г. Владимир |
|
22 декабря 2022 г. |
Дело N А11-832/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 декабря 2022 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Ковбасюка А.Н., судей Мальковой Д.Г., Устиновой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Цадкиной А.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия округа Муром "Муромское охотничье хозяйство" на решение Арбитражного суда Владимирской области от 28.10.2022 по делу N А11-832/2022,
по иску муниципального унитарного предприятия округа Муром "Муромское охотничье хозяйство", ИНН 3334004360, ОГРН 1043302403957, к Инспекции государственного надзора в сфере охраны и использования объектов животного мира Владимирской области, ОГРН 1083328000656, ИНН 3328456054, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент лесного хозяйства Владимирской области, Департамент природопользования и охраны окружающей среды Владимирской области, о включении в границы охотничьего угодья лесных участков зеленых зон, о внесении изменений в охотхозяйственное соглашение,
при участии представителей: от заявителя (истца) - муниципального унитарного предприятия округа Муром "Муромское охотничье хозяйство" - Башты Р.В. (директор на основании Распоряжения администрации округа Муром от 24.10.2019 N 57-рк), Скрипниковой Е.С. (по доверенности от 31.03.2022 N ЦБУЖКХ-21/22 сроком действия на 1 год (т.1 л.д.63) и диплому (т.1 л.д.64));
от иных лиц - не явились, извещены,
установил.
Муниципальное унитарное предприятие округа Муром "Муромское охотничье хозяйство" (далее - МУП "Муромское охотничье хозяйство", Предприятие, истец) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к Государственной инспекции по охране и использованию объектов животного мира (далее - Госохотинспеция, Инспекция, ответчик) с требованиями:
1. Включить в границы охотничьего угодья "Муромское", расположенное в Муромском районе Владимирской области, следующие лесные участки зеленых зон:
- Лесные кварталы 1 (лесотаксационные выделы 1-43), 2 (лесотаксационные выделы 1-40), 3 (лесотаксационные выделы 1-49), 4 (лесотаксационные выделы 1-36), 5 (лесотаксационные выделы 1-33, 36-66), 6 (лесотаксационные выделы 1-35), 7 (лесотаксационные выделы 1-53), 8 (лесотаксационные выделы 1-32), 9 (лесотаксационные выделы 1-48), 10 (лесотаксационные выделы 1-26), 11 (лесотаксационные выделы 1-43), 12 (лесотаксационные выделы 1-26), 13 (лесотаксационные выделы 1-28), 14 (лесотаксационные выделы 1-30), 15 (лесотаксационные выделы 1-54), 16 (лесотаксационные выделы 1-37), 17 (лесотаксационные выделы 1-36), 18 (лесотаксационные выделы 1-38), 19 (лесотаксационные выделы 1-35), 20 (лесотаксационные выделы 1-30), 21 (лесотаксационные выделы 1-40), 22 (лесотаксационные выделы 1-37), 23 (лесотаксационные выделы 1-36), 24 (лесотаксационные выделы 1-15), 25 (лесотаксационные выделы 1-66), 26 (лесотаксационные выделы 1-22), 27 (лесотаксационные выделы 1-34), 28 (лесотаксационные выделы 1-31), 29 (лесотаксационные выделы 1-23), 30 (лесотаксационные выделы 1-55), 31 (лесотаксационные выделы 1-39), 32 (лесотаксационные выделы 1-35), 33 (лесотаксационные выделы 1-44), 34 (лесотаксационные выделы 1-33), часть 35 (лесотаксационные выделы 1-22, 34-36), 