г. Москва |
|
20 декабря 2022 г. |
Дело N А40-89857/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 декабря 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суминой О.С.,
судей: |
Марковой Т.Т., Кочешковой М.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ОАО АК "Уральские авиалинии"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.08.2022 по делу N А40-89857/22
по заявлению ОАО АК "Уральские авиалинии"
к Московской областной таможне
о признании незаконным решения
при участии:
от заявителя: |
Пархоменко С.В. по доверенности от 02.03.2022, Поляков Л.Ю. по доверенности от 22.04.2021, Белова Л.В. по доверенности от 29.03.2022; |
от заинтересованного лица: |
Белякова А.О. по доверенности от 21.12.2021; |
УСТАНОВИЛ:
ОАО АК "Уральские авиалинии" (далее - Общество, декларант) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Московской областной таможни (далее - таможенный орган, таможня) от 14.01.2022 N 09-13/00605 об отказе в признании факта уничтожения и (или) безвозвратной утраты товаров (иные) товар - воздушное судно) (далее - решение об отказе от 14.01.2022).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 10.08.2022 в удовлетворении требования Обществу отказано.
Общество не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Таможенный орган считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела (в том числе представленные в электронном виде), изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участников процесса, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Признание таможенными органами в соответствии с законодательством государств-членов Евразийского экономического союза (далее - Союз) о таможенном регулировании факта уничтожения и (или) безвозвратной утраты временно ввезенных товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо факта безвозвратной утраты этих товаров в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения является одним из способов завершения действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска) (пп.2 п.1 ст. 224 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС).
В силу пп.1 п.3 ст. 225 ТК ЕАЭС обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), прекращается у декларанта при завершении действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска) в соответствии с п. 1 ст. 224 ТК ЕАЭС до истечения предельного срока, установленного в соответствии с п. 3 ст. 219 ТК ЕАЭС, за исключением случая, когда до истечения срока действия этой таможенной процедуры наступил срок уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.
В соответствии с пп. 1 п. 7 ст. 225 ТК ЕАЭС в случае несоблюдения условий временного нахождения и использования товаров, временное нахождение и использование которых на таможенной территории Союза в соответствии с таможенной процедурой временного ввоза (допуска) допускается без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, сроком уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов считается день помещения указанных товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска).
В силу пп. 2 п. 2 ст. 220 ТК ЕАЭС одним из условий использования товаров в соответствии с таможенной процедурой временного ввоза (допуска) является соблюдение ограничений по владению и пользованию временно ввезенными товарами, установленных ст. 222 ТК ЕАЭС.
П. 1 ст. 222 ТК ЕАЭС определено, что временно ввезенные товары должны оставаться в неизменном состоянии, кроме изменений вследствие естественного износа, а также изменений вследствие естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения.
Допускается совершение с временно ввезенными товарами операций, необходимых для обеспечения их сохранности, включая ремонт (за исключением капитального ремонта, модернизации), техническое обслуживание и другие операции, необходимые для поддержания товаров в нормальном состоянии, при условии обеспечения идентификации товаров таможенным органом при завершении действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска) в соответствии с пунктами 1 и 2 ст. 224 ТК ЕАЭС.
В обоснование требований заявитель ссылается на следующие обстоятельства.
15.08.2019 года воздушное судно "AIRBUS А321" бортовой номер VQ-BOZ ОАО АК "Уральские авиалинии" (далее Авиакомпания) при взлёте из аэропорта Жуковский произвело аварийную посадку за пределами аэропорта.
В результате указанного авиационного происшествия воздушное судно не подлежит восстановлению. На официальном сайте Межгосударственного авиационного комитета (информационный ресурс - mak-iac.org/rassledovaniya/) указано, что в районе аэропорта Жуковский Московской области воздушное судно "AIRBUS А-321-211" бортовой номер VQ-BOZ, эксплуатантом которого является ОАО АК "Уральские авиалинии", разрушено.
01.11.2016 года воздушное судно AIRBUS А321 VQ-BOZ было помещено под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) по ДТ N 10508010/031116/0017718 и до настоящего времени находится на контроле в таможенном посту Аэропорт Кольцово (грузовой) Кольцовской таможни.
Срок временного ввоза установлен до 01.11.2021.
В 2020 году срок временного ввоза был продлён до 01.11.2026 г., что подтверждается решением таможенного органа о продлении срока действия таможенной процедуры временного ввоза до 01.11.2026 г.
Кроме того, с момента ввоза в Российскую Федерацию и начала его эксплуатации Авиакомпанией для поддержания лётной годности на воздушное судно AIRBUS А321 VQ-BOZ установлены в общей сложности 141 агрегат и узел, помещённых под таможенную процедуру временный ввоз.
