г. Москва |
|
21 декабря 2022 г. |
Дело N А40-150646/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 декабря 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: |
Никифоровой Г.М., Яковлевой Л.Г., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Аграровой В.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ГБУ Социальный дом "Обручевский"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 28.10.2022 по делу N А40-150646/22
по заявлению ГБУ Социальный дом "Обручевский"
к Московскому УФАС России
об оспаривании решения,
при участии:
от заявителя: |
Чельцов А.В. по доверенности от 19.04.2022; Рогатова Л.В. по доверенности от 04.04.2022 |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 28.10.2022, принятым по настоящему делу, отказано в удовлетворении требований Государственного бюджетного учреждения города Москвы Дом социального обслуживания "Обручевский" Департамента труда и социальной защиты населения (заявитель, учреждение, ГБУ Социальный дом "Обручевский") о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по городу Москве (заинтересованное лицо, антимонопольный орган, Московское УФАС России) по результатам проведенной внеплановой проверки по делу N 077/06/17-5662/2022 от 15.04.2022.
Не согласившись с принятым судом решением, ГБУ Социальный дом "Обручевский" обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило решение суда отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт.
В судебное заседание представитель Московского УФАС России не явился, в связи с чем, при отсутствии возражений представителя заявителя дело рассмотрено в порядке ст. ст. 123, 156 АПК РФ, в его отсутствие.
В судебном заседании представители заявителя поддержали доводы жалобы в полном объеме, указали, что суд дал неверную оценку доказательствам, а также неправильно применил нормы процессуального права.
Проверив в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, изучив материалы дела и доводы жалобы, заслушав представителей заявителя, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Как следует из фактических материалов дела и установлено судом, в январе 2022 года Московским УФАС России была проведена проверка ГБУ Социальный дом "Обручевский" соблюдения законодательства о контрактной системе, в результате которой антимонопольным органом было принято решение выявлено нарушение ст. 83.2 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) ввиду не размещения в установленный Законом о контрактной системе срок в единой информационной системе проекта государственного контракта.
15.04.2022 по результатам рассмотрения жалобы ООО "ЛанМед" на действия заказчика - ГБУ г. Москвы Пансионат для ветеранов труда N 6 (с 25.03.2021 реорганизовано в ГБУ Социальный дом "Обручевский") при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку медицинских шприцев (номер извещения в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0373200038221000019) (далее - аукцион), комиссией Московского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - комиссия) было принято решение по делу N 077/06/17-5662/2022 о признании в действиях заказчика нарушение части 2 статьи 83.2 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) (пункт 1 решения);
Пунктом 2 решения установлено выдать заказчику, оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
Считая свои права нарушенными, ГБУ Социальный дом "Обручевский" обратилось в арбитражный суд города Москвы с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к выводу о законности оспариваемого решения, поскольку действия заказчика, не исполнившего предписание, нарушают пункт 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (пункт 1 статьи 1 названного Закона).
Пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе предусмотрено, что контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку в случае получения обращения участника закупки либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего.
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Статьей 106 Закона о контрактной системе определен порядок рассмотрения жалобы по существу.
Согласно части 8 названной статьи по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.
В силу части 23 статьи 99 Закона о контрактной системе предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации или иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, выданное в соответствии с приведенными положениями Закона о контрактной системе, должно содержать указание на конкретные действия, которые должно совершить лицо, получившее такое предписание, для устранения указанного нарушения.
Из положений пункта 2 части 22, части 23 статьи 99, части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе следует, что антимонопольный орган вправе выдать заказчику предписание об аннулировании определения поставщика (исполнителя, подрядчика); об отмене протоколов, составленных в ходе определения поставщика (исполнителя, подрядчика); о внесении изменений в извещение об осуществлении закупки, документацию о закупке с продлением сроков подачи заявок в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе; об осуществлении закупки в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе; о совершении иных действий, направленных на устранение нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Материалами дела установлено, что согласно сведениям из ЕГРЮЛ правопредшественником ГБУ Социальный дом "Обручевский" является ГБУ г. Москвы Пансионат для ветеранов труда N 6 (ГРН и дата внесения в ЕГРЮЛ записи, содержащей указанные сведения: 2217706582146 от 23.07.2021).