36 (лесотаксационные выделы 1-44), 37 (1-38), 38 (лесотаксационные выделы 1-29), 39 (лесотаксационные выделы 1-20), часть 40 (лесотаксационные выделы 1-6, 10-12, 15-21, 27-29), 41 (лесотаксационные выделы 1-22), 42 (лесотаксационные выделы 1-39), 43 (лесотаксационные выделы 1-40), 44 (лесотаксационные выделы 1-43), 45 (лесотаксационные выделы 1-35), 46 (лесотаксационные выделы 1-31), 47 (лесотаксационные выделы 1-28), 48 (лесотаксационные выделы 1-27), 49 (лесотаксационные выделы 1-32), 50 (лесотаксационные выделы 1-45), 51 (лесотаксационные выделы 1-37), 52 (лесотаксационные выделы 1-30), 53 (лесотаксационные выделы 1-24), 54 (лесотаксационные выделы 1-32), 55 (лесотаксационные выделы 1-24), 56 (лесотаксационные выделы 1-33), 57 (лесотаксационные выделы 1-35), 58 (лесотаксационные выделы 1-17), часть 127 (лесотаксационные выделы 3-22), 128 (лесотаксационные выделы 1-38), часть 129 (лесотаксационные выделы L-12, 15, 18, 21, 24-26), 159 (лесотаксационные выделы 1-51) Чаадаевского участкового лесничества площадью 5 951 га;
- Лесные кварталы 15 (лесотаксационные выделы 1-33), 16 (лесотаксационные выделы 1-24), 17 (лесотаксационные выделы 1-24), часть 18 (лесотаксационные выделы 1-12,14-27,32,33,35-37), часть 19 (лесотаксационные выделы 6, 9, 10, 11), 21 (лесотаксационные выделы 1-11), часть 22 (лесотаксационные выделы 1-4,9-11,14-20,25,28), часть 24 (лесотаксационные выделы 1-12,17, 18, 20-31, 34-38,42-44), часть 27 (лесотаксационные выделы 1-17, 22, 25-27,30, 33, 35), часть 29 (лесотаксационные выделы 1-5, 10-13, 16-24, 27-31, 34-36, 39, 54-56, 58-60), 32 (лесотаксационные выделы 1-16), часть 35 (лесотаксационные выделы 14, 17, 18, 21, 22, 25-27) Муромского участкового лесничества (урочище "Красная Звезда") площадью 862 га;
- Лесные кварталы 1 (лесотаксационные выделы 1-23), 2 (лесотаксационные выделы 1-19), 3 (лесотаксационные выделы 1-61), 4 (лесотаксационные выделы 1-39), 5 (лесотаксационные выделы 1-20), 6 (лесотаксационные выделы 1-52), 7 (лесотаксационные выделы 1-18), 8 (лесотаксационные выделы 1-29), 9 (лесотаксационные выделы 1-55), часть 10 (лесотаксационный выдел 1), 11 (лесотаксационные выделы 1-30), 12 (лесотаксационные выделы 1-34), 13 (лесотаксационные выделы 1-33), 14 (лесотаксационные выделы 1-42), 15 (лесотаксационные выделы 1-26), часть 16 (лесотаксационные выделы 1-4), 18 (лесотаксационные выделы 1-19), 19 (лесотаксационные выделы 1-26), 20 (лесотаксационные выделы 1-9), 21 (лесотаксационные выделы 1-38), 22 (лесотаксационные выделы 1-7) Муромского участкового лесничества (урочище "Мир") площадью 2 270 га;
- Лесные кварталы 1 (лесотаксационные выделы 1-34), часть 2 (лесотаксационные выделы 1, 2, 8, 15-17, 21-23, 31, 32, 35, 36, 45-47), 3 (лесотаксационные выделы 1-41), часть 4 (лесотаксационные выделы 1, 2, 5-7, 10-12, 16-18, 21-26, 30-33) Муромского участкового лесничества (урочище "Зименки") площадью 271,1 га;
- Часть лесного квартала 3 (лесотаксационные выделы 7, 8, 19-25) Муромского участкового лесничества (урочище "Коминтерна") площадью 8,7 га.
2.Внести в п.2.3 охотхозяйственного соглашения от 17.10.2014 N 15/2014 изменение: "Площадь охотничьего угодья 7,145 тыс.га" заменить "Площадь охотничьего угодья 16 507,8 га".
