город Томск |
|
23 декабря 2022 г. |
Дело N А03-8016/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 декабря 2022 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Зайцевой О. О., Павлюк Т. В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Легачевой А. М. с использованием средств аудиозаписи в режиме веб-конференции рассмотрел апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Экоград" (N 07АП-10792/2022) на решение от 03.10.2022 Арбитражного суда Алтайского края по делу NА03-8016/2022 (судья Трибуналова О.В.), по заявлению закрытого акционерного общества "Экоград", г. Барнаул (ОГРН 1082224011946, ИНН 2224128850), к Администрации Алтайского района Алтайского края, с. Алтайское Алтайского края (ОГРН 1022201907870, ИНН 2232002298), о признании недействительным постановления N 741 об отмене разрешения на строительство от 18.01.2017 N 22-RU22502301,
с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Экоград" (далее - общество, заявитель, ЗАО "Экоград") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Администрации Алтайского района Алтайского края (далее - Администрация, заинтересованное лицо) о признании недействительным постановления N 741 об отмене разрешения на строительство от 18.01.2017 N 22-RU22502301.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечено Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края (далее - Министерство, третье лицо).
Решением от 03.10.2022 Арбитражного суда Алтайского края в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить.
В обоснование своей позиции заявитель указывает на то, что ссылка суда на Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Алтайского края, утвержденное указом Губернатора Алтайского края 05.12.2016 N 152 не правомерна, Указ вступил в законную силу 01.01.2017, а общество обратилось с заявлением на выдачу разрешения на строительство 20.12.2016. Также неправомерна ссылка суда на применение к спорным правоотношениям пункта 6 части 5 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), поскольку указанный пункт введен в действие 30.12.2020. Судом не учтено зонирование земельных участков особо охраняемой природной территории. На земельном участке, принадлежащем ЗАО "Экоград" не запрещено размещение объектов недвижимости для временного проживания. Судом, не обоснованно привлечено к участию по настоящему делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края.
Администрация и Министерство отзывы на апелляционную жалобу, в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее -АПК РФ), не представили.
При открытии судом судебного заседания в режиме онлайн посредством использования системы веб-конференции представителем заявителя, заявившем об участии в онлайн-заседании, подключение не обеспечено. Судом установлено, что средства связи суда воспроизводят видео- и аудиосигнал надлежащим образом, технические неполадки отсутствуют, стороне обеспечена возможность дистанционного участия в процессе, которая не в полной мере реализована по причинам, находящимся в сфере ее контроля (со стороны представителя заявителя отсутствует аудио-, видеосигнал).
На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле.
К апелляционной жалобе общество приложило дополнительные доказательства: Указ Губернатора Алтайского края от 05.12.2016 N 152; Положение о природном парке краевого значения "Ая"; Схема зонирования парка в цветном изображении; Классификатор видов разрешенного использования земельных участков; Свидетельство о государственной регистрации права.
На основании части 2 статьи 268 АПК РФ апелляционный суд отказывает в приобщении к материалам дела вышеуказанных документов - апеллянтом не обоснована уважительность причины, не позволившей их представить в суд первой инстанции.
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает решение суда не подлежащим отмене.
Согласно материалам дела, ЗАО "Экоград" является собственником земельного участка площадью 91 000 кв.м. по адресу: Алтайский край, Алтайский район, ул. Нагорная, 3 в районе оз. Ая, туристическая база "Березка".
В целях возведения объектов капитального строительства на указанном земельном участке, в частности строительства 2 двухэтажных жилых домов для временного проживания туристов и 3 одноэтажных помещений временного проживания ЗАО "Экоград" 20.12.2016 обратилось с заявлением в Администрацию Алтайского района Алтайского края о выдаче разрешения на строительство объектов недвижимости для временного проживания в летний сезон.
18.01.2017 администрация выдала обществу разрешение на строительство N 22-RU22502301-200-2016 сроком действия до 18.01.2018. Далее указанное разрешение на строительство неоднократно продлялось администрацией, по заявлению общества - до 15.01.2019, до 16.01.2020, до 19.01.2021. Окончательно действие настоящего разрешения продлено до 19.01.2021.
