город Москва |
|
21 декабря 2022 г. |
дело N А40-62760/22 |
Резолютивная часть постановления оглашена 15.12.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 21.12.2022.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Кочешкова М.В., Сумина О.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО "Мострансстрой" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.10.2022
по делу N А40-62760/22
по заявлению АО "Мострансстрой"
к 1. Префектуре ЮВАО г. Москвы, 2. Правительство г. Москвы, 3. Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы
Третье лицо: ООО "Ликвидатор"
о признании незаконными действий;
при участии:
от заявителя - Бахарев Д.Н. по доверенности от 15.03.2021;
от заинтересованного лица - 1. не явился, извещен; 2. Карташова Е.Ю. по доверенности от 15.02.2022; 3. Карташова Е.Ю. по доверенности 29.12.2021
от третьего лица - не явился, извещен;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 04.10.2022 в удовлетворении заявленных АО "Мострансстрой" требований о признании незаконными действий Префектуры ЮВАО г. Москвы, Правительства г. Москвы, Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы по сносу сооружений на земельном участке по адресу: Москва, Егорьевский проезд, вл. 1, кадастровый номер 77:04:0003010:87, отказано.
Не согласившись с решением суда, АО "Мострансстрой" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, по мотивам, изложенным в жалобе, представитель в судебном заседании поддержал доводы жалобы.
Представитель Правительства г. Москвы и инспекции поддержала решение суда первой инстанции.
В качестве третьего лица в деле участвует ООО "Ликвидатор".
Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте суда и в картотеке арбитражных дел в сети Интернет в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что АО "Мострансстрой" является арендатором земельного участка, имеющего адрес: Москва, Егорьевский проезд, вл.1, кадастровый номер 77:04:0003010:87. Участок имеет вид разрешенного использования "под производственно-складские цели".
АО "Мострансстрой" является собственником расположенных на нем зданий и сооружений.
30.12.2021 осуществлен снос сооружений, находившихся на указанном земельном участке.
В обоснование своей позиции обществом указано на то, что снос принадлежащих АО "Мострансстрой" строений противоречит ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, а незаконные действия Правительства г. Москвы, Префектуры ЮВАО г. Москвы по сносу сооружений направлены на незаконное прекращение права собственности АО "Мострансстрой" в принудительном порядке в отсутствие согласия собственника, без решения суда и без соблюдения условий, предусмотренных законом. Снесенные сооружения не являлись самовольными постройками; административными органами нарушена процедура сноса, установленная постановлением Правительства г. Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП, постановлением Правительства г. Москвы от 08.12.2015 N 829-ПП, Положением о Государственной инстанции по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы, ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации. Копии актов о сносе строений, о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка, актов о подтверждении факта наличия незаконно размещенного объекта недвижимости, каких либо иных актов о проведении мероприятий по пресечению незаконного (нецелевого) использования земельного участка заявителю не предоставлялось.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что спорные постройки и надстройки (навес - склад - контейнер) не являются объектами недвижимости, возведены без необходимых разрешений, их снос осуществлен во исполнение постановления Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти г. Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков".
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
В соответствии с Положением о взаимодействии органов исполнительной власти г. Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков, утвержденным постановлением Правительства г. Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП, уполномоченным Управления контроля за объектами недвижимости по ЮВАО Государственной инспекции по недвижимости 22.11.2021 проведено плановое (рейдовое) обследование земельного участка по адресу: Москва, Егорьевский проезд, вл. 1 А, в ходе обследования установлено, что по сведениям Информационной системы реестра единых объектов недвижимости г. Москвы, земельный участок с адресным ориентиром: проезд Егорьевский, вл. 1А, с кадастровым номером: 77:04:0003010:87, земельно-правовыми отношениями не обременен.
По результатам анализа данных "Google "Earth Pro" земельного участка установлено, что в период с 2003 по 2016 в границах указанного земельного участка возведены 3 двухэтажных нежилых строения, площадью 210 кв.м, 162 кв.м, 42 кв.м, и 3 одноэтажных нежилых строения, площадью 24 кв.м, 9 кв.м и 370 кв.м.
Фактически в строениях ведется коммерческая деятельность.
Строения на государственный кадастровый учет не поставлены, в технической документации ГБУ МосгорБТИ не учтены, право собственности не зарегистрировано. В соответствии с Приложением N 3 к договору краткосрочной аренды земельного участка от 30.09.2003 N М-04-506392 указанные объекты на земельном участке отсутствовали.
Разрешительная документация на строительство (реконструкцию) в Информационно-аналитической системе управления градостроительной деятельностью, а также информация о выделении земельного участка для целей строительства (реконструкции) отсутствует.
На основании изложенного инспекцией выявлено незаконное (нецелевое) использование земельного участка, о чем составлен акт от 22.11.2021 о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка N 9049234/2.