3. Внести в охотхозяйственное соглашение от 17.10.2014 N 15/2014 изменения:
- Исключить из подпункта 2.4.4, слова "Общая площадь участков: 1211,3 га"; - Добавить в пункт 2.4 следующие подпункты:
- 2.4.5. Лесные кварталы 1 (лесотаксационные выделы 1 -43), 2 (лесотаксационные выделы 1-40), 3 (лесотаксационные выделы 1-49), 4 (лесотаксационные выделы 1-36), 5 (лесотаксационные выделы 1-33, 36-66), 6 (лесотаксационные выделы 1-35), 7 (лесотаксационные выделы 1-53), 8 (лесотаксационные выделы 1-32), 9 (лесотаксационные выделы 1-48), 10 (лесотаксационные выделы 1-26), 11 (лесотаксационные выделы 1-43), 12 (лесотаксационные выделы 1-26), 13 (лесотаксационные выделы 1-28), 14 (лесотаксационные выделы 1-30), 15 (лесотаксационные выделы 1-54), 16 (лесотаксационные выделы 1-37), 17 (лесотаксационные выделы 1-36), 18 (лесотаксационные выделы 1-38), 19 (лесотаксационные выделы 1-35), 20 (лесотаксационные выделы 1-30), 21 (лесотаксационные выделы 1-40), 22 (лесотаксационные выделы 1-37), 23 (лесотаксационные выделы 1-36), 24 (лесотаксационные выделы 1-15), 25 (лесотаксационные выделы 1-66), 26 (лесотаксационные выделы 1-22), 27 (лесотаксационные выделы 1-34), 28 (лесотаксационные выделы 1-31), 29 (лесотаксационные выделы 1-23), 30 (лесотаксационные выделы 1-55), 31 (лесотаксационные выделы 1-39), 32 (лесотаксационные выделы 1-35), 33 (лесотаксационные выделы 1-44), 34 (лесотаксационные выделы 1-33), часть 35 (лесотаксационные выделы 1-22, 34-36), 36 (лесотаксационные выделы 1-44), 37 (1-38), 38 (лесотаксационные выделы 1-29), 39 (лесотаксационные выделы 1-20), часть 40 (лесотаксационные выделы 1-6, 10-12, 15-21, 27- 29), 41 (лесотаксационные выделы 1-22), 42 (лесотаксационные выделы 1-39), 43 (лесотаксационные выделы 1-40), 44 (лесотаксационные выделы 1-43), 45 (лесотаксационные выделы 1-35), 46 (лесотаксационные выделы 1-31), 47 (лесотаксационные выделы 1-28), 48 (лесотаксационные выделы 1-27), 49 (лесотаксационные выделы 1-32), 50 (лесотаксационные выделы 1-45), 51 (лесотаксационные выделы 1-37), 52 (лесотаксационные выделы 1-30), 53 (лесотаксационные выделы 1-24), 54 (лесотаксационные выделы 1-32), 55 (лесотаксационные выделы 1-24), 56 (лесотаксационные выделы 1-33), 57 (лесотаксационные выделы 1-35), 58 (лесотаксационные выделы 1-17), часть 127 (лесотаксационные выделы 3-22), 128 (лесотаксационные выделы 1-38), часть 129 (лесотаксационные выделы 1-12, 15, 18, 21, 24-26), 159 (лесотаксационные выделы 1-51) Чаадаевского участкового лесничества площадью 5 951 га;
- 2.4.6. Лесные кварталы 15 (лесотаксационные выделы 1-33), 16 (лесотаксационные выделы 1-24), 17 (лесотаксационные выделы 1-24), часть 18 (лесотаксационные выделы 1-12,14-27,32, 33, 35-37), часть 19 (лесотаксационные выделы 6, 9, 10, 11), 21 (лесотаксационные выделы.1.-11), часть 22 (лесотаксационные выделы 1-4, 9-11, 14-20,25,28), часть 24 (лесотаксационные выделы 1-12,17,18,20-31, 34-38,42-44), часть 27 (лесотаксационные выделы 1-17, 22, 25-27, 30, 33,35), часть 29 (лесотаксационные выделы 1-5, 10-13, 16-24, 27-31, 34-36, 39, 54-56, 58-60), 32 (лесотаксационные выделы 1-16), часть 35 (лесотаксационные выделы 14, 17, 18, 21, 22, 25-27) Муромского участкового лесничества (урочище "Красная Звезда") площадью 862 га;
2.4.7. Лесные кварталы 1 (лесотаксационные выделы 1-23), 2 (лесотаксационные выделы 1-19), 3 (лесотаксационные выделы 1-61), 4 (лесотаксационные выделы 1-39), 5 (лесотаксационные выделы 1-20), 6 (лесотаксационные выделы 1-52), 7 (лесотаксационные выделы 1-18), 8 (лесотаксационные выделы 1-29), 9 (лесотаксационные выделы 1-55), часть 10 (лесотаксационный выдел 1), 11 (лесотаксационные выделы 1-30), 12 (лесотаксационные выделы 1-34), 13 (лесотаксационные выделы 1-33), 14 (лесотаксационные выделы 1-42), 15 (лесотаксационные выделы 1-26), часть 16 (лесотаксационные выделы 1-4), 18 (лесотаксационные выделы 1-19), 19 (лесотаксационные выделы 1-26), 20 (лесотаксационные выделы 1-9), 21 (лесотаксационные выделы 1-38), 22 (лесотаксационные выделы 1-7) Муромского участкового лесничества (урочище "Мир") площадью 2 270 га;
