г. Воронеж |
|
23 декабря 2022 г. |
Дело N А08-12703/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 декабря 2022 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи |
Сурненкова А.А., |
судей |
Маховой Е.В., |
|
Семенюта Е.А., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Бутыриной Е.А.,
при участии:
от ТСН "ЖК "ИМПЕРИАЛ": Бородина Е.С. - представитель по доверенности от 14.01.2021 N 31АБ1746133, выданной сроком на три года, предъявлен паспорт гражданина РФ, диплом о наличии высшего юридического образования;
от АО "БЕЛГОРОДЭНЕРГОСБЫТ": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании посредством системы веб-конференции апелляционную жалобу ТСН "ЖК "ИМПЕРИАЛ" на решение Арбитражного суда Белгородской области от 11.10.2022 по делу N А08-12703/2021 по исковому заявлению АО "БЕЛГОРОДЭНЕРГОСБЫТ" (ИНН 3123110760, ОГРН 1043108002321) к ТСН "ЖК "ИМПЕРИАЛ" (ИНН 3123459375, ОГРН 1193123021816) о взыскании 48 483 руб. 30 коп.,
УСТАНОВИЛ:
АО "БЕЛГОРОДЭНЕРГОСБЫТ" (далее также истец) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с исковым заявлением к ТСН "ЖК "ИМПЕРИАЛ" (далее также ответчик) с требованием о взыскании 48 483 руб. 30 коп. задолженности по договору энергоснабжения N 5289766 от 01.10.2019 за период с 01.03.2021 по 31.10.2021.
Определением суда от 27.12.2021 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со ст. 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Определением от 01.03.2022 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 11.10.2022 исковые требования АО "БЕЛГОРОДЭНЕРГОСБЫТ" удовлетворены. Взыскано с ТСН "ЖК "ИМПЕРИАЛ" в пользу АО "БЕЛГОРОДЭНЕРГОСБЫТ" 48 483 руб. 30 коп. задолженности по договору энергоснабжения N 5289766 от 01.10.2019 за период с 01.03.2021 по 31.10.2021 и 2 000 руб. 00 коп. расходов по оплате государственной пошлины, а всего 50 483 руб. 30 коп.
Не согласившись с указанным судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ТСН "ЖК "ИМПЕРИАЛ" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
В судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции истец не обеспечил явку своих полномочных представителей.
Ввиду наличия у суда апелляционной инстанции доказательств надлежащего извещения истца о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие его представителей в порядке статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Посредством веб-конференции в судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, считая решение незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм процессуального права, просил суд обжалуемое решение отменить, жалобу удовлетворить.
Согласно части 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав пояснения представителя ответчика, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, арбитражный апелляционный суд считает, что решение Арбитражного суда Белгородской области от 11.10.2022 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, между сторонами заключен договор энергоснабжения N 5289766 от 01.10.2019, по условиям которого, на истца (поставщика) возложена обязанность осуществлять продажу электрической энергии и оказывать услуги по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению, а ответчик обязался оплачивать принятую электрическую энергию, а также оказанные услуги, в объеме и на условиях, предусмотренных договором.
В соответствии с п. 7.3. договора энергоснабжения оплата за электрическую энергию производится покупателем в соответствии с требованиями, предусмотренными действующим законодательством для исполнителей коммунальных услуг путем перечисления денежных средств в течение 5-ти дней с момента поступления от потребителей на расчетный счет покупателя. Окончательный расчет производится до 15 числа месяца, следующего за расчетным. Плата за потреблённую электроэнергию осуществляется покупателем самостоятельно путем перечисления денежных средств на расчетный счет поставщика, указанный в настоящем договоре, или путем внесения наличных денежных средств непосредственно в кассу поставщика, на основании универсального передаточного документа, полученных покупателем самостоятельно у поставщика. Если последний день срока оплаты приходится на нерабочий тень, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Договор заключен на срок с 01.10.2019 по 31.12.2019 и на основании п.10.1. договора считается ежегодно продленным, если за месяц до окончания срока действия договора не последует заявления одной из сторон о его расторжении, заключении договора на иных условиях или внесении изменений (дополнений).
