г. Пермь |
|
23 декабря 2022 г. |
Дело N А50-16506/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 декабря 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Муравьевой Е.Ю.,
судей Васильевой Е.В., Трефиловой Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бронниковой О.М.,
при участии:
от заинтересованного лица: Спренгель А.И., паспорт, доверенность N 30-01-10-169 от 25.10.2022, распоряжение от 24.10.2022, диплом; Лядов М.А., паспорт, доверенность N 30-01-10-12 от 27.01.2020;
от третьего лица, ООО "Георазведка": Попов А.В., паспорт, доверенность N 5 от 14.12.2022, диплом;
от иных лиц представители не явились,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 07 сентября 2022 года
по делу N А50-16506/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Пермьуралнеруд" (ОГРН 1065920021420, ИНН 5920025446)
к Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (ОГРН 1065902004354, ИНН 5902293298),
третьи лица: ООО "Георазведка", ИП Деткин Е.А., Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю,
о признании недействительным ненормативного правового акта,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Пермьуралнеруд" (далее - заявитель, общество, ООО "Пермьуралнеруд") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным приказа Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (далее - Министерство, Минприроды Пермского края, ответчик) от 20.06.2022 N 30-01-02-761 "О геологическом изучении участков недр местного значения за счет пользователей недр" в части повторного опубликования в перечне участков недр местного значения по Пермскому краю участка Пограничный, изменения границ участка недр и приема с 20.06.2022 заявок на геологическое изучение участка недр Пограничный.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены ООО "Георазведка", ИП Деткин Е.А., Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 07.09.2022 (резолютивная часть решения объявлена) заявленные требования удовлетворены. Признан недействительным Приказ Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 20.06.2022 N 30-01-02-761 "О геологическом изучении участков недр местного значения за счет пользователей недр" в части повторного опубликования в перечне участков недр местного значения по Пермскому краю участка Пограничный, изменения границ участка недр и приема с 20.06.2022 заявок на геологическое изучение участка недр Пограничный, как несоответствующий Закону Российской Федерации от 21.02.1992 N2395-1"О недрах", Закону Пермского края от 09.11.2012 N114-ПК "О порядке предоставления в пользование участков недр местного значения на территории Пермского края". Суд обязал Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Пермьуралнеруд" путем рассмотрения заявок на геологическое изучение участка недр местного значения Пограничный, принятых в течение 30 дней с момента официального опубликования дополнения к перечню участков недр местного значения Пермского края 16.11.2021 на сайте priroda.permkrai.ru. С Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края в пользу общества взысканы судебные расходы на уплату государственной пошлины в сумме 3000 руб.
Не согласившись с принятым решением, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы приведены доводы о том, что Приказ Роснедр N 428 издан взамен утратившего силу приказа Роснедр от 15 июня 2012 г. N 687 "Об утверждении Порядка подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения или отказа в согласовании таких перечней", которым не была предусмотрена процедура опубликования Перечня; публикация Перечня в соответствии с Порядком подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, или отказа в согласовании таких перечней, утвержденным приказом Федерального агентства по недропользованию от 6 октября 2020 г. N 428 на сайте Министерства носит процедурный характер и не является основанием для приема заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения участков недр местного значения; Приказ Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 20 июня 2022 г. N 30-01-02-761 "О геологическом изучении участков недр местного значения за счет пользователей недр" издан в соответствии с требованиями Закона N 114-ПК и сложившейся практикой лицензирования с момента принятия закона в 2012 году; отмечает, что участок недр Пограничный ранее не публиковался, в связи с чем вывод суда о повторном опубликовании не соответствует действительности; на момент издания оспариваемого приказа право пользования недрами Пограничным участком не было предоставлено, в связи с чем не могло нарушить чьи-либо права. Считает, что отмена оспариваемого приказа приведет к нарушению прав лиц, подавших заявки на предоставление права пользования недрами на Пограничном участке - ИП Деткин Е.А., ООО "Георазведка", а также непосредственно заявителя - ООО "Пермьуралнеруд", которым также подана заявка.