- 2.4.8. Лесные кварталы 1 (лесотаксационные выделы 1-34), часть 2 (лесотаксационные выделы 1, 2, 8, 15-17, 21-23, 31, 32, 35, 36, 45-47), 3 (лесотаксационные выделы 1-41), часть 4 (лесотаксационные выделы 1, 2, 5-7, 10-12, 16-18, 21-26, 30-33) Муромского участкового лесничества (урочище "Зименки") площадью 271Д га;
- 2.4.9. Часть лесного квартала 3 (лесотаксационные выделы 7,8.19-25) Муромского участкового лесничества (урочище "Коминтерна") площадью 8,7 га.
- 2.4.10. "Общая площадь лесных участков: 9 362,8 га."
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Департамент лесного хозяйства Владимирской области и Департамент природопользования и охраны окружающей среды Владимирской области.
Решением от 28.10.2022 Арбитражный суд Владимирской области отказал в удовлетворении иска.
Не согласившись с принятым по делу решением, Предприятие обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Заявитель настаивает на исковых требованиях по приведенным в иске основаниям. По утверждениям истца исковые требования являются правомерными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. Суд пришел к ошибочному выводу, что спорные лесные участки подлежат реализации только посредством аукциона. Также суд ошибочно толкует положения части 4 статьи 421 ГК РФ и части 1 и 2 статьи 422 ГК РФ, поскольку право пользования Предприятием спорными лесными участками было прекращено на основании решения суда, а не по соглашению сторон. В настоящем случае имеются все основания для возвращения ранее исключенных защитных лесных участков лесопарковых и зеленых зон площадью 9746,2 га в состав охотничьего угодья "Муромское". Вопреки выводам суда первой инстанции Госохотинспеция не возражала по предъявленным исковым требованиям о включении в границы охотничьего угодья "Муромское" спорных лесных участков зеленных зон и внесении соответствующих изменений в охотхозяйственное соглашение N 15/2014 от 17.10.2014. Предприятие было вынужденно обратиться в суд с иском ввиду того, что в настоящее время отсутствуют нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок включения раннее исключенных территорий - лесных участков зеленых зон в границы охотничьих угодий. Суд первой инстанции проигнорировал выводы решения Арбитражного суда Владимирской области от 14.06.2022 по делу N А11-1263/2022. Отказывая в удовлетворении иска, суд не учел, что у Предприятия отсутствует возможность реализации обязанности по исполнению Федерального законодательства в части проведения учетных работ на предоставленной территории охотничьего угодья "Муромское" площадью 7,145 тыс. га. Кроме того, лесные участки зеленых зон разрознены, изменить установленные границы территорий и схемы размещения охотничьих угодий на территории области, раздробив существующие для создания новых, не представляется возможным. Обижаемое решение не восстанавливает нарушенные права истца.
Более подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Представители заявителя в судебном заседании поддержали доводы жалобы.
Департамент лесного хозяйства Владимирской области в отзыве изложил своею позицию по делу и оставил вопрос об удовлетворении апелляционной жалобы на усмотрение суда.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассматривается в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся в нем материалам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в соответствии с Положением о Государственной инспекции по охране и использованию животного мира администрации Владимирской области, утвержденным постановлением Губернатора Владимирской области ль 30.01.2008 N 65, Госохотинспекция является специально уполномоченным органом по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания на территории области.
