г. Москва |
|
21 декабря 2022 г. |
Дело N А40-122372/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 декабря 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: |
Марковой Т.Т., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ВИРС"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 14.10.2022 по делу N А40-122372/22
по заявлению ООО "ВИРС"
к Департаменту городского имущества города Москвы
об оспаривании решений, оформленных письмами от 13.04.2022,
при участии:
от заявителя: |
Примак С.А. по доверенности от 01.06.2022; |
от заинтересованного лица: |
Михнев М.П. по доверенности от 29.12.2021; |
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ВИРС" (далее - Заявитель, ООО "ВИРС", Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы (далее - Заинтересованное лицо, ДГИ, Департамент) о признании незаконными решений, оформленных письмами от 13.04.2022 N 33-5-35738/22-(0)-1, от 14.04.2022 N 33-5-35666/22-(0)-1, об обязании устранить допущенные нарушения.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 14.10.2022 в удовлетворении заявления ООО "ВИРС" отказано.
ООО "ВИРС" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Заявителя при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель ООО "ВИРС" доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель Департамента с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев дело в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ с учетом части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу указанных норм и статьи 13 ГК РФ в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на обращение с заявлением в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, применил и истолковал нормы материального права, подлежащие применению, и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии в настоящем споре совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Апелляционная коллегия поддерживает данный вывод суда первой инстанции исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено, что
ООО "ВИРС" является собственником нежилого здания с кадастровым номером N 77:10:0005001:1029, общей площадью 247,4 кв.м., расположенного по адресу: г. Москва, г. Зеленоград, к. 538, стр. 2 и на нежилого здания с кадастровым номером N 77:10:0005001:1030, общей площадью 422,7 кв.м., расположенного по адресу: г. Москва, г. Зеленоград, к. 538, стр. 3. Данные нежилые помещения расположены на земельном участке с кадастровым номером N 77:10:0005001:11 площадью 5700 (пять тысяч семьсот) кв.м., имеющим адресные ориентиры: Зеленоград, в 450 м от пересечения Московского проспекта и автомагистрали Москва-С.-Петербург (кадастровый квартал N 77:10:0005001; категория земель - земли населенных пунктов).
Принадлежащие ООО "ВИРС" нежилые здания были введены в эксплуатацию в феврале 2010 года, что подтверждается Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N RU77186000-002673 регистрационный N 77-ГК/3.7.2.002666 от 17.02.2010 г.
Как указал Заявитель, ООО "ВИРС", являлось Инвестором по Инвестиционному контракту от 23.03.2005 (реестровый N 12-006595-5901-0050-00001-05) на реализацию инвестиционного проекта по строительству 2-й очереди объекта пункта контроля большегрузного автотранспорта на площадке по адресу: г. Зеленоград, MP N 2 у въезда в город со стороны автомагистрали Москва-С.-Петербург (далее - "Инвестиционный контракт").
27.05.2021 ООО "ВИРС" зарегистрировало право собственности на нежилое здание с кадастровым номером N 77:10:0005001:1029, общей площадью 247,4 кв.м., расположенное по адресу: г. Москва, г. Зеленоград, к. 538, стр. 2 и на нежилое здание с кадастровым номером N 77:10:0005001:1030, общей площадью 422,7 кв.м., расположенное по адресу: г. Москва, г. Зеленоград, к. 538, стр. 3.
18.11.2021 кадастровым инженером, который действовал по заданию ООО "ВИРС" на основании Договора на выполнение кадастровых работ от 30.08.2021 N 112, были выполнены кадастровые работы в связи с уточнением местоположения границ и (или) площади земельного участка с кадастровым номером 77:10:0005001:11, расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: в 450 м. от пересечения Московского проспекта и автомагистрали Москва-С.-Петербург (далее - "Земельный участок") и составлен межевой план.