Заявитель с жалобой не согласен по основаниям, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу. Решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
До рассмотрения апелляционной жалобы от ООО "Георазведка" поступили письменные пояснения на апелляционную жалобу, в которых общество поддерживает доводы жалобы, решение суда считает необоснованным.
Письменные пояснения приобщены к материалам дела в порядке статьи 81 АПК РФ в качестве письменных пояснений стороны.
ООО "Пермьуралнеруд" направило в суд отзыв на письменные пояснения ООО "Георазведка", которые приобщены к материалам дела в порядке статьи 81 АПК РФ в качестве письменных пояснений стороны.
ООО "Пермьуралнеруд" просит не допускать к участию в судебном заседании представителя Минприроды Пермского края, если доверенность ему выдана неуполномоченным лицом - исполняющим обязанности Министра в период командировки Министра; отложить судебное разбирательство или объявить перерыв в судебном заседании; допустить к участию в следующем судебном заседании путем использования веб-конференции представителя заявителя ООО "ПермьУралНеруд" Антонова Олега Владимировича; оставить решение Арбитражного суда Пермского края от 07.09.2022 года по делу А50-16506/2022 без изменения, а апелляционную жалобу Минприроды Пермского края - без удовлетворения
В судебном заседании 28.11.2022, представители заинтересованного лица на доводах жалобы настаивали, представитель ООО "Георазведка" поддержал доводы апелляционной жалобы, просит апелляционную жалобу удовлетворить, решение отменить.
Ознакомившись с материалами дела, заслушав явившихся в судебное представителей, суд апелляционной инстанции определением от 28.11.2022 отложил судебное заседание на 22.12.2022.
После отложения рассмотрение дела продолжено в том же составе суда.
В судебном заседании 22.12.2022, представитель Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края на доводах апелляционной жалобы настаивал. Представитель ООО "Георазведка", поддерживал доводы апелляционной жалобы, кроме того ходатайствовал о приобщении к материалам дела письменных пояснений.
Письменные пояснения приобщены к материалам дела в порядке статьи 81 АПК РФ в качестве письменных пояснений стороны.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 16.11.2021 года на сайте Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края опубликовано утвержденное дополнение к перечню участков недр местного значения по Пермскому краю от 16.11.2021.
В пункте 7 дополнения к перечню от 16.11.2021 указан участок недр местного значения Пограничный (Осинский городской округ, Частинский и Еловский муниципальные округа, вид полезного ископаемого - гравийно-песчаная смесь).
02.12.2021 ООО "Пермьуралнеруд" обратилось в Минприроды Пермского края с заявкой на получение права пользования участком недр местного значения Пограничный с целью геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений общераспространенных полезных ископаемых за счет средств пользователя недр.
23.12.2021 в ответ на указанную заявку Минприроды Пермского края направило в адрес заявителя ООО "Пермьуралнеруд" отказ в предоставлении в пользование участком недр местного значения Пограничный для геологического изучения с указанием, что публикация Перечня на сайте Министерства носит процедурный характер и не является основанием для приема заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения УНМЗ.
Полагая, что отказ Министерства не соответствует требованиям закона и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере его экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд.
Решением Арбитражного суда Пермского края по делу N А50-1531/2022 признан незаконным отказ Министерства в принятии заявки общества, выраженной в письме от 23.12.2021 N 30-01-20.2-6724. Суд обязал Минприроды Пермского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Пермьуралнеруд" путем рассмотрения его заявки от 02.12.2021 в течение тридцати дней с даты вступления в законную силу решения суда по делу N А50-1531/2022.
20.06.2022 на сайте priroda.permkrai.ru Министерством опубликован Приказ от 20.06.2022 N 30-01-02-761 "О геологическом изучении участков недр местного значения за счет пользователей недр". Приказ опубликован в разделе документы /нормативные правовые акты/ 2022. Ссылка на публикацию: https://priroda.permkrai.ru/clokumentv/263224/. Приказ, в том числе, содержит указание об участке Пограничный.
