г. Чита |
|
1 марта 2024 г. |
Дело N А19-20884/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.02.2024.
Полный текст постановления изготовлен 01.03.2024.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скажутиной Е.Н.,
судей Желтоухова Е.В., Ниникиной В.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Юнусовой К.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Иркутска на решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 сентября 2023 года по делу N А19-20884/2022 по иску Администрации города Иркутска (ОГРН 1053808211610, ИНН 3808131271) к садоводческому некоммерческому товариществу "Пилот" (ОГРН 1143850049958, ИНН 3849039050) об обязании согласовать места площадки, об обязании оборудовать контейнерную площадку, заключить договор, о взыскании судебной неустойки,
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, установил:
Администрации города Иркутска обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к СНТ "Пилот" об обязании согласовать места площадки накопления твердых коммунальных отходов для сбора отходов, оборудовать контейнерную площадку, заключить договор с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО "РТ-НЭО Иркутск", взыскании судебной неустойки в размере 1000 руб. за каждый день неисполнения судебного акта, начиная со дня, следующего за днем, по истечении шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 29 сентября 2023 года в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обратился с апелляционной жалобой. Полагает законным в отношении СНТ применить специальные нормы, регулирующие деятельность управляющих организаций как аналогию закона, поскольку деятельность управляющих организаций схожа с деятельностью СНТ. Считает, что законодательством Российской Федерации обязанность по обустройству и содержанию мест накопления ТКО контейнерных площадок закреплена за собственником отходов. В указанном случае собственниками отходов является объединение граждан ведущих садоводческую деятельность и на постоянной основе проживающих на земельном участке СНТ "Пилот". Таким образом, обеспечение вывоза отходов с территорий СНТ обеспечивается силами СНТ за счет средств собственников отходов путем заключения договора с региональным оператором. Финансирование из муниципального бюджета мероприятий по обеспечению содержания имущества (отходов), имеющих собственников, является нецелевым использованием бюджетных средств согласно ст. 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации. С учетом цели создания товарищества, сущности его деятельности, ответчик обязан заключить с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО "РТ-НЭО Иркутск" договор на оказание услуг по вывозу твердых коммунальных отходов с территории СНТ "Пилот". Просит решение суда отменить по доводам жалобы.
Письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Истец, ответчик представителей в судебное заседание не направили, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает жалобу в отсутствие неявившихся представителей лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся материалам дела.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей пределы и полномочия апелляционной инстанции.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, в совокупности и взаимосвязи с собранными по делу доказательствами, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что согласно решению Исполнительного комитета Иркутского городского совета депутатов трудящихся сотрудникам Министерства гражданской авиации отведен земельный участок площадью 6 га по правому берегу реки Ушаковка, 4-й Кардон, находящийся в Октябрьской районе. Впоследствии указанный земельный участок на основании государственных актов права пользования землей предоставлен СНТ "Пилот".
Как следует из иска, в результате мониторинга санитарного состояния территории Правобережного округа города Иркутска специалистами комитета по управлению Правобережным округом администрации города Иркутска установлено, что на территории СНТ "Пилот" отсутствуют контейнерные площадки, о чем составлен акт от 07.07.2022.
Комитет по управлению Правобережным округом администрации г. Иркутска обратился к СНТ "Пилот" с письмом от 28.07.2022 N 304-70-2783/22, потребовав в срок до 15.09.2022 согласовать с Комитетом создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, оборудовать контейнерную площадку для сбора отходов на территории СНТ "Пилот", заключить договор с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (ООО "РТ-НЭО Иркутск") на оказание услуг по вывозу твердых коммунальных отходов с территории садоводства.