Истец за период с 01.03.2021 по 31.10.2021 свои обязательства по договору исполнил в полном объеме. За период с 01.03.2021 по 31.10.2021 ответчиком потреблено электрической энергии на общую сумму 173 007,99 руб.
Ответчиком оплата потребленной электрической энергии произведена частично, в результате чего, у ответчика образовалась задолженность в размере 48 483,30 руб.
26.10.2021 истцом в адрес ответчика направлено досудебное уведомление с требованием о погашении образовавшейся задолженности в течение 5-ти рабочих дней с момента получения уведомления. Претензии истца остались без ответа и удовлетворения со стороны ответчика.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Разрешая настоящий спор по существу и удовлетворяя исковые требования, арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с положениями статей 307 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
В соответствии со ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения - энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учёта энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
На управляющую организацию по договору управления многоквартирным домом возлагаются обязанности по предоставлению коммунальных услуг собственникам помещений, а также лицам, пользующимся помещениями в этом доме.
Согласно частям 2 и 9 статьи 161, части 2 статьи 162 ЖК РФ, управление одним домом может осуществляться только одним из способов и только одной управляющей организацией.
Юридические лица, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги, являются исполнителями коммунальных услуг.
В силу пункта 68 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442), исполнитель коммунальной услуги в лице управляющей организации (товарищества собственников жилья), в целях оказания потребителям коммунальной услуги по электроснабжению, заключает договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком или энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией, в соответствии с настоящим документом и Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья, либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договором с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124.
В силу пункта 31 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" исполнитель обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям, за исключением случаев, указанных в пункте 17 настоящих Правил.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 9 раздела VI Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2014), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.12.2014, предоставление управляющей организацией коммунальных услуг потребителям не осуществляется без заключения соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда РФ от 07.12.2015 N 303-ЭС15-7918, управляющая организация как лицо, предоставляющее потребителям коммунальные услуги, является исполнителем коммунальных услуг, статус которого обязывает ее заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; оказывать коммунальные услуги того вида, которые возможно предоставить с учетом степени благоустройства многоквартирного дома; а также дает право требовать с потребителей внесения платы за потребленные коммунальные услуги (пункты 2, 8, 9, подпункты "а", "б" пункта 31, подпункт "а" пункта 32 Правил N 354).
Ответчик является исполнителем коммунальных услуг и осуществляет управление многоквартирным жилым домом N 34 по Свято-Троицкому бульвару в г. Белгороде, а, следовательно, в силу действующего жилищного и гражданского законодательства, он является владельцем электросетевого хозяйства спорного многоквартирного жилого дома и обязан производить оплату за весь объем, потребленной управляемыми им домами, коммунальной услуги.
В пункте 2 Основных положений N 442, определено, что точкой поставки на розничном рынке является место исполнения обязательств по договорам энергоснабжения, купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), оказания услуг по передаче электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, используемое для определения объема взаимных обязательств субъектов розничных рынков по указанным договорам, расположенное, если иное не установлено законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств потребителя, объектов по производству электрической энергии (мощности) производителя электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, определенной в акте разграничения балансовой принадлежности, а до составления в установленном порядке акта разграничения балансовой принадлежности - в точке присоединения энергопринимающего устройства потребителя (объекта электроэнергетики) к объектам электросетевого хозяйства смежного субъекта электроэнергетики.
Пунктами 7, 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, установлено, что в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
Внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома.
Местом исполнения (точкой поставки) сетевой организацией обязательств по оказанию услуг по передаче электрической энергии в многоквартирные жилые дома, независимо от выбранной формы управления, является внешняя стена многоквартирного жилого дома. По спорным домам граница балансовой принадлежности установлена на внешней стене дома. Граница эксплуатационной ответственности также установлена на стене жилого дома.