Полагая, что Приказ Минприроды Пермского края от 20.06.2022 N 30-01-02-761 "О геологическом изучении участков недр местного значения за счет пользователей недр" принят с нарушением закона и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере его экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая решение, суд первой инстанции установил наличие совокупности правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционных жалобах и письменных отзывах, суд апелляционной инстанции оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не установил.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Согласно статье 1.2 Закона РФ "О недрах" от 21.02.1992 N 2395-1 (далее - Закон РФ о недрах), недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2.3 Закона РФ о недрах к участкам недр местного значения относятся участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые, участки недр, используемые для геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых, за исключением подземных сооружений для захоронения радиоактивных отходов, отходов производства и потребления I - V классов опасности, хранилищ углеводородного сырья, и (или) используемые для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых, участки недр, содержащие подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки, а также для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения садоводческих некоммерческих товариществ и (или) огороднических некоммерческих товариществ.
Подготовка и утверждение перечней участков недр местного значения в отношении указанных в пункте 1 части первой настоящей статьи участков недр местного значения осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами.
Порядок подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения или отказа в согласовании таких перечней, а также внесения в них изменений устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр.
На основании статьи 18 Закона РФ о недрах участки недр местного значения предоставляются в пользование для геологического изучения общераспространенных полезных ископаемых, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для осуществления по совмещенной лицензии их геологического изучения, разведки и добычи, для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения, для разведки и добычи подземных вод или для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи, для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения садоводческих некоммерческих товариществ и (или) огороднических некоммерческих товариществ, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Одним из оснований предоставления права пользования участками недр является принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении права пользования участком недр местного значения, включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, для геологического изучения недр в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых (пункт 7 стать 10.1 Закона РФ о недрах).
Правовые основы регулирования отношений, возникающих в процессе предоставления в пользование участков недр местного значения на территории Пермского края, установлены Законом Пермского края от 09.11.2012 N 114-ПК "О порядке предоставления в пользование участков недр местного значения на территории Пермского края" (далее - Закон N 114-ПК).
В силу подпункта 1 части 1 статьи 4 Закона N 114-ПК участки недр местного значения могут быть предоставлены, в том числе для геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений общераспространенных полезных ископаемых.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона N 114-ПК предоставление в пользование участков недр местного значения с целью геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений общераспространенных полезных ископаемых, осуществляется в отношении участков недр местного значения, включенных в утвержденные уполномоченным органом перечни участков недр местного значения, - для участков недр местного значения, геологическое изучение которых осуществляется за счет средств пользователей недр.
Порядок подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, или отказа в согласовании таких перечней утвержден Приказом Роснедр от 06.10.2020 N 428.
Согласно пункту 2 Порядка N 428 в перечень участков недр местного значения включаются участки недр на основании заявок субъектов предпринимательской деятельности, а также обращений органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
В силу пункта 9 Порядка N 428 в случае если заявка (обращение) на включение участка недр в перечень участков недр местного значения соответствует требованиям пункта 5, подпунктов 1 - 3 пункта 6 Порядка, орган государственной власти субъекта Российской Федерации в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня регистрации заявки (обращения), направляет запросы, содержащие информацию о местоположении и границах участка недр (карту-схему участка недр с приложением географических координат угловых точек), находящегося в нераспределенном фонде и предлагаемого к включению в проект перечня участков недр местного значения, на рассмотрение в органы государственной власти, приведенные в указанном пункте, которые рассматривают поступившую информацию об участке недр, предлагаемом к включению в перечень участков недр местного значения, в течение 30 рабочих дней со дня ее поступления.
В дальнейшем происходит рассмотрение заявки с учетом поступившей от органов государственной власти информации и принятие решения о включении (отказе во включении) участка недр в перечень участков недр местного значения или дополнение к ранее утвержденному перечню участков недр местного значения (пункт 11 Порядка N 428); формирование проекта перечня участков недр местного значения или дополнения к ранее утвержденному перечню УНМЗ (пункты 12, 13, 14 Порядка); направление проекта перечня либо дополнения к ранее утвержденному перечню в территориальный орган Федерального агентства по недропользованию (пункт 14 Порядка), который по результатам рассмотрения проекта перечня (дополнений к нему) направляет в соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации письмо о согласовании или об отказе в согласовании проекта перечня УНМЗ или дополнения к ранее утвержденному перечню (пункт 15 Порядка).