Департаментом городского имущества города Москвы были согласованы границы земельного участка. После чего, согласованный межевой план с дополнительными документами был направлен Департаментом в Управление Росреестра по Москве через МФЦ города Москвы (N MFC-0558/2021-2082374), что подтверждается исходящим письмом Департамента N ДГИ-1-125736/21-1 от 24.12.2021.
В связи с приостановкой государственной регистрации, 14.03.2022 Департаментом было направлено соответствующее заявление с приложением дополнительных документов в Управление Росреестра по Москве через МФЦ города Москвы (N MFC-055 8/2022-422204), что подтверждается исходящим письмом Департамента N ДГИ-1-15967/22-1 от 15.03.2022.
Управление Росреестра по Москве зарегистрировало соответствующие изменения в ЕГРН, что подтверждается выпиской из ЕГРНN КУВИ-001/2022-48345453 от 04.04.2022.
06.04.2022 ООО "ВИРС" обратилось в Департамент городского имущества города Москвы с запросом (вх. от 06.04.2022 N 33-5-35738/22-(0)-0) о предоставлении государственной услуги "Предварительное согласование предоставления земельного участка" в отношении земельного участка с адресным ориентиром: В 450 м. от пересечения Московского проспекта и автомагистрали Москва-С.Петербург (кадастровый номер 77:10:0005001:11).
13.04.2022 от Департамента был получен отказ в приеме документов N 33-5-35738/22-(0)-1 от 13.04.2022.
Также 06.04.2022 ООО "ВИРС" обратилось в Департамент с запросом (вх. от 06.04.2022 N 33-5-35666/22-(0)-0) о предоставлении государственной услуги "Изменение разрешенного использования земельного участка" в отношении земельного участка с адресным ориентиром: В 450 м. от пересечения Московского проспекта и автомагистрали Москва-С.-Петербург (кадастровый номер 77:10:0005001:11).
14.04.2022 от Департамента был получен также отказ в приеме документов N 33-5-35666/22-(0)-1.
Отказывая в удовлетворении заявления Общества, суд первой инстанции правомерно и обоснованно руководствовался следующим.
Как следует из материалов дела, земельный участок по адресу: в 450 м. от пересечения Московского проспекта и автомагистрали Москва-С. Петербург сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет за номером 77:10:0005001:11. На данный участок с ООО "ВИРС" оформлен договор краткосрочной аренды от 29.03.2008 N М-10-506341 (статус договора - действует).
Ранее земельный участок с кадастровым номером 77:10:0005001:11 имел пересечение с земельным участком с кадастровым номером 77:10:0005001:2786, который находится в собственности Российской Федерации.
Как указал Департамент, в настоящее время границы земельного участка с кадастровым номером 77:10:0005001:11 уточнены, сведения о координатах границ земельного участка внесены в ЕГРН, иными словами, пересечение отсутствует, что подтверждается данными публичной кадастровой карты
В рамках обращения от 06.04.2022 N 33-5-35738/22-(0)-0 Заявителем испрашивалось предварительное согласование предоставления земельного участка с кадастровым номером 77:10:0005001:11 по адресу: в 450-м. от пересечения Московского проспекта и автомагистрали Москва - С.-Петербург.
Проект межевания квартала, в границах которой расположен испрашиваемый земельный участок, утвержден распоряжением Департамента от 22.09.2017 N 31089.
Согласно данному проекту межевания для эксплуатации пункта контроля большегрузного транспорта по адресу: г. Москва, г. Зеленоград, к. 538, стр. 1, 2 предусмотрен участок N 9 площадью 0,514 га.
Согласно пункту 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
Вместе с тем, в границах участка N 9 проекта межевания сформирован и поставлен на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером 77:10:0005001:2786, на который зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
В то же время часть участка N 9 проекта межевания территории квартала расположена за границей города, сведения о которой содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.
Учитывая изложенное для формирования земельного участка для эксплуатации пункта контроля большегрузного транспорта по адресу: г. Москва, г. Зеленоград, к. 538, стр. 1, 2 необходима корректировка проекта межевания территории квартала.