Согласно Акту об осуществлении технологического присоединения N 16731 от 08.10.2019, многоквартирный жилой дом N 34 по Свято-Троицкому бульвару в г.Белгороде имеет 8 вводов по четырем ВРУ-0,4 кВ. Граница балансовой принадлежности, согласно данному акту, установлена на контактных соединениях КЛ-0,4кВ с КА в РУНН-0,4 кВ ТП-1228.
Из Акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон N 16731 от 08.10.2019 следует, что многоквартирный жилой дом N 34 по Свято-Троицкому бульвару в г.Белгороде имеет, в том числе, 2 ввода по коммерческому ВРУ-0,4 кВ. Граница балансовой принадлежности, согласно данному акту, установлена на контактных соединениях КЛ-0,4кВ с КА в РУНН-0,4 кВ ТП-1228.
Возражая против заявленных требований, ответчик указал на то обстоятельство, что он не является исполнителем коммунальных услуг для части МКД в виде нежилых помещений и не должен оплачивать объем поставляемого в многоквартирные жилые дома коммунального ресурса, который учитывается приборами учета, расположенными в коммерческих щитовых, поскольку собственники нежилых помещений напрямую заключили договоры с ресурсоснабжающей организацией и оплачивают электроэнергию по коммерческому тарифу напрямую ответчику.
Кроме того, указанные точки поставки не включены в договор энергоснабжения, дополнительные соглашения о включении спорных точек поставки в Договор со стороны ответчика не подписаны.
Такая позиция ответчика противоречит положениям части 9 статьи 161 ЖК РФ, допускающей управление многоквартирным жилым домом только одной управляющей организацией.
В случае выбора в качестве способа управления многоквартирным жилым домом управляющей компанией, отсутствуют основания для исключения точки поставки электроэнергии на нужды нежилых помещений, расположенных в многоквартирном доме, из договора энергоснабжения, заключенного с истцом, как управляющей организацией и исполнителем коммунальных услуг, поскольку исполнитель коммунальных услуг обязан оплатить поставленный в этот жилой дом коммунальный ресурс (как в жилые, так и в нежилые помещения), независимо от того, оплачивают ли собственники этих помещений соответствующие ресурсы исполнителю коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организации.
Собственники жилых и нежилых помещений одного дома имеют равные права и обязанности в пользовании коммунальными ресурсами, поставляемыми в многоквартирный жилой дом.
Согласно положениям подпункта "а" пункта 21 Правил, обязательных при заключении управляющей компанией договора снабжения коммунальными ресурсами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 124 (далее - Правила N 124) объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета).
Пунктом 17 Правил N 124 определены существенные условия договора энергоснабжения, одним из которых является порядок определения объемов поставляемого коммунального ресурса.
Установка общедомовых приборов учета предусмотрена действующим жилищным законодательством и законодательством в сфере электроэнергетики. Следовательно, определение объема коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный жилой дом, с использованием общедомовых приборов учета, указание этих приборов учета в договоре энергоснабжения, места их расположения обязательно для договора энергоснабжения, заключаемого с исполнителем коммунальных услуг.
При этом, тот факт подключены ли к коммерческим щитовым только нежилые помещения, расположенные на первом этаже многоквартирного дома, либо имеются также подключения какой-либо инфраструктуры многоквартирного дома, правового значения для определения объемов потребления электрической энергии, потребленной на общедомовые нужды, не имеет, поскольку такие подключения не влияют на порядок определения объемов поставляемого коммунального ресурса, определенный в вышеуказанных положениях Правил N 124.
Ссылки ответчика на то, что к приборам учета, расположенным в коммерческих щитовых, подключены только нежилые помещения и отсутствуют какие-либо иные подключения, в том числе, подключения жилых помещений либо подключения инфраструктуры жилого дома правомерно отклонены судом первой инстанции, как не подтвержденные какими-либо относимыми, допустимыми и бесспорными доказательства, представленными в материалы дела.