В соответствии с пунктом 17 Порядка N 428 орган государственной власти субъекта Российской Федерации утверждает согласованный территориальным органом Федерального агентства по недропользованию проект перечня участков недр местного значения или дополнение к ранее утвержденному перечню участков недр местного значения в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня его получения.
Утвержденный органом государственной власти субъекта Российской Федерации перечень участков недр местного значения или дополнение к ранее утвержденному перечню участков недр местного значения подлежит опубликованию на официальном сайте органа государственной власти субъекта Российской Федерации и на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня его утверждения.
В части 4 статьи 11 Закона N 114-ПК закреплено, что заявка на получение права пользования участком недр местного значения для целей геологического изучения участков недр местного значения за счет средств пользователя недр на участке недр местного значения подается не позднее 30 дней с момента официального опубликования перечня участков недр местного значения, считая с даты первой публикации. Заявка рассматривается уполномоченным органом, о результатах рассмотрения заявитель извещается в письменной форме в течение 30 дней со дня окончания приема заявок.
Согласно части 6 статьи 11 Закона N 114-ПК отказ в приеме заявки может последовать в случаях, если заявка подана с нарушением установленных требований, в том числе если ее содержание не соответствует части 2, части 2.1 статьи 11 Закона N 114-ПК, заявитель умышленно представил о себе недостоверные сведения, заявитель не представил и не может представить доказательств того, что обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми, техническими и технологическими средствами для эффективного и безопасного проведения работ, если в случае предоставления права пользования участком недр местного значения данному заявителю не будут соблюдены антимонопольные требования.
Уполномоченный орган в течение 30 дней со дня принятия решения о предоставлении права пользования участком недр местного значения оформляет, регистрирует в порядке, установленном уполномоченным органом, и выдает лицензию заявителю (часть 7 статьи 11 Закона N 114-ПК).
Согласно части 8 статьи 11 Закона N 114-ПК в случае поступления двух или более заявок на геологическое изучение одного и того же участка недр местного значения уполномоченным органом принимается решение о проведении аукциона на получение права пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых по данному участку недр местного значения.
Как установлено вступившим в законную силу решением суда по делу А50-1531/2022, представленным в материалы дела протоколом осмотра доказательств от 21.12.2021, произведенного нотариусом Салаховой Э.М., подтверждается и сторонами не оспаривается, что 16.12.2021 на официальном сайте Министерства были опубликованы дополнения к перечню участков недр местного значения от 16.11.2021. Спорный участок недр включен в указанный перечень.
Установив факт публикации дополнения к перечню участков недр местного значения, заявитель, реализуя правомочия, предусмотренные частью 4 статьи 11 Закона N 114-ПК, 02.12.2021 обратился в Министерство с заявкой на получение права пользования участком недр местного значения Пограничный с целью геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений общераспространенных полезных ископаемых за счет средств пользователя недр.
Как указывалось выше, Министерство отказало в приеме заявки ООО "Пермьуралнеруд" от 02.12.2021 на получение права пользования недрами (участок недр Пограничный), мотивировав свой отказ в письме от 23.12.2021 N 30-01-20.2-6724 тем, что публикация Перечня участков недр местного значения по Пермскому краю, утвержденного и размещенного на сайте Министерства 16.11.2021, носит процедурный характер и не является основанием для приема заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения участков недр местного значения.
Между тем, судебным актом по делу N А50-1531/2022 признан незаконным отказ Министерства в принятии заявки общества, выраженной в письме от 23.12.2021 N 30-01-20.2-6724. Суд обязал Минприроды Пермского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Пермьуралнеруд" путем рассмотрения его заявки от 02.12.2021 в течение тридцати дней с даты вступления в законную силу решения суда.