Соответственно, Департамент не имел права утвердить схему земельного участка, которая противоречила бы действующему проекту межевания территории квартала, затрагивала права Российской Федерации и земельный участок находился бы за пределами города Москвы - то есть вне компетенции Департамента городского имущества города Москвы.
Кроме того, согласно пункту 2.8.1.1 Административного регламента основанием для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, является обращение за предоставлением государственной услуги лица, не являющегося заявителем в соответствии с Административным регламентом.
В соответствии с пунктом 2.4.1 Административного регламента в качестве заявителей могут выступать физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели, являющиеся правообладателями объектов недвижимости в городе Москве.
Общество указало, что Заявление было подано надлежащим лицом, а именно физическим лицом, которое является генеральным директором ООО "ВИРС", однако, указанные документы в опровержение доводов Заявителя отсутствовали при обращении.
Более того, на стороне Заявителя отсутствует нарушенное право, так как земельно-правовые отношения оформлены, а именно договор краткосрочной аренды от 29.03.2008 N М-10-506341, следовательно, ссылка на применение положений 39.20 ЗК РФ является несостоятельной.
В соответствии со статьей 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельном участке на кадастровом плане.
Подготовка и утверждение органом местного самоуправления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории предусмотрена только при образовании земельных участков в связи с предоставлением земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Земельный участок 77:10:0005001:11 образован и предоставлен Заявителю, следовательно, издание схемы земельного участка не требуется.
В целях оформления прав на земельный участок под объектом недвижимости в главе 1.1 ЗК РФ установлен порядок и требования к образованию земельных участков. Образование земельного участка из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в том числе в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка при отсутствии утвержденного проекта межевания территории, за исключением случаев, когда образование земельных участков может осуществляться только в соответствии с утвержденным проектом межевания территории (пункты 2, 3 статьи 11.3 ЗК РФ). ("Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019)" (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2019)).
Иными словами, схема необходима только при образовании земельного участка, в том числе путем раздела, в настоящем деле схема не только не требуется, но и противоречит проекту межевания территории квартала.
В пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ предусмотрены основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, среди которых:
- пункт 5 расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории
- пункт 6 разработка схемы расположения земельного участка, образование которого допускается исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории
Следовательно, Департамент правомерно отказал в приеме документов для предоставления государственной услуги "Предварительном согласования предоставления земельного участка", доводы Заявителя о невозможности переоформить земельно-правовые отношения подлежат отклонению, так как Заявитель за государственной услугой "Выдача дополнительного соглашения к договору аренды" не обращался, в настоящее время имеет место действующий договор аренды от 29.03.2008 N М-10-506341, Заявитель не лишен права отказаться от данного договора в порядке статей 610, 621 ГК РФ и заключить новый договор на 49 лет в случае, если имеются основания для заключения такого договора аренды.
Доводы Заявителя о невозможности использовать земельный участок 77:10:0005001:11 о невозможности осуществлять в принадлежащих на праве собственности зданиях хозяйственную деятельность, а также о незаконных административных штрафах подлежат отклонению в связи со следующим.
Актом Госинспекции по недвижимости от 03.08.2022 N 9104954 установлено, что Заявитель использует земельный участок 77:10:0005001:11, осуществляет эксплуатацию зданий строений и сооружений, однако, часть земельного участка со стороны ООО "ВИРС" захламляется бытовым мусором, в связи с чем, Заявителем были нарушены пункты 10.1, 10.2 Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г. Москве, утвержденных Постановлением Правительства города Москвы от 09.11.1999 N 1018, положения статей 27, 28 Закона города Москвы N 48 "О землепользовании в городе Москве".
В отношении заявленного требования о признании незаконным отказа от 14.04.2022 N 33-5-35666/22-(0)-1 в отношении земельного участка 77:10:0005001:11 "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка" су первой инстанции правильно указал следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором (Приказ Минэкономразвития от 01.09.2014 N 540), утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Указанный Заявителем вид разрешенного использования не предусмотрен действующим классификатором.
