г. Владивосток |
|
23 декабря 2022 г. |
Дело N А51-8571/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 декабря 2022 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.В. Понуровской,
судей А.В. Гончаровой, О.Ю. Еремеевой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.Д. Спинка,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Восток Бизнес Лайф",
апелляционное производство N 05АП-7628/2022
на решение от 25.10.2022
судьи Н.А. Беспаловой
по делу N А51-8571/2022 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Восток Бизнес Лайф" (ИНН 2543027961, ОГРН 1132543010940)
к Министерству имущественных и земельных отношений Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724)
третьи лица: Министерство транспорта и дорожного хозяйства Приморского края, Департамент архитектуры и развития территорий Приморского края, администрация Находкинского городского округа
о признании незаконным и отмене распоряжения от 21.02.2022 N 22-рз,
при участии:
от Министерства имущественных и земельных отношений Приморского края: представитель Пастухов П.Р. по доверенности от 27.12.2021, сроком действия до 31.12.2022, диплом о высшем юридическом образовании (регистрационный номер 06-545), служебное удостоверение;
от Министерства транспорта и дорожного хозяйства Приморского края: представитель Дмитрук А.В. по доверенности от 16.03.2022, сроком действия 3 года, копия диплома о высшем юридическом образовании (регистрационный номер 2264), служебное удостоверение;
от ООО "Восток Бизнес Лайф": представитель Хван Н.Е. по доверенности от 19.05.2022, сроком действия до 31.12.2022, диплом о высшем юридическом образовании (регистрационный номер 4748), паспорт;
от Департамента архитектуры и развития территорий Приморского края, администрации Находкинского г.о.: не явились, извещены надлежащим образом;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Восток Бизнес Лайф" (далее - заявитель, общество, ООО "Восток Бизнес Лайф") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Министерству имущественных и земельных отношений Приморского края (далее - административный ответчик, Министерство) о признании незаконным и отмене распоряжения N 22-рз от 21.02.2022 "Об изъятии для регионального значения "Реконструкция путепровода через железную дорогу на км 146+550 автомобильной дороги Артем-Находка-порт Восточный в Приморском крае", земельных участков (частей земельных участков), расположенных на территориях Находкинского городского округа и Партизанского муниципального района" в части подпункта 1.1, предусматривающего изъятие для государственных нужд части земельного участка площадью 1 491 кв.м., подлежащей образованию путем раздела принадлежащего заявителю земельного участка с кадастровым номером 25:31:010406:425.
Определениями от 01.06.2022, от 18.07.2022 судом в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство транспорта и дорожного хозяйства Приморского края, Департамент архитектуры и развития территорий Приморского края, администрация Находкинского городского округа.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 25.10.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, заявитель обратился в суд с апелляционной жалобой на решение суда первой инстанции от 25.10.2022. Податель апелляционной жалобы считает решение арбитражного суда незаконным и необоснованным, подлежащим отмене. По мнению общества, судом первой инстанции не была дана оценка доводам заявителя о нарушении статьи 11.9 ЗК РФ. Так, представленными в материалы дела графическими материалами подтверждается, что изымается часть земельного участка таким образом, что оставшаяся часть участка будет иметь изломанные границы и находится ниже уровня планируемой к строительству дороги, что препятствует его рациональному использованию с учетом назначения земельного участка - для размещения придорожного сервиса. Кроме того, апеллянт полагает, что в нарушение подпункта 2 пункта 1 статьи 49 ЗК РФ административным ответчиком не представлено доказательств отсутствия иных вариантов размещения автодороги. Настаивая на факте нарушения прав и законных интересов, ООО "Восток Бизнес Лайф" отмечает, что ему причиняют излишние убытки по причине невозможности планирования дальнейшей деятельности из-за неопределенности по срокам изъятия. Помимо этого, права заявителя нарушаются тем, что несмотря на решение об изъятии, фактических действий, направленных на установление выкупаемой цены и возмещения причиненных убытков, не производится.
Извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания Департамента архитектуры и развития территорий Приморского края, администрации Находкинского г.о. явку своих представителей в суд не обеспечили. Жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие по имеющимся в материалах дела документам.
Представитель общества в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме.
Представители Министерства имущественных и земельных отношений Приморского края и Министерства транспорта и дорожного хозяйства Приморского края в судебном заседании и по тексту представленных в материалы дела письменных отзывов на доводы апелляционной жалобы возразили. Решение суда первой инстанции считают законным и обоснованным, не подлежащим отмене или изменению.