Владимирохотуправлением на основании постановления Губернатора Владимирской области от 12.10.2004 N 544 МУП "Муромское охотничье хозяйство" выдана лицензия серии XX N 5891, границы и площадь территории, акватории, необходимой для осуществления пользования животным миром: Муромский район, Муромское охотничье лесничество, площадью 17.1 тыс. га. Срок действия лицензии с 20.10.2004 по 20.10.2014.
Предприятие осуществляло пользование животным миром на территории охотничьего угодья "Муромское" площадью 17, 1 тыс. га, расположенного в Муромском районе Владимирской области, на основании указанной лицензии от 20.10.2004 и договора на предоставление в пользование территории, акваторий, необходимых для осуществления пользования животным миром во Владимирской области от 20.110.2004 N 97, заключенным между МУП "Муромское охотхозяйство" и Департаментом природопользования.
Заявлениями от 03.07.2013 и 18.09.2013 Предприятие обратилось в Госохотинспецию с просьбой заключить охотхозяйственное соглашение без права проведения аукциона в отношении охотничьего угодья.
Ответами Госохотинспекции от 09.08.2013 N ГОИ-1729-05-13 и от 13.10.2013 N ГОИ 2121-03-13 МУП "Муромское охотничье хозяйство" разъяснено, что в силу пункта 1 части 5 статьи 105 Лесного кодекса Российской Федерации заключение соглашения в отношении охотничьего угодья площадью 17,1 тыс. га не представляется возможным, а также предложено в добровольном порядке отказаться от права пользования животным миром с целью охоты на защитных лесных участках лесопарковых и зеленых зон.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Владимирской области по делу N А11-11096/2013 от 22.05.2014 суд прекратил МУП округа Муром "Муромское охотничье хозяйство" право пользования животным миром на части ранее предоставленной территории, а именно на защитных лесных участках лесопарковых и зеленых зон площадью 9746,2 га, расположенных в Муромском районе Владимирской области.
Судом в Приложении N 3 к долгосрочной лицензии серии XX N5891, выданной Владимироблохотуправлением 20.10.2004, слова "17,1 тыс. га" заменены словами "7353,8 га".
Суд внес изменения в пункт 1.2 договора о предоставлении в пользование территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования животным миром во Владимирской области от 20.10.2004 N 97, заменив слова "17,1 тыс.га" словами "7353,8 га".
Основанием удовлетворения иска явилось то, что в силу пункта 1 части 5 статьи 105 Лесного кодекса Российской Федерации, введенного в действие с 01.01.2007 осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства в зеленых зонах запрещается. Вместе с тем, учитывая положения пункта 1 части 5 статьи 105 Лесного кодекса Российской Федерации, устанавливающего запрет на осуществление в зеленых зонах видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, в границы охотничьих угодий не включаются зеленые зоны.
17.10.2014 между Госохотинспекцией (администрация) и Предприятием (пользователь) заключено охотхозяйственное соглашение N 15/2014, в соответствии с которым пользователь обязуется обеспечивать проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и созданию охотничьей инфраструктуры, а администрация обязуется предоставить в аренду на срок, равный сроку действия соглашения, земельные участки, лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьего угодья, указанных в пункте 2.2 соглашения.
В соответствии с разделом 2 соглашения "Сведения о местоположении, границах и площади охотничьего угодья, о расположенных в его границах и предоставленных в аренду земельных и лесных участках" (пункт 2.1) охотничье угодье "Муромское".
В пункте 2.2 определены границы охотничьего угодья:
Северная: от места пересечения административных границ Селивановского, Вязниковского и Муромского районов по административной границе Вязниковского района до места пересечения административных границ Вязниковского, Гороховецкого и Муромского районов.
Восточная: от места пересечения административных границ Вязниковского, Гороховецкого и Муромского районов по административной границе Гороховецкого района до шоссе Муром - Нижний Новгород и далее на юг по шоссе через н.п. Пенза до н.п Борисоглеб.