Исполнитель коммунальных услуг обязан оплатить поставленный в этот жилой дом коммунальный ресурс (как в жилые, так и в нежилые помещения), независимо от того, оплачивают ли собственники этих помещений соответствующие ресурсы исполнителю коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организации.
В противном случае, порядок определения объема коммунального ресурса, потребленного на общедомовые нужды, и порядок его оплаты, будет зависеть от типа помещения (жилое либо нежилое), и устанавливать различные права и обязанности для собственников жилых и нежилых помещений, расположенных в одном многоквартирном жилом доме, что противоречит нормам Жилищного кодекса РФ, Правил N 124, Правил N 354.
Таким образом, поскольку расположенные в коммерческих ВРУ-0,4кВ спорного дома приборы учета N 29129752 и N29126165 являются общедомовыми приборами учета, принятие их в качестве расчетных соответствует требованиям законодательства.
Ссылки ответчика на условия договора энергоснабжения, указывающие на обязанность гарантирующего поставщика производить самостоятельные расчеты с собственниками нежилых помещений по объемам электроэнергии, потребленной данными собственниками на общедомовые нужды, правомерно не приняты судом первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с п.2.7.1 заключенного сторонами договора энергоснабжения N 5289766 от 01.10.2019 поставщик обязан производить расчет объема электроэнергии, потребленной собственниками (арендаторами) нежилых помещений на общедомовые нужды, а также выставлять счета собственникам (арендаторам) нежилых помещений и взимать плату за рассчитанный объем.
Пунктом 4.1 договоров энергоснабжения, заключенных истцом с собственниками нежилых помещений, установлено, что потребитель обязан производить расчеты за потребляемую электрическую энергию в порядке, сроки и размере, предусмотренном разделом 7 договора, а также оплачивать, рассчитанные гарантирующим поставщиком объемы коммунальных услуг на общедомовые нужды для объектов потребителя, расположенных в многоквартирных домах.
В силу п.7.3.1 договора оплата объемов коммунальных услуг, используемых на общедомовые нужды по точкам поставки, находящимся в многоквартирных домах, производится до 18-го числа месяца, следующего за расчетным.
В соответствии с частью 2 статьи 161 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Из частей 2 и 9 статьи 161, части 2 статьи 162 ЖК РФ следует, что на управляющую организацию по договору управления многоквартирным домом возлагаются обязанности по оказанию услуг и выполнению работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлению коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлению иной направленной на достижение целей управления деятельности.
В соответствии с частью 12 статьи 161 ЖК РФ управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Собственники помещений в многоквартирных домах не вправе отказываться от заключения договоров, указанных в части 2 статьи 164 настоящего Кодекса.
Из названных правовых норм следует, что при выборе собственниками многоквартирного дома способа управления в виде ТСЖ в правоотношениях по поставке коммунальных ресурсов в многоквартирный дом участвует это товарищество как исполнитель коммунальных услуг и ресурсоснабжающая организация как поставщик.
Таким образом, как правомерно установлено судом первой инстанции, поскольку ответчик в силу закона наделен правомочиями по управлению спорным жилым домом, именно он обязан предоставлять коммунальные услуги жильцам и оплачивать поставленную электрическую энергию истцу, которая была потреблена для нужд жилого дома.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, а также порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
Как следует из пункта 2 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
При этом под коммунальными услугами понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
В соответствии с пунктом 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Принимая во внимание, что ответчик приобретает энергоресурс в целях предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирных домах, находящихся в его управлении, к отношениям сторон подлежат применению положения Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
В соответствии со статьей 161, частями 2 и 3 статьи 162 ЖК РФ на ТСЖ возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и по предоставлению собственникам помещений всего комплекса коммунальных услуг по общему имуществу многоквартирного дома; она же принимает от жителей многоквартирного дома плату за содержание жилого помещения.