По истечении установленного срока комиссией в составе начальника отдела коммунального хозяйства управления ЖКХ КУПО, главного специалиста отдела жилищного хозяйства управления ЖКХ КУПО произведен повторный осмотр, установлено, что на прилегающей территории и в границах земельного участка, предусмотренного утвержденной документацией по планировке территории и предназначенного для общего использования правообладателями земельных участков в СНТ "ПИЛОТ" объект накопления ТКО, образующихся в результате деятельности данного садоводческого товарищества, отсутствует, о чем составлен соответствующий акт от 27.09.2022.
Указывая на наличие у ответчика обязанности создать место накопления твердых коммунальных отходов и согласовать его в установленном порядке с Администрацией, ссылаясь на положения Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Свода Правил N 53.13330.2019 "Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения (СНиП 30-02-97, Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения), Администрация обратилась с иском в суд.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции правомерно исходил из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отхода производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно части 10 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность.
В силу части 3 статьи 8 Закона N 89-ФЗ органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Согласно подпункту 24 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Пунктом 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), установлено, что обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе, с ТКО, и территориальной схемой на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями.
Пунктом 10 Правил N 1156 определено, что в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
В соответствии с пунктом 5.10 СП 53.13330.2019 "Свод правил. Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения (СНиП 3002-97* Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения)", утвержденного приказом Минстроя России от 14.10.2019 N 618/пр (далее - СП 53.13330.2019), на территории ведения садоводства и за ее пределами запрещается организовывать свалки отходов. Органические отходы должны утилизироваться на садовых земельных участках. Для неутилизируемых отходов (стекло, металл, полиэтилен и др.) на земельных участках общего назначения должны быть предусмотрены площадки для установки контейнеров твердых коммунальных отходов (по таблице 5.1). Площадки должны быть огорожены с трех сторон глухим ограждением высотой не менее 1,5 м, иметь твердое покрытие и размещаться на расстоянии не менее 20 и не более 500 м от границ участков.
При этом СП 53.13330.2019 введен в действие 15.04.2020 и в силу его пункта 1 распространяется на проектирование планировки и застройки территорий ведения гражданами садоводства. В свою очередь, в едином государственном реестре юридических лиц товарищество зарегистрировано в 2014 году и при таких обстоятельствах положения СП не могут быть распространены в отношении данного садоводческого товарищества.
Таким образом, положения СП 53.13330.2019 в настоящем споре не могут быть применимы.
С учетом того, что нормами права не предусмотрена обязанность ответчика оборудовать контейнерную площадку для сбора отходов, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о несостоятельности доводов истца, в связи с чем отказал в удовлетворении требования об обязании согласовать создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, об обязании оборудовать контейнерную площадку для сбора отходов.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований и для удовлетворения требований Администрации города Иркутска в части понуждения ответчика заключить договор с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, поскольку истец не указал, каким образом и какое нарушенное право истца будет восстановлено путем предъявления данного требования к ответчику.
Истец не указал правовые основания для требования Администрации заключить публичный договор между двумя субъектами частного права, с учетом того, что как нормами гражданского, так и нормами публичного права такие полномочия у истца отсутствуют.
Поскольку в удовлетворении требований истца об обязании ответчика согласовать создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов и оборудовать контейнерную площадку для сбора отходов, заключить договор с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО "РТ-НЭО Иркутск" на оказание услуг по вывозу твердых коммунальных отходов судом отказано, акцессорное требование о взыскании судебной неустойки правомерно не удовлетворено.
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений. Обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами (статья 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Повторно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 65 и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному выводу о том, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Оснований для иных выводов, исходя из приведенных в жалобе доводов, у суда апелляционной инстанции не имеется, поскольку аргументы заявителя не опровергают выводы суда, основанные на установленных по делу обстоятельствах, исследованных доказательствах и нормах права.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 сентября 2023 года по делу N А19-20884/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня принятия путём подачи жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Н. Скажутина |
Судьи |
Е.В.Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-20884/2022
Истец: Администрация города Иркутска
Ответчик: Садоводческое некоммерческое товарищество "Пилот"
Третье лицо: Зудилин Александр Валентинович