Южная: от н.п Борисоглеб на северо-запад по автодороге Муром-Красная Горбатка через н.п. Молотицы, Рожново, Талызино до пересечения с административной границей Селивановского района у н.п. Талызино.
Западная: от места пересечения автодороги Муром-Красная Горбатка с административной границей Селивановского района на северо-восток по западной границе до места пересечения административных границ Селивановского, Вязниковского и Муромского районов.
В пункте 2.3 установлено, что площадь охотничьего угодья 7, 145 тыс. га.
Общая площадь лесных участков: 1211, 3 га.
В соответствии с пунктом 8 соглашения срок его действия составляет 49 лет и устанавливается с 7 октября 2014 года по 17 октября 2063 года.
Обращаясь с настоящим иском истец указал, что правовым основанием пользования охотничьим угодьем является только охотхозяйственное соглашение. Федеральным законом от 27.12.2018 N 538-ФЗ внесены изменения в Лесной кодекс Российской Федерации, глава 15 "Защитные леса и особо защитные участки лесов" утратила силу с 01.07.2019, следовательно, имеются основания вернуть ранее исключенные территории в охотхозяйственное соглашение N15/2014, а именно на защитных лесных участках лесопарковых и зеленых зон площадью 9746,2 га, расположенных в Муромском районе Владимирской области.
Оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции не нашел правовых оснований для удовлетворения иска.
Изучив материалы дела, проверив доводы заявителя жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены (изменения) судебного акта.
Первый арбитражный апелляционный суд полагает, что судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно определен характер спорного правоотношения, круг обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора и подлежащих исследованию, проверке и установлению по делу, правильно определены законы и иные нормативные акты, которые следовало применить по настоящему делу, дана оценка всем имеющимся в деле доказательствам с соблюдением требований арбитражного процессуального законодательства.
Суд первой инстанции, полно и всесторонне исследовав и оценив совокупность имеющихся в материалах дела доказательств, пришел в соответствии с вышеприведенными нормами права к обоснованным выводам.
Обжалуемый судебный акт отвечает требованиям законности, обоснованности и мотивированности, предусмотренным частью 4 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основан на правильном применении норм материального права и соблюдении норм процессуального права, содержит обоснование сделанных судом выводов применительно к конкретным обстоятельствам дела.
При разрешении возникшего между сторонами спора суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации одним из видов использования лесов является ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты.
Согласно части первой статьи 36 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства осуществляется на основании охотохозяйственных соглашений с представлением или без предоставления лесных участков.
МУП "Муромское охотничье хозяйство" является охотпользователем и осуществляет деятельность на основании охотхозяйственного соглашения от 17.10.2014.
При этом в соответствии с соглашением от 17.10.2014 в него не включены спорные участки.
В соответствии с частью 2 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее по тексту - Федеральный закон N 209-ФЗ) по охотхозяйственному соглашению одна сторона (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) обязуется обеспечить проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а другая сторона (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) обязуется предоставить в аренду на срок, равный сроку действия охотхозяйственного соглашения, земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий (часть 2).
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона N 209-ФЗ в границы охотничьих угодий включаются земли, правовой режим которых допускает осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
Из статьи 1 Федерального закона N 209-ФЗ следует, что добыча охотничьих ресурсов представляет собой деятельность, направленную на изъятие объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, из среды их обитания с применением орудий охоты и способов охоты.
В соответствии с пунктом 15 названной нормы охотничьи угодья определяются как территории, в границах которых допускается осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
На основании статьи 27 Федерального закона N 209-ФЗ в целях привлечения инвестиций в охотничье хозяйство с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями заключаются охотхозяйственные соглашения на срок от двадцати до сорока девяти лет.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключает охотхозяйственное соглашение с победителем аукциона на право заключения такого соглашения или с иным лицом в соответствии с частями 27 и 31 статьи 28 Федерального закона N 209-ФЗ (часть 3).
Вместе с тем в части 3 статьи 71 Федерального закона N 209-ФЗ установлено, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу данного Федерального закона, вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений.
Таким образом, право на заключение охотхозяйственного соглашения без проведения аукциона возникло у лиц, получивших долгосрочную лицензию на пользование животным миром до вступления в силу названного Закона (то есть до 01.04.2010), в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий.