Действующим классификатором предусмотренный следующие виды разрешенного использования для деятельности Заявителя:
4.9.1 - Объекты придорожного сервиса - Размещение автозаправочных станций (бензиновых, газовых);размещение магазинов сопутствующей торговли, зданий для организации общественного питания в качестве объектов придорожного сервиса; предоставление гостиничных услуг в качестве придорожного сервиса; размещение автомобильных моек и прачечных для автомобильных принадлежностей, мастерских, предназначенных для ремонта и обслуживания автомобилей и прочих объектов придорожного сервиса
4.1 - Деловое управление - Размещение объектов капитального строительства с целью: размещения объектов управленческой деятельности, не связанной с государственным или муниципальным управлением и оказанием услуг, а также с целью обеспечения совершения сделок, не требующих передачи товара в момент их совершения между организациями, в том числе биржевая деятельность (за исключением банковской и страховой деятельности).
Правила землепользования и застройки утверждены постановлением Правительства от 28.03.2017 N 120-ПП (далее - ПЗЗ).
Согласно ПЗЗ, рассматриваемый земельный участок расположен в границах территориальной зоны, для которой установлен вид сохраняемого (фактического) землепользования.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером 77:10:0005001:11 вид разрешенного использования земельного участка установлен "Завершение строительства пункта контроля большегрузного транспорта".
Пунктом 2 статьи 7 ЗК РФ предусмотрено, что виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Классификатор видов разрешенного использования земельных участков утвержден Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540 и действует с 24.12.2014.
В силу статьи 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Соответственно, после 01.03.2015 для целей определения вида разрешенного использования земельных участков по заявлению землепользователя подлежит применению утвержденный приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, в связи с чем избираемый вид разрешенного использования земельного участка после 01.03.2015 должен соответствовать Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, соответствующая запись в сведениях кадастра о виде разрешенного использования земельного участка не может быть произвольной и должна соответствовать виду разрешенного использования, предусмотренного Классификатором.
Пунктом 13 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка Классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным Классификатором видов решенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.
Согласно части 3 статьи 5 ЗК РФ правообладателями земельных участков являются собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков.
В рамках указанных норм Департамент имеет полномочия по приведению в соответствие Классификатору видов разрешенного использования.
Изменение вида разрешенного использования земельного участка с принятием ПЗЗ установлено в части 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пункте 2.2.1.2 Общих положений ПЗЗ (основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков выбираются самостоятельно и изменяются без дополнительных разрешений и согласований).
Правилами землепользования и застройки земельному участку с кадастровым номером 77:10:0005001:11 установлен вид разрешенного использования - сохраняемое землепользование.
Вид разрешенного использования установленный в настоящее время согласно ПЗЗ не подлежит изменению, поскольку является сохраняемым землепользованием.
Согласно части 2 статьи 85 ЗК РФ границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Согласно Правилам землепользования и застройки утвержденным 120-ПП, если ПЗЗ уже действуют и градрегламенты установлены, а разрешенное использование входит в основную группу видов разрешенного использования (вспомогательные виды разрешенного использования) территориальной зоны и соответствует Классификатору, то при выборе вида использования из состава видов разрешенного использования функциональной зоны какие-либо дополнительные согласования не потребуются. Изменение прежнего вида разрешенного использования вспомогательного на выбранный вид использования необходимо обратиться с заявлением в кадастровую палату.
Таким образом, если действуют ПЗЗ и если выяснено, что будущий вид использования участка есть в перечне главных (основных, вспомогательных) видов той территориальной функциональной зоны, к которой он относится заявление подаётся в Кадастровую палату или МФЦ.
Заявление на изменение ВРИ в кадастровую палату - это заявление о государственном кадастровом учёте изменений объекта недвижимости.
Приказом ФГБУ "ФКП Росреестра" от 30.12.2016 N П/533 утверждено положение "Об утверждении Положений о филиалах федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Специальная форма заявления о государственном кадастровом учёте изменений земельного участка с указанием его кадастрового номера заполняется собственником или правообладателем. В графе "изменение вида разрешённого использования" нужно прописать наименование вида использования земельного участка, выбранного по Классификатору.