В соответствии с пунктом 1 статьи 133 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее ТК ЕАЭС) действие таможенной процедуры временного ввоза приостановлено Кольцовской таможней (письмо от 20.12.2021 г. N 08-45/8327) до завершения следственных действий Следственным; комитетом Российской Федерации.
В настоящее время Авиакомпания не может завершить таможенную процедуру временного ввоза (допуска) ни на воздушное судно AIRBUS АЗ21 VQ- BOZ, ни на установленные на данное воздушное судно 140 агрегатов и узлов.
В соответствии с подпунктом 2) пункта 1 статьи 224 ТК ЕАЭС до истечения срока действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска), установленного таможенным органом, действие этой таможенной процедуры завершается, в частности, признанием таможенными органами в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании Факта уничтожения и (или) безвозвратной утраты временно ввезенных товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо факта безвозвратной утраты этих товаров в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения.
Авиакомпания 08.09.2021 на основании Приказа ФТС России от 28.06.2019 г.
"О местоположении и регионах деятельности таможен и таможенных постов непосредственного подчинения ФТС России" обратилась в Московскую областную таможню с "Уведомлением об уничтожении товаров" N 2.6-6123 с приложением необходимых документов.
Московская областная таможня письмом от 30.09.2021 года N 09-13/29770 "О предоставлении информации" запросила дополнительные документы и сведения.
Письмами от 15.11.2021 N 2.6-6571 и от 20.10.2021 года N 2.6-6655 "О представлении документов и сведений" Авиакомпания дополнительно представила документы и сведения, в том числе, копии писем Росавиации от N-37750/14 и МАК от 17.08.2021 N 05-11-285.
Московская областная таможня 29.10.2021 приняла и направила в адрес Авиакомпании "Решение об отказе в признании факта уничтожения и (или) безвозвратной утраты товаров" N 09-13/33029, указав на некоторые недостатки представленных документов Авиакомпания 01.12.2021 года повторно направила в Московскую областную таможню "Уведомление об уничтожении товаров" N 2.6-7160.
Дополнительно Авиакомпания пояснила относительно документов, указанных в письме Московской областной таможни от 29.10.2021 N 09-13/33029, как отсутствующих.
14.01.2022 года Московская областная таможня приняла и направила в адрес Авиакомпании "Решение об отказе в признании факта уничтожения и (или) безвозвратной утраты товаров" N 09-13/00605, несмотря, по мнению заявителя, на представление документов и дополнительных пояснений.
Мотивируя отказ в признании факта уничтожения и (или) безвозвратной утраты товаров Московская областная таможня указывает на отсутствие следующих документов:
подтверждающих наличие обстоятельств, повлекших уничтожение и (или) безвозвратную утрату товаров, выданных уполномоченным органом государственной власти;
бухгалтерского учёта товаров;
выданных органом (организацией), уполномоченным на проведение соответствующей экспертизы, свидетельствующих о невозможности проведения ремонта рассматриваемых товаров.
Вместе с тем Заявитель считает, что представил в таможенный орган достаточный комплект документов, для признания факта уничтожения и безвозвратной утраты товаров.
Изучив доводы ОАО АК "Уральские авиалинии", Московской областной таможни, а также все доказательства представленные сторонами в материалы дела (в том числе в электронном виде), суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленного требования, по следующим основаниям.
Как ранее установлено судом, Обществом в адрес Московской областной таможни направлено уведомление об уничтожении товаров ОАО АК "Уральские авиалинии" для признания факта уничтожения и (или) безвозвратной утраты вследствие аварии заявлены следующие товары:
самолет гражданский пассажирский марки "AIRBUS" A321-211, бортовой номер VQ-BOZ, серийный номер 2117, год выпуска 2003, помещенный под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) по ДТ N 10508010/031116/0017718;
агрегаты и узлы, каждый из которых ввезен в единичном экземпляре, помещенные под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) в период с ноября 2013 по июнь 2019 (всего 141 ед.).
При рассмотрении уведомления об уничтожении товаров ОАО АК "Уральские авиалинии" таможня руководствовалась Порядком признания таможенным органом факта уничтожения и (или) безвозвратной утраты товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо факта безвозвратной утраты товаров в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения, утвержденным приказом ФТС России от 27.04.2021 N 336 (далее - Порядок).