После завершения строительства 18.05.2021 ЗАО "Экоград" обратилось к Администрации Алтайского района Алтайского края с заявлением о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объектов недвижимости.
Администрацией Алтайского района Алтайского края исх. 202/2084 от 28.05.2021 дан ответ, о том, что земельный участок с кадастровым номером 22:02:250005:40 по адресу Алтайский край Алтайский район, в районе оз. Ая входит в состав особо охраняемой природной территории регионального значения - природный парк краевого значения "Ая", услуги по выдаче разрешений на строительство, ввод в эксплуатацию на данной территории оказывает Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края согласно Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края N 1839 от 23.11.2018 "Об утверждении административного регламента предоставления Министерством природных ресурсов и экологии Алтайского края государственной услуги по выдаче разрешения на строительство объектов капитального строительства, планируемых в границах особо охраняемых природных территорий краевого значения, а также разрешений на ввод в эксплуатацию" (далее - Приказ Минпророды Алтайского края от 23.11.2018 N 1839).
28.04.2022 общество обратилось в Минприроды с заявлением о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства на принадлежащем ему участке с кадастровым номером 22:02:250005:40. В пакете документов, приложенных к указанному заявлению, было представлено разрешение на строительство объектов, выданное администрацией Алтайского района Алтайского края.
11.05.2022 Минприроды Алтайского края отказало обществу в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, указав, что выданное Администрацией Алтайского района разрешение на строительство объектов не соответствует требованиям действующего законодательства.
13.05.2022 на основании постановления Администрации Алтайского района Алтайского края N 741 отменено разрешение на строительство от 18.01.2017 N 22-RU22502301-200-2016.
Администрацией Алтайского района Алтайского края исх. 202/2058 от 16.05.2022 дан ответ о том, что земельный участок с кадастровым номером 22:02:250005:40 по адресу Алтайский край Алтайский район, в районе оз. Ая, входит в состав особо охраняемой природной территории регионального значения - природный парк краевого значения "Ая", услуги по выдаче разрешений на строительство, ввод в эксплуатацию на данной территории оказывает Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края согласно Приказа Минпророды Алтайского края от 23.11.2018 N 183, в связи с чем Администрация отменяет разрешение на строительство от 18.01.2017 N 22-RU22502301-200-2016.
Не согласившись с постановлением N 741 от 13.05.2022 Администрации, заявитель обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что отмена ненормативного правового акта органа местного самоуправления, принятого с нарушением установленного законом порядка, не может нарушить права и законные интересы общества.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (часть 1 статьи 51 ГрК РФ).
В соответствии с частью 4 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.
Пунктом 6 части 5 статьи 51 ГрК РФ предусмотрено, что разрешение на строительство выдается в случае осуществления строительства, реконструкции объекта капитального строительства, строительство, реконструкцию которого планируется осуществлять в границах особо охраняемой природной территории - федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, в ведении которых находится особо охраняемая природная территория.
Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером 22:02:250005:40 расположен в границах природного парка краевого значения "Ая", который относится к особо охраняемой природной территорией регионального значения.
Общество данный факт не оспаривает.
Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (пункт 4 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ (в редакции от 15.07.2015) "Об особо охраняемых природных территориях" природные парки относятся к землям особо охраняемых природных территорий.
Постановлением Администрации Алтайского края от 24.06.2003 N 315 "Об образовании природного парка краевого значения "Ая", от 30.07.2008 N 306 "Об утверждении Положения о природном парке краевого значения "Ая" на территории Алтайского края создан природный парк краевого значения "Ая" и утверждены его границы.
С 2008 года данный парк краевого значения находился в ведении Администрации Алтайского края, с 2014 года природный парк находится в ведении уполномоченного органа исполнительной власти Алтайского края, осуществляющего реализацию государственной политики в области охраны окружающей среды и природопользования на территории Алтайского края, с 2019 года в ведении Минприроды.
