г. Владимир |
|
23 декабря 2022 г. |
Дело N А39-7518/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.12.2022.
В полном объеме постановление изготовлено 23.12.2022.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Белышковой М.Б., судей Гущиной А.М., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калининой Ю.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Исток" (ОГРН 1021300927900, ИНН 1324126622) на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 10.10.2022 по делу N А39-7518/2022, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Исток", о признании незаконными уведомлений Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Мордовия (ОГРН 1041316017170, ИНН 1326192268) от 20.05.2022 N КУВД-001/2022-19420322/1, КУВД-001/2022-19421203/1, КУВД-001/2022-19421872/1, КУВД-001/2022-19422465/1, КУВД-001/2022-19422965/1, КУВД-001/2022-19426328/1, КУВД-001/2022-19423502/1, КУВД-001/2022-19424011/1, КУВД-001/2022-19424581/1, КУВД-001/2022-19436783/1), при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия (ОГРН 1021300928868, ИНН 1324125347), Лукина Константина Михайловича, общества с ограниченной ответственностью "Горизонт" (ОГРН 1161326051446, ИНН 1327026954).
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились.
Исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Администрация Рузаевского муниципального района Республики Мордовия (далее - администрация) 12.05.2022 обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия (далее - Управление, Росреестр) с заявлениями об осуществлении государственного кадастрового учёта 10 образуемых земельных участков, с приложением межевых планов, подготовленных кадастровым инженером Лукиным Константином Михайловичем (далее - Лукин К.М.) по заказу общества с ограниченной ответственностью "Исток" (далее - ООО "Исток", Общество, заявитель).
Уведомлениями от 20.05.2022 N КУВД-001/2022-19420322/1, КУВД-001/2022-19421203/1, КУВД-001/2022-19421872/1, КУВД-001/2022-19422465/1, КУВД-001/2022-19422965/1, КУВД-001/2022-19426328/1, КУВД-001/2022-19423502/1, КУВД-001/2022-19424011/1, КУВД-001/2022-19424581/1, КУВД-001/2022-19436783/1 Управление сообщило о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации до 19.08.2022 на основании пункта 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ).
В качестве оснований для приостановления регистрационных действий по 7 образуемым земельным участкам Управление указало на то, что в соответствии с картографическими материалами и государственным актом на землю (акт от 24.03.1994 N 97) образуемые земельные участки формируются на землях, предоставленных указанным в решениях крестьянско-фермерским хозяйства (КФХ), а документы, подтверждающие отсутствие у них права на земельные участки, не представлены.
По заявлению от 12.05.2022 N КУВД-001/2022-19421203 основанием для приостановления послужило наличие в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) записи регистрации от 08.10.2009 N 13-13-05/033/2009-284), свидетельствующей о том, что образуемый земельный участок формируется на земельном участке с кадастровым номером 13:17:0204004:391, который предоставлен указанному в решении КФХ.
По заявлению от 12.05.2022 N КУВД-001/2022-19422965 основанием для приостановления послужило то, что границы образуемого земельного участка пересекают границы земельного участка с кадастровым номером 13:17:0204004:145, сведения о котором содержатся в ЕГРН. Кроме того, в соответствии с картографическим материалом и государственным актом на землю (акт от 24.03.1994 N 97) в границы образуемого земельного участка включены земли, предоставленные указанным в решении фермерам, и земли, относящиеся к общей долевой собственности указанного в решении колхоза, с кадастровым номером 13:17:0204004:7.
По заявлению от 12.05.2022 N КУВД-001/2022-19424581 основанием для приостановления послужило наличие в ЕГРН картографических материалов и государственных актов на землю (акт от 24.03.1994 N 97, акт А-1 N 838876), свидетельствующих о том, что образуемый земельный участок расположен на землях указанных в решении КФХ; правом владения, пользования, распоряжения земельным участком администрация не наделена; документы, подтверждающие принадлежность земельного участка администрации, не представлены.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решений (уведомлений) Управления от 20.05.2022 о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета 10 земельных участков.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "Исток".
Решением от 10.10.2022 Арбитражный суд Республики Мордовия в удовлетворении заявленных требований отказал.