Как указали суды в рамках дела N А50-1531/2022, в рассматриваемом случае, с учетом положений пункта 17 Порядка N 428 и части 8 статьи 11 Закона N114-ПК, Министерство должно было опубликовать на своем официальном сайте утвержденное дополнение к перечню участков недр местного значения.
Публикация на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов (torgi.gov.ru) не требовалась, поскольку в соответствии частью 8 статьи 11 Закона N 114-ПК решение о проведении аукциона на получение права пользования недрами принимается в случае поступления двух или более заявок на геологическое изучение одного и того же участка недр местного значения.
Тем самым, обязанность опубликовать на сайте torgi.gov.ru дополнение к перечню участков недр местного значения возникла бы у Министерства, если бы в течение 30 дней с момента опубликования перечня поступили две или более заявки на предоставление в пользование одного и того же участка недр.
Между тем в течение 30 дней с момента официального опубликования Министерством дополнения к перечню участков недр местного значения по Пермскому краю, осуществленного 16.11.2021 в соответствии с положениями п. 17 Порядка N 428, ООО "Пермьуралнеруд" подана единственная заявка на получение права пользования участком недр местного значения Пограничный участок (пункт 7 дополнения к перечню) для целей геологического изучения за счет средств пользователя недр.
При совокупности вышеизложенного, отказ в приеме заявки общества, мотивированный исключительно тем, что дополнение к перечню, опубликованное на сайте Министерства 16.11.2021, не может быть признано опубликованием в смысле, придаваемом Законом N 114-ПК, не основан на нормах действующего на момент обращения ООО "Пермьуралнеруд" с заявкой законодательства о недрах, соответственно, правомерно признан незаконным судом, нарушающим права и законные интересы заявителя, как лица, единственно подавшего заявку в установленный законом 30-дневный срок после соответствующей публикации, и, как следствие, имеющего право претендовать на получение права пользования таким участком на условиях, предусмотренных Законом, в отсутствии иных ограничений и оснований для отклонения соответствующей заявки, которые, в силу того, что заявка по существу не рассматривалась, не устанавливались Министерством.
Указанный судебный акт в силу части 2 статьи 69 АПК РФ имеет преюдициальное значение и обстоятельства, установленные арбитражным судом в ранее рассмотренном споре, не подлежат доказыванию вновь при рассмотрении настоящего спора.
Таким образом, Министерство не должно было повторно опубликовывать сведения о приеме с 20.06.2022 заявок на геологическое изучение участка недр Пограничный, а рассмотреть заявку общества в установленный законом срок.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, нарушение прав заявителя состоит в том, что он был единственным лицом, подавшим заявку в 30-дневный срок после публикации, и в случае если его заявка соответствует требованиям, он вправе претендовать на получение права пользования таким участком.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в рассматриваемом случае имеется предусмотренная статьями 198, 201 АПК РФ совокупность условий, необходимых для признания отказа Министерства в принятии заявки, изложенного в письме от 23.12.2021 N 30-01-20.2-6724, незаконным.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов государственных или муниципальных органов должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Суды не вправе подменять органы, осуществляющие публичные полномочия, по вопросам, отнесенным к их компетенции, в том числе путем указания на конкретные действия, которые необходимо совершить данным органам в целях устранения допущенных ими нарушений и восстановления прав заинтересованных лиц, ограничивать объем полномочий публичных органов и способы восстановления нарушенных прав и законных интересов, при этом возложенная на ответчика обязанность устранить допущенные нарушения прав заявителя предполагает совершение ответчиком всех необходимых и достаточных для этого действий и принятия действенных мер, входящих в компетенцию этого органа.
Таким образом, требования заявителя в части обязания Министерства устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Пермьуралнеруд" путем рассмотрения заявок на геологическое изучение участка недр местного значения Пограничный, принятых в течение 30 дней с момента официального опубликования дополнения к перечню участков недр местного значения Пермского края 16.11.2021 на сайте priroda.permkrai.ru, удовлетворено законно и обоснованно.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом первой инстанции установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы существенное значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, а фактически направлены на переоценку выводов суда в отсутствие на то достаточных оснований.