Таким образом, Заявитель может обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве и изменить без дополнительных решений вид разрешенного использования на желаемый, но только из разрешенных ПЗЗ.
Согласно Приложение N 81 к приказу Росреестра от 23.01.2017 N П/0027 территориальным органом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии является Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, сокращенное наименование - Управление Росреестра по Москве, осуществляющее функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, по оказанию государственных услуг в сфере осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество и государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, навигационного обеспечения транспортного комплекса (кроме вопросов аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации), а также функции в сфере геодезии и картографии, наименований географических объектов, по федеральному государственному надзору в области геодезии и картографии, государственному земельному надзору, государственной кадастровой оценке объектов недвижимости, надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, государственному надзору за деятельностью саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров на территории Москвы.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 20 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости, либо их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. С заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве.
Таким образом, государственным органом, уполномоченным по принятию решения об изменении ВРИ земельного участка, является Управление Росреестра по Москве.
В силу действующего законодательства решения о выборе вспомогательного вида разрешенного использования не требуется. Заявитель в силу закона может сам установить те вспомогательные виды разрешенного использования, которые предусмотрены согласно правилам землепользования и застройки.
Как правильно указал суд первой инстанции, права и законные интересы Заявителя не нарушаются, поскольку Департамент не препятствует реализации прав заявителя, поскольку Департамент не имеет полномочий по установлению вспомогательного вида разрешенного использования (в силу ГрК РФ и ПЗЗ, поскольку такое решение принимает сам землепользователь).
Более того, в настоящем деле имеет место преюдиция, где указанные доводы Департамента находят подтверждение, а именно дело N А40-64676/18, где ООО "ВИРС" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Департаменту городского имущества города Москвы о признании незаконным оформленного письмом N 33-8/18-(0)-1 от 28.02.2018 решения Департамента городского имущества города Москвы об отказе в предоставлении государственной услуги "Изменение разрешенного использования земельного участка" в отношении земельного участка с адресным ориентиром: Зеленоград, в 450 м. от пересечения Московского проспекта и автомагистрали Москва С.-Петербург (кадастровый номер: 77:10:0005001:11) и обязании Департамент городского имущества города Москвы выдать ООО "ВИРС" распоряжение об изменении вида разрешенного использования, арендуемого у Департамента Земельного участка общей площадью 5 700 кв.м., с кадастровым номером 77:10:0005001:1 1, имеющего адресные ориентиры: Зеленоград, в 450 м от пересечения Московского проспекта и автомагистрали Москва С.-Петербург.
В соответствии с частью 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Кроме того, в силу статьи 4 АПК РФ за судебной защитой в арбитражный суд может обратиться лицо, чьи законные права и интересы нарушены, а предъявление иска имеет цель восстановления нарушенного права.
Согласно статье 65 АПК РФ заявитель должен доказать, в защиту и на восстановление каких прав предъявлены требования о признании недействительным оспариваемого отказа.
Обязанность Заявителя доказать нарушение своих прав вытекает из части 1 статьи 4, части 1 статьи 65, части 1 статьи 198 и части 2 статьи 201 АПК РФ.
Заявителем не представлено доказательств какое именно право нарушает отказы Департамента. Так собственником зданий он не является, достаточных мер для оформления данного права не предпринимает.
При указанных обстоятельствах, избранный Заявителем способ защиты не приводит к восстановлению прав, а интерес Заявителя к отказу Департамента имеет абстрактный характер, так как отсутствует неопределенность в сфере правовых интересов Заказчика, устранение которой возможно в случае удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об отказе в признании оспариваемых Заявителем решений, оформленных письмами от 13.04.2022 N 33-5-35738/22-(0)-1, от 14.04.2022 N 33-5-35666/22-(0)-1 незаконными.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 14.10.2022 по делу N А40-122372/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-122372/2022
Истец: ООО "ВИРС"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