г. Чита |
|
23 декабря 2022 г. |
Дело N А10-7974/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 декабря 2022 года.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лоншаковой Т.В., судей Бушуевой Е.М., Горбатковой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарём Городецким Р.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "БХК-Восток" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 24 октября 2022 года по делу N А10-7974/2021 по иску общества с ограниченной ответственностью "БХК-Восток" (ОГРН 1140327016774, ИНН 0326526511) к обществу с ограниченной ответственностью "ЭкоАльянс" (ОГРН 1083808010846, ИНН 3808182124) о взыскании 5 050 131 руб. 50 коп., 10% от фактически транспортированного объема твердых коммунальных отходов по договорам N 2/30, N 3/20, N 7/20 от 09.12.2019 на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов, 47 823 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины,
при участии в судебном заседании:
от истца - Лошкарев М.А., действует на основании прав по должности; Хороших Н.П., доверенность от 10.01.2022, диплом о высшем юридическом образовании, паспорт;
от ответчика - Фомицкая С.С., доверенность N 11 от 07.02.222, диплом о высшем юридическом образовании, паспорт;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "БХК-Восток" (далее - истец, ООО "БХК-Восток") обратилось с иском в Арбитражный суд Республики Бурятия к обществу с ограниченной ответственностью "ЭкоАльянс" (далее - ответчик, ООО "ЭкоАльянс") о взыскании 4 964 631,50 руб. задолженности, 10% от фактически транспортированного объема твердых коммунальных отходов по договорам N 2/30, N 3/20, N 7/20 от 09.12.2019 на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов.
В последующем суд принял уточнение исковых требований до суммы 5 050 131,50 руб., составляющей 10% от фактически транспортированного объема твердых коммунальных отходов по договорам N 2/30, N 3/20, N 7/20 от 09.12.2019 на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 24.10.2022 в удовлетворении исковых требований отказано. С ООО "БХК-Восток" в доход федерального бюджета взыскано 428 руб.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обратился в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить.
Как указывает заявитель жалобы, в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции истец давал пояснения о том, что измерительные средства на объекте размещения отходов отсутствуют, так как объект временного размещения ТКО в Кабанском районе не является объектом (местом) обработки, обезвреживания и захоронения отходов и отсутствует в Государственном реестре объектов размещения отходов, в связи с этим оператор по обращению с ТКО на данном объекте отсутствует. Ответчик в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции документально не опровергал и не оспаривал предъявленный объем истцом указанный в сводных отчетах исполнителя, как и сами сводные отчеты. Так же ответчик не опровергал факт подписания актов приемки оказанных услуг.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик, возражая против ее доводов, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, оценив доказательства в деле в их совокупности, достаточности и взаимной связи, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 09.12.2019 на основании электронных аукционов N 2100700001119000018, N 2100700001119000019, N 2100700001119000023, проведенных на электронной площадке ЭТП Газпромбанк, информация о которых размещена на сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru (далее - ЕИС), между истцом (исполнитель) и ответчиком (региональный оператор) были подписаны нижеследующие договоры, предметом которого является оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов (далее - ТКО):
1) N 2/20 в границах территории Кабанского района Республики Бурятия: городские поселения Бабушкинское, Селенгинское, сельское поселение Выдринское, Танхойское (зона деятельности 2).
Срок оказания услуг: с 01.01.2020 по 31.12.2020 (п. 2.2. договора).
Цена договора на весь срок действия - 19 376 700 руб. (п. 3.1. договора).
2) N 3/20 в границах территории Кабанского района Республики Бурятия: городское поселение Каменское, сельские поселения Большереченское, Брянское, Кабанское, Клюевское, Ранжуровское, Посольское, Твороговское, рекреационная местность Култушная (зона деятельности 2).
Срок оказания услуг: с 01.01.2020 по 31.12.2020 (п. 2.2. договоров).
Цена договора на весь срок действия -22 668 586 руб. 50 коп. (п. 3.1. договора).
3) N 7/20 в границах территории Кабанского района Республики Бурятия: сельские послеления Байкало-Кударинское, Корсаковское, Красноярское, Оймурское, Сухинское, Шергинское (зона деятельности 2).