Кроме того, в соответствии с ЕГРЮЛ организацией 25.03.2021 началась процедура реорганизации юридического лица в форме присоединения.
Согласно ч. 2 ст. 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.
Таким образом, к ГБУ Социальный дом "Обручевский" переходят права и обязанности ГБУ г. Москвы Пансионат для ветеранов труда N 6.
29.07.2021 в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении Аукциона.
Судом установлено, что в соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 16.08.2021 ООО "ЛанМед" признано победителем Аукциона.
Согласно ч. 2 ст. 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе протоколов Заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения с использованием единой информационной системы в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт.
В нарушение требований ч. 2 ст. 83.2 Закона о контрактной системе Заказчиком в единой информационной системе не размешен проект контракта.
Одновременно с этим Заказчику выдано обязательное для исполнения предписание N 077/06/17-809/2022 от 21.01.2022 об устранении выявленных нарушений, согласно которому Заказчику предписано завершить процедуру заключения государственного контракта по итогам проведенного электронного Аукциона в соответствии с требованиями ст. 83.2 Закона о контрактной системе (в ред. от 02.07.2021) и с учетом решения Комиссии Управления от 21.01.2022 по делу N 077/06/17-809/2022, а также представить подтверждение исполнения вышеуказанного предписания в срок до 21.03.2022.
Антимонопольным органом правомерно установлено, что в соответствии с информацией, размещенной на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru Заказчиком вышеуказанное предписание не исполнено.
Рассмотрев представленный документы и сведения, Московское УФАС России отмечает факт неисполнения обязательного для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе N 077/06/17-809/2022 от 21.01.2022.
Таким образом, в действиях Заказчика выявлено нарушение п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренные ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, при разрешении вопроса о выдаче обязательного для исполнения предписания антимонопольным органом учтены документы и сведения, представленные представителем Заказчика о невозможности исполнения ранее выданного предписания по делу N 077/06/17-809/2022 от 21.01.2022 в силу реорганизации ГБУ г. Москвы Пансионат для ветеранов труда N 6, которым проводилась рассматриваемая закупка.
При таких данных антимонопольный орган пришел к верному выводу, что выдача нового предписания об устранении выявленных нарушений является не целесообразным.
Довод Заявителя о том, что решение по делу N 077/06/17-5662/2022 по результатам проведенной внеплановой проверки от 15.04.2022 содержит ссылку на статью 83.2 Закона о контрактной системе, которая утратила силу 01.01.2022, правомерно был отклонен судом на основании следующего.
Управлением установлено, что согласно сведениям от 29.07.2021 содержащимся в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении Аукциона.
В частности, в ч. 3 ст. 1 Закона о контрактной системе установлены Особенности регулирования отношений, указанных в части 1 настоящей статьи, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, могут быть установлены отдельными федеральными законами.
На основании ст. 442 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Следовательно, нормы ст. 83.2 Закона о контрактной системе действовали на момент заключения Контракта.
На основании изложенного, антимонопольный орган верно пришел к выводу о нарушении Заказчиком требований п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе.
При этом суд апелляционной инстанции полагает необходимым отметить, что представитель заказчика присутствовал на заседании комиссии, на котором были оглашены решение и предписание, следовательно, ему были известно о необходимости исполнения предписания.
Выводы суда основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства. Оснований для иной оценки у суда апелляционной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции полагает обоснованным вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В апелляционной жалобе не приведено каких-либо доводов, свидетельствующих о нарушении судом норм материального или процессуального права, а излагается несогласие с выводами суда, сделанных на основании оценки представленных в материалы дела доказательств.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного, и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 28.10.2022 по делу N А40-150646/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
Г.М. Никифорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-150646/2022
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ДОМ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ "ОБРУЧЕВСКИЙ" ДЕПАРТАМЕНТА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