Из материалов дела коллегией установлено следующее:
Департаментом градостроительства Приморского края принято решение о подготовке документации по планировке территории объекта регионального значения "Реконструкция путепровода через железную дорогу на км 146+550 автомобильной дороги Артем - Находка - порт Восточный в Приморском крае" от 14.02.2019 N 12.
Документацией по планировке территории объекта реконструкции, утвержденной распоряжением от 22.09.2021 N 67-ра Министерства строительства Приморского края, определен подлежащий изъятию для государственных нужд Приморского края земельный участок площадью 1 491 кв. м, подлежащий образованию путем раздела земельного участка с кадастровым номером 25:31:010406:425 площадью 4 740 кв. м (условный номер земельного участка на чертеже межевания территории ЗУ 6). Данный земельный участок входит в перечень земельных участков в составе документации по планировке территории (далее - ДПТ), подлежащих изъятию для государственных нужд в целях строительства линейного объекта регионального значения "Реконструкция путепровода через железную дорогу на км 146+550 автомобильной дороги Артем - Находка - порт Восточный в Приморском крае земельных участков (частей земельных участков), расположенных на территориях Находкинского городского округа и Партизанского городского округа" (с изменениями в редакции распоряжения от 27.04.2022 N 63-рз).
Учитывая распоряжение от 22.09.2021 N 67-ра, рассмотрев ходатайство Министерства транспорта и дорожного хозяйства Приморского края, об изъятии частей земельных участков для государственных нужд, направленного с письмом от 01.12.2021 N 16/12222/5 и представленные документы, ответчиком издано распоряжение от 21.02.2022 N 22-рз, согласно пункта 1.1 которого, изъята часть земельного участка площадью 1 491 кв.м, подлежащая образованию путем раздела земельного участка с кадастровым номером.25:31:010406:425, для государственных нужд в целях строительства объекта регионального значения "Реконструкция путепровода через железную дорогу на 146+550 автомобильной дороги Артем-Находкапорт Восточный в Приморском крае".
Земельный участок с кадастровым номером 25:31:010406:425 принадлежит ООО "Восток Бизнес Лайф" на праве собственности, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
Получив, как правообладатель земельного участка уведомление с распоряжением от 21.02.2022 N 22-рз, и не согласившись с ним в части пункта 1.1, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался тем, что оспариваемое распоряжение является законным, обоснованным и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив в порядке статей 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, апелляционная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств:
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Из содержания статей 198, 200, 201 АПК РФ следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий: оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту; оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Согласно статье 279 ГК РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
В соответствии с пунктом 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Пунктом 2 статьи 279 ГК РФ предусмотрено, что в результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется:
1) прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок;
2) прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности;
3) досрочное прекращение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или договора безвозмездного пользования таким земельным участком.
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством (пункт 3 статьи 279 ГК РФ).
Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии).
В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом (пункт 6 статьи 279 ГК РФ).
В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 разъяснено, что под государственными или муниципальными нуждами при изъятии земельных участков следует понимать потребности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, связанные с обстоятельствами, установленными соответственно федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации, удовлетворение которых невозможно без изъятия земельных участков (например, выполнение международных обязательств Российской Федерации, размещение объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов их размещения, застройка в соответствии с генеральными планами городских и сельских поселений).
Под государственными или муниципальными нуждами понимаются потребности публично-правового образования, удовлетворение которых направлено на достижение интересов общества (общественно полезных целей), осуществить которые невозможно без изъятия имущества, находящегося в частной собственности.
Таким образом, принудительное изъятие не может производиться только или преимущественно в целях получения выгоды другими частными субъектами, деятельность которых лишь опосредованно служит интересам общества (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ N 1 (2016) (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 13.04.2016)).
В соответствии со статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным со строительством, реконструкцией, в том числе, автомобильных дорог местного значения.
Объектами местного значения признаются объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и в пределах переданных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами, законом субъекта Российской Федерации, уставами муниципальных образований и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципальных районов, поселений, городских округов (пункт 20 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ)).
Порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд регулируется главой VII.1 ЗК РФ.
В силу пункта 2 статьи 56.2 ЗК РФ, в случае изъятия земельных участков для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения, такое изъятие осуществляется на основании решения уполномоченного исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 56.3 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены:
1) утвержденными документами территориального планирования (за исключением объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, которые в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности не подлежат отображению в документах территориального планирования);
2) утвержденными проектами планировки территории.
Пунктом 3 статьи 56.3 ЗК РФ установлен шестилетний срок, не позднее которого со дня утверждения проекта планировки территории может быть принято решение об изъятии земельных участков.
В соответствии с пунктом 4 статьи 56.3 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления.