Срок оказания услуг - с 01.01.2020 по 31.12.2020 (п. 2.2. договора).
Цена договора на весь срок действия - 8 455 968 руб. (п. 3.1. договора).
Также пунктом 3.1 всех договоров установлено, что цена договора может быть изменена региональным оператором в случае фактического изменения объема ТКО в границах территории оказания услуг (приложение N 1 к договорам). Если ежемесячный объем превышает планируемый объем, согласованный сторонами в приложении N 1, то перерасчет будет произведен региональным оператором при оплате оказанных услуг за последний месяц действия договора в размере, не превышающем 10% от стоимости договора.
Планируемый объем образования ТКО в границах территории оказания услуг определен в соответствии Территориальной схемой обращения с отходами, приложение N 1 к договору (п. 1.4. договоров).
В приложении N 1 к договорам согласован планируемый объем образования ТКО в границах территории оказания услуг и состав таких отходов. Как указано в примечании 3 к приложению N 1, количественные характеристики и источники образования ТКО применяются в соответствии с Таблицей 11 Постановление Правительства Республики Бурятия от 29.11.2016 N 540 "Об утверждении Территориальной схемы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Республики Бурятия" (далее - Территориальная схема).
В приложении N 2 к договорам согласован перечень мест сбора и накопления ТКО в границах территории оказания услуг исполнителя.
В приложении N 3 к договорам согласованы места приема и передачи ТКО.
Форма акта приемки оказанных услуг установлена приложением N 5 к каждому из договоров, согласно которой в данном акте отражаются адреса в населенных пунктах с указанием объема вывезенного ТКО с приложением отчета в отношении каждого мусоровоза с указанием наименования транспортного средства, его государственного регистрационного знака, количества ТКО по массе и объему.
В приложении N 6 к договорам указан список с наименованиями транспортных средств-мусоровозов, их госномера, предельно допустимое значение уплотнения ТКО (коэффициент максимально допустимого сжатия), вместимость кузова в куб.м.
Приложением N 7 к договорам установлена форма маршрутного журнала о движении мусоровоза и загрузке (выгрузке) ТКО. В данном журнале указываются: дата, адрес места сбора и накопления ТКО; количество вывезенного ТКО, а также крупногабаритных отходов (КГО) с учетом типа накопления (контейнерный, бесконтейнерный) с мест накопления; объем и масса ТКО, поступивших на объекты обращения с отходами.
Общий планируемый объем образования ТКО в соответствии с аукционной документацией и приложениями N 1 к договорам составил 64 589,04 + 79 538,88 + 26 424,96 = 170 552,88 куб. м. на 2020 год.
Исходя из аукционной документации, цены договоров и согласованного общего планируемого объема образования ТКО стоимость перевозки одного кубического метра ТКО составляет 300, 285 и 320 рублей по договорам N 02/20, N 03/20 и N 07/20 соответственно.
Пунктом 3.6 договоров установлено, что исполнитель передает региональному оператору счет на оплату, акт приемки оказанных услуг, составленных по форме в соответствие с приложением N 5 к договору.
30.12.2020 сторонами было подписано дополнительное соглашение к договору N 2/20, согласно которому срок оказания услуг продлен на период с 01.01.2021 по 28.02.2021, планируемый объем ТКО за указанный период составляет 10764,84 куб. м., за расчетный период 5 382,42 куб.м., цена дополнительного соглашения за период с 01.01.2021 по 28.02.2021 составляет 3 229 452 руб.
30.12.2020 также было подписано дополнительное соглашение к договору N 3/20, согласно которому срок оказания услуг по указанному договору был продлен на период с 01.01.2021 по 28.02.2021, планируемый объем ТКО за указанный период составляет 13256,48 куб.м., за расчетный период 6628,24 куб.м., цена дополнительного соглашения за период с 01.01.2021 по 28.02.2021 составляет 3 778 096 руб. 80 коп.