Согласно пункту 4 Правил N 124 управляющая организация, товарищество или кооператив, на которые в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и (или) по предоставлению потребителям коммунальных услуг, обращаются в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения по приобретению соответствующего коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги и (или) потребляемого при содержании общего имущества многоквартирного дома, в том числе в случаях, предусмотренных пунктом 21(1) настоящих Правил.
В связи с внесенными изменениями в законодательство Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме", расходы на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, будучи включенными в состав платы за содержание жилого помещения, а не платы за коммунальные услуги, с 01.01.2017 при управлении многоквартирном домом управляющей организацией подлежат возмещению потребителями услуг исключительно данной управляющей организации, но не ресурсоснабжающей организации.
Исходя из изложенного, с 01.01.2017 при управлении многоквартирным домом управляющей компанией затраты ресурсоснабжающей организации на коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, подлежат возмещению управляющей компанией, которая, в свою очередь, включает названные расходы в состав платы за содержание жилого помещения.
Жилищное законодательство не допускает возможности прямой оплаты собственниками, нанимателями помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случая осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом (часть 8 статьи 155 ЖК РФ).
В соответствии с частями 6.2, 7 статьи 155 ЖК РФ, пункта 63 Правил N 354 (в редакции, действовавшей в спорный период), по общему правилу собственники помещений в многоквартирном жилом доме обязаны были оплачивать коммунальные услуги исполнителю коммунальных услуг (товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу управляющей организации) за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 ЖК РФ.
В соответствии с частью 7.1 статьи 155 ЖК РФ и пунктом 64 Правил N 354 потребители вправе принять решение о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации, которая продает коммунальный ресурс исполнителю (управляющей организации).
Такой порядок расчетов рассматривался как выполнение потребителями как третьими лицами обязательств управляющей организации по внесению платы ресурсоснабжающей организации за соответствующие коммунальные ресурсы.
При этом структура договорных связей по поставке коммунальных ресурсов не меняется, а управляющая организация не освобождается от обязанности оплатить поставленные ресурсы в объеме, не оплаченном потребителями, и не лишается права потребовать впоследствии от потребителей оплатить задолженность по коммунальным услугам.
Из пункта 4 статьи 421, пункта 1 статьи 422 ГК РФ следует, что условие договора может быть предписано законом или иными правовыми актами. Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В соответствии с пунктами 1, 4, 5 статьи 426 ГК РФ договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (в том числе по энергоснабжению), признается публичным договором. В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.). Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 указанной статьи, ничтожны.
Как было отмечено выше, отношения в сфере электроэнергетики регулируются Федеральным законом от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", а также принимаемыми в соответствии с указанным законом правилами.
Договор, заключаемый гарантирующим поставщиком с потребителем электрической энергии, является публичным (пункт 5 статьи 38 Закона об электроэнергетике).
Порядок расчетов за электроэнергию, в том числе, с управляющими компаниями и товариществами собственников жилья, относится к существенным условиям такого договора энергоснабжения.
Вышеуказанными нормативными актами установлены обязательные для сторон публичного договора требования о порядке расчетов между гарантирующим поставщиком и управляющей организацией за электроэнергию, поставленную на общедомовые нужды в многоквартирный жилой дом, как существенное условие договора энергоснабжения.
Условия договора, заключенного между сторонами, не соответствующие положениям данного Закона, ничтожны (пункт 5 статьи 426 ГК РФ).
Соответствующая правовая позиция изложена в Определении Верховного суда Российской Федерации от 14.04.2016 N 305-ЭС-15-17734 по делу N А41-80743/2014.
Таким образом, ссылка ответчика на то, что оплата собственниками нежилых помещений напрямую гарантирующему поставщику за поставленную электроэнергию, освобождает его от внесения платы, правомерно отклонена судом первой инстанции как несостоятельная.