Согласно п. 5 Порядка подача Уведомления об уничтожении товаров сопровождается представлением документов: подтверждающих наличие обстоятельств, повлекших уничтожение и (или) безвозвратную утрату товаров, выданных уполномоченным органом государственной власти;
бухгалтерского учета в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах в отношении товаров, указанных в Уведомлении об уничтожении товаров;
свидетельствующих о невозможности проведения ремонта поврежденного товара либо о превышении стоимости ремонта по отношению к стоимости данного товара на момент аварии или действия непреодолимой силы либо о равенстве этих стоимостей, выданных органом (организацией), уполномоченным на проведение соответствующей экспертизы, в случае образования по результатам полного уничтожения товаров, веществ (частей товаров), не имеющих определенного функционального предназначения и полностью утративших свои потребительские свойств;
Исходя из приведенного положения Декларант при подаче соответствующего уведомления в таможенные органы, обязан предоставить комплект документов, подтверждающий неоспоримый факт полного уничтожения товаров.
Вместе с тем, Общество в своём заявлении указывает на достаточность представленных документов, подтверждающих факт уничтожения воздушного судна в результате аварии, как это предусмотрено Приказом ФТС России от 27.04.2021 N 336.
Однако суд первой инстанции, исследовав представленные доказательства, верно согласился с позицией таможенного органа об отсутствии документов, выданных уполномоченным органом государственной власти, которые подтверждали бы наличие обстоятельств, повлекших уничтожение и (или) безвозвратную утрату товаров.
Так судом установлено следующее:
Обществом представлен предварительный отчет Межгосударственного авиационного комитета (далее - МАК) по результатам расследования авиационного происшествия выпущен до окончания расследования и "содержит поступившую на данный момент в комиссию по расследованию авиационного происшествия (далее - комиссия) фактическую информацию, включая результаты расшифровки данных бортовых и наземных средств объективного контроля, результаты законченных к настоящему моменту исследований и другие материалы. "Комиссия изучает техническое состояние воздушного судна, проводит анализ его сертификационной и технической документации_ После окончания работ будет подготовлен Окончательный отчет по результатам расследования авиационного происшествия".
Обществом также представлено уведомление Росавиации от 19.08.2019 N 27949/02 констатирует, что 15.08.2019 во время взлёта воздушного судна A-321-211 VQ-BOZ, серийный номер 2117, производитель Airbus/Эйрбас (Франция), произошло повреждение обоих двигателей при столкновении с птицами, что привело к снижению тяги. Экипаж принял решение об аварийной посадке с убранными шасси. Самолёт приземлился в поле, в 5 км от конца взлетно-посадочной полосы, и воздушное судно получило существенные повреждения; расследование авиационного происшествия проводится МАК;
Представлено письмо МАК от 17.08.2021 N 05-11-285, согласно которому "в настоящее время расследование не завершено" и поясняет, что "в компетенцию МАК не входит выдача справок, подтверждающих факт уничтожения и (или) безвозвратной утраты воздушного судна";
Представлено письмо Росавиации от 14.10.2021 N 37750/14, которым информирует, что "правовыми актами Росавиации не предоставлено право давать какие-либо документы, подтверждающие наличие обстоятельств, повлекших уничтожение и (или) безвозвратную утрату товаров - воздушное судно", и содержит ссылку на нормативный правовой акт (постановление Правительства Российской Федерации от 18.06.98 N 609), в соответствии с которым полномочия и ответственность специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области расследования авиационных происшествий с гражданскими воздушными судами возлагается на МАК;
Письмо Росавиации от 24.11.2021 N 42548/14 уведомляет, что самолет A321-211 с бортовым номером VQ-BOZ исключен из сертификата эксплуатанта ОАО АК "Уральские авиалинии" 28.08.2019 по заявке эксплуатанта. При этом следует отметить, что Уведомление о внесении изменений в Сертификат эксплуатанта ОАО АК "Уральские авиалинии" N 18, подготовленное Уральским МТУ Росавиации в ответ на заявку ОАО АК "Уральские авиалинии" от 28.08.2019 N 7.5-10408 (от 28.08.2019 N исх./ГУ/КП-16/УРМТУ), подтверждения уничтожения и (или) безвозвратной утраты самолета не содержит.
В ходе рассмотрения уведомления об уничтожении товаров ОАО АК "Уральские авиалинии" таможней направлен запрос Председателю комиссии по расследованию авиационных происшествий МАК от 16.12.2021 N 09-13/38303 о представлении информации о подтверждении фактов наступления событий, повлекших уничтожение и (или) безвозвратную утрату самолета A-321-211 VQ-BOZ.
По информации МАК, поступившей в ответ на запрос таможни письмом от 24.12.2021 N 05-11/517, расследование происшествия, произошедшего 15.08.2019 в районе аэродрома Раменское Московской области, не завершено.
Окончательный отчет МАК по результатам расследования авиационного происшествия с описанием обстоятельств авиационного происшествия, технического состояния воздушного судна, участвовавшего в аварии, агрегатов и узлов, входивших в комплектацию данного воздушного судна, с указанием полученных повреждений, неисправностей, деформаций, в таможню не представлен, что не позволило таможне подтвердить соблюдение требования абзаца 2 пункта 5 Порядка.