30.12.2020 стороны подписали дополнительное соглашение к договору N 7/20, согласно которому срок оказания услуг продлен на период с 01.01.2021 по 28.02.2021, планируемый объем ТКО за указанный период составляет 4404,16 куб.м., за расчетный период 2202,08 куб.м., цена дополнительного соглашения за период с 01.01.2021 по 28.02.2021 составляет 1 409 331 руб. 20 коп.
В подтверждение факта оказания услуг истцом были представлены ежемесячные акты за 2020 год с указанием наименования работы/услуги, как оплата по договору за соответствующий период, с номерами 5, 15, 26, 35, 41, 49, 56, 65, 77, 85, 95, 105 к договору N 2/20 (с указанием одного и того же объема ТКО в каждом из них в размере 5382,42 куб. м. и суммы 1 614 725,00 руб.), с номерами 6, 16, 27, 36, 42, 50, 57, 66, 78, 86, 96, 106 к договору N 3/20 (с указанием одного и того же объема ТКО в каждом из них в размере 6628,24 куб. м. и суммы 1 889 048,88 руб.), с номерами 7, 17, 28, 37, 43, 51, 58, 67, 79, 87, 97, 107 к договору N 7/20 (с указанием одного и того же объема ТКО в каждом из них в размере 2202,08 куб. м. и суммы 704 664,00 руб.) (далее - акты).
Также представлены ежемесячные акты приемки оказанных услуг за 2020 год (далее - акты оказанных услуг) по всем из договоров, с указанием иных объемов ТКО, чем в вышеуказанных актах. Из них подписаны обеими сторонами только акты приемки оказанных услуг за январь-май, октябрь 2020 года.
Как следует из иска, общий объем перевезенного ТКО, исходя из актов и актов приемки оказанных услуг, составляет:
- 64589,04 куб. м. по актам, 82814,95 куб. м. по актам оказанных услуг (их них по подписанным актам оказанных услуг всего 39 546,73 куб. м., по неподписанным актам оказанных услуг 43 268,22 куб. м.) по договору N 02/20;
- 79 538,88 куб. м. по актам, 100 030,52 куб м. по актам оказанных услуг (из них по подписанным актам оказанных услуг всего 48 650,78 куб. м., по неподписанным актам оказанных услуг 51 379,74 куб. м.) по договору N 03/20;
- 26 424,96 куб. м. по актам 33 929,5 куб. м. по актам оказанных услуг (их них по подписанным актам оказанных услуг всего 16 185,77 куб. м., по неподписанным актам оказанных услуг 17 743,73 куб. м.) по договору N 07/20.
Поскольку возможность изменения цены договоров ограничена 10% в силу пункта 3.1 договоров, превышенный объем относительно планируемого составляет 6458,90 куб.м, 7953,90 куб. м. и 2642,50 куб. м. по договорам N 02/20, N 03/20 и N 07/20 соответственно. При этом вышеуказанное превышение объема относительно планируемого зафиксировано как минимум в подписанных актах оказанных услуг, без учета неподписанных обеими сторонами актов оказанных услуг.
Заявленная истцом сумма долга регионального оператора по оплате превышенного транспортированного объема ТКО составляет 5 050 131,50 руб. по всем трем договорам.
15.12.2021 истец направил претензию в адрес ответчика о необходимости оплаты за превышенный объем в размере 10% от установленного договорами объема в сумме 4 964 631,50 руб. (в последующем уточненной до суммы 5 050 131,50 руб.).
Отказ ООО "ЭкоАльянс" от оплаты превышающего объема послужил поводом для обращения ООО "БХК-Восток" в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что истцом необоснованно предъявлено требование за дополнительный объем ТКО, что не соответствует планируемому объему образования ТКО, указанному в договорах, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии задолженности на стороне ответчика.
Оценив представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции пришёл к следующим выводам.
По своей правовой природе договоры N 2/20, N 3/20, N7/2 от 09.12.2019 являются договорами возмездного оказания услуг.
Согласно статье 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов; односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
Правоотношения в сфере обращения с ТКО регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505).
В соответствии с пунктом 1 статьи 779, пунктом 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Согласно пункту 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственнику ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 8 Информационного письма N 51, основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате выполненных работ является сдача результата работ заказчику.