На основании пункта 14 статьи 56.6 ЗК РФ решение об изъятии может быть обжаловано в суд в течение трех месяцев со дня уведомления правообладателя изымаемой недвижимости о принятом решении об изъятии.
Пунктом 1 статьи 56.8 ЗК РФ предусмотрено, что размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд, определяется в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Статьей 282 ГК РФ установлено, если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, выкуп участка (принудительное изъятие) для государственных нужд может быть осуществлен по решению суда.
В соответствии со статьей 56.6 (пунктами 1, 3, 4, 5, 13) ЗК РФ решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию.
Решение об изъятии может быть принято в отношении всех или некоторых земельных участков, расположенных в границах зоны планируемого размещения объекта федерального значения, объекта регионального значения или объекта местного значения, для строительства, реконструкции которых осуществляется такое изъятие.
В решении об изъятии должны быть указаны изымаемые земельные участки, в том числе земельные участки, подлежащие образованию, и расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, а также цель изъятия земельных участков, реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие.
К решению об изъятии прилагается схема расположения земельного участка, если подлежащие изъятию земельные участки предстоит образовать и отсутствует утвержденный проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование таких земельных участков. В этом случае решение об изъятии должно содержать указание на утверждение схемы расположения земельного участка. Решение об изъятии действует в течение трех лет со дня его принятия.
В силу пункта 10 статьи 56.6 ЗК РФ в течение десяти дней со дня принятия решения об изъятии уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение:
1) осуществляют размещение решения об изъятии на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) обеспечивают опубликование решения об изъятии (за исключением приложений к нему) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа (муниципального района в случае, если земельные участки, подлежащие изъятию, расположены на межселенной территории) по месту нахождения земельных участков, подлежащих изъятию;
3) направляют копию решения об изъятии правообладателям изымаемой недвижимости письмом с уведомлением о вручении по почтовым адресам, указанным в заявлениях об учете прав на недвижимость, либо в случае отсутствия указанных адресов по почтовым адресам, указанным в Едином государственном реестре недвижимости. В отсутствие сведений об адресах, указанных в настоящем пункте, копия решения об изъятии по указанным адресам не направляется;
4) направляют копию решения об изъятии в орган регистрации прав;
5) направляют организации, подавшей ходатайство об изъятии, копию решения об изъятии, сведения о лицах, подавших заявления об учете их прав на недвижимость, и способах связи с ними, о лицах, являющихся правообладателями земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости, сведения о которых получены на основании предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 56.5 Кодекса запросов, а также копии документов, подтверждающих права указанных лиц на изымаемые земельные участки и (или) на расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества.
В соответствии с Положением о министерстве транспорта и дорожного хозяйства Приморского края, утвержденным постановлением Администрации Приморского края от 22.10.2019 N 690-па, Министерство проводит в пределах своей компетенции работу по изъятию, в том числе по заключению соглашений с собственниками (правообладателями) земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества, а также по регистрации соответствующих прав на указанные земельные участки и объекты; подготавливает и заключает с оценщиками договоры об оценке изымаемых у собственника (правообладателя) для государственных нужд в целях размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества и об оценке убытков, причиненных таким изъятием, для государственных нужд Приморского края.
Согласно пункту 2.1.2.6 Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Приморского края, утвержденного постановлением администрации Приморского края от 07.10.2019 N 646-па в порядке, установленном действующим законодательством, Министерство принимает решения об изъятии земельных участков и объектов недвижимого имущества, расположенных на таких земельных участках, в том числе путем выкупа, для государственных нужд Приморского края.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 21.02.2022 Министерством имущественных и земельных отношений Приморского края в целях реконструкции объекта регионального значения "Реконструкция путепровода через железную дорогу на км 146+550 автомобильной дороги Артем-Находка-порт Восточный в Приморском крае", земельных участков (частей земельных участков), расположенных на территориях Находкинского городского округа и Партизанского муниципального района" издано распоряжение от N 22-рз.
В пункте 1.1 спорного распоряжения предусмотрено изъятие для государственных нужд в собственность Приморского края путем выкупа из земель населенных пунктов, в целях строительства объекта регионального значения части земельного участка площадью 1 491 кв.м, подлежащего образованию путем раздела земельного участка с кадастровым номером 25:31:010406:425, правообладателем которого является "Восток Бизнес Лайф".
Данный ненормативный правовой акт был размещен на официальном сайте Министерства primorsky.ru, на сайте Находкинского городского округа в разделе "Градостроительство" подразделе "Распоряжения" и в печатном издании "Ведомости Находки" N 17 (0268) от 18.03.2022, являющегося источником официального опубликования нормативных правовых актов Находкинского городского округа.