При изложенных обстоятельствах, требования истца к ответчику об оплате потребленного собственниками жилых и нежилых помещений многоквартирного жилого дома коммунального ресурса на общедомовые нужды правомерно признаны обоснованными.
Факт поставки электрической энергии, ее объем и стоимость подтверждаются представленными в материалы дела счетами-фактурами, ведомостями распределения ОДН для УК и ведомостями электропотребления за спорный период.
Доказательств, опровергающих сведения, содержащиеся в счетах-фактурах, ответчик не представил, об их фальсификации не заявил.
При изложенных обстоятельствах, требования истца правомерно признаны законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
С учетом изложенного, в соответствии с ч.1 ст.110 АПК РФ, с ответчика в пользу истца правомерно взыскана государственная пошлина в размере 2 000,00 руб.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что нежилые помещения имеют отдельные электросети и не подключены к общедомовым сетям, со ссылкой на справку ООО "Энергополис", а также на то, что собственники данных нежилых помещений имеют отдельные договоры энергоснабжения с АО "Белгородская сбытовая компания", в которых также предусмотрено, что истец производит расчет объема электроэнергии, потребленной собственниками (арендаторами) нежилых помещений на общедомовые нужды, а также выставляет счета собственникам (арендаторам) нежилых помещений и взимает плату за рассчитанной объем самостоятельно, подлежат отклонению, как не влекущий отмену оспариваемого решения суда как законного и обоснованного судебного акта, исходя из следующего.
Как следует из частей 2, 9 статьи 161, части 2 статьи 162 ЖК РФ, пункта 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, должно обеспечиваться одним из способов управления таким домом. При выборе собственниками управляющей организации последняя несет ответственность перед ними за предоставление коммунальных услуг и должна заключить договоры с ресурсоснабжающими организациями, поставляющими коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг.
Управляющая организация как лицо, предоставляющие потребителям коммунальные услуги, является исполнителем коммунальных услуг, статус которого обязывает ее заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; оказывать коммунальные услуги того вида, которые возможно предоставить с учетом степени благоустройства многоквартирного дома; а также дает право требовать с потребителей внесения платы за потребленные коммунальные услуги (пункты 2, 8, 9, подпункты "а", "б" пункта 31, подпункт "а" пункта 32, Правил N 354).
В соответствии с частями 6.2, 7 статьи 155 ЖК РФ, пунктом 63 Правил N 354 по общему правилу потребители обязаны своевременно оплатить коммунальные услуги исполнителю или действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту. Управляющая организация, которая получает плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключены договоры ресурсоснабжения.
Таким образом, из названных правовых норм следует, что при наличии в многоквартирном доме управляющей организации в правоотношениях по поставке коммунальных ресурсов в этот дом участвует эта управляющая организация как исполнитель коммунальных услуг и ресурсоснабжающая организация как поставщик. Абонентом (потребителем) по договору энергоснабжения и, как следствие, лицом, обязанным оплатить коммунальные ресурсы является управляющая компания. В свою очередь потребители коммунальных услуг оплачивают эти услуги исполнителю.
В соответствии с частью 7.1 статьи 155 ЖК РФ и пунктом 64 Правил N 354 потребители вправе принять решение о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации, которая продает коммунальный ресурс исполнителю (управляющей организации). Такой порядок расчетов рассматривается как выполнение потребителями как третьими лицами обязательств управляющей организации по внесению платы ресурсоснабжающей организации за соответствующие коммунальные ресурсы. При этом схема договорных отношений по поставке коммунальных ресурсов не меняется, а управляющая организация не освобождается от обязанности оплатить поставленные ресурсы в объеме, не оплаченном потребителями, и не лишается права потребовать впоследствии от потребителей оплатить задолженность по коммунальным услугам.
Аналогичная правовая позиция отражена в Определении Верховного Суда РФ от 07.12.2015 N 303-ЭС15-7918.