Вместе с тем, в пункте 12 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда" указано, что наличие акта приемки работ, подписанного заказчиком, не лишает заказчика права представить суду возражения по объему и стоимости работ.
Материалами дела установлено, что ответчик является региональным оператором по обращению с отходами в Республике Бурятия.
По договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Правила N 1156 устанавливают порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО, заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
В соответствии с Законом N 89-ФЗ и пунктом 25 Правил N 1156 к существенным условиям договора относятся планируемый объем и (или) масса транспортируемых ТКО, состав таких отходов; периодичность и время вывоза ТКО; места приема и передачи ТКО, маршрут в соответствии со схемой обращения с отходами; предельно допустимое значение уплотнения ТКО; способ коммерческого учета количества ТКО; сроки и порядок оплаты услуг по договору.
Из анализа вышеуказанных норм права следует, что ответчик обязан оплатить истцу стоимость фактически оказанных услуг при условии доказанности факта их оказания.
В силу статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Как следует из дела, в обоснование исковых требований указано, что ответчиком были подписаны акты оказанных услуг за январь-май 2020 года, а также октябрь 2020 года, в которых зафиксирован увеличенный объем перевезенного ТКО, превышающий 10% от общего планируемого объема, соответственно у ответчика возникла обязанность по оплате дополнительного объема в 10%.
Ответчик, возражая по заявленным требованиям, указывает на отсутствие расчета объема оказанных услуг по спорному периоду.
Суд первой инстанции, разрешая спор, указал на то, что в рамках дела N А10-250/2021, рассмотренного Арбитражным судом Республики Бурятия и вступившего в законную силу решения суда, имеющего преюдициальное значение для рассматриваемого дела, исковые требования истца ООО "БХК-Восток" к ответчику ООО "Экоальянс" о взыскании суммы долга в размере 14 750 909 руб. 33 коп. по вышеуказанным договорам, включая спорный период, были удовлетворены. При этом было установлено, что ежемесячные объемы транспортировки ТКО не превысили установленные нормативы образования ТКО, объем вывезенных отходов ООО "БХК-Восток" за 2020 год составил 170 552,88 куб. м.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, поскольку в рамках дела N А10-250/2021 истец предъявил объем оказанных услуг по вывозу ТКО в размере 170 522,88 куб. м. за 2020 год и соответствующий этому объему расчет суммы долга с учетом частичной его оплаты со стороны ООО "Экоальянс", следовательно, это соответствует планируемому объему образования ТКО в рамках приложений N 1 к спорным договорам. При этом дополнительные объемы ТКО, которые заявлены в рамках настоящего дела, не заявлялись.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание наличие противоречивой позиции истца относительно выбранного способа коммерческого учета ТКО (нормативный способ учета ТКО либо расчет выбран исходя из фактического объема перевезенного ТКО) суд первой инстанции пришел к выводу, что настоящий иск фактически направлен на пересмотр решения суда по делу N А10-250/2021 с представлением новых доказательств - актов оказанных услуг, включающих в себя дополнительные объемы ТКО за тот же спорный период.
Данный вывод суд апелляционной инстанции полагает верным, поскольку истцом не представлено правового обоснования и доказательств возможности применения различных способов коммерческого учета ТКО, а именно нормативного и по массе, одновременно в рамках одного и того же договора между региональным оператором по обращению с ТКО и оператором по транспортированию ТКО.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 АПК РФ).
Таким образом, истец в суд первой инстанции не представил доказательств, подтверждающих оказание услуг по вывозу дополнительного объема ТКО, превышающего на 26,24% от планируемого объема, установленного в договорах, соответственно, правовых оснований для удовлетворения исковых требований у суда первой инстанции не имелось.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не влияют на правильность выводов суда первой инстанции, в силу чего признаются апелляционным судом несостоятельными.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в связи с оставлением апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на ее подателя.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268 - 271 АПК РФ, Четвёртый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 24 октября 2022 года по делу N А10-7974/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.В. Лоншакова |
Судьи |
Е.М. Бушуева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-7974/2021
Истец: Общество с ограниченной ответсвенностью БХК-Восток
Ответчик: ООО ЭКОАЛЬЯНС