Суд верно пришел к выводу, что данные документы не могут подтвердить факт уничтожения товаров, поскольку МАК и Росавиация сообщают о происшествии, а также об изучении состояния судна, однако не свидетельствуют о факте уничтожения и безвозвратной утраты самолета.
Уведомление декларанта о признании факта уничтожения и (или) безвозвратной утраты товаров содержит также информацию об уничтожения агрегатов и узлов данного судна.
Судом изучен довод заявителя о невозможности повторной установки узлов и агрегатов потерпевшего крушение судна, однако суд учитывает тот факт, что данные узлы и агрегаты, могут быть подвергнуты демонтажу и с целью прекращения процедуры временного ввоза, вывезены с территории Российской Федерации.
Также с целью признания данных товаров уничтоженными, обществом в соответствии с Порядком, утвержденным приказом ФТС России от 27.04.2021 N 336 не представлено доказательств, факта уничтожения.
Суд обращает внимание на отсутствие документов, выданных органом (организацией), уполномоченным на проведение соответствующей экспертизы, свидетельствующих о невозможности проведения ремонта рассматриваемых товаров, а также свидетельствующих о факте уничтожения товаров.
Вместе с тем суд исследовал заключение компании "Чарльз Тэйлор Аджастинг" от 19.08.2019, которое содержит предварительные оценки повреждений, согласно которым ремонт воздушного судна составит в пределах 75% от согласованной стоимости воздушного судна. При этом, оценка технического состояния АГРЕГАТОВ И УЗЛОВ в заключении отсутствует.
Как указывалось ранее согласно п. 5 Порядка подача Уведомления об уничтожении товаров сопровождается представлением документов, свидетельствующих о невозможности проведения ремонта поврежденного товара либо о превышении стоимости ремонта по отношению к стоимости данного товара на момент аварии или действия непреодолимой силы либо о равенстве этих стоимостей, выданных органом (организацией), уполномоченным на проведение соответствующей экспертизы, в случае образования по результатам полного уничтожения товаров, веществ (частей товаров), не имеющих определенного функционального предназначения и полностью утративших свои потребительские свойств.
Вместе с тем на основании действующих требований Порядка представленное заключение эксперта не применимо к рассматриваемому случаю.
Письмо представителя компании-производителя Airbus SE содержит технический объем и ориентировочную стоимость ремонта воздушного судна (25000000 долл. США), основанные на предварительной визуальной оценке команды Airbus Go-team. При этом, оценка технического состояния АГРЕГАТОВ И УЗЛОВ в письме не раскрыта;
Уведомление компании AGG Aircraft Leasing Ireland Limited от 26.08.2019 отражает субъективное мнение компании о полной утрате воздушного судна;
Уведомление компании AGG Aircraft Leasing Ireland Limited от 21.07.2020 информирует о том, что воздушное судно исключено из Бермудского реестра воздушных судов.
Суд верно пришел к выводу, что представленные документы не подтверждают соблюдение требования абзаца 4 пункта 5 Порядка, поскольку не отрицают невозможность проведения ремонта воздушного судна, а предварительно определенная стоимость ремонта поврежденного воздушного судна (25 000 000 долл. США) не превышает стоимости воздушного судна (согласно графе 46 ДТ N 10508010/031116/0017718 статистическая стоимость самолета - 41 598 045, 81 долл. США).
Кроме этого, информация о техническом состоянии агрегатов и узлов, заявленных в уведомлении об уничтожении товаров ОАО АК "Уральские авиалинии", в представленных документах не отражена.
Информация, позволяющая таможне идентифицировать агрегаты и узлы, заявленные в уведомлении об уничтожении товаров ОАО АК "Уральские авиалинии", и установить факт нахождения их в составе воздушного судна на момент авиационного происшествия, в представленных документах не отражена.
Кроме этого информация о техническом состоянии агрегатов и узлов, заявленных в уведомлении об уничтожении товаров ОАО АК "Уральские авиалинии", в представленных документах не отражена.
Также в уведомлении об уничтожении товаров ОАО АК "Уральские авиалинии" не указаны сведения о стоимости уничтоженных и (или) безвозвратно утраченных товаров в соответствии с коммерческими и (или) товаросопроводительными документами, что является несоблюдением требования, предъявляемого абзацем 4 подпункта 2 пункта 4 Порядка.
При изложенных обстоятельствах, правовых оснований для удовлетворения заявления у суда не имеется.
Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Суд апелляционной инстанции считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Апелляционная жалоба Общества удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 10.08.2022 по делу N А40-89857/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.С. Сумина |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-89857/2022
Истец: ОАО АВИАКОМПАНИЯ "УРАЛЬСКИЕ АВИАЛИНИИ"
Ответчик: МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ТАМОЖНЯ