При этом, руководствуясь статьями 71, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), положениями Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Федерального закона N 218-ФЗ, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии совокупности двух условий, необходимых для признания оспариваемых заявителем уведомлений недействительными.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Исток" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также неправильным применением норм материального права.
Заявитель не согласен с выводом суда о правомерном приостановлении государственного кадастрового учета образуемых земельных участков на основании пункта 7 части 1 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ.
Общество, указывает, что все спорные земельные участки находятся в муниципальной собственности Рузаевского муниципального района Республики Мордовия, соответственно администрация вправе по своему усмотрению совершать в отношении указанных земель любые действия, не противоречащие закону.
ООО "Исток" считает, что утвердив схемы расположения спорных земельных участков, координаты границ которых определены в межевых планах, администрация декларировала отсутствие притязаний на них иных лиц, включая лиц, поименованных в государственном акте от 1994 года, использование данными лицами земель, а равно саму возможность образования на данных землях спорных земельных участков.
Заявитель не согласен с выводом суда о том, что оспариваемые уведомления Росреестра не нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности. При этом указывает, что именно по его заявлению администрацией были приняты соответствующие постановления об утверждении схем расположения земельных участков в соответствии с выполненными Обществом кадастровыми работами, в целях реализации права на их выкуп.
Подробно доводы приведены заявителем в апелляционной жалобе.
Управление в отзыве указало на законность и обоснованность решения суда, просило отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
В силу части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве, Первый арбитражный апелляционный не установил правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 АПК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 198 и частью 4 статьи 200 АПК РФ для признания решений (действий) органов, осуществляющих публичные полномочия, недействительными (незаконными) необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие решений (действий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственного кадастрового учёта недвижимого имущества, регулирует Федеральный закон N 218-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 11.3 ЗК РФ предусмотрено, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утверждённой схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьёй 11.10 настоящего Кодекса.
В силу статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учёт осуществляется на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (часть 1).
При государственном кадастровом учёте образуемых земельных участков основанием для осуществления государственного кадастрового учёта является межевой план (пункт 7 части 2 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ).
Государственный кадастровый учёт осуществляется без одновременной государственной регистрации прав в случае, если он осуществляется в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на основании решения об утверждении схемы расположения земельного участка (пункт 10 части 5 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ).
В соответствии с положениями пункта 2 части 4 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учёте прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учёта.
Частью 1 статьи 21 указанного Закона предусмотрено, что документы, представляемые для осуществления государственного кадастрового учёта, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учёта.
В соответствии с положениями пункта 1 части 2 статьи 22 Федерального закона N 218-ФЗ в межевом плане указываются сведения об образуемых земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учёте земельных участков.
В период рассматриваемых правоотношений правила оформления межевого плана установлены Требованиями к подготовке межевого плана, утверждёнными приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921 (далее - Приказ).
При проведении правовой экспертизы межевых планов, подготовленных кадастровым инженером Лукиным К.М. в соответствии с утвержденными администрацией схемами расположения земельных участков, Росреестром было установлено, что образуемые земельные участки формируются на земельных участках, ранее предоставленных КФХ, права которых подтверждаются государственным актом на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей, выданного на основании решения Рузаевского районного совета народных депутатов Мордовской ССР от 24.03.1994 N 97 (далее - государственный акт).
Передача в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, сроком не ограничена. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, запись о котором отсутствует в ЕГРН, прекращается со дня вступления в законную силу судебного акта об изъятии этого участка или со дня принятия решения уполномоченного органа об его изъятии (пункт 25 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
Поэтому суд первой инстанции обоснованно указал, что государственный акт и записи в ЕГРН имеют равную юридическую силу.
При этом, решения об изъятии земельного участка совместно с заявлениями о постановке на государственный кадастровый учет земельных участков администрацией представлено не было.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учёта приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учёта, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Осуществление государственного кадастрового учёта приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьёй (часть 2 статьи 26 указанного Закона ).
В рассматриваемом случае, государственный акт, выданный на основании решения Рузаевского районного Совета народных депутатов от 24.03.1994 N 97, содержит сведения о предоставлении земель другим лицам.
Управление при сопоставлении чертежа границ земель, предоставленных КФХ на основании государственного акта, со схемами расположения образуемых земельных участков, входящими в состав межевых планов, установило, что местоположение образуемых земельных участков полностью или частично совпадает с местоположением земель, ранее предоставленных другим лицам.