Распоряжение получено самим обществом в марте 2022.
Судом первой инстанции верно отмечено наличие у Министерства полномочий для принятия оспариваемого решения об изъятии земельного участка, соблюдение порядка уведомления о предстоящем изъятии, наличие оснований для изъятия именно части спорного земельного участка в целях реконструкции объекта регионального значения, в силу следующего.
Частью 4 статьи 9 ГрК РФ предусмотрено, что не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений (за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами) об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях размещения объектов федерального значения в областях, указанных в части 1 статьи 10 настоящего Кодекса, объектов регионального значения, объектов местного значения и о предоставлении земельных участков, предназначенных для размещения указанных объектов, если размещение указанных объектов не предусмотрено документами территориального планирования Российской Федерации в областях, указанных в части 1 статьи 10 настоящего Кодекса, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации, документами территориального планирования муниципальных образований при отсутствии генерального плана городского округа или поселения.
В рассматриваемом случае, Департаментом градостроительства Приморского края принято решение о подготовке документации по планировке территории объекта регионального значения "Реконструкция путепровода через железную дорогу на км 146+550 автомобильной дороги Артем - Находка - порт Восточный в Приморском крае" от 14.02.2019 N 12.
В порядке статьи 45 ГрК РФ Министерство транспорта и дорожного хозяйства Приморского края обратилось к Министру строительства Приморского края с заявлением от 15.09.2021 N 16/9672/5 об утверждении документации по планировке территории объекта регионального значения, подготовленную на основании распоряжения от 14.02.2019 N 12 Департамента градостроительства Приморского края, предоставив полученные согласования:
- министерства сельского хозяйства Приморского края N 25/3212 от 16.06.2021;
- министерства энергетики и газоснабжения Приморского края N 45/1603 от 01.07.2021;
- министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края N 37-05-39/4673 от 17.06.2021;
- министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края N 38/4607 от 30.06.2021; - министерства имущественных и земельных отношений Приморского края N 20/15949 от 13.08.2021;
- министерства по делам гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий Приморского края N 47/1550 от 21.06.2021;
- инспекции по охране объектов культурного наследия Приморского края N 65-03-18/2213 от 16.06.2021;
- администрации Партизанского муниципального района N 2467 от 04.08.2021;
- администрации Находкинского городского округа N 1-31-4589 от 19.08.2021.
Согласно пояснительной записке к проекту распоряжения Министерства строительства Приморского края "Об утверждении документации по планировке территории объекта регионального значения "Реконструкция путепровода через железную дорогу на км 146+550 автомобильной дороги Артем - Находка - порт Восточный в Приморском крае" мероприятия по строительству объекта регионального значения предусмотрено в Схеме территориального планирования Приморского края (пункт 1.2.1.41, пункт 1.2.2.18 Перечня объектов регионального значения Приморского края к Положению о территориальном планировании), утвержденной постановлением администрации Приморского края от 30.11.2009 N 323-па (в редакции от 03.04.2017 N 105-па), в государственной программе Приморского края "Развитие транспортного комплекса Приморского края" на 2020-2027 годы", утвержденной постановлением администрации Приморского края от 27.12.2019 N 919-па (в редакции от 26.12.2020 N 1077-пп) Об утверждении государственной программы Приморского края "Развитие транспортного комплекса Приморского края" на 2020-2027 годы".
Министерством строительства Приморского края принято решение об утверждении документации по планировке территории объекта реконструкции "Реконструкция путепровода через железную дорогу на км 146+550 автомобильной дороги Артем - Находка - порт Восточный в Приморском крае" - распоряжение от 22.09.2021 N 67-ра.
Документацией по планировке территории объекта реконструкции, утвержденной распоряжением министерства строительства Приморского края от 22.09.2021 N 67-ра, определен подлежащий изъятию для государственных нужд Приморского края земельный участок площадью 1491 кв. м, подлежащий образованию путем раздела земельного участка с кадастровым номером 25:31:010406:425 площадью 4 740 кв. м (условный номер земельного участка на чертеже межевания территории ЗУ 6).
Во исполнение пункта 2.1 указанного распоряжения и требований пункта 15, пункта 16 статьи 45 ГрК РФ, утвержденная ДПТ направлена:
- в администрацию Находкинского городского округа письмом N 16/10145/6 от 28.09.2021 и размещена в свободном доступе на официальном сайте Находкинского городского округа в разделе "Градостроительство" или по ссылке: https://www.nakhodkacity.ru/model/?cid=8;
- в администрацию Партизанского муниципального района письмом N 16/10165/6 от 29.09.2021 и поступил ответ N 3029 от 01.10.2021 о размещении сведений.
