021, от 30.07.2021, от 15.11.2021, от 18.03.2022 указанные решения направлены налоговым органом для исполнения в Финансовое управление, в котором открыты лицевые счета должника.
В связи с тем, что в межрайонную инспекцию не поступило информации об исполнении решений, налоговый орган письмами от 03.12.2021, от 25.03.2022 поручил Финансовому управлению направить уведомления о неисполнении решений о взыскании.
Поскольку решения о взыскании не исполнены в течение более трех месяцев и в нарушение пункта 7 статьи 242.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), а Финансовое управление не приостановило операции по лицевым счетам должника, налоговый орган обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исполнение решения налогового органа о взыскании налога, сбора, страхового взноса, пеней и штрафов, предусматривающего обращение взыскания на средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном статьей 242.6 БК РФ.
Решение налогового органа о взыскании налога, сбора, страхового взноса, пеней и штрафов, предусматривающее обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, направляется налоговым органом в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенного учреждения (далее - должник), по месту открытия должнику как получателю средств соответствующего бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов соответствующего бюджета (пункт 1 статьи 242.6 БК РФ).
Согласно пункту 4 статьи 242.6 БК РФ при отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения решения налогового органа должник направляет органу государственной власти (государственному органу), органу местного самоуправления, осуществляющему бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств соответствующего бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения решения налогового органа с указанием даты его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов.
Орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств соответствующего бюджета, в 3-месячный срок со дня поступления решения налогового органа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием согласно пункту 5 статьи 242.6 БК РФ.
Как указано в пункте 6 статьи 242.6 БК РФ должник обязан представить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, распоряжение на сумму полного либо частичного исполнения решения налогового органа не позднее следующего рабочего дня после дня получения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 3 настоящей статьи.
При неисполнении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе (за исключением операций по исполнению исполнительных документов и решения налогового органа), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
В соответствии с пунктом 7 статьи 242.6 БК РФ при неисполнении должником решения налогового органа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе (за исключением операций по исполнению исполнительных документов, решения налогового органа, а также платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
При неисполнении должником решения налогового органа в течение 3 месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, данный орган в течение 10 рабочих дней информирует об этом налоговый орган.
Из материалов дела видно что, решение налогового органа о взыскании от 02.03.2021 N 75 поступило в Финансовое управление 25.03.2021; решение от 14.05.2021 N 157 поступило 31.05.2021; решение от 25.06.2021 N 300 поступило 30.06.2021; решение от 19.07.2021 N 381 поступило 06.08.2021; решение от 11.11.2021 N 635 поступило 22.11.2021; решение от 15.03.2022 N 134 поступило 25.03.2022.
Кроме того данные решения в течение трех месяцев со дня их поступления в финансовый орган должником не были исполнены.
Между тем, несмотря на то, что пунктом 7 статьи 242.6 БК РФ предусмотрена безусловная обязанность финансового органа по приостановлению осуществления операций по расходованию средств на лицевых счетах должника, в случае неисполнения решения налогового органа в течение трех месяцев, Финансовое управление соответствующих действий не совершило и операции по лицевым счетам МБОУ СОШ п. Дуки не приостановило.
Более того Бюджетный кодекс Российской Федерации возлагает на финансовый орган особую публичную функцию обеспечения исполнения решений налоговых органов, предусматривающих обращение взыскания на средства муниципального бюджета по денежным обязательствам муниципальных бюджетных учреждений.
Приостановление осуществления операций по расходованию средств на лицевых счетах должника является не правом, а обязанностью финансового органа.
Таким образом, оспариваемое бездействие Финансового управления не соответствует требованиям БК РФ.
Доводы Финансового управления о том, что в бюджете района не предусмотрены средства на исполнение решений налогового органа, о недостаточности бюджетных средств в силу тяжелой финансовой ситуации районе, судом верно отклонены, поскольку они не свидетельствуют о возможности неисполнения Финансовым управлением требований Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Также в определении от 22.10.2009 N ВАС-13746/09 Высший Арбитражный Суд Российской Федерации указал, что факт неисполнения должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа является достаточным основанием для приостановления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника и не требует выяснения причин такого неисполнения.
Кроме того при неисполнении решения налогового органа в отведенный срок финансовые органы согласно статье 242.6 БК РФ обязаны принять в отношении должника временные ограничительные меры воздействия вне зависимости от причин, приведших к просрочке исполнения решения налогового органа.
Рассмотрев заявленное Финансовым управлением ходатайство о применении судом последствий пропуска заявителем срока для обращения с заявлением в суд, суд верно пришел к следующему.
Согласно части 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Так, Финансовое управление заявляя о пропуске срока, исходит из того, что трехмесячный срок для обращения с рассматриваемым заявлением в суд начинает течь с момента получения решений налогового органа.
Однако, такое исчисление срока Финансовым управлением не обосновано, поскольку неисполнение должником решения налогового органа в течение трех месяцев влечет обязанность финансового органа приостановить операции по лицевым счетам, и неприостановление операций по счетам на следующий день после истечения трехмесячного срока не свидетельствует об отсутствии такой обязанности в последующем.
Следовательно, данное бездействие является длящимся и по времени продолжается с момента истечения трехмесячного срока, установленного для исполнения решения налогового органа до момента фактического исполнения.
Между тем, извещение взыскателя финансовым органом о приостановлении, либо о неприостановлении операций по лицевым счетам, нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации не предусмотрено. Неисполнение решений о взыскании, о чем должно быть известно налоговому органу, не свидетельствует об осведомленности налогового органа о том, что операции по лицевым счетам не приостановлены.
Кроме того на момент обращения межрайонной инспекции в арбитражный суд с заявлением, решения налогового органа, направленные в Финансовое управление, должником не исполнены в течение более трех месяцев, а также операции по лицевым счетам не приостановлены, поэтому оспариваемое бездействие продолжается, что в свою очередь как верно установил суд, не дает оснований для выводов о пропуске налоговым органом срока для обращения с заявлением в арбитражный суд.
С учетом установленного выше, суд, принимая во внимание конкретные обстоятельства настоящего спора, пришел к верному выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению, а оспариваемое бездействие - признанию незаконным.
Доводы заявителя жалобы выводы суда первой инстанции не опровергают, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 11 октября 2022 года по делу N А73-12912/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Вертопрахова |
Судьи |
И.А. Мильчина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-12912/2022
Истец: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по Хабаровскому Краю
Ответчик: Управление образования Солнечного муниципального района, Финансовое управление Администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края
Третье лицо: МБОУ СОШ п. Дуки, УФНС России по Хабаровскому краю