При наличии в МКД нескольких ОДПУ, в совокупности учитывающих весь объем поставленной в этот дом электроэнергии (в т.ч. внутриквартирное потребление, потребление в нежилых помещениях и местах общего пользования), расчет должен производиться исходя из показаний этих ОДПУ. Приведенный вывод судебная коллегия считает правильным, поскольку обусловленная конструктивными особенностями внутридомового электротехнического оборудования множественность приборов учета, раздельно и исчерпывающим образом учитывающих весь объем поступающей в МКД электроэнергии (внутриквартирное, внутриофисное, лифты, места общего пользования и т.д.), не порочит использование суммы показаний этих приборов в целях определения общедомового потребления при условии соответствия этих приборов критериям, которыми действующее законодательство обуславливает отнесение установленных в МКД приборов учета к коллективным (общедомовым) (пункт 2 Правил N 354, пункты 7 и 8 Правил N 491).
Обоснование ответчиком своих возражений против иска ссылкой на включение в договор только части приборов учета и невключение в этот договор прибора учета, расположенного на вводе электрических в сетей в нежилые помещения МКД, не принимается судебной коллегией ввиду того, что ответчиком вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не приводятся ссылки на положения действующего законодательства, допускающего учет поставленной в МКД электрической энергии в иных местах, нежели внешняя граница внутридомовых сетей электроснабжения, входящих в состав общего имущества собственников помещений МКД.
Указанный вывод основан на правовой позиции, изложенной в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 02.06.2021 N 310-ЭС21-1445 по делу N А35-8737/2019.
Таким образом, поскольку расположенные в коммерческих ВРУ-0,4кВ спорного дома приборы учета N 29129752 и N29126165 являются общедомовыми приборами учета, принятие их в качестве расчетных соответствует требованиям законодательства. Их показания в совокупности образуют сумму энергопотребления МКД, искусственное выделение части общедомового энергопотребления МКД (в т.ч. нежилого блока) не основано на нормах права.
С 01.01.2017 управляющей компанией затраты ресурсоснабжающей организации на коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, подлежат возмещению управляющей компанией, которая, в свою очередь, включает названные расходы в состав платы за содержание помещения.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета (телефон, сеть Интернет и др.), и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания, а также проводить проверки состояния указанных приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях.
Также исполнитель коммунальной услуги имеет право на проверку достоверности этих сведений (пункт 169 Основных положений N 442).
Поскольку обязанность по предоставлению показаний ресурсоснабжающей организации, а также по снятию и передаче показаний приборов учета, и сведений о зарегистрированных в помещениях лицах в установленный пп. "д" п. 18 Правил N 124 срок лежит непосредственно на ответчике, как управляющей организации, в связи с чем истец обоснованно при расчете потребления электроэнергии руководствовался данными об энергопотреблении, которыми фактически располагал в спорный период.
Как указано в пункте 61 Правил N 354, если в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и (или) проверки их состояния исполнителем будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между показаниям проверяемого прибора учета (распределителей) и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, то исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором исполнителем была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги либо уведомление о размере платы за коммунальные услуги, излишне начисленной потребителю. Излишне уплаченные потребителем суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов.
При этом, если потребителем не будет доказано иное, объем (количество) коммунального ресурса в размере выявленной разницы в показаниях считается потребленным потребителем в течение того расчетного периода, в котором исполнителем была проведена проверка.
Перерасчет размера платы должен быть произведен исходя из снятых исполнителем в ходе проверки показаний проверяемого прибора учета.
В соответствии с п.п.1-3 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Мотивированных письменных возражений по ненадлежащему учёту и/или недоучёту энергопотребления в соответствии с данными ИПУ в спорный период от ответчика не поступило.
Ответчик является лицом, осуществляющим профессиональную предпринимательскую деятельность в сфере управления жилищным фондом. Контррасчет долга не представлен, ходатайств о проведении судебной экспертизы с целью установления объема энергнопотребления не заявлено ни в суде первой, ни в суде апелляционной инстанции.