Позицию Министерства апелляционный суд рассматривает как направленную на преодоление вступившего в законную силу судебного акта по делу N А50-1531/2022, что недопустимо в силу статьи 16 АПК РФ.
В суде апелляционной инстанции третье лицо ООО "Георазведка" и Министерство заявили о том, что оспариваемый приказ имеет признаки нормативного правового акта, что исключает его рассмотрение арбитражным судом в порядке, установленном главой 24 АПК РФ.
Рассмотрев указанные доводы, апелляционный суд полагает, что они не свидетельствуют о наличии оснований для отмены судебного акта.
В пункте 2 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" разъяснено: "Признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Вместе с тем признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом.
Так, следует учитывать, что акт может являться обязательным для неопределенного круга лиц, в частности, в случаях, когда он издается в целях установления правового режима конкретного объекта публичного права (например, правовой акт об установлении границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, об установлении границ зон с особыми условиями использования территории, решение о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, об утверждении генеральных планов поселений, городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов, субъектов Российской Федерации, двух и более субъектов Российской Федерации, Российской Федерации).
В отдельных случаях о нормативном характере оспариваемого акта могут свидетельствовать утвержденные данным актом типовые, примерные приложения, содержащие правовые нормы. С учетом этого отсутствие в самом оспариваемом акте положений нормативного характера не может оцениваться в отрыве от приложений и служить основанием для отказа в рассмотрении дела по правилам главы 21 КАС РФ, главы 23 АПК РФ".
Проанализировав содержание оспариваемого приказа, апелляционный суд не усматривает оснований для вывода о его нормативном характере.
Сам по себе факт публикации оспариваемого приказа на официальном сайте Министерства в разделе Документы/нормативные правовые акты/2022 не свидетельствует о том, что данный документ носит нормативный характер.
В пункте 17 Приказа N 428 предусмотрено, что утвержденный органом государственной власти субъекта Российской Федерации перечень участков недр местного значения или дополнение к ранее утвержденному перечню участков недр местного значения подлежит опубликованию на официальном сайте органа государственной власти субъекта Российской Федерации и на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня его утверждения.
Вопрос публикации приказов Министерства, касающихся публикации перечня участков недр местного значения, рассматривался в деле N А50-1531/2022. В постановлении Арбитражного суда Уральского округа указано следующее: "До утверждения Порядка N 428, ранее существовал иной порядок формирования и включения участков недр местного значения в перечень согласно ранее действовавшему Приказу Роснедр от 15.06.2012 N 687, который не предусматривал процедуру публикации перечня УНМЗ.
В этой связи Министерством, толкующим положения части 4 статьи 11 Закона N 114-ПК об официальном опубликовании перечня участков недр местного значения, в отсутствие в Законе и иных нормативных актах раскрытия соответствующего понятия, источников официального опубликования, был выработан порядок действий, направленный на опубликование соответствующих сведений в порядке публикации правовых актов через издание приказа.
Однако в рассматриваемом случае, в связи с утверждением нового Порядка N 428, конкретизирующего источники официальной публикации утвержденного перечня участков недр местного значения или дополнения к ранее утвержденному перечню участков недр местного значения, которыми признаны официальный сайт органа государственной власти субъекта Российской Федерации и официальный сайт Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, Министерство должно было руководствоваться положениями Порядка N 428".
По приведенным в постановлении мотивам апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, отмене не подлежит. В удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 07 сентября 2022 года по делу N А50-16506/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Е.Ю. Муравьева |
Судьи |
Е.В. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-16506/2022
Истец: ООО "ПЕРМЬУРАЛНЕРУД"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ, ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА И ЭКОЛОГИИ ПЕРМСКОГО КРАЯ
Третье лицо: Деткин Е. А., ООО ГЕОРАЗВЕДКА, УФАС по Пермскому краю