В целях пресечения фактов незаконного (нецелевого) использования земельного участка инспекция по недвижимости в 15-дневный срок, а при необходимости разработки проектной документации в 30-дневный срок обеспечивает проведение мероприятий по пресечению незаконного (нецелевого) использования земельного участка.
Пресечение незаконного (нецелевого) использования земельного участка - комплекс мероприятий, включающий в себя: выдворение с земельного участка лиц, способствующих незаконному (нецелевому) использованию участка, в том числе лиц, осуществляющих охрану; ограждение земельного участка; вывоз с земельного участка строительной техники, оборудования, иного имущества, за исключением строительного мусора, подлежащего утилизации, на специализированную площадку для хранения; демонтаж строительных конструкций; зарытие котлованов; отключение от сетей и совершение иных действий, необходимых для пресечения проведения строительных работ.
Таким образом, инспекцией по недвижимости проведены мероприятия по пресечению незаконного (нецелевого) использования земельного участка.
Следовательно, доводы заявителя о незаконности действий инспекции по недвижимости по пресечению незаконного (нецелевого) использования земельного участка, являются несостоятельными.
Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы в течение 3-х месяцев с даты актуализации Перечня земельных участков, обеспечивает их освобождение, в том числе путем демонтажа конструкций, вывоза с земельного участка находящегося на нем имущества на специализированную площадку.
Заявителем не принимается во внимание факт составления акта N 9049234/2 от 22.11.2021, в силу Положения являющегося доказательством подтверждения незаконного (нецелевого) использования земельного участка и составленного инспекцией по недвижимости в рамках полномочий.
Оспариваемые заявителем действия по демонтажу незаконно возведенной пристройки производились во исполнение постановления N 819-ПП в связи с наличием предусмотренных п. 2.1 Приложения 1 признаков незаконного (нецелевого) использования обществом спорного земельного участка; демонтаж производился на основании акта Государственной инспекции по недвижимости и с соблюдением установленного порядка пресечения фактов незаконного (нецелевого) использования земельных участков (п. п. 2.1,3.3.2, 4.1 Приложения 1).
При этом постановление Правительства г. Москвы N 819-ПП, куда включены спорные снесенные объекты, в установленном порядке заявителем не оспорено.
Префектура осуществляет свои полномочия на основании Положения о префектуре административного округа г. Москвы, утвержденного постановлением Правительства г. Москвы от 24.02.2010 N 157-ПП "О полномочиях территориальных органов исполнительной власти г. Москвы" (действующая редакция от 21.06.2022).
В соответствии с п. 4.5.1 Положения о Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы, утвержденного постановлением Правительства г. Москвы от 25.04.2012 N 184-ПП "Об утверждении Положения о Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы", Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы осуществляет контроль за соблюдением условий договоров аренды в части использования земель и объектов нежилого фонда.
В соответствии с п. 7 Положения, инспекция осуществляет выявление фактов незаконного (нецелевого) использования земельных участков, находящихся в собственности г. Москвы, и земельных участков, находящихся на территории г. Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, а также контроль за выявлением и пресечением фактов незаконного (нецелевого) использования указанных земельных участков.
В соответствии с п.7(1) Положения, инспекция обеспечивает в установленном Правительством г. Москвы порядке выполнение мероприятий по пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков, снос самовольных построек, освобождение земельных участков, в том числе демонтаж сезонных (летних) кафе при стационарных предприятиях общественного питания, незаконно размещенных в границах территории г. Москвы.
Таким образом, вопросы, касающиеся легитимности проведенного обследования земельного участка по адресу: Москва, Егорьевский проезд, вл. 1 (кадастровый номер 77:04:0003010:87) и сноса строений, указанных в акте инспекции, находятся в компетенции Государственной инспекции по недвижимости.
При таких обстоятельствах, руководствуясь ч. 1 ст. 198, ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, п. п. 2.1, 3.3, 3.3.2, 4.1.1 Положения N 819-ПП, оспариваемые действия государственных органов являются законными, предусмотренный Положением N 819-ПП порядок соблюден, доказательств законности возведенных сооружений обществом не представлено.
Доводы о том, что демонтаж спорных объектов возможен исключительно на основании решения суда, отклоняются, поскольку спорные сооружения не являются объектами недвижимого имущества.
Совокупность указанных обстоятельств, наряду с предписаниями действующего законодательства, позволила суду сделать обоснованный вывод о законности демонтажа спорных построек.
Кроме того, заявителем не представлено доказательств незаконных действий или бездействия Префектуры, которая к выявлению и сносу сооружений, расположенных на спорном земельном участке, отношения не имеет.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и отклонены, судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, нормы процессуального законодательства при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.10.2022 по делу N А40-62760/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-62760/2022
Истец: АО "МОСТРАНССТРОЙ"
Ответчик: ВЫСШИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА МОСКВЫ-ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ ГОРОДА МОСКВЫ, ПРЕФЕКТУРА ЮГО-ВОСТОЧНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА ГОРОДА МОСКВЫ