Росреестром также установлено, что образуемый по заявлению администрации N КУВД-001/2022-19421203 земельный участок формируется на земельном участке с кадастровым номером 13:17:0204004:391, предоставленного КФХ Первова Б.Я., о чем в ЕГРН внесена запись о регистрации права собственности N 13-13-05/033/2009-284 от 08.10.2009.
По заявлению N КУВД-001/2022-19422965 Управление установило, что границы образуемого земельного участка пересекают границы земельного участка с кадастровым номером 13:17:0204004:145, сведения о котором содержатся в ЕГРН. Кроме того, в соответствии с государственным актом в границы образуемого земельного участка включены земли, предоставленные КФХ, и земли, относящиеся к общей долевой собственности колхоза им. Калинина с кадастровым номером 13:17:0204004:7, в отношении которого осуществлена государственная регистрация права общей долевой собственности.
По заявлению от 12.05.2022 N КУВД-001/2022-19424581 Росреестром учтены сведения, содержащиеся в ЕГРН, и государственный акт на право пользования землёй А-1 N 838876.
Таким образом, по имеющимся сведениям, местоположение образуемых земельных участков полностью или частично совпадает с местоположением земель, ранее предоставленных другим лицам.
В рассматриваемом случае, межевые планы подготовлены способом, предусмотренным для образования земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, что не соответствует пункту 1 статьи 11.2 ЗК РФ и Приказу.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу, что осуществление государственного кадастрового учёта правомерно приостановлено Росреестром на основании пункта 7 части 1 статьи 26 Федерального закона N N218-ФЗ.
Осуществление государственного кадастрового учёта приостановлено на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решений о приостановлении, не более чем на три месяца (до 19.08.2022), что соответствует части 2 статьи 26 указанного Закона.
С учетом изложенного суд пришел к правильному выводу о соответствии оспариваемых заявителем уведомлений Управления требованиям законодательства.
Доказательств нарушения оспариваемыми решениями прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности Обществом не представлено.
Оспариваемые решения регистрирующего органа Обществу не адресованы, не возлагают на него каких-либо обязанностей по отношению к Управлению и правообладателям спорных земельных участков.
В силу положений части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Из смысла названной нормы следует, что предъявление соответствующего требования должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица. То есть, удовлетворение заявленного требования должно влечь за собой восстановление нарушенного права лица, обратившегося за судебной защитой.
Таким образом, обращение ООО "Исток" в суд в порядке главы 24 АПК РФ не направлено на восстановление его нарушенных прав.
Довод заявителя о том, что заказчиком выполнения кадастровых работ является ООО "Исток" не свидетельствует о нарушении его прав оспариваемыми решениями Росреестра, поскольку подлежит рассмотрению в порядке искового производства.
Кроме того, материалами дела подтверждается, что в течение срока приостановления администрация воспользовалась правом, предусмотренным статьёй 30 Федерального закона N 218-ФЗ, и по её заявлениям от 18.08.2022 осуществление государственного кадастрового учёта приостановлено до 10.02.2023.
С учетом изложенного, суд первой инстанции, правильно установив юридически значимые обстоятельства дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемые ненормативные акты (уведомления) Управления соответствуют действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы ООО "Исток" в сфере экономической деятельности.
Доводы заявителя получили надлежащую правовую оценку суда первой инстанции и не опровергают законность и обоснованность принятого им судебного акта.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал ООО "Исток" в удовлетворении заявленных требований.
Арбитражный суд Республики Мордовия полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют этим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
Апелляционная жалоба ООО "Исток" по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.
Государственная пошлина в размере 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей излишне уплаченная по платежному поручению от 07.11.2022 N 1197 подлежит возврату заявителю.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 10.10.2022 по делу N А39-7518/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Исток" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Исток" из федерального бюджета государственную пошлину сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 07.11.2022 N 1197.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.Б. Белышкова |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-7518/2022
Истец: ООО "Исток"
Ответчик: Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РМ
Третье лицо: Администрация Рузаевского муниципального района Республика Мордовия, кадастровый инженер Лукин Константин Михайлович, ООО "Горизонт"