В силу пункта 1 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Алтайского края, утвержденного указом Губернатора Алтайского края от 05.12.2016 N 152 Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края является органом исполнительной власти Алтайского края, реализующим государственную политику в области охраны окружающей среды и природопользования, водных, лесных отношений, охраны и использования объектов животного мира, водных биологических ресурсов, а также в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
Доказательств того, что Правительство Алтайского края уполномочило Администрацию Алтайского района Алтайского края на принятия решение применительно к спорному парку материалы дела не содержат, напротив, к полномочиям Министерства относится выдача разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства в границах особо охраняемых природных территорий краевого значения (подпункт 44 пункта 2 вышеназванного Указа).
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу, что применительно к данным положениям Администрация ни в 2016, ни в 2017, ни в 2018, ни в 2020 году не была наделена полномочиями по выдаче разрешения на строительство применительно к спорной особо охраняемой территории.
В апелляционной жалобе общество указывает на отсутствие в материалах дела доказательств того, что Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края на 20.12.2016 (день обращения общества с заявлением о выдаче разрешения на строительство) имело полномочия по выдаче разрешения на строительство в границах особо охраняемой природной территории.
Вместе с тем, как указывалось выше, в пункте 1 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Алтайского края, утвержденного указом Губернатора Алтайского края от 05.12.2016 N 152 предусмотрено, что Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края является органом исполнительной власти Алтайского края, реализующим государственную политику в области охраны окружающей среды и природопользования, водных, лесных отношений, охраны и использования объектов животного мира, водных биологических ресурсов, а также в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
Вопреки доводам апеллянта, именно в Министерство должно было обратиться общество с заявлением о выдаче разрешения на строительство.
Отклоняя ссылку общества на исчерпывающий перечень оснований для прекращения действия разрешения на строительства, предусмотренный в части 21.1 статьи 51 ГрК РФ, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в данном случае Администрацией не прекращалось действие разрешения на строительство, а отменен на основании положений Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) ненормативный правовой акт. При этом в порядке самоконтроля Администрация вправе отменить принятый ранее ненормативный правовой акт.
Довод апелляционной жалобы о неправомерной ссылке суда на применение к спорным правоотношениям пункта 6 части 5 статьи 51 ГрК РФ, поскольку указанный пункт введен в действие 30.12.2020, подлежит отклонению.
Пункт 6 части 5 ст. 51 ГрК РФ, вопреки доводам апеллянта не введен в действие с 30.12.2020, а с указанной даты была изменена его редакция.
Как в прежней редакции (в редакции Федерального закона от 18.07.2011 N 224-ФЗ), так и в редакции от 30.12.2020 пунктом 6 части 5 статьи 51 ГрК РФ был определен специальный орган, уполномоченный выдавать разрешения на строительство в границах особо охраняемых природных территорий. В рассматриваемом случае это Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края.
С учетом изложенного, установив, что общество с заявлением о выдаче разрешения на строительство в уполномоченный орган не обращалось, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что отмена ненормативного правового акта органа местного самоуправления, принятого с нарушением установленного законом порядка, не может нарушить права и законные интересы общества.
Кроме того, общество не обосновало, каким образом могут быть восстановлены его права и законные интересы признанием оспариваемого постановления недействительным, учитывая, к тому же, что срок действия разрешения на строительство истек.
Права и законные интересы общества могут быть восстановлены в ином предусмотренном законом порядке.
Как следует из КАДа, общество воспользовалось правом обращения в суд с иском о признании права собственности на самовольную постройку (дело N А03-10994/2022).
Таким образом, доводы, приведенные заявителем в жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции; оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усмотрел.
Согласно статье 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной инстанции в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 03.10.2022 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-8016/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Экоград" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
О. О. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-8016/2022
Истец: ЗАО "Экоград"
Ответчик: Администрация Алтайского района АК.
Третье лицо: Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края, Марченко Наталья Юрьевна