Процессуальных оснований для расчета задолженности в ином размере, нежели было сделано судом области, не усматривается.
Лицо, не воспользовавшееся своими процессуальными правами, несет риск наступления соответствующих негативных правовых последствий своего бездействия в силу ст.ст. 9, 65 АПК РФ.
Между тем, ответчик не лишен права по осуществлению перерасчета при наличии на то правовых оснований, предусмотренных в пункте 61 Правил N 354. Его права и законные интересы могут быть защищены в порядке и на условиях, предусмотренных действующим законодательством РФ.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что условия договора энергоснабжения N 5289766, а именно пункты 2.7, 2.7.1, предусматривают обязанность гарантирующего поставщика осуществлять расчет объемов электроэнергии, используемых на общедомовые нужды, как разницу между объемом, определенным по показаниям общедомового прибора учета и суммой объема по индивидуальным приборам учета, установленным на жилых и нежилых помещениях и объемом, потребленным собственниками (арендаторами) нежилых помещений на общедомовые нужды, производить расчет объема электроэнергии, потребленной собственниками (арендаторами) нежилых помещений на общедомовые нужды, а также выставлять счета собственникам (арендаторам) нежилых помещений и взимать плату за рассчитанной объем, что, по мнению ответчика, освобождает его от внесения платы за электроэнергию, потребленную собственниками (арендаторами) нежилых помещений, подлежит отклонению, как несостоятельный, поскольку в данном случае задолженность по договору энергоснабжения рассчитана в соответствии с условиями договора и норм действующего законодательства РФ.
В силу действующего жилищного и гражданского законодательства, ТСН "ЖК "ИМПЕРИАЛ", как управляющая компания является владельцем электросетевого хозяйства, находящихся у него в управлении МКД, и обязано производить оплату за весь объем потребленной управляемыми им домами коммунальной услуги.
Пунктом 44 Правил N 354 установлено, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам. Указанная форма предполагает, что расчет осуществляется отдельно по категории помещений и пропорционально их размеру. Объем электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды, подлежащей оплате каждым из собственников жилых и нежилых помещений в МКД, определяется расчетным способом, исходя из площади соответствующего помещения, что позволяет точно определить объем и стоимость электроэнергии, подлежащей оплате каждым пользователем помещений.
Расчет потребленной электрической энергии на общедомовые нужды за спорный период, взыскиваемой в рамках настоящего спора, производился истцом на основании пункта 44 Правил N 354, исходя из объема электроэнергии, определенного по общедомовому прибору учета, за минусом объемов электроэнергии, определенных по показаниям индивидуальных приборов учета, установленных в жилых и нежилых помещениях.
Факт поставки электрической энергии, ее объем и стоимость подтверждаются представленными в материалы дела счетами-фактурами, ведомостями электропотребления (т.1 л.д.109-148). Доказательств, опровергающих сведения, содержащиеся в счетах-фактурах, ответчик не представил, об их фальсификации не заявил.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что требования истца к ответчику об оплате потребленного собственниками жилых и нежилых помещений многоквартирного жилого дома коммунального ресурса на общедомовые нужды правомерно признаны обоснованными.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, апелляционная жалоба не содержит, доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При принятии обжалуемого решения арбитражный суд первой инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права, нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, допущено не было.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения Арбитражного суда Белгородской области от 11.10.2022 не имеется.
Государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 3 000 руб. относится на ее заявителя.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Белгородской области от 11.10.2022 по делу N А08-12703/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу ТСН "ЖК "ИМПЕРИАЛ" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.А. Сурненков |
Судьи |
Е.В. Маховая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А08-12703/2021
Истец: АО "БЕЛГОРОДСКАЯ СБЫТОВАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: ТОВАРИЩЕСТВО СОБСТВЕННИКОВ НЕДВИЖИМОСТИ (ЖИЛЬЯ) "ЖК "ИМПЕРИАЛ"
Третье лицо: Бородина Евгения Сергеевна