Основанием заключения охотхозяйственного соглашения является наличие долгосрочной лицензии на право пользования объектами животного мира (выданной до вступления в силу данного Закона) и одновременно договора о предоставлении территорий и акваторий.
Таким образом, компетентный орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации обязан предоставить лицу, с которым было заключено охотхозяйственное соглашение, необходимые для осуществления охотхозяйственной деятельности земельные и лесные участки в аренду на срок действия указанного соглашения без проведения торгов.
В данном случае до 01.04.2010 Предприятию выдавалась лицензия серии XX N 5891 на осуществление деятельности в границах охотничьих угодий, в том числе в спорных границах, с 20.10.2004 по 20.10.2014.
В силу части 3 статьи 47 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" принудительное прекращение права пользования животным миром осуществляется в судебном порядке.
В силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
На основании вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Владимирской области по делу N А11-11096/2013 от 22 мая 2014 года у Предприятия прекращено право пользования животным миром на части ранее предоставленной территории, а именно на защитных лесных участках лесопарковых и зеленых зон площадью 9746, 2 га в спорных границах.
Решение суда вступило в законную силу и не отменено.
В соответствии с пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
В соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами императивным нормам, действующим в момент его заключения.
Пунктом 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Внесение изменений в законодательство в 2021 году не свидетельствует, что у истца вновь возникло право пользования животным миром на части ранее предоставленной территории, а именно на защитных лесных участках лесопарковых и зеленых зон площадью 9746, 2 га в спорных границах и он имеет право на внесение изменений в охотхозяйственное соглашение, а Госохотинспекция Федерации обязана предоставить лицу, с которым было заключено охотхозяйственное соглашение, спорные лесные участки в аренду на срок действия указанного соглашения без проведения торгов.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 03.07.2018 N 1671-О-Р, предусматривается, что право занятия охотхозяйственной деятельностью, возникшее у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в соответствии с полученными до 01.04.2010 долгосрочными лицензиями на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов, прекращению по основаниям, предусмотренным частью 9 статьи 71 Закона об охоте, в период до внесения в законодательство об охоте и сохранении охотничьих ресурсов необходимых изменений, вытекающих из Постановления N 17-П, не подлежит, а потому после вступления в силу Федерального закона от 29.07.2017 N 224-ФЗ "О внесении изменения в статью 71 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" им должна быть предоставлена - при условии, что право пользования животным миром в отношении охотничьих ресурсов не было прекращено в связи с истечением сроков охотхозяйственных соглашений, заключенных на основании долгосрочных лицензий (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 10.11.2016 N 2363-О-Р), - возможность заключения охотхозяйственных соглашений без проведения аукциона с учетом того, что в отсутствие предусмотренного Постановлением N 17-П они могли бы воспользоваться правом на заключение таких соглашений в период с 25.06.2015 по 10.08.2017.
С учетом прекращения права пользования животным миром в отношении охотничьих ресурсов на основании решения суда, повторное предоставление спорных земельных участков в собственность возможно только на основании аукциона.
Довод заявителя о том, что спорные участки разрознены и не могут быть сформированы в качестве единого лота аукциона отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку невозможность сформировать спорное имущество в качестве единого лота не препятствует формированию каждого участка в качестве отдельного лота и проведении в отношении него конкурсных процедур.
Несогласие заявителя с выводами суда первой инстанции, равно как и иное толкование норм законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства.
Все доводы апелляционной жалобы были детально изучены апелляционным судом и признаны необоснованными, подлежащими отклонению, ввиду изложенного выше, а также не способности повлиять на законность и обоснованность выводов суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 28.10.2022 по делу N А11-832/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия округа Муром "Муромское охотничье хозяйство" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.Н. Ковбасюк |
Судьи |
Д.Г. Малькова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-832/2022
Истец: МУП ОКРУГА МУРОМ "МУРОМСКОЕ ОХОТНИЧЬЕ ХОЗЯЙСТВО"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПО ОХРАНЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЖИВОТНОГО МИРА АДМИНИСТРАЦИИ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ, ДЕПАРТАМЕНТ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