Таким образом, как верно указал арбитражный суд, принятые технические решения согласованы с уполномоченными органами исполнительной власти Приморского края и муниципальными образованиями Находкинского городского округа и Партизанского муниципального района Приморского края, на территории которых расположен объект реконструкции.
Документы территориального планирования является обязательным для органов государственной власти (часть 3 статьи 9, пункт 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ).
Учитывая, что документация по планировке территории, согласована и утверждена с соблюдением всех установленных требований и органами местного самоуправления обеспечено размещение информации на официальных сайтах в сети "Интернет" в свободном доступе. Письмом от 01.12.2021 N 16/12222/5, а также прилагаемому к данному письму ходатайству, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Приморского края в пределах своих полномочий и компетенции обратилось к ответчику и просило изъять для государственных нужд Приморского края, в целях реконструкции объекта регионального значения "Реконструкция путепровода через железную дорогу на км 146+550 автомобильной дороги Артем-Находка-порт Восточный в Приморском крае", земельные участки в количестве 12 штук, согласно прилагаемому перечню.
Исходя из установленных обстоятельств, у административного ответчика имелись правовые основания, в рамках предоставленных полномочий, для издания оспариваемого распоряжения от 21.02.2022 N 22-рз.
При этом, уполномоченным органом в полной мере соблюдены процедура принятия и издания такого ненормативного правового акта, нарушений требований действующего законодательства судом не установлено.
Доводы заявителя апелляционной жалобы об обратном коллегией апелляционного суда отклоняются, как противоречащие материалам дела и не подтвержденные документально.
Ссылки общества на нарушение уполномоченными органами статьи 11.9 ЗК РФ и подпункта 2 пункта 1 статьи 49 ЗК РФ коллегией отклоняются ввиду следующего:
Согласно подпункта 3 пункта 4 статьи 11.2 ЗК РФ образование земельных участков в связи с из изъятием для государственных нужд не требует согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков.
Как следует из представленных в материалы дела документов, в рассматриваемом случае проектирование объекта реконструкции проводилось с учетом установленных нормативных требований и технических характеристик существующей автомобильной дороги Артем - Находка - порт Восточный с взаимной увязкой особенностей рельефа участка, а также в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Как пояснило Министерство транспорта и дорожного хозяйства Приморского края, учитывая проектные решения, не представляется возможным исключить часть земельного участка, подлежащего образованию путем раздела земельного участка с кадастровым номером 25:31:01:0406:425, из перечня земельных участков, подлежащих изъятию для размещения вышеуказанного объекта реконструкции.
Оценивая довод ООО "Восток Бизнес Лайф" о нарушении его прав и законных интересов, в том числе, по причине невозможности планирования дальнейшей деятельности из-за неопределенности по срокам изъятия и несовершения уполномоченными органами фактических действий, направленных на установление выкупаемой цены и возмещения причиненных убытков, коллегия приходит к выводу и его предположительном и преждевременном характере.
Как пояснило третье лицо в настоящее время Министерством транспорта и дорожного хозяйства Приморского края проводятся кадастровые работы по образованию указанной части земельного участка и дальнейшей постановке на государственный кадастровый учет образованного земельного участка. В дальнейшем, в соответствии с установленной законом процедурой, в установленном порядке будут совершены все юридически значимые действия по оценке и изъятию образованного земельного участка. Проект соглашения об изъятии земельного участка будет направлен в адрес собственника для ознакомления и подписания. Планируемый срок реализации объекта реконструкции с учетом обеспечения финансирования - 2023-2024 годы.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Подытоживая изложенное, в удовлетворении заявленных требований обществу отказано законно и обоснованно.
Выводы арбитражного суда по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, по данному делу не установлено.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Излишне уплаченная заявителем государственная пошлина в размере 1.500 рублей подлежит возврату из федерального бюджета на основании статьи на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 25.10.2022 по делу N А51-8571/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Восток Бизнес Лайф" (ИНН 2543027961, ОГРН 1132543010940) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1.500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы по платёжному поручению N 147 от 17.11.2022. Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
С.В. Понуровская |
Судьи |
А.В. Гончарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-8571/2022
Истец: ООО "ВОСТОК БИЗНЕС ЛАЙФ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
Третье лицо: Администрация Находкинского ГО, администрация Находкинского городского округа, Департамент архитектуры и развития территорий ПК, МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА И ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА ПРИМОРСКОГО КРАЯ